К Зимнему дворцу подошли со стороны Дворцовой площади через знаменитые исторические ворота. Растрелли не планировал на этих арках никаких ворот, предполагались просто сквозные проезды.
Когда к власти пришла Екатерина, велела установить ворота. Сначала были деревянные, при Александре III стали кованными, ажурными. Во дворе начали искать глазами хвост длинной очереди ведущую к кассам, а ее нет. Без этого признака, где расположены кассы, не знаем. Вернулись к охране около ворот, спрашивать про кассы. Октябрь выдался по зимнему холодный, дождливый, посетителей во второй половине дня пришло во дворец немного, еще ковид во всем мире уменьшим количество туристов. Поэтому в кассе спокойно расспрашивали про отличия маршрутов и необходимом времени на них. Выбрали маршрут 2, который охватывает почти все во дворце.
Для тех, кто неоднократно бывал в городе на Неве или историк, мои записи вряд ли будут открытием. Мне, как первооткрывателю «Петра творенья», наподобие Колумба сошедшего на желанный берег, было все-все интересно. Даже тривиальные сведения, наливались жизнью на фоне подлинника, к которому относятся. Раньше мне что Питер, что Марс, вещи одного порядка, книжная сухая инфа. Оказалось, есть на самом деле такой город и его можно «пощупать»:). Уже готовясь к поездкам, собираю материал в интернете, все равно «не вижу» города или места. Только когда наяву своими глазами, города начинают оживать.
Так и Зимний стал путешествием не только по музею, а истории родной страны. Первый Зимний дворец на берегу Невы построили для Петра I. Был он несравненно меньше, чем нынешний. То был не дворец, а деревянный жилой дом "корабельного мастера Петра Михайлова". Всего дворец за свою историю пережил 5 перестроек. После Петра владелицей дворца стала его сестра Анна Иоанновна, потом его дочь Елизавета Петровна. Они приказывали перестраивать, пристраивать новые помещения по своему вкусу. С воцарением Елизаветы Петровны дворец стал официальной зимней резиденции российских императоров вплоть до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
Елизавета Петровна не имела детей, потому озаботилась подбором наследника. Подбирая невесту для своего родного племянника Петра Федоровича, который стал бы ее преемником, остановила выбор в 1744 году на дочери губернатора города Щецина Кристиана Августа и его жены Иоганны – Фредерике. Перед венчанием невеста проходила ускоренный курс по освоению русского языка, на котором плохо разговаривала до конца жизни, предпочитая даже не свой немецкий, а французский язык. Являясь троюродными братом и сестрой, Петр и Фике стали мужем и женой. Она после гос.переворота, когда убили ее мужа, не отдала власть сыну, как полагалось по русскому престолонаследию, сама назвалась российской императрицей под именем Екатерины II. Капитальная перестройка, и оформление внутренних интерьеров Зимнего дворца в классическом стиле началась при ее воцарении. При ней дворец был самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге, имевшим около 1500 комнат. Николай I даже издал указ, запрещающий возводить постройки выше Зимнего дворца. На картине Г.К. Гроота еще полная семья, Петр III с Екатериной и сыном. Вид Зимнего над рекой.
Стены перестроенного при Елизавете Петровне дворца красили «песочною краскою». При Николае II Зимний приобретал самую невероятную окраску: он был и розовым, и красным, и коричневым. До конца 1920-х годов терракотово-кирпичный цвет, затем в бело-зеленой гамме, что видим и ныне.
До коронавируса билеты продавались без определения маршрутов. Посетители могли осматривать любые залы на свое усмотрение. Чтобы разделить потоки гостей, во избежание большого скопления людей, администрация музея и разработала два маршрута. Различие между ними в порядке посещения залов. С сентября 2021 года нет требования строго следовать маршрутом, согласно купленным билетам. Ходить можно вдоль и поперек, образно говоря. Однако, следуя маршрутами можно рациональнее все осмотреть. Зная по отзывам в интернете, что туристы, если сначала оказывались в Эрмитаже с его коллекциями художественных шедевров, то уже не заходили в «жилую» половину Зимнего. Скорее, после шедевров на бытовые предметы смотреть желания не оставалось. Поэтому решили начать именно с жилых покоев, а потом перейти в Эрмитаж. Второй маршрут длиннее и сложнее первого, но, благодаря ему, мы осмотрели пости весь дворец. Маршрут 2 начинается с… гардероба, где могут проконсультировать, подсказать что и как. В Петербурге ВСЕ экскурсоводы, служители музеев были очень внимательными, готовые помочь, и кто из них не являлся экскурсоводами, все равно обладают знаниями про дворец и его достопримечательностям.
