Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.

Ирина Страна:Россия
Город: Москва
Время отдыха: Дата вылета октябрь 2021

Дата14.02.23 Хороший отзыв2 Ответов 2 Просмотрели987


   Царское Село, как много в этом слове… Чем отличается не туристический сезон, отсутствием очередей, от слова совсем. Насколько отзывы в интернете полны описаний многочасовых стояний, настолько мы просто впорхнули в музей. Вход во дворец через две «заставы», где было совершенно пусто. Сначала после покупки билета в киоске между дворцом и Лицеем, проходят во двор - проверка. При подходе к подъезду дворца турникет, где надо самому прикладывать штрих коды. У нас из 3-х билетов два сработали не сразу, последний вообще так и не был опознан техникой. Ходили за сотрудником во дворец, он вручную автомат открывал.


<a href=/russia/sankt-peterburg/>Санкт-Петербург</a>, <a href=/russia/>Россия</a>. Дворец Царскосельского Села. Часть I.

   

    Дворец трех императриц, как его еще называют, многое пережил. В далеком 1710 году мызу на сухом возвышенном месте царь пожаловал своему любимцу Александру Даниловичу Меншикову, но потом она отошла во владение жене Петра - Екатерине Алексеевне. Бывшая шведская мыза называлась Saris hoff, что значило «возвышенное место». Потому в XVIII веке название царской резиденции писали с буквы «С» - Сарское Село,  простые люди произносили как «Царское». Для Петра I усадьба было отдушиной от государственных дел, барский дом только для семьи и близких друзей. Перейдя к Елизавете Петровне, скромный дом принадлежавший матери, возможно, вызывал у императрицы сентиментальные чувства. Но он никак не мог отвечать ее тяге к роскоши. Именно при ней домик перестроен  в дворец. В эпоху императрицы Екатерины II, Царское Село превращается в официальную загородную императорскую резиденцию. Вместо «Деревни царя», как называли его при Петре I, Царское Село стали называть «Дворцовым городом», «Петербургом в миниатюре», или «Русским Версалем». Основное создано мастерами при трех императрицах: Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Именно тогда дворец и парк стали столь восхитительными, какими мы теперь их видим.

    Побывав на открытии дворца, свои впечатления записал П. Свиньин: «когда императрица Елизавета приехала со своим двором и иностранными министрами осмотреть оконченный дворец, то всякий, пораженный великолепием его, спешил изъявить государыне свое удивление. Один французский посол маркиз де ла Шетарди не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание, хотела знать причину его равнодушия, и получила в ответ, что он точно не находит здесь самой главной вещи — футляра на сию драгоценность».

     В царствование Елизаветы Петровны скромный дворец Екатерины I перестраивается в роскошную летнюю резиденцию. Дочь Петра сменила множество архитекторов и остановилась на Растрелли. По его решению были изменены деревянные галереи, а анфилада была перестроена и протянута по всей длине дворца. Прхитерктор необычпйно взыскателен к материалам и качеству исполнения. Мог приказать разобрать каменную кладку целой стены, которая по его мнению, недостаточно правильно выложена. «Здешний дворец строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделано было сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведен был до состояния, в каком находится теперь". Необычен для тех лет и выбранный голубой цвет, который дополнили белая краска и позолота, на изготовление которой потратили 100 кг золота. Каждый последующий правитель строил и свои дворцы, но Царское Село являлось основной резиденцией для доброй половины коронованных особ Российской империи.

 Способ позолоты изобрел крестьянин подмосковного села Покровского - Семен Сусальщиков, он первым в России изготовил для отделки дворца «сусальное золото» – золотые листки, толщиной как папиросная бумага. Уже при Екатерине Второй, когда понадобился ремонт, представили ей смету на новую позолоту. Она глянула на сумму и велела золото заменить на краску под золото. Многих российских умельцев привлекли «для единой славы российской». Листовое золото  поставлялось из Москвы, кованые решетки балконов и дворцовые ограды по рисункам Растрелли изготовили Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы, мраморные ступени лестниц и плиты для полов и садовых площадок – камнерезные мастерские Урала. Золото - самый устойчивый металл, но в наше время позолота укладывается на лепку восемнадцатого века. Специалисты говорят, что она довольно рыхлая, по идее гипс нужно удалить, сделать металлическое основание, и только тогда золочение будет держаться долго. Но в историческом здании такое будет варварством, поныне аккуратно наносят сусальное золото. Открыт государством специальный счет на многие миллионы, помимо других средств для музея, откуда деньги можно использовать только на золочение. Если про фасады, специалисты о целесообразности тотального золочения спорят по сей день, то сверкать лепнина внутри дворца будет всегда.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.



