В городе прямых линий, подогнанных по высоте и серому окрасу фасадов, совершенно отличается храм на Грибоедовском канале. Официальное название - Собор Воскресения Христова. Ради него изменили геометрию набережной, переделали рядом расположенную площадь, отодвинули парк.
Территория, на которой стоит памятник, одна из наиболее старых частей Петербурга, сформировавшейся в первой трети XVIII века. Яркий старорусский терем просто пламенеет разноцветными куполами, изукрашенными стенами среди окружающих темных зданий. Это сейчас их отреставрировали и подкрасили, в конце 19 века была серая масса. И какой нарядной шкатулкой на их фоне стал собор. От решения начать строить и до завершения, совершенно не питерский храм в центре города появился через долгие 24 года, хотя были ресурсы всей страны привлечены.
Экскурсия прилагается к билетам по умолчанию. Оплатить просто вход в храм невозможно. На пятачке внутри у двери собирают группы, которые экскурсовод дальше ведет по храму. Можно ходить и самостоятельно, но билет один и тот же, с экскурсией.
Сначала была эпопея с выбором проекта. Александр III лично контролировал комиссию по рассмотрение проектов, отклонял предложения именитых архитекторов.
Поиски продолжались пока не увидел работу Альфреда Парланда. Его храм в стиле русского посадского зодчества, как соборы Москвы и Ярославля, являлся истинно русским, что должно было символизировать единение царя и народа. Так боялись «своего» народа, что решили конфетку предложить, мол, да мы тоже русские. От решения начать строить и до завершения, совершенно не питерский храм в центре города появился через долгие 24 года, хотя были ресурсы всей страны привлечены. На фасаде 134 герба городов и губерний, жители которых пожертвовали средства на возведение храма.
Купол колокольни и малые главы апсид покрыты медными позолоченными листами. Пять из девяти куполов собора покрыты ювелирной четырехцветной эмалью, произведенной на фабрике Постникова. Была изобретена специальная рецептура покрытия, аналогов которой нет в русской архитектуре. Дополняла крышу многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова.
Первоначально предполагалось в интерьере фрески и иконы. По сравнению с ними мозаики более дорогой, но зато и более долговечный вид украшения. Еще Монферран при строительстве Исаакиевского собора заметил, что во влажном петербургском климате краска с живописных икон быстро осыпается, и стал заменять их мозаичными изображениями. В соборе нет живописных икон, только мозаичные изображения и камень. Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге - одна из крупнейших в Европе. Профессор Покровский: «ни один из храмов византийских, римских, даже равеннских и сицилийских, не имеет такого изобилия мозаик». На стенах 7065 квадратных метров сияющих картин, изготовление этих шедевров и задержало окончание работ на 12 лет. Потому в единственном православном храме СПБ просят не зажигать свечи, от них могут закоптиться уникальные мозаики. Сначала мозаичные работы должны были быть только снаружи на небольших участках. Пока утверждали, выбирали исполнителей, тут и созрела мысль, создать и внутри мозаику. За «гос.заказ» на исполнения мозаик соревновались мозаичное отделение Императорской Академии художеств, известные итальянские фирмы «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиатти и «Societa Musiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер» и частная мастерская братьев Александра и Владимира Фроловых. Она и получила заказ на выполнение работ, оцененных в 800 тысяч золотых русских рублей. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Соборе Воскресения упор делался на их изготовление в смальте.
Художественные эскизы писали самые известные художники того времени: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Николай Харламов, Альфред Парланд, всего более 30 художников. Предполагалось, что возглавит работу по декорированию признанный гений религиозной живописи Виктор Михайлович Васнецов. Но из-за занятости над другими своими детищами, он полностью участвовать не мог. Представил для собора эскизы “Спасителя” и “Богоматери с Младенцем”, и к 5-ти фасадным мозаикам. Панно изготавливались в столичной мастерской Фроловых. В.А.Фролов и в советское время руководил мозаичной мастерской Академии Художеств Ленинграда.
Впервые в России применен продвинутый и быстрый “обратный”, называемый еще “венецианский”, мозаичный метод. Созданные художниками эскизы переносили на картон, используя зеркальное отображение. Далее разбивали рисунок на участки, на каждый из них наклеивали смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Уже на стенах окончательно полировали. Иконы для собора набирали традиционным, «прямым» способом. Собирали панно, а затем крепили на стенах 32 человека в течение 10 лет.