Маршрут начинается с бывших жилых покоев царей. Тут члены царской семьи жили с 1840 года со слугами и приближенными, что были им необходимы круглосуточно. Дворец являлся огромным жилым комплексом, где жили несколько тысяч человек. На первом этаже при царях размещались служебные и хозяйственные помещения, жили слуги. На втором этаже парадные залы и личные апартаменты императорской семьи. На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эти квартиры считались служебной жилой площадью, их постояльцев по распоряжению коменданта или самого императора могли перемещать из одной комнаты в другую. Часто фрейлины, выходя замуж, лишались права проживать во дворце и переезжали к мужу, некоторые жили в нем до своей смерти.
Свои впечатления от увиденного во всех зданиях дворцов, составляющих комплекс Зимнего, разделила на две части произвольно. Поскольку все они теперь представляют собой один музей. Государственный музей занимает шесть зданий, в том числе Зимний дворец. До 1917 г. существовало четкое разграничение на жилой Зимний дворец и экспозиционное здание Эрмитажа, построенное при Николае I. В 20 веке, после превращения Зимнего в музей, жилая половина стала перекраиваться, на месте приватных комнат устраивали выставочные залы.
Некоторые из переделанных помещений отводились под исторические экспозиции с археологическими экспонатами и историческими реликвиями, в других размещались изделия из драгоценных металлов, других экспонатов.
Каждый правитель, всходя на престол, первым делом перекраивал помещения Зимнего, чтобы были блистательнее и роскошнее, чем у предшественников. Один Павел настолько не любил мать Екатерину, что не то, что не украшал Зимний дворец, а приказал устроить в нем конюшню. По традиции, став императором, наследник не занимал покои своих родителей, а обустраивал новые. Императорская половина по традиции делилась на две части – мужскую и женскую. Эти части соединялись общим помещением, Передним залом.
Комнаты последнего царя Николая II включали в себя: адъютантскую, бильярдную, библиотеку, Первое и Второе проходные помещения, кабинет и ванную комнату с бассейном. Фото из интернета.
Наряду с ванными в резиденциях оборудовались и бани. И начиная с первой хозяйки Зимнего дворца, у каждого из российских императоров были личные бани. Расходы на содержание относились к «Гардеробным суммам». И не только «коммунальные платежи» к ним относились. Например, Николай I приказывал оплачивать из «Гардеробных сумм» свои карточные долги. Да какая разница по какой статье расходов все оплачивалось, если и так все покрывалось из российского государственного бюджета. Его дядя, Великий князь Александр Михайлович, в качестве источников доходов Николая II указал: 1) ежегодные ассигнования из средств Государственного казначейства - 11 млн. рублей; 2) доходы от удельных земель - 2,5 млн. рублей (царь владел 70% земель России!); 3) проценты от капиталов, хранившихся за границей в английских и германских банках (эти доходы не проходили ни по одному из официальных финансовых счетов). Николаем II в период с 1905 по 1917 годы было вывезено золота в слитках и монетах в США, Великобританию и другие страны на сумму 18-20 млн., возможно, гораздо больше. Общая стоимость недвижимого имущества, считавшейся принадлежавшей царской семье, находилась в пределах 500-700 млн. золотых рублей. Общее состояние царской семьи – финансовые активы за границей, земля, предприятия, здания, драгоценности и пр., равнялись 16-18 млрд. «тех» рублей, (200-250 млрд. современных долларов). Корову купить, крестьянину надо было копить несколько лет 3 рубля.
Любимым помещением Николая II была библиотека, оформленная в готическом стиле. Она выделяется прежде всего своими размерами от всех остальных комнат «квартиры». Так Николай Второй называл жилые помещения своей семьи во дворце. Библиотека двусветная, то есть занимает по высоте ещё и антресольный этаж, на уровне которого сделана обходная галерея, обеспечивающая доступ к книжным шкафам второго яруса. Сочетание отполированного воском резного ореха и тиснёной кожи вызывает ассоциации с библиотеками фамильных западных замков. На камине фриз с изображениями грифонов и львов. Это геральдические фигуры: «грифон Романовский, лев Гессенский», как союз двух семей. Дома Романовых в лице Николая Второго, и дома Гессен-Дармштадтских, его жены Аликс. Странная семья получилась, где муж c женой не общались на своих родных языках, выбрали нейтральный английский язык.