  На первом этаже дворца коридорная система с двусторонним расположением помещений. Весь занят раздевалками, сувенирными магазинчиками, кафе и другими вспомогательными службами.

   После формирования группы в накопителе, наконец, двинулись по маршруту. Очень понравилась пожилая женщина, которая вела нашу экскурсию. Настоящий питерский интеллигент, кладезь информации, о чем ни спросишь, тихий строгий голос, который слышен каждому. Группы туристов накапливают и залпами выпускают на маршрут по дворцу. По времени занимает около часа с небольшим, почти пробежка по всем помещениям. Остаться и что то дополнительно рассмотреть невозможно: за группой просто закрывают двери. Но обход залов идет по кругу: заходим по одной стороне помещения, потом будем возвращаться по другой.

   Первое -«ах!». Первой во всем блеске дворцовой красоты предстает перед посетителями Парадная мраморная лестница в стиле рококо. Первоначальная лестница, оформленная архитектором И. Монигетти при императоре Александре II, не сохранилась. Удивительно, но лестница меняла свое положение при реконструкциях дворца, оказываясь то сбоку, то посередине здания.  При Екатерине Второй, как раз и была посередине, чтобы сразу в свои личные покои попадать. Лестница на втором этаже вводила в Китайский зал Растрелли, примыкавший к жилым комнатам. Ту, что видим сейчас, создали после войны советские специалисты по сохранившимся рисункам. На стенах декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков - в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.



Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.



  В интерьерах дворца отразились различные художественные стили, главным образом барокко и классицизм. Залы и комнаты не повторяются, имеют собственное «лицо». Во дворце протяженность парадных комнат второго этажа равняется длине всего здания - 325 м., от Парадной лестницы до Дворцовой церкви, образуя Парадную анфиладу. Такой прием использовался при возведении многих дворцах Европы в то время, как наиболее торжественный. Но царскосельский  не имел аналогов - большинство залов занимает всю ширину корпуса и освещается с двух сторон.  Главным является Тронный зал. Все другие залы анфилады как бы подготавливают к тому ослепительному зрелищу, которое раскрывается при входе в него. Это самый большой в России дворцовый зал с историческим интерьером. По размерам он уступает, возможно, только Георгиевскому в Кремле.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.


Оптический эффект окон и зеркал архитектор Растрелли рассчитал так, что помещение кажется бесконечным.

 При Елизавете Петровне, пришедшей к власти в 1741 году, дворец с лепным декором и колоннами обрёл современный нам вид. Хотя дворец называют "екатерининским", перестроен из "сарской мызы" и свой облик он приобрел при царствовании дочери Петра I. Елизавета Петровна знала четыре языка, читала в подлиннике иностранные книги. С другой стороны, воспитывалась в простых условиях, хотя и была дочерью Петра, водила с девками хороводы в сарафане. Став императрицей, не любила воевать, любила танцевать. В "семилетнюю войну" она праздновала победы русских войск в Европе, конечно же балами. В период ее царствования Россия практически не участвовала в других войнах. Императрица обожала наряжаться и демонстрировать новое платье на балах и маскарадах. Второй раз наряд уже не надевался. После нее остались в кладовых … несколько тысяч платьев,  сундуки наполненные шелковыми чулками, тысячами пар туфель и более чем сотней кусков английской или французской материи! Ни один купец, прибывший из Западной Европы, не имел права продавать свой товар, пока императрица не отбирала для себя нужные вещи или ткани. Никто не смел носить платья и делать прически нового фасона до тех пор, пока сама императрица их не меняла. Более того, приглашенным во дворец вменялось приходить не только в новых нарядах, но еще конкретного вида, если  предстоял праздник, карнавал на определенную тему. Из-за этого многие придворные не могли быть на каждом балу, увиливали под благовидными предлогами, потому что не было средств на такие роскошные наряды. Любила устраивать для ближайшего круга маскарады, где дамы должны были быть в мужских костюмах, мужчины в платьях. Умела радоваться жизни в любых ее проявлениях. При ней, кстати, была отменена смертная казнь в стране.

