Самые выдающиеся художественные ценности России и мира находятся в Государственном музее Эрмитаж. Эрмитаж начинался с коллекций произведений искусства, которые приобретались для императрицы Екатерины II. При ней началось строительство отдельных зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства. В фондах Эрмитажа хранится более двух миллионов восьмисот тысяч разнообразных экспонатов. Для сравнения, в Лувре - триста тысяч. Если потратить на осмотр каждого экземпляра одну минуту, то на всю коллекцию уйдет 11 лет.
Осенью 1778 года. Екатерина II сильно простудившись, сидела дома и листала альбомы заморских стран. Увидела уникальных лоджий дворца Папы в Ватикане, созданные по рисункам самого Рафаэля, и ей пришла в голову мысль, повторить этот шедевр в своем дворце. Царицей что сказано, приказ для подчиненных. Были посланы в Ватикан художники и мастера во главе с Джакомо Кваренги, дабы скопировать в натуральную величину и своды, и стены, да и сами уникальные фрески Рафаэля. Создавали галерею во дворце уже под заказанные копии. Когда их привезли из Ватикана в Россию, оказалось, размеры не соответствуют стенам и потолкам. Стали адаптировать галерею под них, уменьшая проемы около окон и прочее.
Каждая пядь покрыта рисунками, скопированными с античных фресок, обнаруженных в XV веке на руинах Золотого дома Нерона. Русские художники тщательно перенесли их на полотна, которые были доставлены морем в Санкт Пебербург .
Лоджии состоят из тринадцати одинаковых по размеру частей, каждая имеет собственной потолок со своими картинами. Изображены 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. При этом ни одна стена, панель не похожа другую, узор нигде не повторяется. Скопированы и растительные орнаменты, которые обрамляют настенные картины.
Когда при перестройке дворца, хотели разрушить лоджии под перестройку дворца, их отстоял архитектор Стасов.
Поход по Зимнему похож на блуждание в лабиринте. Если бы ни подсказки сотрудников, то многое бы не увидели, и просто напросто выход бы не нашли. Романовскую галерею почти пробежали, не разглядывая картины на стенах, потому что карта должна была вывести в другие помещений. Ну, и рассматривание портретов династии Романовых сосем не привлекает. «Темный коридор», увешенный гобеленами, так же хотелось поскорее пройти. Не было выбора: или гобелены, или картинные залы Эрмитажа. Картины хотелось больше рассматривать и просто времени на все, все не хватило бы в один день. Некоторые залы прошли не один раз, и в последующие разы уже не разглядывая, торопились найти другие
А вот зал да Винчи совсем не хотелось покидать. Сначала впечатляет сам зал, его убранство. Шесть дверных проемов занимают особенные двери. Дверные полотна из красного и черного дерева украшены золоченой бронзой и облицованы мозаикой из черепахи и гравированной латуни в технике «Буль». Это редчайший образец русского мебельного искусства, аналогов им нет.
Я не знаю, почему фото переворачиваются при размещении в отзывах. Пробовала их изменять, потом в отзыве все равно такин получаются:)
Главные тут не двери с потолком, а две картины: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Ныне во всём мире сохранилось 19 работ Леонардо, две из них находятся в России. Сердце сжимается от мысли, что раньше было больше работы кисти Леонардо да Винчи во дворце. В 20 веке после первой мировой войны Россия, скинувшая иго царей и господ, переживала тяжелые времена. Для спасения страны, пришлось расстаться со многими экспонатами музеев. Не хотели забугорные толстосумы иной «валюты», воспользовались моментом, чтобы прибрать к рукам. Просто указывали, за какие шедевры согласны отстегнуть деньгУ, за другие - нет. Потому осталось всего 2 картина Леонардо. В Лувре всего одна его картина. Будем радоваться и этим двум.
Вот когда понимаешь преимущества невысокого сезона, туристов практически нет и рассматривать шедевры можно с любого ракурса и сколько душе угодно. Хочется, посидеть на скамье, любуясь издалека, опять подойти. Не знаток живописи, потому записала сведения о них, чтобы запомнить.