Библиотека выполняла так же функции официальной приемной и парадного кабинета. В первой половине дня император принимал здесь доклады министров. Теперь это одно из немногих помещений, сохранивших свой интерьер до наших дней.
После библиотеки попадали в кабинет. В архитектурном отношении он состоял из двух помещений, объединённых арочными проёмами. Северную часть кабинета занимал колоссальный камин, на верхней части которого девять раз повторялось одно и то же изображение: стоящий на задних лапах грифон с круглым щитом в одной лапе и мечом в другой — родовой герб Романовых. Именно перед этим камином Николай и Александра в первые годы жизни в Зимнем дворце любили ужинать после приезда из театра. Полюбился кабинет и Керенскому, когда Временное правительство тут обосновалось.
Дальше идут комнаты, в одной из которых воссоздали как бы детскую. Ее тут не было раньше, как и многих других покоев. В 20 веке жилую половину Зимнего перестроили под музей. Поэтому все комнаты проходные, без дверей и другой приватности жилых помещений.
Вот что сохранилось, так это обстановка «буфетной», хотя ее на этом месте не было раньше. Проходная комната, скорее закуток, мебель посудного назначения. Предметы обихода подобраны в старорусском стиле. Портрет женщины в русском наряде, жена последнего царя в карнавальном костюме. Про тот маскарад в описании Большого зала. После революции личные вещи из жилых комнат перешли в Государственный музейных фонд. Дворцовая мебель и предметы обихода передавались различным гос.учреждениям, остатки проданы на аукционах Госторга всем желающим.
Потому во дворце только некоторая мебель помнит самих Романовых. Часто для наполнения залов музея использовали обстановку из различных питерских и других дворцов. Тем интереснее, что сохранились несколько окон с дореволюционными стёклами. Высоко над подоконником в бывшем кабинете императрицы чем то нацарапано: «Ники смотрит на гусар». С екатерининских времён в Зимнем дворце живут кошки. Первых из них привезли из Казани. Они защищают имущество дворца от крыс.
У жены Николая II в перечень личных покоев входили: столовая, Малахитовая гостиная, Первая -Розовая и Вторая- Малиновая гостиные, Белый зал, угловой Зеленый кабинет, спальня и ванная комната. В парадных ванных комнатах устраивались даже приемы для избранного общества. В 1834 г. автора гимна «Боже, царя храни», А.Ф. Львова, пригласили к императрице Александре Федоровне, и она приняла его в своей купальне. На половинах императоров и их детей столовых не было. На половине императрицы собиралась вся семья во время обеда. С 1904 года семья постоянно не проживала в Зимнем, переехав в Царское Село.
Будуар выполнен в малиновом цвете, даже более насыщенном, чем в Малиновой гостиной. Хотя Стасов предлагал синий цвет, но императрица захотела поярче. Комната слишком перенасыщенная этим цветом получилось, тем более и мебель такой же обивки. Разбавляют ядовитый цвет зеркала, ажурные решетки перед альковом. За диванами в алькове небольшая дверь, которой императрица выходила на лестницу и вниз, в детские комнаты. Императрица сама грудью выкормила своих дочерей, факт беспрецедентный не только для русской императорской семьи, но и для представителей высших слоёв аристократии. «Ей доставляет такое удовольствие самой кормить нашу милую Бэби, — писал Николай Второй бабушке жены, королеве Виктории, после появления первой дочери Ольги. Вела с детьми долгие беседы, настойчиво вбивала религиозные убеждения, проверяла как усвоены дневные уроки с гувернантками и учителями. Маман сама их подбирала, и лично назначала зарплату. С момента рождения каждого ребенка к нему приставляли: кормилицу, врачей, английскую бонну или гувернера, двух дам для ночного дежурства, четырех нянек или горничных, двух камердинеров, двух камер-лакеев, восемь лакеев и… восемь истопников. Потом надо прибавить просто слуг, которые убирали, одевали, отдавали одежду в стирку и починку, воспитательницы и наставники, учителя наук и искусств, духовники, кучеры и конюхи, и сонм других «приставленных к особам, что обслуживали их. Общий гофмейстер следил за всеми служащими, к которым еще причислялись два верховых для поручений. Для каждого ребенка «на стол» выделялись ежедневно 25 серебряных рублей: одно блюдо на завтрак, четыре блюда в обед в три часа и два на ужин в восемь часов, не считая напитков, овощей, фруктов, хлебных изделий и др. По воскресеньям на стол подавалось к каждой трапезе на одно блюдо больше.