   Золоченая резьба на стенах, проемах окон, не только является украшением, они включают элементы, которые создают поразительный эффект зала, его 32 кратное эхо. Первый трепет испытывали придворные и иностранные гости, когда наблюдали в многочисленных зеркалах появление императрицы, как материализации из неведомых глубин:«Медленно превращалась она из еле видной, но сверкающей драгоценностями, точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и шелками величественную фигуру». Потом остолбевали, когда она начинала говорить. Невыразительный в других стенах голос приобретал здесь внушительные оттенки, звучал грозно и властно. Именно в этом зале  праздновала Екатерина II свое воцарение на российском троне приемом на 600 особ. То, что выбрала Царское Село для своего торжества, неудивительно: этот дворец ранее сыграл в ее жизни важную роль. Первое появление юной Екатерины, тогда еще великой княгини, в Царском относится к елизаветинскому времени, когда она с мужем Петром III, прибыли в загородную резиденцию после бракосочетания. Это случилось в 1745 году, и с тех пор вся жизнь Екатерины была связана с Царским Селом.

Особенно пышный резной декор получили торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.



   Роскошно смотрится паркет из мореного дуба, под потолком – дОлжным изображать небесный свод, в центре плафона изображена аллегорическая фигура России. В нишах - аллегории четырех частей света, которые "свидетельствуют свое восхищение императрице Елизавете Петровне, олицетворяющей Россию". Под своим ликом любила устраивать праздники, карнавалы, которые и заполняли ее жизнь. Ее царствование вошло в историю как самое мирное, она не воевала, а танцевала.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.


   Сотни больших скульптурных резных фигур украшают поверхности стен. Интересно, что многим из них  скульптор И. Дункер придал портретное сходство с жившими тогда людьми. Освещение в вечернее время светильниками делало сказочный мир резной скульптуры как бы подвижным и оживляло его причудливой игрой светотени.

  За Тронным залом идут Антикамеры -"антикаморы", как тогда говорили. По-итальянски anticamera - передняя, приемная. Тут дожидалась аудиенции представители разных сословий. Потому и Антикамеры для них были разные по роскоши .В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три. В Арабесковый и Лионский залы нас не повели, ограничились столовыми. Туристов водят разными маршрутами, от чего это зависит - "тайна сия великая есть".

.

Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.



  Оформление Антикамер  перекликалось с Тронным залом дворца, так же главным элементом их декоративного наряда была деревянная золоченая резьба. Дополнительными нотами в декоре пышного барочного интерьера были потолки с огромными живописными плафонами и геометрический рисунок паркета из ценных пород дерева. Во времена Екатерины II Третью антикамеру называли Биллиардной, так как здесь стоял бильярд, вошедший в моду в конце века, на котором императрица вечерами могла позволить себе сыграть партию.

 

Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.


  Из окна вид на внутренний двор дворца, куда не пускают посетителей.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.

 

  Противоположную сторону от дворца занимают  одноэтажные строения, полукругом обнимающие дворик. Здания строили сначала, как подсобки при возведении дворца, затем переоборудовали под размещение гостей, придворных и всевозможных служебных и хозяйственных нужд, образующих "циркумференций", который протянулся от крайних флигелей и смыкается перед центральным корпусом дворца. Въезжали во двор через трое железных решетчатых ворот. Парадные имеют замысловатый рисунок, созданный Растрелли и были вызолочены.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.


 Вернемся внутрь парадной анфилады.  За антикамерами помещение сплошь увешанное картинами. Что интересно,  картины подбирались просто по размерам, чтобы завесить, как шпалерами, всю стену без промежутков. Некоторые даже повторяются. Растрелли разместил здесь 130 картин западноевропейских художников XVII–XVIII вв. на разные сюжеты, есть  на охотничьи темы, на библейские темы, натюрморты , разделив их тонким золоченым багетом. В XVIII веке картинный зал часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных вечеров.

   Именно тут Екатерина II любила перекинуться в картишки с приближенными. Играли не на «интерес», а на золото и драгоценные камни, что кучками лежали на столе. Во времена ее внуков уже перешли на ассигнации. Граф С.Д. Шереметьев, когда надо было расплачиваться за проигрыш, доставал такие засаленные купюры, что выигравшие считали себя проигравшими. Присмирели после Французская революция, которая нанесла удар по идеологии и практике придворных обществ европейских монархий - «Много роскоши и мало морали». Однако, как прогнала русская армия Наполеона из Европы, венценосные успокоились и с большей страстью вернулись к картам. Фото из интернета.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.