«Мадонна Бенуа» была одним из первых экспериментов художника с масляными красками, которые потом получили такое широкое распространение, в том числе благодаря Леонардо Цветные одежды, лица не были задуманы настолько темными. Леонардо да Вини сам делал для своих полотен масляные краски, и не мог знать, что со временем краски потемнеют. Реставраторы Эрмитажа не стремятся высветлить, что исказит кисть художника и превратить старое полотно в яркую репродукцию. В Эрмитаже оказалась из частной коллекции. Французам Бенуа пришлось бежать от революции 1789 г. из своей страны в Россию, где продали её Эрмитажу.
«Мадонна Литта» была написана для правителя Милана, затем оказалась в семейной коллекции графа Литта. Выполнена художником не маслом, а темперой, что объясняет ее лучшее состояние от соседней. Картина дважды оказывалась в России. В середине XIX века Эрмитаж, совсем недавно ставший публичным музеем, приобрёл шедевр у итальянской аристократической семьи Литта. За полвека до этого ее привёз сюда Джулио Литта, после того, как стал подданым России. И даже женился на племяннице Потёмкина. После его смерти наследница - дочь падчерицы, вернула картину своим итальянским родственникам. Четверть века спустя после его кончины, герцог Антонио Литта обратился в музей с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.
Уходили из зала, почти оглядываясь, но впереди была встреча со «Святым семейством» и всеми другими сокровищами следующих залов Эрмитажа.
В зале майолики кроме майолики, шпалера "Аполлон и знаки зодиака", два шедевра Эрмитажа - картины Рафаэля "Мадонна Конестабиле" и "Святое Семейство".
Назначение помещений в зданиях, которые занимал Эрмитаж, постоянно менялось, что приводило к частым перепланировкам и переделкам интерьеров. Большие нарядные залы «Просветов» с высокими потолками, отделаны лепкой и позолотой. Свет из высокорасположенных в потолке окон, прекрасно освещает залы. Все предусмотрено для целей картинной галереи, потому как здание с самого начала предназначалось для живописи.
Екатерина II закупала за границей картины по советам просвещенных приближённых, дипломатов, особенно прислушиваясь к Д.А. Голицыну, другу французских просветителей. Так же приобретала произведения по подскзкам Вольтера и Дидро, мнение которых ценила. После ухода в отставку Д.А. Голицына интерес императрицы к картинной галерее поубавился. Кроме закупок императорской фамилией, экспонаты попадали в Зимний дворец и другими путями. Например, вынужден был отдать свою коллекцию в счет долга Иоганн Гоцковский, состояющую из 225 произведений голландских и фламандских художников. Сейчас от первоначальной его коллекции в Эрмитаже осталось 96 холстов. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал в приобретении собрания полотен, принадлежавшего министру польского короля. Некоторые полотна преподносились в дар, пополняя музейное собрание.
Помещения кроме картин украшены изделиями искусных русских камнерезов. Здесь расставлены сделанные в середине прошлого века громадные вазы из синего камня – лазурита, и зеленого - малахита, высокие подсвечники из серо-лилового порфира и розового орлеца, столы с покрытием из цветного камня и ножками из золоченой бронзы.
Залы не только служили музеем для исторических и художественных ценностей. Когда-то единственное здание Эрмитажа было местом забав «Семирамиды Севера», как называл Вольтер императрицу Екатерину II. Среди шедевров венценосные с приближенными так же изволили ужинать после балов или представлений в дворцовом театре. Как видим, никакого политеса в отношении произведений искусств, среди которых венценосные росли с пеленок. Что погремушка, что картина… Трудно вообразить, что в величественных залах пировали, веселились, танцевали, играли в карты, расплачиваясь хранившимися здесь же бриллиантами.
