После парадных залов Екатерининского дворца свернули в жилую половину. В Малой анфиладе были приватные апартаменты членов царской семьи. Здесь находились личные покои императриц, со временем и других: Марии Федоровны, вдовы Павла I, великого князя Александра Павловича - будущего императора Александра I, и его брата Константина Павловича. Эти помещения возникли на месте «висячего» сада в виде огромной террасы, сооруженной Ф.-Б. Растрелли. Александр II распорядился отделать для себя покои в нижнем этаже Зубовского флигеля, сооруженного в 1770-х годах по желанию Екатерины II; здесь же жила его любовница Екатерина Долгорукая вместе с детьми. В 1880 году в одном из залов дворца состоялось их бракосочетание. Законный брак продолжился всего 11 месяцев до смерти от покушения на Александра II.
Историк Сергей Вильчковский писал: «Вся эта половина представляет из себя ряд не особенно больших, сравнительно низких комнат, отличающихся чрезвычайно простой отделкой. Окна комнат выходят все в Собственный садик. Комнаты этой половины находятся на уровне земли. Единственную их роскошь представляет убранство так называемой «Азиатской» комнаты. Отделка комнат и украшения их произведены по указаниям самого Императора Александра II».
Елизавета Петровна любила поесть, но откладывала ужин на окончание длинных вечерних празднеств. Поэтому в ее царствование ужинали ночью все приглашенные, к тому же очень сытно. И с развлечениями: в Царскосельском дворце - в каком именно помещении не известно, стояла подъемная машина, которая поднимала гостей, сидевших на удобных диванах, на второй этаж, где уже стоял стол с разными кушаньями. Изысканные яства, вина и фрукты подавались на стол без помощи прислуги. Эти столы так и называли - «волшебными». Потом этот фокус использован при Екатерине Второй в развлекательном павильона «Эрмитаж» в саду.
Рядом с Большим залом находится Кавалерская столовая, созданная по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века. До 1861 года резные украшения были золоченые, но потом их покрыли серебром, и называли Серебряной столовой. При реконструкции в 20 веке вернули позолоту, как и было задумано Растрелли. Помещение небольшое, поэтому на противоположной стене архитектор разместил ложные окна с зеркальными стеклами и зеркала в простенках, что сделало зал просторнее и светлее. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также «домашние» балы для особо приближенных лиц. Устраивали празднования дат членов семьи. На день рождения великого князя Александра Александровича включала водевиль в одном действии «Китайская роза» с перечислением фамилий исполнителей.
В Кавалерской огромная многоярусная печь с колоннами и нишами, покрытая изразцами с кобальтовой росписью, исполненными по образцу дельфтской керамики, восстановлена после войны. На столах «Орденские» сервизы, декорированные знаками и лентами российских орденов. Когда представителей воинских частей угощали здесь, то ставился тот сервиз, что соответствовал их полкам. В дни торжественных праздников, посвященных покровителям наиболее почетных отечественных наград, столы украшали особые сервизы — орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира. Предназначалась специально для торжественных ужинов, куда приглашались кавалеры этих орденов
И парадную, и обычную посуду для царских столовых изготавливал Императорский фарфоровый завод, работавший только для Императорского двора. Построили ее ученики известного Беттгера, создателя «белого золота» в Германии. Производство разделялось на мастерскую «вещей поднесения» - вазы и декоративные предметы, а другие делали именно сервизы. Особенностью царскосельского повседневного сервиза являлась тонкая синяя полоса, дополненная золотым кантом. Во время правления Николая I было приказано создать реестр всех царских фарфоровых, фаянсовых и хрустальных ансамблей с целью их доукомплектования. Заказанный в 1883 г. Рафаэлевский сервиз, с декором по мотивам росписей Лоджий Рафаэля, предназначался специально для царскосельской резиденции.