За Малахитовой гостиной заканчиваются личные покои и дальше идут парадные залы. Гостиная примечательна тем, что осталась единственной из сохранившихся подлинных жилых покоев дворца. Создана в 1838 году по проекту А. П. Брюллова после страшного пожара, уничтожившего Зимний дворец в 1837 г. Сложным сводчатым потолком напоминает царские палаты Московского Кремля. Уральские горнозаводчики подарили 2 тонны малахитового камня. Брюллов в при создании колонн, положил начало уникальной декоративной технике, которая впоследствии получила название «русская мозаика». Кажущиеся монолитными, колонны созданы из тончайших малахитовых элементов, наклеенных на основание, а затем всю поверхность зашлифовывали. Гарнитур помпезной мебели изготовлен по проекту О.Монферрана. Интерьер дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной античного города Пестума, позолоченные двери и великолепный наборный паркет.
Золотая гостиная получила свое название из-за обилия позолоты. Называли и Яшмовой - по украшавшим ее каменным коринфским колоннам и пилястрам, хотя в действительности из серо-фиолетового коргонского порфира. Зал служил Парадной приемной: здесь императрица давала официальные аудиенции. А.С. Пушкин был тут дважды, и оба раза скорее унижение получал, чем удовольствие. Царица со смешком ему сказала: "а я ломала себе голову, стараясь узнать, что за Пушкин будет мне представлен. Оказывается, это вы!.."
В пирамидальных витринах выставлены французские и итальянские камеи, с которых началась коллекция Екатерины Второй.
В Малахитовой гостиной во время праздников и больших приемов придворные ожидали "высочайшего выхода" императорской семьи, откуда начиналось торжественное шествие: за императором, в паре с вдовствующей императрицей-матерью Марией Федоровной, следовала государыня Александра Федоровна с одним из великих князей, члены семьи, Двора, дипломаты, гости, постепенно пристраивающиеся к кортежу, направлявшемуся через парадные анфилады в Большую церковь дворца. Оттуда после молебна все переходили в Георгиевский тронный зал.
Российская императорская резиденция состоит как бы из отдельных залов-дворцов, рассматривать которые нужно долго. Парадные залы создавались выдающимися архитекторами своего времени: Б. Ф. Растрелли, Дж. Кваренги, Монферраном, А. Брюлловым, В.Стасовым и другими. Каждый из них желал придать помещениям парадные черты и создать помпезные интерьеры.
Вошли во дворец со двора, до Иорданской лестницы уже многие залы прошли. Однако, они не затмевают это сооружение, что служило одним из парадных входов. Раньше лестница называлась Посольской, и, следуя из названия, по ней поднимались иностранные послы и делегации.
До середины 19 века существовала в деревянном варианте. Названием обязана зимнему обряду, когда по ней спускались к Неве, где на Крещение делали купели «иордани» для царского двора. Так название и закрепилось за лестницей. Однако, никто из царей или придворных в купель не окунались. Была церемония с их участием, когда ледяной невской водой окроплялись построения, полковые штандарты, знамена и все присутствующие под залпы пушечного салюта. В мрамор лестницу одели при реконструкции 19 века. Кованные решетки заменили мраморной балюстрадой, вдоль стен появились скульптуры, изображающие Мудрость, Правосудие, Меркурия, Музу и прочие античности, что должны были настраивать на высокий государственный ум входящих сановников. При Николае I внутренние интерьеры дворца были основательно перестроены. Из екатериненских остались только Иорданская лестницы, Большая домовая церковь да лоджии Рафаэля.
От лестницы влево Маршальский зал. Так как лестничная площадка уже существовала к моменту сооружения зала, то вход в зал пришлось вписывать в имеющейся проем. Потому одна из створок дверей не открывается, она для симметрии к рабочей половинке сделана.
