Санкт-Петербург, Россия. Петергофский дворец.

Ирина Страна:Россия
Город: Москва
Время отдыха: Дата вылета октябрь 2021

Дата14.02.23 Хороший отзыв4 Ответов 2 Просмотрели984

   Петергоф, возникший еще в начале 18 века по велению Петра Великого, его дворец, пережили много разных периодов русской истории - здесь блистал гений зодчего Растрелли, здесь вершилась судьба российского государства. По словам Ломоносова, Россия "требовала величеству и могуществу своему пристойного великолепия".


<a href=/russia/sankt-peterburg/>Санкт-Петербург</a>, Россия.  Петергофский дворец.

 

    Строительство «Верхних палат на горе» начато по указу от 24 января 1715 года. Первоначальное название «Питергоф» в переводе с голландского «Петров двор», очень точно отражает отношение Петра I к строительству новой резиденции. От не просто вникал в ход дел,  а давал собственноручные начерченные планы, указания, что и как делать. На его рисунке: «А) Гора на чем палаты; ВВ) два канальца по обе стороны перспективы; СС) два слюза на оновых каналах; D) валы от моря и до горы концами приткнутые скрозь которой надобно где прежде всего вода забегала сделать слюзы». Первоначальное двухэтажное здание было невелико. Привлеченный к работам Леблон предлагал расширить дворец и придать небольшому зданию солидности и парадности, подобающих царской резиденции, что не было реализовано при жизни Петра.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


     При начале строительства Петербурга, Петр пригласил в Россию архитектора графа Бартоломео Растрелли. Множество зданий в городе выполнено им. Когда подрос сын, Франческо Бартоломео, он начал помогать отцу, получая таким образом трудовые навыки. Вместе они работали во дворце адмирала Фёдора Апраксина, украшали зал дворца вице-президента Коллегии иностранных дел барона Петра Шафирова и у других придворных. Отец работал над скульптурами фонтанов в Петергофе, сын, после стажировки во Франции,  приступил в реконструкции дворца по наказу Елизаветы Петровны: «не токмо для приема иностранных министров и отправления при дворе во уроченные дни праздничных обрядов по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служителями и вещьми доволен быть не может». Большой дворец был в то время небольшим двухэтажным зданием. Растрелли, начав работать с 1745 г., не просто расширил дворец, а сделал это, корректно используя созданное до него. Ф. Растрелли не только использовал сделанное Леблоном, но и последовательно развивал его принципы. Петергофу и Большому дворцу в этом смысле повезло, что в далеком прошлом сошлись в одной работе, пусть и на короткий срок, такие выдающиеся архитекторы. Они были современниками и работали в одной стране, в одном городе и были поглощены одним делом - созданием прекрасного ансамбля. Нетрудно представить, что маленькое здание не могло вместить  задуманные Растрелли парадные залы. Старый петровский дворец был деликатно сохранен, Растрелли пристроил к нему третий этаж. Внутри  же дворца Франческо Растрелли все перестроил. Оставил несколько комнат времен Петра I, например, Дубовый кабинет. Можно сказать, что Растрелли набивал руку перед Царскосельским дворцом, к реконструкции которого приступил позднее.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.

 

  Вход во дворец и покупка билета были совершены без какой-либо очереди. Далее надо крупные вещи оставить в гардеробе и проследовать в «накопитель», где дожидаться набора группы, которую поведет по дворцу экскурсовод. Неприятно было, что сотрудницы  на всех этапах перемещений по 1 этажу, понукают без надобности единичных посетителей. В доковидное время применяли подобное  для «рассасывания» больших толп туристов.  В невысокий сезон, когда людей по пальцам пересчитать можно, неприветливо получается.

