«Три счастливых дня было у меня…» на всё про всё в Питере. День - Петергоф, вечером театр. Следующий - Царское село, во второй половине дня Эрмитаж, третий - Нева с Авророй и храм Спаса. К ночи просто ноги отваливались, потому что надо «успеть до полуночи». И так кроме больших объектов, все остальное на бегу и из окон такси. Пешком только от Дворцовой площади кружочек, да перебежки в центре от каналов вокруг Исакиевского соборая. В дальние концы города попали по пути в Петергоф и г.Пушкин.
Про особенности погоды в Питере известно всем, но все-таки неожиданно было увидеть в середине октября почти голые деревья. А дома еще золотая осень в полном убранстве листвы. Попали в самую депрессивную питерскую погоду, дождь со снегом и штормовой ветер, и это, повторю, всего лишь середина октября. На один день закрыли навигацию из-за нагонной волны, когда длинная волна «запирает» выход невских вод, что и становится причиной резкого подъёма уровня. Катера не могли вписаться в просвет мостов, стояли на приколе. Плещущаяся вода на ступеньках лестниц… Но увидеть подобное собственными глазами, ощутить дико сильный для нас, равнинных жителей, мокрый ветер на своих боках, стало штрихом к пониманию города. Главное, успели полюбоваться Питером до введение глобального карантина. Но фотографии получились темными и неясными, хорошо что вообще получились.
В каждом походе по городу оказывались около Казанского собора. Сколько за всю жизнь документальных и художественных фильмов видано, сколько статей и учебников читано, что собор заочно очень знаком. Поэтому всякий раз проходя вдоль величественного здания - «салют!» и дальше.
В ходе подготовки к этой поезде, было вычитанное новое про собор. Есть версия, что сатанинская ненависть Гитлера - захватить и раззорить Ленинград, была связана с прошлым Германии и Европы. Казанскийсобор был хранилищем трофеев Отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Всего в соборе хранились 107 знамён и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве. В ходе освобождения Европы Русской армией от наполеоновского нашествия, символические ключи от столицы Германии и других европейских городов были переданы на вечное хранение в Казанский собор. На стенах собора повесили 97 ключей и 6 связок еще хранились рядом с могилой Кутузова. Вот Гитлер и хотел смыть «позор», малограмотный маньяк-убийца не знал, что их вывезли в Москву. А самые главные ключи – от Берлина, вообще хранились за иконой Казанской Божией Матери в церкви усадьбы генерала Захария Григорьевича Чернышева, бравшего Берлин. Гитлеру- фетишисту, помеси массона с зверем, нужно было и «копье судьбы» из Вены, и тибетская «Шамбала».
На противоположных концах собора два памятника полководцам - Барклаю-де-Толли и Кутузову. Памятник Кутузову установлен около собора, а сам он в июне 1813 года был похоронен в Казанском соборе в северо-восточной части храма. Гроб с телом Михаила Илларионовича Кутузова привезли из прусского города Бунцлау. Фельдмаршал Барклай-де-Толли, как и множество памятников в СПБ выполнен в римской тоге.
Первоначальный Петербург строился на болотах, дома города стоят на сваях из лиственницы. Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год. Так же деревянной брусчаткой мостили улицы, стволы использовали для телеграфных столбов и железнодорожных шпал. Из лиственницы делали и балки для перекрытий в каменных домах.
По сравнению со временами Петра современное сооружение. В 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова, ныне уже каменная. В облике здания сочетаются модерн и традиционный русский стиль. Фасады храма облицованы кирпичном, а наличники и шатер песчаником.
В начале XIX века, когда многие строения, тротуары и заборы были еще деревянными, в Санкт-Петербурге был издан указ, запрещавший курение на улицах не только пешеходам, но и едущим на извозчиках. Причиной такого распоряжения были частые пожары. За нарушение приказа городовой взимал штраф, а нарушитель давал в полицей¬ском участке подписку, обязуясь впредь не курить на улице. Но еще Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне». И ввел в 1714 году специальный налог: каждый прибывающий в Петербург «посуху» был обязан привезти с собой три камня весом не менее трех килограммов. Действовал этот налог 50 лет. Так, благодаря дальновидности Петра 1, город и стоит поныне.
«В гранит теперь одеты берега…
Здесь град стоит - творение Петра».
Менялись века, менялись материалы для строительства. В городе больше 48000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем).
Интересное про давние времена. «Пекли» кирпичи не только казенные заводы, но и предприимчивые люди. Уникум Фёдор Слепушкин, вошел в историю города не только потому, что занимался изготовлением кирпичей. Вначале торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку. Потом Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию. И тут развернулся… Выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год. И параллельно писал стихи! Учился по произведениям Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам. Слух о крестьянском поэте, которые не только кирпичи, но и стихи производит, дошли до царя. Император Николай 1 вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин писал: «Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному - шиш».
Проезжали Нарвские ворота, говорят, они повторяют триумфальные арки Рима.