В арочных проходах изображены ветхозаветные сюжеты на голубом фоне и изображения двунадесятых праздников на золотом фоне. На колоннах свыше 200 подвижников: апостолы, мученики, святые, пророки. На западной и противоположной стенах сцены страдания и затем воскресения Спасителя. Что неприятно поразило, как экскурсовод запросто проводит параллели между земным царем, с жизнью и смертью Иисуса Христа. Известно и так, что послужило причиной строительства храма, но кто такой царь против Спасителя.
Алтарная перегородка построена из итальянского мрамора разных оттенков по рисункам самого архитектора А. А. Парланда. Мрамор переходит от красно-коричневого до нежно-желтого, из-за чего кажется скорее теплым деревом. Плюс невероятно тонкая резьба на каменных деталях, которые невозможно вообразить камнем, только дерево так поддается обработке. Плоскость иконостаса разделена резными колонками, каждая из которых имеет собственный узор. Уж резные кокошники наверху перегородки трудно заподозрить в каменности, настолько тонкое кружево резьбы на каждом сантиметре. Камнерезные работы проводились по моделям русского лепщика Степанова в 1901-1907 годах.
Справа и слева от Царских врат иконы по рисункам Васнецова. Иконы меньшего формата созданы по эскизам М. В. Нестерова. Царские врата из чеканного серебра, украшенные эмалям, выполнены московскими ювелирами.
Основания четырех колонн, которые удерживают на себе крышу, сделаны из житомирского лабрадорита, имеющего свойство иризации. Если смотреть с разных углов наклона, то в черноте начинают вспыхивать искры, радужные переливы, как от подсвечивания внутренним фонариком.
На колоннах можно заметить геодезические маркеры, по которым определяют смещения, оседания, происходящие со зданием.
«Сень» внутри собора, это шатер местом, на которое упал смертельно раненный Александр I I. Нынешний шатер копия того, что был 100 лет назад. Подлинные колонны из серо-фиолетовой яшмы, как и камни питерской мостовой внутри.
Автором главенствующего мозаичного оформления был художник Н.Н. Харламов. Ему принадлежит 42-х мозаики и масштабнейшая из них, образ Христа Вседержителя над алтарем. В 1961 году при техническом ревизии был обнаружен фугасный снаряд, застрявший среди брусьев, держащих центральный купол. Прямо над Спасом…
Как драгоценный мозаичный ковер, пол собран из 10 сортов итальянской мраморной плитки. Тонкие пластины толщиной всего 5 мм так подогнаны друг к другу, что создается ковер 608 кв. м. И за счет ювелирной подгонки нет скола краев. При царях пол оберегали постеленные тканые ковры, сейчас ходить внутри храма рекомендуется вне центрального узора пола.
Храм стоит прямо в воде канала. В водах канала и спрятали церковные ценности, кресты, когда вражеская Антанта рвалась к Питеру. При восстановлении собора в советское время, водолазы достали спрятанные святыни, и те вернулись на свои места в храм, кресты на купола.
Чтобы вода не проникали в здание, отказались от использования свай. Фундамент впервые был устроен сплошной бетонный подушкой. Выше подушки с отметки пола подвала +0,26 м сделана сплошная бутовая кладка на цементном растворе. Под основные несущие конструкции храма - кирпичные стены и пилоны, подложены «путиловские» плиты. Храм изначально строился как электрифицированный, что было новейшим техническим достижением начала 20 века, освещали его 1689 электроламп. Даже в государственных учреждениях тогда еще не существовало такого освещения. Было предусмотрено три вида освещения храма: дежурное, обычное и парадное. При обычном режиме горело шесть люстр, четыре бра и четыре фонаря. Собор стал вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении царского Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.
Здание было одним из современных в городе, уступая только Зимнему дворцу. Сконструировали и вмонтировали в купола молниеотводы, а контуры заземления располагались по южной и северной сторонам звонницы. Главный купол обогревался чугунными батареями, пар к которым подавался по медному паропроводу через чердак. Оригинально решил Парланд проблему отвода конденсата, который образовывался при проведении богослужений. Под окнами собора были смонтированы медные наклонные лоточки для сбора конденсата, который по трубопроводам уходил в систему водоотвода. Было создано центральное воздушное отопление для зала: под скамьями вдоль продольных стен, находятся выходы горячего воздуха.
Приятно поразила акустика в зале, хотя выступлений в соборе не бывает. Совершенно не слышен окружающим гомон от многочисленных групп с рассказывающими экскурсоводами, где туристы еще и задают вопросы.
Храм Воскресения Христова никогда не служил исключительно для церковной жизни. Он был и есть памятник русскому зодчеству, русским художникам, мастерам, их искусству. Является уникальным образцом русской монументальной мозаики. Раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» под куполом – чуткая душа мастеров отразилась в этом храме.