    Мало того, что нас «мариновали» в накопителе, уже войдя в петровский вестибюль, экскурсовод минут 5-7 отнимает от осмотра залов дворца, рассказывая, как строили, что перестраивали. Сам вестибюль с застекленными дверями, симметрично расположенными на южной и северной стенах, очень светлый. Вытянутый на всю ширину дворца, позволял входить во дворец с террасы и из сада на противоположной стороне. Полы в вестибюлях выстилались мрамором. Лестничные ступени, вытесанные из местного камня, так же облицовывали этим материалом.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


 

 Дворцом императоры в стародавние времена пользовались только в летнее время. После 1918 года во дворце, ставшем музеем, начали проводиьь экскурсии. Так экскурсоводам полагалось “зимняя” надбавка к окладу из-за холода во дворце. Во времена императоров помещения первого этажа отводились для придворных и знатных гостей. Во втором этаже находились парадные залы, гостиные и жилые покои царской семьи. На второй этаж ведет парадная лестница. Ее нельзя рассмотреть всю полностью с первого этажа, потому что имеет промежуточную площадку. В нарисованных нишах фигуры Аполлона, Дианы и Флоры, обманный прием добавляет объем и лёгкость лестницы. Белоснежные поверхности украшены золочёными статуями и резными букеты, кариатидами и картушами.  Это роскошное творение Растрелли хочется рассматривать и рассматривать, но труба зовет..., то бишь, экскурсовод подгоняет. Вся экскурсия заняла меньше часа.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


 

  Внутри дворца около 30 залов, поражающих роскошью отделки.  Хотя мы говорим, что Петергоф детище Петра, но в этом Большом дворце он не жил. При нем стоял небольшой дом в два этажа на ширину каскада внизу, где официальные мероприятия проводились. Сам Петр предпочитал свой любимый Монплезир внизу в парке, а не Нагорный дворец. Нынешний вариант дворца - творение Растрелли, Петр не застал. Изменился при дочери его Елизавете Петровне, и после других переделок следующих российских монархов. Третий этаж надстроен при НиколаеI. Петергоф стал главной летней резиденцией русских императоров с 1752 года.

   Идем «Растреллиевским маршрутом», начинающимся с парадной лестницы. На второй этаж ведет парадная лестница. Ее нельзя рассмотреть всю полностью с первого этажа, потому что имеет промежуточную площадку. Да и со второго она кажется задвинутой в угол. Это роскошное творение Растрелли хочется рассматривать и рассматривать, но труба зовет..., то бишь, экскурсовод подгоняет. Вся экскурсия заняла меньше часа. Белоснежные поверхности украшены золочёными статуями и резными букеты, кариатидами и картушами.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.



   Анфилада парадных залов, как бы нанизана на ось вдоль фасада дворца. С Парадной лестницы прошли в Купеческий или Танцевальный зал. Он имеет самое пышное оформление во дворце. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…»,  так как тут принимали знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото. Растрелли «спрятал» глухие западную и северную стены за фальшивыми зеркальными окнами-обманками. Но и настоящие окна расположены в два яруса по продольным стенам, в откосах резьба с позолотой, картины. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала.  Везде резной орнамент, наборные паркеты, зеркала, живописные плафоны, все эти приемы русского барокко использованы в интерьерах дворца. Картины на стенах по большей части подлинные.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


 

 После того как от золота просто рябило в глазах в танцевальном зале, следующее помещение скорее строгое. После Растрелли по воле заказчицы-царицы интерьер Чесменского зала переделан Георгом Фридрихом Фельтеном/правильнее Фельдтеном. От первоначального растреллиевского проекта был оставлен только паркет и плафон.

 Про картину Чесменской битвы есть легенда, что художник Гаккерт, когда написал первый вариант, принимал его работу сам граф Орлов. Увиденное странно поразило графа и он спросил художника, а видел ли он воочию гибнущий от взрыва корабль. «Нет, Ваше сиятельство». Для того чтобы картина удалась, графом Орловым был взорван линкор на траверзе Ливорно, в Италии – специально для художника. Другие полотна в зале отражают последующие сражения с остатками турецкого флота и летопись многолетнего похода русской эскадры под командованием  А. Г. Орлова и Г. А. Спиридова.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


  