Георгиевский зал, так же называемый Большим тронным, предназначался для официальных государственных мероприятий. В отделке стен использован дорогой материал - белый каррарский мрамор. Рисунок наборного паркета практически зеркально повторяет потолок. А потолок - металлический, он подвешен к балкам, как цепные мосты. В конце 19 века зал стал главным для проведения мероприятий на государственном уровне. Первый придворный бал на 3000 приглашенных после Рождества давался единственный раз в году в Николаевском, теперь Большом зале. В зале, несмотря на его огромные размеры, была страшная теснота, так что «истинные аристократки не надевали последних моделей, когда ехали на николаевский бал: в толпе только помнут платье от Ворта или Редферна». Поэтому очень дорогие новые платья обычно отличали богатых провинциалок, которые «жались к простенкам, отделявшим зал от галереи» Обязательным предметом туалета мужчин были белые перчатки. Штатские носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Военные приходили в парадных мундирах соответствующих их полкам.
Самым историческим оказался прием, который был в Зимнем дворце 27 апреля 1906 г., когда Николай I I принимал депутатов Государственной думы I созыва. Войска и полиция усиленно охраняли центр города, набережная и акватория Невы напротив дворца были пусты. Еще бы! Крестьяне в армяках наравне с сановниками во дворец пожаловали. Царь в полном парадном облачении встречал депутатов в Георгиевском зале, рядом стояла царица вся в красных пятнах. Говорят, ее чуть ли ни силком поставили, чтобы приветствовать депутатов. Императрица, да кланяется русским крестьянам, нонсенс для спесивой немки. И это было взаимно по свидетельству современников: и простой народ, и аристократы терпеть не могли жену государя.
Другие балы сезона — «Концертный» и «Эрмитажный» проходили с меньшей торжественностью. На знаменитом празднике «Азора, африканского дворянина», данном императрицей Екатериной II в честь рождения первого внука Александра, в залах дворца были изображены громадные вензеля, буква «А» из настоящих бриллиантов и жемчугов. Вошел в историю костюмированный «Русский» бал Николая II. Все были одеты в костюмы времен царя Алексея Михайловича. Для императрицы наряд скопировали с одной из икон церкви Московского Кремля, на которой изображена первая супруга царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична. Рисунок из драгоценных камней на платье и короне создали художники фирмы Фаберже. Глава фирмы собственноручно занимался отбором драгоценностей в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, где хранились лучшие камни и драгоценности. Самым удивительным украшением был огромный, величиной с ладонь, изумруд, приколотый на груди императрицы. Николай II в парадном костюме времен царя Алексея Михайловича опирался на подлинный посох Алексея Михайловича, взятый из Оружейной палаты. К наряду сшиты «сапоги желтого сафьяна на шелку, отделанные бархатом по рисунку с чеканными серебряными закаблучьями к ним». Сохранился альбом с фотографиями всех участников этого бала. Изображение жены царя в русском облачение есть и сейчас в Буфетной, которая находится на жилой половине.
Для домашнего празднования Рождества елки ставились обычно в покоях императрицы и ближайших залах – Концертном и Ротонде. При этом для каждого члена семьи своя елка, рядом с которой ставился стол под подарки. А поскольку детей и племянников было много, то в парадных залах Зимнего дворца ставилось до десятка небольших елочек. Их зажигались дважды - в сочельник и на Рождество, а затем убирали. Рассказывают, что Николай I лично посещал магазины, выбирая рождественские подарки каждому из своих близких. Подарки детям готовили «с пользой». Дарили акварели, гравюры, альбомы с картинками, книги, инструменты для столярных работ, наборы для рисования. И, конечно, различные игрушки и сладости с обязательными «конфектами». А дети сами приобретали рождественские подарки для родителей на свои карманные деньги. По мере взросления, менялись подарки. Самый необычный подарок от отца Николая I получила младшая дочь Александра на Рождество 1843 года. Перед Рождеством в Петербург прибыл ее жених, но родители держали это втайне от дочери, и когда двери Концертного зала Зимнего дворца растворились, дочь Николая I увидела своего жениха, «привязанным к елке золотыми ленточками в качестве подарка с фонариками и «конфектами».
Новый год, как дату, не так празднично отмечали, но со времен императрицы Екатерины II было заведено новогодний ужин устраивать в хрустальном шатре в зале придворного театра. После нее царская семья и в XIX веке в первый день нового года ужинала в переливающейся палатке из узорчатого стекла.
Для придворных и ближнего круга Рождество отмечали на следующий день. После обмена подарками, в дворцовом зале проводили лотерею. Царь выкрикивал номер выигрыша, царица вручала номерной подарок с длинного стола, уставленного фарфоровыми изделиями сервизами, вазами, лампами изготовленными на императорской мануфактуре.
