В поездке в Санкт Петербург посчастливилось побывать в прославленном Мариинском театре. Он самый старый русский музыкальный театр. В 1783 году при Екатерине II, для представления драматических и оперных спектаклей отстроили Каменный театр, он же Петербургский Большой. Свое укоренившееся название «Мариинка» получил при Александре II, как презент его супруге Марии Александровны. За полтора столетия Мариинка несколько раз перестраивалась и нынешний вид результат послевоенного восстановления.
В Ленинграде театр назывался театром оперы и балета имени С.М.Кирова, или как говорили по–простому, Кировским. Нынешнему возвращено не только стародавнее название, восстановили инициалы на «царской ложе», орла в холле, исторический цвет обивки кресел. Многое меняется во времени, даже способ попадания в театр. Оригинальное решение было в царское время, как сбить ажиотаж с билетами накануне премьер. За полчаса до открытия касс к очереди подходил городовой и в произвольном порядке выдавал номера, по которым только и можно было купить билеты. Заранее занимать очередь было бессмысленно. Во время коронавируса вход в театр как в аэропорту друг другу в затылок, по дорожке между ограждающих ленточек.
Смотрели балет «Парк». Сначала было странно, не балетное какое–то развитие, только музыка Моцарта скрашивала впечатление. В исполнении уникального театрального оркестра Мариинки, душа плавится от волшебной музыки. Недаром, симфонический оркестр театра входит в 20–ть лучших оркестров мира. Не только выдающиеся певцы и танцовщики, но и высококлассные музыканты оркестра составляют гордость театра. А потом так захватило действие, в полную силу развернувшееся на сцене, что после окончания одноактного спектакля, очень хотелось продолжения.
Прибежали почти к самому началу, так и перерыва не было, чтобы по театру походить. После окончания представления, лишь по коридорам побродили, а холлы были уже недоступны. Коридоры же, мягко говоря, не впечатлили. Выкрашены масляной краской, минимум каких–либо украшений. Кое–где зеркала есть, вот и все.
Когда говорят «прославленный», имеют в виду накопленную сумму заслуг. Слава Мариинского настолько насыщенная, что кажется, ее можно потрогать. Прикосновение к ручке входной двери, как ожог: сколько исторических лиц она помнит. Входишь в зал, как в святилище, вот где впиталась история театра и искусства! Обращает на себя внимание странный рисунок занавеса. На нем повторен художником Александром Головиным в 1914 году узор шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Занавес теперь служит отличительной приметой и талисманом театра.
От зрительных залов других театров, отличается главенствующим цветом интерьера. В царское время залы императорских театров оформлялись красным с золотом, но в Мариинском использован цвет морской волны. Над залом плафон с танцующими нимфами и амурами. Рисунок плафона составлен из отдельных крадратиков, так искусно пригнанных и тщательно сделанных сопряжения, что неспециалист это не в состоянии увидеть. По окружности расположены медальоны с портретами великих русских драматургов: Капниста, Фонвизина, Островского, Гоголя и других. Так как вначале театр ставил не только оперные и балетные, но и драматические постановки.
Под потолком трехъярусная хрустальная люстра “Шапка Мономаха” – знаменитая достопримечательность театра. Она подлинная, спасенная сотрудниками театра во время блокады Ленинграда. Весит тонну и состоит из 26 987 частей. Люстру раз в год опускают, чтобы подремонтировать и очистить. Каждый хрусталик нужно было промыть в кислоте, подобрать по размеру и нанизать на проволочные нити.
В войну в театр попала бомба, погибли несколько человек. Разрушенное здание восстанавливали сразу. Из газеты тех лет: «весь Ленинград помогал театру: воинская часть генерала Степанова дала строительных рабочих, завод “Красный маляр” наладил производство лака для позолоты, а одна из пригородных ферм прислала… молоко на побелку фигурного потолка в главном фойе». Три недели искали по городу специалиста по реставрации монументальных росписей. И нашли – единственного из них, оставшихся в блокаду в живых. «Иван Иванов и его помощники, которые когда-то золотили адмиралтейскую иглу и знаменитого петергофского Самсона, теперь восстанавливали в театре ярусы. Правительство разрешило Государственному банку отпустить театру почти три килограмма золота, и вскоре снова засверкали лепные украшения». Город герой и театр его героически выстоял.