  На Голубую приемную можно посмотреть только из дверей Чесменского зала. Вроде, комната в полном порядке, может участвовать в осмотре дворца, ан, не пускают. Название получила в XIX веке, когда была обита небесного цвета брокателью. Помещение выполняло роль  канцелярской; здесь постоянно дежурили секретари, а также камер-фурьеры, которые вели в специальных журналах дворцовую летопись. В них заносились все события царских семей. Так же прибытие или отъезд важных персон, курьеров, даже какую мебель заносили, предметы обстановки и прочее, происходившее во дворце. Комната замыкает с восточной стороны дворца анфиладу второго этажа, из окон обзорный вид на Верхний сад и Нижний парк. На торце есть балконная дверь, которая ведет в Гербовый корпус. Интерьер создан Б. Ф. Растрелли и в дальнейшем не изменялся, воссоздан полностью по его проекту.

   Момент о придворных. К придворным по Табелю о рангах относились первые чины «пяти классов». Принадлежность к определенному сословию, семейное богатство и знатность, определяли род занятий, которые были «по чину» его представителю. Прислуживать для детей в школе –«дворянину»?, а прислуживать при дворе, о, это за честь почитали. «Соблюдение каждым своего /рода/ ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст» -индусская мудрость. В России также считалось, что сохранение достоинства сословия являются гарантией его /сословия/ служения Отечеству. Однако, это обернулось во вред для развития государства. С одной стороны -дворяне освобождались от государственной службы («Указ о вольности дворянства» Екатерины II), с другой - не имели права заниматься предпринимательством и торговлей лица, не владеющие земельным наделом. И даже сумевшим сбить капитал, не давалось право покупать землю. Поэтому открыть «свое дело», получить образование «из низов» (циркуляр «О кухаркиных детях»), могли единицы. Для страны подобное положение якорь, не двигатель прогресса. Вернемся к царедворцам. Оберкамергер, обергофмаршал, обершталмейстер и прочие «оберы» при российском императорском дворе были во множестве. В круг обязанностей обер-гофмейстера «Высочайшего двора» входило, например, управление двумя простыми гофмейстерами,  Придворной Канцелярией. Если думаете, что «канцелярия» вела делопроизводство, то ошибаетесь. Обеспечивала продуктами, предметами, материалами, хранением посуды, и, наконец, занималась финансовыми вопросами.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


   Тронный зал самый большой во дворце. Первоначальный его интерьер был в золоте, после переделки в 1777 году арх. Фельтеном стал более сдержанным. Наборный паркет остался прежний, выполненный по рисунку Растрелли. Зал использовался для проведения официальных церемоний и мероприятий, но в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды. При всех царях придворные представляли особую сословно-корпоративную и, можно сказать, профессиональную общность. При разнице в богатстве или знатности, всегда едины в желании удержаться при власти. Петр Великий разрушил основы их жизни: жить барами и ничего не делать. Не только бороды рубил им Петр, отрубил прежнюю жизнь. Заставлял служить государству, приносить хоть какую-то пользу. Пусть не в этом зале устраивались им ассамблеи, куда Петр требовал прибывать со всем семейством в "немецком платье" и танцевать по-новому, но их потомки уже весело кружились здесь в танце.

  Придворные развлечения тянут на целый пласт истории не только Петергофа, но и всего императорского двора России. Для сменившего на российском троне Петра Великого одиннадцатилетнего Петра II, основным увлечением была охота. Потому царедворцы увезли мальчика в Москву, где больше охотничьих угодий было, и подальше от власти. Знала толк в праздниках императрица Елизавета Петровна. Не только сама всегда новые наряды надевала, предписывала приглашенным, как быть одетыми. В камер-фурьерских журналах за 1754 год записано: «29 июня - тезоименитство Петра Федоровича в Петергофе», приглашенным предписывалось: «утром не приезжать, в полдень на бал явится в самарах, бал состоится в большом зале». Самара - праздничное платье, в котором можно было поехать в театр, в гости, на балы и куртаги, на приемы послов. На тезоименитство императрицы дамам следовало одевать робу. Роба или впоследствии роброн - от французского robe, rode; предназначалась для очень торжественных церемоний. Вне двора единственный повод облачиться в робу – собственная свадьба. По традиции, заложенной Петром I, торжества сопровождались фейерверками. При Елизавете Петровне ежегодно представлялось два зимних – на день рождения императрицы 18 декабря и в первый вечер Нового года, один осенний – тезоименитство государыни – 5 сентября, и один весенний фейерверк 25 апреля – коронация. В подготовке праздников была задействована Академия наук. За фейерверки отвечал в елизаветинское время Я. Штелин. Надписи на латинском языке сочинял профессор филологии Х. Крузиус. С 1748 по 1755 год вместе с Я. Штелиным изобретением программ занимался и М.В. Ломоносов.