Как-то неожиданно открывает из очередного зала Янтарная комната и все начинают головами крутить и фотографировать во все стороны. В 1716 году Фридрих Вильгельм I обменялся с Петром I - этот кабинет на роту гренадеров, каждый был выше шести футов ростом, что очень понравились малорослому кайзеру. В 50-х годах XVIII века Янтарный кабинет по приказу Екатерины на руках перенесли из Петербурга в Екатерининский дворец, проделав путь длиною в 24 км. Так как размеры кабинета были больше, чем размеры помещений, где панели находились прежде, Растрелли разместил между ними 18 зеркал.
На стенах 22 больших панно, дополненных 180 янтарными досками, декорированы узкими зеркальными пилястрами. Сверху янтаря украшения в виде женских голов, щитов, тюльпанов, роз и раковин. В облицовку стен Ф.Б. Растрелли вмонтировал 5 панно флорентийских мозаик из разноцветной яшмы в орнаментированных янтарных рамах. Неизвестный мастер темой для аллегорических композиций выбрал пять чувств человека.
На потолке плафон "Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви" венецианского художника Франческо Фонтебассо, внизу узорный паркет из редчайших пород дерева. Верхнюю часть стен Растрелли декорировал пышными резными рамами, гирляндами цветов и медными золочеными бра.
В Янтарной комнате давали аудиенции иностранным гостям, желая продемонстрировать «восьмое чудо света». Комната восстановлена русскими мастерами в 2003 году. Среди украденного из дворца немецкими фашистами был и декор Янтарной комнаты. Частичка из миллионов их преступлений, вошедших в историю воровства мировых шедевров. Факт воровства подтвержден продажей геммы с изображением головы римского воина в 1994 году в Лондоне, на аукционе «Кристи» за 180 тысяч австрийских шиллингов. Предмет является подлинным элементом из первой Янтарной комнаты. В 1997 года полицией города Потсдам была обнаружена одна из четырех мозаичных картин комнаты, признанной подлинной. Спустя несколько дней там же, в Германии, был обнаружен и комод, ранее дополнявший убранство комнаты. Их вернули в Россию, во дворец Царского Села. Нынешняя версия Янтарной комнаты лучше прежней, потому что воссоздана полностью в соответствии с исторической, но по современным технологиям. Сейчас приблизительная стоимость комнаты от 1 до 3 миллиардов датских крон. Старая была темная из-за лаков, существовавших в прошлые времена. Теперь янтарь просто сияет.
Помещения Малиновой и Зеленой Столбовых, получили названия из за цветных «факелов» пилястр расположенные на стенах. Их основой служит цветная фольга, что было очень модно в то время. Во времена Растрелли фольгу делали из настоящего серебра. Зеленая Столбовая служила буфетной, где хранилась посуда, серебро и фарфор. В середине XIX века была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов. Так же комнаты использовались для увеселений. В Малиновой зале играли в карты, шашки, триктрак -нарды, а в Зелёной – занимались музицированием, о чём напоминает стоящий в зале клавесин.
Секретер немецкого мастера-мебельщика А. Рентгена (1711–1793) — один из редких образцов наборной мебели в стиле «перистого рокайля». Отец и сын Рентгены были не только известными европейскими мебельщиками. Если сын Давид уже полностью занялся производством мебели, то его отец, Абрахам Рентген, сочетал несочетаемое: был членом религиозной общины Моравским Братьям, требовавшее служение общему делу не ради личной выгоды, и богатым мануфактурщиком. Нойвидская мастерская Рёнтгенов прославилась безупречным исполнением, красотой отделки и сложными конструкциями мебели.
В перечень комнат, подготовленных к свадьбе будущего императора Павла I и его супруги Марии Федоровны входили: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные, Предхорная, Опочивальня, и другие. Отрадный факт, что в Северной части дворца сохранился подлинный паркет, который не пришлось восстанавливать после войны.
Малая «золотая» гостиная обилием позолоты на лепнине стен, потолка оправдывает свое название. На стенах портреты Петра I, Екатерины I, их дочерей — Анны и Елизаветы, императрицы Анны Иоанновны, Екатерины II и самого Александра I. Расписные шёлковые обои зала воссозданы по уцелевшему образцу шёлка. Красив четкий рисунок наборного паркета, так же заново сделанного после войны.