В залах Зимнего дворца не только балы устраивали. Военный министр Д.А. Милютин описал в дневнике: «В одной из зал Зимнего дворца государь занимался распределением рекрут по гвардейским полкам. Это уже четвертая или пятая смена приводимых во дворец рекрут, представляемых Его Величеству, по мере прибытия в Петербург из разных округов. Я стараюсь по возможности уклоняться от присутствия при этой операции: мне тяжело видеть самодержца 80 миллионов подданных, занятого таким ничтожным делом». Так это была одна из любимых забав, поскольку рекрутов распределяли «по мастям». В Преображенский полк определяли самых высоких, в Павловский – маленьких и курносых, каким был и их высочайший шеф – Павел I, в Семеновский сплошь мордатых блондинов.
Гербовый зал один из самых больших во дворце. От этого менялось его назначение в разные века. При Екатерины II назвался «Белой галерейя» и здесь проходили пышные балы и прочие увеселительные мероприятия. Павел I переименовал ее в «Траурную залу», проводил в ней погребальные церемонии по усопшей родительнице. В то время не было столько золота, оно появилось при восстановлении Стасовым после пожара 1837 года. С XIX столетия зал снова стал местом придворных торжеств. Сейчас считается залом воинской славы. На люстрах гербы 52 губерний, которые трудно снизу рассмотреть.
Аванзал запомнился малахитовой ротондой. Для Николая Никитича Демидова, владельца уральских заводов, его мастера создали из малахита и драгоценных камней этот мини храм. Демидов собирался везти сооружение морем, сушей в свой флорентийский дворец. В отделке удивительного сооружения использованы лазурит, родонит, итальянский мрамор, змеевик и золоченая бронза. Сын Демидова в 1836 г., хотел подарить ротонду строящемуся Исаакиевскому собору. Николай I не дал согласия использовать ротонду в качестве царского места в соборе. Приказал установить ее в Аполлоновом зале Зимнего дворца. Но перекрытия зала на выдержали бы ее вес. И такая красота была отправлена… на склад. Потом оказалась в качестве царского подарка в Александро-Невской Лавре, и только в 1958 году возвратилась в Зимний дворец.
Белый зал ранее являлся холлом, но перестроен перед свадьбой Александра Второго. И вошел в перечень личных апартаментов императрицы Марии Александровны, что стала его женой. Здесь царит белизна в отделке, скульптурах, просторных окнах. Мебель не простая, а в прямом смысле с секретами собрана в зале. Может, и не обратили бы особое внимание на ее особенность, если бы не фильм, который демонстрируется на мониторе. Есть экземпляры фабрики Рёнтгена, например, цилиндрическое бюро из красного дерева с бронзовыми украшениями, изготовленное специально для Романовых. Всего в Эрмитаже 22 предмета рёнтгеновской мебели. Екатерине Великой в 1783-84 гг. изготовили «Бюро с Аполлоном», специально сконструированного именно для нее. Видимо, Рёнтгену сообщили о любви императрицы к собакам: к столу он прибавил уникальную ручку, которая дает доступ к потайным отделениям, смоделированную как скульптурку-портрет Земиры, ее любимого итальянского грейхаунда. Екатерина растаяла и оплатила счет в 20 000 рублей, равный стоимости загородного имения с сотнями крепостных.Так еще добавила золотую табакерку и 5 тысяч рублей в качестве бонуса.
В «Александровском зале» нежное сочетание белого и голубого. Назван зал в честь Александра I т для прославления побед России в войне 1812 года. Архитектор А. П. Брюллов наверняка учитывал открывающийся отсюда вид на Дворцовую площадь и Александровскую колонну - главный памятник Отечественной войне. Четыре свода, тонкие колонны в готическом стиле и полуциркульные арки придают залу схожесть с храмом, храмом Русских побед. На торцевой стене огромный медальон с профильным изображением Александра I в виде древнеславянского божества Родомысла, олицетворяющего мудрость и храбрость. На противоположной - «Триумф Александра Македонского, проводит параллели между античным героем и недавней - для своего времени, исторической победы. Сейчас в зале представлена коллекция европейского художественного серебра XVI–XIX веков. Стенды выполнены в цвете под стать залу, что вместе придают большей насыщенности голубому.