  Пороки из дворцов всегда перетекают в страну и  пристрастие к азартным карточным играм пошло в народ. Правительство было вынужденно принять меры против чрезмерного увлечения картами, считая его разорительным для подданных. Появилось разделение на коммерческие и азартные. Странно, что именно «коммерческие» были дозволены, где играли на маленькие ставки в кругу семьи или знакомых. «Азартными» назвали игру, где ставки позволяли сорвать большой куш. Указ запрещал игру в долг и выписку векселей на проигранные суммы, а также устанавливал штраф за нарушение закона.

    После пяти Антикамер, предназначенных для ожидания выхода императрицы, Картинного зала, проходят в следующие помещения. Белая парадная столовая предназначалась для торжественных обедов или "вечерних кушаний" императриц, обставляемых с особой роскошью. Стены столовой со времен императрицы Елизаветы Петровны затянуты белым штофом, что в сочетании с золоченой резьбой придает интерьеру особую нарядность. Стены помещения украшают натюрморты знаменитого живописца-анималиста Гроота со сценами охоты.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.

 

  Овальный стол сервирован "Собственным Московским сервизом", изготовленным в начале 1790-х годов на фарфоровом заводе Ф. Гарднера. Как и в XVIII веке стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен композициями из цветов, декоративными фарфоровыми вазами-ароматницами "бульдонеж".  В центре стола изящное  изделие «сюрту де табль»: фарфоровая копия одной из беседок Екатерининского парка. Кроме украшения помещений  столовых, были выработаны стандарты  торжественных трапез, или «большие столы». Сам подбор блюд должен был четко свидетельствовать о степени важности и характере церемонии. Например, при крестинах третьего сына Александра II Владимира, родившегося в апреле, на церемониальном так называемом «трехклассном» обеде «всем гостям подавали в изобилии малину, землянику и вишни». Ягода поданная к столу ранней весной, подчеркивала исключительность этого «большого стола». Консерватизм порядка, соблюдавшийся на парадных обедах, мало менялся от царствования к царствованию. В руководящих документах четко оговаривались все нюансы, связанные с приглашением, рассадкой гостей на «трехклассных» обедах императоров. На «трехклассный» приглашались сановники первых трех классов по «Табели о рангах». Меню торжественных обедов не просто перечнем блюд были, а художественным произведением, оформление которых поручали прославленным художникам.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.


Санкт-Петербург, Россия. Дворец Царскосельского Села. Часть I.


 

    В меню оформленное художником В.М.Васнецовым, центром композиции является древнерусский воин на коне и боярин на фоне Московского Кремля. Вверху, на щитах - Российский государственный орел времен
Михаила Федоровича, герб Романовых и вензеля Александра III и Марии Федоровны.

     В будние дни обеды императорской семьи были "обычные". Из «кулинарных» упоминаний в дневнике Николая II про день в Царском Селе и рядовой, семейный обед, который состоялся 26 июня 1915 г. : "уха из ершей, расстегаи, форелька гатчинская итальвень, пельмени и вареники, жаркое утка, салат, мороженое-ваниль".

    "Золотая анфилада", проходящая через все главное здание, в каждой детали и предмете демонстрирует роскошь и великолепие, выраженное мастерством и фантазией Ф. Растрелли, как великого декоратора. При трех императрицах Большой Царскосельский дворец стал центром придворной жизни, где не только устраивались веселые приемы, но и вершились важные государственные дела.




Фотографии


Комментарии

Не могу видеть комментарии, поэтому от меня нет ответов.

Другие отзывы об отдыхе в России

Лечебно-оздоровительные курорты России
Айда.ру  Айда.ру   Россия , Геленджик   Дата вылета  ноябрь 2023
Здоровье - это бесценный дар, который нельзя купить за деньги. Однако, мы имеем возможность заботиться о нем и улучшать состояние организма. В этом нам помогают лечебные курорты, где сочетается благотворное воздействие природы, чистого воздуха, минер...
Читать далее

Дата 29.11.23 Хороший отзыв6 Ответов1 Просмотрели2400

Детокс клиника
Юлия  Юлия   Россия   Дата вылета  декабрь 2023
Мне "Красное озеро" посоветовал врач. Сказал, что там правильно подбирают лечебные программы, а не просто выписывают примочки всем поголовно одинаковые. Собрались с мужем и поехали. Результат превзошел наши ожидания: врачи высшей категории, индивидуа...
Читать далее

Дата 27.12.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1774

Отзывы туристов