Про название этого зала каждый догадается сам, завидя рыцарей на конях во всем великолепии. Даже не знаю, кто достовернее, манекены в доспехах или лощади😊
Будучи наследником престола, будущий Российский император Николай I, увлекался историей рыцарства, зачитывался романами Вальтера Скотта, устраивал карнавалы в средневековых костюмах и даже проводил настоящие рыцарские турниры. вою коллекцию старинного оружия начал с подаренной в 13 лет турецкой сабли, что увеличилась до 5 тысяч к концу его царствованияБывает, называют его последним романтиком Европы. Таким он был среди своих родных, для страны Николай палочник. Это прозвище император получил от народа. Он наводил "порядок" в стране, применяя с особым пристрастием шпицрутены. Немногие выживали после "простого наказания" в 6-12 тысяч ударов шпицрутенами по оголенной спине, прогоняемые сквозь строй. Особая циничность царя, заставлять быть палачами своих же братьев солдат.
Сын императора Павла I и внук Екатерины Великой с присущей только ему «венценосной» свирепостью, в первые дни своего правления расправился с восставшими декабристами. Среди картин дворцовой коллекции, царь вёл допрос участников восстания 1825 г. Заставил Россию участвовать в войнах, проигрывал, злился на весь свет еще больше, что выливалось на российский народ репрессиями. Постоянный голод, ужасающая смертность детей из за отсутствия какой либо медицинской помощи, приводило к бунтам, которые «палочник» расстреливал. Холерный бунт и польское восстания подавленных с особой жестокостью
Вернемся в рыцарству, хотя, к этому царю не могло быть применимо. Зато свое «величие» он требовал усиленно воспевать. Именно при нем появился гимн страны, где требовалось не страну возвеличивать, а «Боже, царя храни». Его наследникам понравилось «себя хранить», гимн до революции просуществовал. Но про рыцарей, что к «палочнику» не имели отношений.
Под Колыванскую вазу выделено специальное помещение. Громадина из яшмы высотой 2,57 метра, весом 19 тонн, прозванная «Царицей ваз». 1819 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа был найден большой утёс зелёно-волнистой яшмы. В течение 2-х лет камень на месте тесали вручную долотами.
Цельное изделие из яшмы сделать просто нереально, камень слишком хрупкий. Тем более такое громадное. Причём, чем красивей узор камня, тем он более хрупок. Потому ваза единственная и неповторимая: современные мастера не берутся сделать что то подобное. Везли её в Петербург полгодаЮ да как смогли это сделать, отдельная история. Доставили, но втащить на второй этаж Зимнего дворца было невозможно. Вазу поставили в проезде Нового Эрмитажа. И 4 года строили вокруг нее помещение, что стало одним из залов Эрмитажа. История знает случаи, когда ломали стены, крыши, чтобы что-то разместить внутри. Но построить вокруг экспоната совершенно новое сооружение в уже существующем музее, случай уникальный.
Не получилось осмотреть подробно «Зал с двадцатью колоннами», только подивились, что как через лес между ними шагать надо.
Последнему по ходу Египетскому залу так же не получилось уделить внимание. Значит, в следующие приезды во дворце будут новые открытия и удовольствия для нас. Если бы не окончание работы музея, так бы ходили и ходили по Эрмитажу. К закрытию мы оказались в самой дальней точке от гардероба, к которому другой путь – не через царские жилые покои, надо было искать. План дворца уже не помогал, буквально по наитию «север– юг–восток–запад» искали дорогу. И нашли! Что порадовало, наши пальто были не последние, хотя сотрудница уже стояла одетая, дожидаясь задержавшихся посетителей.
Вышли на улицы Петербурга и стали осознавать, где мы побывали и что видели. "Все прекрасное редко" - Цицерон. Накопление шедевров Эрмитажа закончилось вместе с 19 веком. Приобретения 20 столетия, добавить «шедевральности» великолепной коллекции, уже не смогли, ИМХО. Как 19 век попрощался с Петербургом еще развевающимися штандартами на мачтах парусников и машущими ладошками беззаботных деток последнего российского императора, так 20 век перевернул страну и унес императоров в кладовую русской истории. Один Эрмитаж стоит вселенским утесом над страной, историей на все времена.