Первым в городе дворец был электрифицирован, но некоторое время электрическое сияние соседствовало со свечным. При Николае I на дворцовых праздниках в Николаевском зале Зимнего дворца горело 4000 восковых свечей одновременно. Были в ту эпоху и свои «разнарядки на свет». Императорской фрейлине полагалось на сутки четыре ординарных белых свечи, одна желтая ночная свеча и три сальных. Во дворце существовал среди слуг своеобразный осветительный бизнес: свечи, прогоревшие более чем наполовину, отдавались лакеям, они продавали эти огарки и так зарабатывали. Перед заменой свечей на лампочки в личных покоях, их действие проверяли на подчиненных. Так первым тестировал новинки начальник охраны царя: в его квартире установили 25 лампочек. Потом квартиру посетил Александр III, и признал освещение комфортным, а здоровье своего телохранителя не пошатнувшимся. Только после визита император распорядился установить электрические лампочки в своем рабочем кабинете.
Малый тронный зал создан в 1833 году и посвящён памяти Петра I. Но построили его для Николая I. В отделке использованы вензель императора - две латинские буквы «P», двуглавые орлы и короны. Петровский зал был местом, где императорская семья традиционно каждый год принимала официальные новогодние поздравления. После пожара 1837 г Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов. В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же, по сохранившимся образцам.
По центру зала ниша, где стоит трон из серебра с позолоченными элементами, изготовленный петербургскими мастерами. Нам ним картина прослаляющая военные заслуги Петра Великого.
Большая церковь Зимнего дворца одно из немногих помещений, где воссоздан первоначальный стиль интерьеров Зимнего дворца, который был при Елизавете Петровне. В ней отпевали и венчали царей. Бывало прямо на следующий день. В октябре 1894 года Александр III скончался. А с апреля были уже помолвлены наследник престола Николай II с невестой. По правилам надо ждать окончания годового траура. Как писал Николай в дневнике: «…я без страха смотрю на наступающий год, потому что для меня худшее случилось, именно то, чего я так боялся всю жизнь!/ вступление на престол/. Вместе с таким непоправимым горем Господь наградил меня также и счастьем, о каком я не мог даже мечтать — дав мне Аликс». Бракосочетание невозможно было откладывать по политическим соображениям в связи с восшествием на престол. Нашли лазейку: в ноябре в траурных мероприятиях сделали перерыв ради празднования дня рождения его матери Марии Федоровны, так прямо на этот день назначили венчание. Как судачила вся Россия - «немка к нам на гробу въехала».
При Екатерине II торжественные выходы именовались куртагами. На коротком маршруте от личных покоев до дворцовой церкви выстраивались все, кто имел право доступа в Зимний дворец и иностранцы, пожелавшие лицезреть Семирамиду Севера. Императрице предшествует многочисленная толпа камергеров, идущих попарно, за ними следуют государственные министры. Она создала определённое расписание проводимых в Зимнем дворце всех мероприятий. Балы устраивались по воскресеньям, в понедельник давалась французская комедия, вторник был днём отдыха, в среду играли русскую комедию, в четверг трагедию или французскую оперу, за которой следовал выездной маскарад. В пятницу давались при дворе маскарады, в субботу отдыхали.
В нескольких шагах от домовой церкви Военная галерея, состоящая из 332 портретов русских полководцев войны 1812 года. Подбор, удостоенных увековечивания в галерее Зимнего дворца, осуществлялся специальной комиссией.
Некоторые ее решения были странными, так не утвердили И.Ф.Орлова, который получил звание генерал-майора за взятие Парижа в 1814 году после разгрома Наполеона. М.П.Пасек был исключен из списка по личному решению Александра I. Портреты русских победителей созданы не русским живописцем, что удивляет, а англичанином. Не были найдены изображения тринадцати погибших героев войны 1812 года, потому на их месте рамы покрыты зеленным шелком. После открытия галереи, позднее добавлены большие конные портреты Александра I и его союзников - короля Фридриха Вильгельма III в Пруссии и императора Франца I от Австрии. При пожаре 1837 г. ни один портрет не пострадал. После восстановления Стасовым, помещение приобрело более внушительный и величественный вид. Длина увеличилась почти на 6 м, появился хор расположенный над карнизом - обходной галереей. В советское время добавили портреты четырех бойцов роты дворцовых гренадеров, которые прошли всю войну и дошли от русской границы до Парижа.
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года. А.С.Пушкин
Мраморная табличка с этими строками была помещена на стену Военной галереи в 1949 году при праздновании 150-летия поэта.