    Подняв головы, видим подлинные люстры с подвесками аметистового цвета в форме дубовых листьев, спасенные во время войны. Люстры были изготовлены на Петербургском казённом стекольном заводе. Подвески приобрели сероватый оттенок, что связано с технологией изготовления хрусталя в давние времена, ну, и конечно, от времени.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.



   С живописными полотнами перекликаются гипсовые барельефы. Во всем дворце подлинные бра, жирандоли, подсвечники, канделябры XVIII–XIX веков, многие, как встарь, на своих исторических местах. Это заслуга музейных работников, которые спасли их в войну. В середине XVIII века, при императрице Елизавете Петровне, в связи с перестройкой изменилось освещение. Появляются новые залы и новые осветительные приборы. Танцевальный зал украсили деревянные резные золоченые бра, некоторые деревянные бра были заменены бронзовыми, отлитыми по старым моделям. В Тронном зале в 1778 году висело 12 люстр, созданных на Потемкинском заводе. В конце XIX века освещался 12 люстрами и множеством бронзовых бра.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


  Трон в зале не для Петергофского дворца предназначался. Светлейший князь А.Меньшиков заказал его для своего дворца в Петербурге, на случай, если царь пожалует. Негоже ему просто стул предлагать, тут трон и пригодится. Такого случая не представилось или царь не хотел в гостях на троне восседать, зато трон уцелел за века где–то на складе. Столетиями использовалась только подставка около трона. На нее ставили ноги все Романовы, от Петра I до Николая II. Над троном конный портрет Екатерины II – "Шествие на Петергоф". Она в мундире Преображенского полка, верхом на коне направляется в петергофскую резиденцию после того, как захватила власть, вопреки закону о престолонаследии в России. Вот почему ее ненавидел сын всю жизнь - отняла у него трон. Вот почему Екатерина не смела и не хотела жить в Петергофе и других русских дворцах, где все бы напоминало чистокровной немке о ее вероломстве, среди портретов прежних царей. Используя русские богатства, спешно строила свои дворца или кардинально перестраивала прежние по своему вкусу. Картина написана в 1762 г. для этого зала. Сменивший ее на императорском троне, наконец-то, сын Павел, велел унести портрет матери на задворки Петергофа, в Английский дворец. Если бы он знал, что этим спасает полотно для потомков, был бы зол. Потому что портрет избежал участи сгореть в Великую Отечественную войну, когда пострадали все здания Петергофа. Еще задолго до войны его перевезли в Третьяковскую галерею в Москву. Оттуда картина вернулась снова в Петергоф.

    В основном, зал использовался для проведения официальных церемоний и мероприятий, но в особых случаях проводились балы и торжественные обеды. В Чесменском, Тронном залах и Белой столовой люстры появились при переделке залов по времена Екатерины II. Согласно протоколу Канцелярии от строений от 1779 года, известно о замене в Чесменском зале «бывших по стенам кронштейнов двумя хрустальными паникадилами».


