Холодная осень не лучшее время для прогулок по Питеру. Но город красив в любую погоду. Потому после прогулки на кораблике по Фонтанке и по Неве, по прибытию отправились от набережной вглубь кварталов. «Золотой треугольник» (The Golden Triangle) в Питере, это часть между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом. Зодчие, которые работали в «треугольнике», составляют блистательный список: Джакомо Кваренги, Константин Тон, Александр Пель, Николай Гребёнка и многие другие. Здесь сосредоточен весь цвет петербургских достопримечательностей - Эрмитаж, Русский музей, Казанский собор, Летний сад и так далее. Мы, что успели в тот день рядом с ним обойти, тем и довольствовались.
Город для меня, как ожившая иллюстрация к истории, литературным произведениям созданным за время его существования. И иллюстрации в хмурую штормовую погоду наиболее выразительны для этого города. Большое количество дворцов в центре - самая натуральная Рублевка для семьи Романовых и кому дозволено было рядом с ними проживать. Про какое здание ни пороешься в интернете – «построен для Великого князя N; подарен дочери, жене» и так далее. А ведь ни рубли в жизни не заработали, всё построено для них рабами-крепостными, пошиты наряды, платья - руками мастеровых и т.д. Та история - не моя история, поэтому дворцы кричат о несправедливости, творившейся на моей Родине. История сделал круг, опять какие-то дворцы в частных руках, опять Зимний надо брать😊
У Фонтанки на Университетской набережной перекинут мост Ломоносова. Это одна из двух переправ через Фонтанку, сохранивший свой облик с 80-х годов XVIII века. Тогда через реку были построены семь одинаковых мостов. Их отличали четыре башенки, в которых находились части подъёмного механизма. Поныне есть 4 моста с такими башенками.
Площадь перед мостом так же называется Ломоносовской, потому тут на пересечении университетской и Менделеевской линий, и стоит памятник Ломоносову. Питерцы прозвали место "ватрушкой", из-за круглой площади с клумбой посередине. Ежегодно 1 сентября перед памятником посвящают в студенты юных первокурсников Санкт-Петербургского государственного университета.
Проезд с площади проходит сквозь здание с арками. В Праге и Брюсселе трамваи даже пронзают дома, у нас транспорт так же движение по улицам продолжает. Подобных проездов в Петербурге гораздо больше число, чем в европейских отдельных городах. Переброшен переход между корпусами здания Министерства народного просвещения, построенного в 1839 году по проекту Карла Росси. Он представляет собой две арки, под каждой проезд только в определенную сторону. Помещение над арками занимает Белый зал, ныне используется как конференц-зал.
Слева-справа сплошной стеной двухэтажные домики. Украшены стены и проемы окон того, что против краснокаменного.
Пересекли Садовую, где возвышается бывший Воронцовский дворец. Построен в 1757 г. для канцлера и дипломата - Михаила Илларионовича Воронцова.
Друг и покровитель М. В. Ломоносова, он интересовался успехами родной словесности и родной науки. Но уже в 1763 г дворец был продан за долги казне. Несмотря на то, что мебель для дворца была подарена королём Франции Людвигом XVI, а плафоны в парадном зале висели только итальянские, содержать такое шикарное здание Воронцов не смог. Царица Елизавета Петровна всячески помогала Воронцову и даже выделила ему 40 тысяч рублей из казны на содержание особняка, но и это не помогло. Крестник другой императрицы Екатерины II и внук Михаила Илларионовича – Михаил Семенович Воронцов, стал героем 1812 года и генералом фельдмаршалом. В день Бородинского сражения его дивизия защищала левый фланг Багратиона. Так сталось, что под его началом Александр Сергеевич Пушкин служил в канцелярии Бессарабской области в 1823–1824 годах.
После вступления на престол Павла I, дворец в конце 1790-х годов был передан Мальтийскому ордену. Мальтийским рыцарям, как дорогим гостям, Павел I поручает Джакомо Кваренги немного дополнить шедевр Растрелли. Так во дворце появляются несколько новых корпусов и Мальтийская капелла.