Один из самых запомнившихся залов - Павильонный, напоминает восточный дворец. В Зимнем много залов с колоннами, но тут стройная колоннада с арочным портиком в мавританском стиле разительно отличается от других помещений. Колоннада в уменьшенном виде повторяется на втором ярусе с балкончиком, вносит восточную ажурность. Высокое помещение - дворец внутри дворца, тем более что под стенами и вода журчит, как полагается в Азии.
С Павильонного зала началась история Эрмитажа, в нем Екатерина II размещала первые приобретенные ею коллекции картин. Здесь императрица любила устраивать неофициальные приемы без участия слуг, называя этот свой уголок «эрмитажем, то есть уединением». При Екатерине II в Эрмитаже была основана и знаменитая, так называемая Русская библиотека. Владычица всероссийская не любила праздность у прислуги, военных. Даже во время дежурства в определенном помещении, должны не «стоять на посту», а что-то делать. Однажды проходила мимо лакея, который так зачитался, что не увидел ее. Императрица спросила, понимает ли он прочитанное. Ответствовал, что и понимает, и получает много знаний. Екатерина II с удивлением узнала о трудностях, с какими достают книги на родном языке. Посчитала, что чтение не баловство и может считаться полезным занятием «на посту». Этот случай, по легенде, и послужил причиной появления Русской библиотеки.
В 1777 году князь Григорий Потемкин решил сделать сюрприз императрице, и приобрел в Англии механические часы «Павлин». Есть версия, что часы заказала сама Екатерины II, точно то, что «павлин» оказался в России. Подобные механические диковинки были очень востребованы в Китае, где их называли «самозвенящими колоколами». Самым поразительным для китайского императора была не прозаическая способность измерять время, а невиданное им до этого проявление свойств живого в неживом. За императором приобретать механические игрушки стали все богатеи Поднебесной. С модой на все китайское, и по всей Европе распространилась мода на подобные часы.
На ветвях райского дерева петух и павлин, есть белки и стрекозы. Петух - символ рождения новой жизни, а раскрытый хвост павлина означает солнечный диск, который быстро превращается в луну. По легенде, павлин еще любимая птица богини Геры, владычицы неба, покровительницы семьи и брака, обитающей на священном дереве верховных богов – дубе. в часах действуют четыре механизма, три из которых приводят в движение фигуры птиц, соединенные с четвертым – часовым механизмом, системой рычагов.
При доставке механизм повредился и лежал грудой металла до 1791 года, когда работу по оживлению птички доверили Ивану Кулибину. Гениальный русский мастер без схемы механизма, принципа его устройства, сделал невозможное, часы пошли и затейливый механизм пришел в движение.
Кроме «Павлина», отличаются во всем дворце и удивительные мозаичные столики в этом зале. Картины на столешницах сделаны способами византийской либо римской мозаики, отличаясь размерами кусочков камня, древесины и других материалов. Столешница с малахитовым фоном, изображает по всей поверхности выдающиеся сооружений Италии. На другом повторяется рисунок мозаичного пола этого зала.
Напротив «Павлина» под стеной стоят «фонтаны слез», навеянный поэмой Пушкина, что придает этому удивительно гармоничному, наполненному светом залу особую прелесть.
Уникальный мозаичный пол выполнен российскими мастерами по итальянскому оригиналу, найденного археологами в банях термах около Рима. В центре огороженного изображения – голова Горгоны Медузы, окруженная лентой греческого орнамента. Над мозаикой большие окна, за которыми невидимый в темноте «висячий садик».
За Павильонным залом подъезд и Советская лестница, созданная тем же арх. Штакеншнейдером. Советская от слова «советники», не от советской власти. Строгая и в то же время парадная лестница получилась.
Всего во дворце 117 лестниц, вместе с потайными. Так из уборной Александра II, вела прямо к фрейлинам тайная лестница. Екатерина вовсю использовала возможности российской самодержицы. Со времен графа Григория Орлова, первого фаворита-«жильца» Зимнего дворца, рядом с покоями императрицы сформировался комплекс покоев ее фаворитов. «В первом этаже в отдельных комнатах, над которыми были спальня и кабинет Государыни с маленькою потаенною лестницею, сообщающею верх с низом». «Милый друг» заменялся, помещения переходили е следующему сменщику. Только 10 из них занимали официально пост «фаворита» с особыми привилегиями. Некоторые желали разделить труды императрицы по управлению огромной Империей и оставались на значительных должностях, даже перестав бывать в спальне своей повелительницы.
Вторая часть о Зимнем, его музеях в продолжении следующего отзыва про Эрмитаж.