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


  Аудиенц-зал или Статс-дамская при императрице Елизавете Петровне использовалась для малых приемов. Оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора. Чтобы создать иллюзию пространства в узком, вытянутом помещении, архитектор декорировал продольные стены ложными окнами второго яруса, вставив в них зеркала, обрамленные золочеными резными наличниками. Бесконечное отражение в расположенных друг против друга больших зеркалах, образует настоящее зазеркалье. В простенках между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, огромные зеркала. Они создают эффект многократно умноженного пространства. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, все это придавало света, создавало атмосферу праздника.

   Картинный зал самый старинный, он создан еще при жизни Петра I. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б. Ф. Растрелли. Стены от пола до потолка сплошь закрыты 368 портретами итальянского художника Пьетро Ротари, Екатерина II выкупила всю его коллекцию. Художник писал идеализированных молодых женщин и мужчин, одетых в польские, венгерские, русские, турецкие и другие восточные костюмы. Комнату с “живописным ковром”, разделенным золочеными планками,  именовали галереей Ротари или Кабинетом мод и граций. В XIX веке здесь проводились музыкальные вечера для узкого круга приближённых ко двору. Через помещений, находящееся по центру дворца, проходит композиционная ось ансамбля Петергофа: через окна, выходящие на обе стороны, можно одновременно любоваться партером Верхнего сада и перспективой Морского канала, фонтанами и заливом.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.



    Западный и Восточный китайские кабинеты, между которыми находится Картинный зал, относятся к  старой, петровской части дворца. Нашу группу бегом прогнали через них, не разрешив фотографировать. Комнаты  очень отличаются от остальных помещений дворца, как Восток отличается от Запада. Начал собирать восточные редкости сам Петр Великий. Страстной охотницей за «китайщиной» была и Екатерина II. В этих комнатах как подлинные китайские предметы, так и созданные русскими мастерами в китайском стиле.

        Белую Столовую  оформлял Растрелли, затем, как и тронный зал, переделал Фельтен. Можно только догадываться, насколько пышным был предшествующий вариант декора.  Фельтеновский интерьер сдержан и лаконичен. В отличие от других помещений, в белой столовой нет живописи. Главные декоративные элементы это настенные барельефы в различных вариациях: фрукты и цветы, охотничьи трофеи, музыкальные инструменты. Привлекающей внимание деталью являются изящные изразцовые печи.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.



    Застолья всегда превращались в натуральные пиры, где были яства всех стран, пирамиды из кондитерских изделий. Порой в меню было до 80 разных блюд. К столу зачастую подавали приготовленные охотничьи трофеи императрицы, она была страстной охотницей. В центре стола - фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Для этих обедов «денно и нощно везли фрукты из Астрахани», раков - из Украины, устриц из Кронштадта, из Страсбурга каждый день привозили свежие паштеты. За любовь к пирам царица Елизавета даже назначила главному повару оклад в 800 рублей, что в то время было огромной суммой.

    В 18 веке в Европе только Мейсенская и Венская мануфактура делали фарфор, наподобие китайского. И Китай, и европейские мастера держали в строжайшей тайне состав фарфора. Соратник Ломоносова - Дмитрий Виноградов, после долгих исследований изобрел свой рецепт керамической массы, так появился русский фарфор. При его непосредственном участии было начато производство изделий на Петербургском императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 году. «В середине XIX века в дворцовом обиходе окончательно утвердился новый порядок сервировки, сменивший французскую систему, которая главенствовала во второй половине XVIII века». Сервировка, при которой «...на столе лишь череда тарелок с приборами и строем необходимого питейного хрусталя. По центральной оси стола размещаются ... канделябры, высокие десертные вазы, многоярусные геридоны с фруктами и цветами». Парадный петергофский сервиз состоял: «из тарелок (67 дюжин глубоких, 135 дюжин плоских и 67 дюжин десертных), ваз для компота, фруктов и конфет, геридонов, блюд различной формы, салатников, солонок, сахарниц на лотках, кроншалов, раковин, горшочков для желе и молочного». Плюс чайно-кофейный сервизы, вазы для цветов, вазы-ароматницы и прочие вещицы, которые использовали в столовых. Сервиз насчитывал 3743 предмета, стоил 23 тыс. 222 руб. 50 коп. Экскурсоводы обращают наше внимание на не выдающиеся красотой стеклянные стаканы. На них притертые крышечки. Подобные приборы стали предтечей современных термокружек.