В Малой гостиной есть экспонаты, спасенные сотрудниками музея в эвакуации. На столиках и комодах Гостиной предметы японского и китайского фарфора, изделия берлинской Королевской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в XVIII веке.
От «золотых» помещений отличается Зеленая столовая. В интерьере нашли отражения античные мотивы на русский лад. Много лепных белых элементов на зеленых стенах, почему столовая и получила название «Зеленой». Весь лепной декор Зелёной столовой создан по рисункам Чарльза Камерона. Стилизованное изображение садовых ворот с медальонами, даже виноградные лозы имеются. Почти «пикник на пленере» получился. Ээффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин с кронштейнами в виде львиных голов и лап. Зеленая гостиная полностью заново построена после войны.
Для комнаты мебель изготовлена по рисункам Ч. Камерона под стать интерьеру: комплект из 25 белых стульев с зеленой обивкой, и двух каминных экранов. Причем два стула, предназначенные для хозяев апартаментов, отличались от остальных размерами.
Перед первым помещением личной половины Александра I, небольшой Овальный кабинет, скорее, проходная комната между парадными и домашними покоями. Одна из 4 дверей ведет на чугунную лестницу. Пользовался чугунной лестницей личный камердинер императора, которого вызывали звонками.
После Сводчатой проходной комнаты идет парадный кабинет Александра I. Если так назван, значит, весь в мраморе, с колоннами и письменный прибор, лампа на столе из уральского малахита. Кабинет и смежные с ним комнаты оформлял В. Стасов и посвящались прославлению наших побед в Отечественной войне 1912 года.
Александр I не имел детей, продолжение династии Романовых дал его брат Николай. Николай I, как и его отец Павел Петрович, был фактически чистокровным немцем: немцами были его бабушка Екатерина Вторая – в девичестве София Августа Федерика Ангальт-Цербстская и дедушка – ее муж Петр Третий, урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, а также мать – София Доротея Августа Луиза Вюртембергская.Последним по крови русским царем был Петр I.
Следующие помещения еще не восстановлены с историческими интерьерами, поэтому их используют под музейную выставку предметов из царской жизни. Экспозиция с мебелью, вещами царского наследия. Во время оных их личная жизнь и обыденные обстоятельства были за семью печатями. Меня умилила старинная кукла, о которой мечтали все девочки в то время, да и сейчас не отказались бы.
Историк В. О. Ключевский в 1911 г подчеркивал обособленность двора от русского общества.: «двойной страх вольного духа и народа объединял династию и придворную знать в молчаливый заговор против России». На стенах картины стародавних времен. Подданым представлялись парадные эпизоды жизни и отретушированные портреты. Портреты императоров и членов их семей лишены достоверности, художники изо всех сил стремились угодить, приукрасить царственные особы.
На возвышении платье императрицы. Стоит на подиуме, чтобы прибавить длины наряду. Рост Екатерины II был 157 см - до тридцати пяти лет «в два аршина в четыре вершка без обуви», с возрастом погрузнела и осела. Все ее портреты лишены ясности, чтобы не показать натуральный вид, маскируя внешность «зефирностью» и неестественным румянцем. Грубые черты лица с маленькими глазами, массивным тройным подбородком, завершал орлиный нос над расплывшимся телом. В 1795 году, когда Екатерина II встретился со своей родственницей, принцессой Саксен-Кобургской, та по-родственному «припечатала» ее, очень нелицеприятно описав настоящую внешность императрицы.
После маршрута спускаемся на первый этаж, где оставлены вещи в гардеробе. И не теряя ни минуты, устремляемся в парк. Дворец высится над всем парком и является его короной. Чем запомнился царскосельский дворец? Над композицией и отделкой интерьеров комплекса резиденции после Растрелли работали другие выдающиеся архитекторы, но шляпу надо снять именно перед ним. Во всем великолепии дворца воплощен его талант и архитектурный гений. Современник писал о впечатлениях: «новое строение Сарского Села… художеств славных сила возможность всю свою и хитрость истощила».