Нет в Риме зеленых арок, и вообще цветных триумфальных арок, в Питере есть. Светло зеленая – Московские ворота, желтая перед Царским селом , темно зеленая - Нарвские ворота. Зелёный цвет определился процессос окисления меди. Самые первые торжественные ворота авторства Кварнеги для въезда победителей над наполеоновской ордой были из дерева и гипса. Кваренгиевские ворота стояли чуть севернее современных, между площадью Стачек и подворьем Валаамского монастыря. Первые ворота построили в годовщину Бородинского сражения, открыли в 1814 году. Ворота из гипса и дерева было недолговечным, их заменили строением из кирпича и обшили медными листами толщиной около 5 мм в 1827 г. Более 5500 пудов меди были взята из запасов Монетного двора. На дно котлована положили камень и медаль в память генерала от кавалерии Фёдора Петровича Уварова, завещавшего 400 000 рублей на памятник войне 1812 года. Пожертвовали царская семья золотые монеты. Также на почетное хранение были положены георгиевские, кульмские кресты и медали. Золотые монеты и медали сложили в углубление между плитами фундамента и закрыли памятной доской.
Внутри сооружения в 19 веке были помещения для солдат заставы, теперь музей. Само название «Нарвские» произошло из-за первоначально планировавшегося места расположения - у города Нарва, куда русские войска должны были возвратиться после освобождения Европы от Наполеона по суше. Через эти ворота в ВОВ войска уходили из Ленинграда на фронт. После снятия блокады, через эти же ворота легендарные защитники города возвращались обратно. Последний капитальный ремонт монумента производился накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Медные листы были отремонтированы и вычищены. На вершине арки шестерка лошадей П.К.Клодта. Между колонн в нишах стоят 2 статуи русских богатырей, сделаны из кованой меди.
Под стенами самого знаменитого Путиловского, ныне Кировского завода Петербурга только проехали. 220-летний ветеран все так же в строю. Днём рождения завода считается 3/15 апреля 1801 года, когда тут было отлито первое пушечное ядро. В 1900 году Путиловский завод занял уже первое место по объёму производства среди русских металлургических и машиностроительных заводов.
{json}{"ap_id":665866}{/json}
Кировский завод даже со стороны поражает своей мощью, своими огромными корпусами. История завода отражает, как историю пролетарского города, так и историю всей страны. Путиловцы были инициаторы январского выступления 1905 года. В июле 1941 г формируется Кировская дивизия народного ополчения. Заявление в неё подали почти все рабочие завода - «мы, кировцы, смело смотрим в лицо смертельной опасности, и скорее смерть испугается нас, чем мы её!».
Но нужны были и заводу кадры, чтобы продолжалось производство. Завод не прекращал работу в блокаду, у станков стояли взрослые и дети, собственными руками приближая Победу. Цеха находились практически на линии фронта и потому танки, выехав из ворот, сразу вступали в бой.
Под бомбежкой, в ужасах блокады
Ты сражался, как и весь народ,
Встал на оборону Ленинграда,
Приближая 45 год.
Старики и дети там стояли
Но стране оружье отправляли!
Послевоенный выпуск продукции включал от турбогенератора для атомного ледокола "Ленин" до мирного трактора "Кировец" К-700. И ныне завод один из флагманов отечественного производства.
{json}{"ap_id":665870}{/json}
Адмиралтейские Верфи были построены почти одновременно с Санкт-Петербургом, даты с разницей меньше чем в полгода. Здесь был заложен первый линейный корабль «Полтава», в его строительстве принимал участие лично Петр I. Как при возведении домов, так а на флоте того времени использовали лиственницы. Это дерево живет более 500 лет и по прочности намного превосходит дуб и любую другую древесину. Петр знал про эти волшебные свойства лиственницы. Он использовал ее не только для строительства города, но и для флота.
Новые микрорайоны города разные и все удобные для жизни, много транспорта всякого.
Во время правления Александра I дома в Петербурге предписывалось красить светлыми тонами, были введены стандартные цвета для металлических крыш - зеленый и красный. Для казенных зданий чаще использовалась желтая краска, охра. Плюс город разрастался, и если губернские центры окрашивали свои дома охрой и красными оттенками, уезды синькой и зелёными, то и входившие в состав Санкт-Петербурга пригороды сохраняли свой цвет домов. По этому признаку легко отличить, когда конкретный пункт стал частью Петербурга/Ленинграда или еще при царской власти. В город Пушкин планируют даже метро дотянуть. Традиция разноцветности фасадов отражена - с натяжкой, конечно; в многоэтажке, которая в темноте переливается многими цветами.
Город-воин и город-труженник Санкт-Петербург при этом красивейший город. Он вместе с ожерельем пригородов, где так же есть достопримечательности и музеи мирового уровня, создают корону великого замысла Петра. Вопреки всему – суровым условиям жизни, жесткой северной погоде, невозможной по дальним векам градостроительной задаче; северная столица сияет во всей красе и великолепии.