   Фарфор являлся атрибутом роскоши, доступной только высшим слоям. «Из него изготавливались вставки для мебели, в росписи которых воспроизводились известные произведения живописи, рамы для зеркал, украшенные объемными лепными цветами, как это было принято в мейсенских изделиях XVIII века. Из этого хрупкого материала делали даже люстры и камины». Из фарфора делался только портал, каркас же изготавливали из бронзы. Подобные роскошные камины появились во многих дворцах Петербурга: Мариинском, Стрельнинском (Константиновском), Мраморном. В Большом Петергофском дворце один фарфоровый камин находился в Кабинете на половине императрицы Александры Федоровны, другой в спальне Ольги Николаевны.

   За парадными залами начинается приватная, жилая половина. Доступ сюда имели лишь члены императорской семьи  и приближённые лица. Спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, интерьеры которых были так же выполнены Растрелли.  


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


   Сменялись императоры, менялись их желания жить в определенном дворце или вообще построить новый для себя. Жизнь в Большом дворце то кипела, то затихала. Екатерина предпочитала Царское Село. Сменивший ее Павел I, почитал память прадеда Петра I и любил Петергоф. В пику матери, не просто забросил дворец в Царском Селе, а в прямом смысле опустошил его. Вывезя мебель, произведения искусства в свои новые дворцы-замки. Став магистром Мальтийского ордена, к царским регалиям были добавлены  регалии Мальтийского ордена, включая корону великого магистра. Летом 1799 года в Петергофе готовились к почетной аудиенции: должны были прибыть депутаты Богемского приорства ордена святого Иоанна Иерусалимского. Из Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца в петергофскую резиденцию по его приказу привезены мальтийские регалии. Так Павел подчеркивал, повышал статус Петергофа. В камер–фурьерских журналах указано, что 4 июля 1799 года у императора во внутренних покоях «был совет». Он так же устраивал балы и приемы в Большом дворце.

    В царствование Николая I в Петергофе наступила пора блистательных балов, маскарадов, пышных торжеств и приемов, их любили устраивать сам Николай I и его супруга. Этот царь разделял «работу» и семью. В семье он нежный муж и отец, на троне – беспощадный правитель. В собственной стране сей «романтик» желал подчинить жесткому регламенту и строгой дисциплине всё и вся. В Петербурге ничего не строили без его разрешения, даже личных домов. Повесив декабристов после восстания 2025 года, он издал указ о создании жандармской полиции, вошедшей в историю, как «Третье отделение» во главе с А.Х.Бенкендорфом, ввел телесные наказания в армии. Ужесточил цензуру, запретил принимать детей крепостных в гимназии и училища, не говоря про высшие учебные заведения. За 30 лет правления ввязался в множество военных конфликтов и войн, за которые расплачивался смертями русский народ. В то время население составляло около 40 миллионов человек. Двести тридцать тысяч - дворянство. Ещё двести семьдесят тысяч представляли священнослужители, купцы, государственные служащие, а остальные 99 % - крестьяне. Точнее, крепостные, за счет которых жировал 1 процент нахлебников.

   Николай I разрабатывал законы в государстве и церемониалы во дворце, с требованием неукоснительного исполнения.  Даже место рождения своих детей назначал: надеясь на рождение сына *как и случилось, родился Константин*, желал его по морской части потом определит; приказал жене во дворце в Стрельне перед родами жить, дабы ребенок сразу морскую даль увидел. Так дни обручения и венчания своей дочери назначил на свой день рождения и жены: 25 июня и 1 июля. Самим назначить даты? Никакого своеволия для собственной свадьбы, как царь сказал, так и будет. Перед торжествами развернулось большое дворцовое строительство, которое было связано с предстоящей свадьбой средней дочери Николая I - Ольги Николаевны и принца Карла Вюртембергского, из захудалого немецкого герцогства. Будущие супруги приходились троюродными братом и сестрой друг другу. Для них был отведен восточный флигель дворца, был надстроен третий, мансардный этаж и переделаны внутренние покои. С того времени считается «Ольгинской половиной».