В 19 веке архитектор Кавос заменил перекрытие театрального зала для улучшения акустики, а над ним построил художественную мастерскую и зал для создания декораций. На крыше купол небольших размеров. Под ним находится мемориальный Головинский зал, посвященный главному художнику императорских театров начала 20 века. По преданиям, именно в этом зале Головин писал портрет Федора Шаляпина. Позировал для картины в гриме Годунова сразу же после постановки оперы Мусоргского. Певец не любил позировать, особенно ему не нравилось, что его переставляют как мебель, где лучше будет для художника. Так Головин обвел краской ступни Шаляпина, когда нашел подходящее место. Краска долго держалась, но со временем стерлась. По другом преданиям, поклонник Шаляпина вырезал из пола этот отпечаток и унес. Головин писал Шаляпина также в образах Демона, Мефистофеля и полководца Олоферна, но портрет в роли Годунова стал самым известным.
За два с лишним столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: Осипа Петрова, Федора Шаляпина, Ивана Ершова. На прославленной сцене блистали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, начинал Баланчин. И с театром, с артистами связано много легенд. По одной из них в тот день, когда родился Вацлав Нижинский, в Мариинском театре проходили празднования с участием балетной труппы и самого императора. На торжестве был и танцовщик Томаш Нижинский, отец Вацлава. Император объявил, мол, кто из танцовщиков сможет выше всех прыгнуть, тому от вручит серебряную чашу. Когда Томаш Нижинский. выиграл этот приз, он воскликнул: «Эта вещь станет талисманом моего новорожденного сына!» Вацлав Нижинский всю жизнь хранил серебряную чашу. Брал её с собой на все гастроли и утверждал, что именно царский подарок помог ему добиться успеха.
Мариинский театр заложил традиции отечественной музыкальной сцены. В Мариинке состоялись премьеры композиторов, ставших русскими и всемирными классиками: Чайковский, Римский Корсаков Впервые представлены публике шедевры «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Хованщина». 19 декабря 1890 года - «Пиковая дама», успех был поистине ошеломительным. Петра Ильича Чайковского. Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре, в капсулированном виде. Премьеры «Иоланты», «Спящей красавица», «»Щелкунчика» и других его произведений так же проходили в Мариинском театре.
Украшает зал лепнина с позолотой, дополненные еще головками херувимов.
По центре зала находится «царская ложа», но члены августейшей семьи редко пользовались ею. Они предпочитали смотреть спектакли из семейной царской ложи, располагавшейся напротив места директора театра. В царское время из нее потайной ход вел в гримерки балерин. Им пользовались многие Романовы, считавшие Мариинку своим «домашним» театром. У некоторых Романовых романы с балеринами приводили к многолетним «побочным» семьям. Так у князя Константина Николаевича с балериной Анной Кузнецовой было пятеро детей, получивших фамилию Князевы. У великого князя Николая Николаевича - Старшего, от балерины Екатерины Числовой четверо детей, получивших фамилию Николаевы. Николай Николаевич Старший был главнокомандующим русской армии на Балканах в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. У его сына Николая Николаевича – Младшего, была своя актриса: Мария Потоцкая, примадонна Александринского театра. Что можно сказать – «о, времена, о, нравы!».
Ночью Театральная площадь, если не едут машины, как приоткрытый портал в прошлое Петербурга. Так же загадочен театр, даже больше, чем днем, на какой–то многофигурный дворец похож. В этом районе города в давние времена жили Пушкин и Лермонтов, архитекторы Баженов и Росси, художники Репин и Серов. Так и мерещатся, выходящие из экипажей дамы с шляпах с перьями в сопровождении кавалеров с усами и бакенбардами. Плещется вода в каналах, как и при Петре, и в позапрошлый век.
В 2006 году у театра появился концертный зал, в 2013 г. в здании за каналом новая сцена Мариинка-2.
Эти приобретения не имеют внешней схожести с историческим зданием. Новые времена, новая архитектура. Даже зная про уникальность нового зала, особые материалы отделки, смотрится все равно, как «дом культуры». Но сцен стало больше, значит, больше людей смогут насладиться удивительным мастерством артистов оперы и балета все той же Мариинки.