Ныне это Домовый Храм Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1827 году после перестройки архитектором А.Е. Штаубертом, дворец был передан под Пажеский Его Императорского Величества корпус, самое элитное учебное заведение Императорской России. Общее количество пажей, находящихся на обучении, не превышало 150-ти человек. Рядом с Георгиевским залом на 2 этаже был музей даров. Пажи являлись выходцами из самых состоятельных семей России и в благодарность, преподносили подарки альма-матер. Так же тут были и подарки от императорской семьи. После Октябрьской революции во дворце разместилась Школа дружинников наружной охраны. С 1955 г до 2017 г во дворце находилось Суворовское училище, ныне судебное ведомство. Ветераны суворовской и нахимовской школ выходили на митинг против этого переноса, их поддержал С. Н Михалков, создатель фильма «Кадеты», но судейские оказались сильнее и оттяпали здание.
Так по историческим местам и дошли до Гостиного двора. На Садовой кроме Гостиного двора находились Апраксин, Щукин, Никольский, Мучной, Щепяной, Сенной, Александровский, Покровский, Лоцманский и другие рынки. История гостиных дворов в Санкт-Петербурге пошла со времен основания города. Первые появились на Петербургской стороне под защитой Петропавловской крепости, где кроме портовых причалов были Гостиный двор, Биржа и учреждения, петровские коллегии. В 1719 году на Невском проспекте у деревянного моста через Мойку был построен двухэтажный Гостиный двор, рядом с Морским рынком.
Чтобы сделать Петербург настоящим торговым центром, пришлось в 1710 насильно переселять "лутчших" купцов из Москвы, Великого и Нижнего Новгорода. Первые деревянные торговые лавки появились в 1720-х годах, со временем их заменили каменные здания. Первый проект каменного здания Гостиного двора был разработан Растрелли. Но Семилетняя война заморозила проект, да и сами купцы на в какую не желали расставаться с насиженными деревянными лавками. Только после пожара в мае 1761 года наконец приступили к строительству каменных рядов. Гостиный Двор стал одним из первых зданий, где было проведено газовое освещение в Петербурге.
К концу XIX века здесь работало около пяти тысяч приказчиков, "мальчиков"-помощников, весовщиков, кассиров и других служащих. Около каждой лавки работал зазывала, рекламирующий продающийся там товар. Иногда прохожих буквально насильно затаскивали в магазин. Подобное случилось с Иваном Андреевичем Крыловым, который любил в свободное время прогуляться вдоль местных лавок. Местью писателя стало то, что он на добрых пол часа занял собой внимание приказчика, но так ничего и не купил. На вопрос -«почему же вы ничего не покупаете», он ответил: «так я ничего и не хотел, вы меня сами сюда затащили».
Один из сиятельных князей влюбился в купеческую дочь Гостиного двора. Обратился за разрешением на брак к царю. Ответ императора был: «я состою в родстве со многими дворами Европы, но с Гостиным не породнюсь». Здание отошло от «красной линии» Невского проспекта, чтобы было где конным экипажам останавливаться.
Сегодня периметр Большого Гостиного Двора превышает один километр, а площадь достигает 78 тысяч квадратных метров. В начале XIX века к торцу Перинных рядов по проекту арх.Луиджи Руска пристроили монументальный шестиколонный дорический портик.
С улицы проход под арками с колоннами.
В витринах плакаты с описанием исторических событий или личностей. Понравилась эта затея.
Гостиный двор выходит на Невский и является одной из примет магистрали в старину и сейчас.
От Гостинки подошли к Банковскому мосту, который является самым узким мостом города. И один из трёх висячих мостов сохранившихся до настоящего времени в Санкт-Петербурге. Фигуры грифонов выполнены из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом.
{json}{"ap_id":665885}{/json}
Цепи, что держат мост на весу, закреплены внутри четырёх грифонов с золотыми крыльями. По древнегреческой мифологии грифоны являлись надёжными стражами кладов. Потому именно их и выбрали в качестве декоративного оформления моста у здания банка. Во время реставрационных работ в 2008 г внутри скульптур обнаружили «клад» - монеты, которые на счастье оставляли туристы. Среди денег также были обнаружены и записки с просьбами.Так грифоны Банковского моста стали не только архитектурным украшением, но и символом удачи.
Около мостика университет. У студентов ФИНЭКА есть примета: перед экзаменом нужно написать на бумажке название предмета и засунуть ее под лапу льву. Так что грифоны помогают еще и в учебе.
И в прошлые века, и ныне здесь гуляют многочисленные горожане и гости столицы. Планомерное и благопристойное развитие города сделали эту часть города престижной и нужной. Каждое здание - история в камне, каждый мостик - связь времен. Рассматривая все вокруг, напитывались аурой прекрасного города и его историей.