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.



  Помещения, выходящие окнами в сад, потому называвшиеся «садовыми покоями», имели идентичную отделку: шелковые обои на стенах, наборные паркеты,  украшенные золоченной резьбой по дереву проемы дверей,  вычурную мебель. Голубая гостиная - угловое помещение, через которое переходят к другим комнатам этого края дворца. В гостиной, как полагается у радушных хозяев, накрыт стол. Он украшен частью Банкетного сервиза, изготовленным на Императорском фарфоровом заводе в XIX веке.  Сервиз предмет неодушевленный, но пережил войну, как угнанный на Запад  «унтерменш». Сотрудники музея спешили упаковать и отправить в эвакуацию, как можно больше предметов из дворца, даже когда фашисты уже входили в город. Успели не весь сервиз отправить, часть осталась во дворце. И захватчики cворовали его, как и множество других ценностей из России. Наши солдаты при освобождении Пруссии в одном из подвалов нашли ящики с посудой, на которых были инвентарные номера петергофского музея. Со всеми возможными предосторожностями сервиз отправили домой.

   Два шкафа с золоченными бронзовыми украшениями работы французского мастера 19 века. На стене подлинник единственной картины, на которой совместный портрет молодоженов Петра III и юной Екатерины.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


 

Единственным императором, который по достоинству наградил Растрелли за его труды был
Петр III. Он вручил архитектору орден святой Анны и пожаловал звание генерал-майора. Строил Большой дворец Растрелли для Елизаветы Петровны, та лишь  повосхищалась, но ничем не отблагодарила. Мол, и так на государственной службе состоит.

  Из Голубой гостиной очень неожиданно попадаем в современный  большой концертный зал. Только что были в 18 веке - раз! перенеслись в 21-ый. В нем проводят музыкальные, театральные и политические мероприятия.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.



   «Будуар» запомнился стоящей на середине арфой. Из названия следует, что комната уже из перечня женской половины. Второе название - «куропаточная гостиная», пошло от вытканных на шелке изображений куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам лионского художника второй половины XVIII века. Филипп де Лассаль работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов. Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца по заказу шёлка Екатериой II. Интерьер Будуара воссоздан в 20 веке. Роспись шелка была повторена со старинного кусочка ткани, найденного после войны.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.



Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.




Туалетная вместе с будуаром, спальней и кабинетом входит в анфиладу личных женских комнат.

  Между комнатами жилой половины и Дубовым кабинетом Петра I, располагается комната, имевшая название «Коронной». Появилась во время преобразований, проходившими в Петергофе в годы царствования дочери Петра I – Елизаветы. В 1747 году началась перестройка Нагорных петровских палат и были, как кардинальные изменения, так и перемещения. Занавески из Коронной были использованы в качестве новой обивки мебели для соседней Диванной. В саму Коронную повесили новые из находившейся в запасе в камерцалмейстерской кладовой китайской шелковой материи. С середины XIX столетия устному преданию, считалось, что в Коронной комнате на специальном поставце хранилась корона, но не уточнялось, какая корона и так ли это было на самом деле.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


  «Коронная» после перестройки для свадьбы дочери Николая I стала Опочивальней. В спальне главная, конечно, кровать. Под нее построен альков, закрываемый шторой. Стены затянуты шелком. Шелк, вывезенный музейными работниками из Петергофа в начале Великой Отечественной войны, реставрирован и частично воссоздан. Честь и хвала сотрудникам, что сохранили не только шелк, практически всю обстановку дворца для нас.

  Архитектор Леблон разместил Кабинет Петра I окнами в Верхний сад. Он предложил оформить рабочий кабинет, как каюту корабля. Кругом все в дереве, мебель лаконична, глобус корабельные приборы, всевозможные карты создают впечатление, что капитан где-то рядом на палубе… Четырнадцать декоративных панно великолепной резной работы с аллегорическими изображениями стихий, времен года, сторон света, наук и искусств украшают помещение. В кабинете хранятся вещи, принадлежавшие Петру Великому: часы, дорожная чернильница. Штандарты русских и шведских войск должны напоминать о победе России в Северной войне. Часы, по которым сверял ход времени Петр I. Горизонтальный циферблат часов снабжён лишь часовой стрелкой, поскольку в петровское время не считали необходимым вести счёт минутам. Кабинет при всех перестройках как историческая реликвия, замыкает обзор 26 парадных интерьеров. До фашистской оккупации Петергофа удалось вывезти лишь восемь панно, четыре дверные створки и два десюдепорта. После Победы они снова возвратились в кабинет. Еще шесть панно мастерски воссозданы в 1960–2000-х годах руками русских реставраторов — скульптора Н. И. Оде, резчиков Б. Гершельмана, С. Иванова, С. Марункова, В. Ларионова.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


Санкт-Петербург, Россия.  Петергофский дворец.


   

  Что мешало осмотру залов-  постоянный писк сигнализации. Никто из посетителей и не помышлял перешагнуть через ограждение. Но датчики срабатывали на наклоны в поисках лучшего ракурса фотосъемки. Даже просто попавшие за ленту локти, вызывали сигнал. И раздражали наступающие «на пятки» смотрительницы залов, который моментально закрывали двери за группой. Подольше побыть в каком-то помещении невозможно, все должны идти в одном темпе. Не было подобного в других дворцах Петербурга и области.

   Экскурсовод после осмотра залов, выводит группу прямо в магазин сувениров на первом этаже. Подобные магазины  стали обязательными во многих музеях мира, коробят эти «навязанные услуги». Выход к машине, вдыхая чистый морской воздух города. Еще при Екатерине Петергоф приобрёл статус города и к концу её царствования вокруг резиденции уже было несколько десятков домов. С тех пор разрастался, став большим городом. Но город обрамление для петергофского ансамбля, который вобрал в себя историю и дух старины глубокой.

  Впечатление дворец, особенно вместе с парком, очень яркое оставляет. Дворец творение не только Растрелли, в нынешнем виде это работа уже советских, российских мастеров. И особый вклад в сохранность экспонатов героических сотрудников музея в годы войны. Поклон им до земли. Увиденный на другой день Царскосельский дворец, мало похож на дом для жизни, слишком помпезным следующее творение Растрелли. Но практиковаться начал в своем стиле в Петергофе. Петровский дом вполне подходит для уютной семейной жизни. Некоторым хочется сравнивать с Версалем, но  Петергоф совершенно русская по духу усадьба, скорее, целый город. Никакие виданные в Италии, Испании, Германии, далее в Европе, дворцы не являются морскими резиденциями. Около воды есть большие дома, но ничто не идет в сравнение в Петергофом. Он уникален.


 



Фотографии


Комментарии

Не могу видеть комментарии, поэтому от меня нет ответов.

Другие отзывы об отдыхе в России

Лечебно-оздоровительные курорты России
Айда.ру  Айда.ру   Россия , Геленджик   Дата вылета  ноябрь 2023
Здоровье - это бесценный дар, который нельзя купить за деньги. Однако, мы имеем возможность заботиться о нем и улучшать состояние организма. В этом нам помогают лечебные курорты, где сочетается благотворное воздействие природы, чистого воздуха, минер...
Читать далее

Дата 29.11.23 Хороший отзыв6 Ответов1 Просмотрели2386

Детокс клиника
Юлия  Юлия   Россия   Дата вылета  декабрь 2023
Мне "Красное озеро" посоветовал врач. Сказал, что там правильно подбирают лечебные программы, а не просто выписывают примочки всем поголовно одинаковые. Собрались с мужем и поехали. Результат превзошел наши ожидания: врачи высшей категории, индивидуа...
Читать далее

Дата 27.12.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1768

Отзывы туристов