В бывшем замке Фройденштайн города Фрайберга находится минералогическое собрание «terra mineralia – одна из крупнейших коллекций минералов Западного мира. Когда-то замок весьма грозен, под его защитой в окрестностях добычу серебра. До наших дней ренессансный замок не дожил. Довольно давно он перестал быть замком, в нем находилось зернохранилище вплоть до 1979 года. С 2008 года замок стал новым культурным центром города, открыли выставку минералов.
Экспозиция расположена на этажах главного здания в соответствии с происхождением минералов по континентам. Вход платный и надо оплачивать фотографирование в залах. Билеты разной цены, но все меньше 10 евро, фото - 3 евро.
Известный коллекционер минералов Erika Pohl-Ströher родилась в Саксонской Германии, хотя по происхождению ее семья из Швейцарии. На протяжении 60 лет собрала коллекцию из 80 тысяч минералов,драгоценных камней и метеоритов. В 2004 году г-жа Ströher передала Горной Академии Фрайберга 3500 своих лучших "образцов" при условии, что за ними будут ухаживать надлежащим образом, и что образцы будут доступны для просмотра широкой публике. Этот дар и составляет львиную долю экспозиции музея.
Выставлены на 5 этажах более 5000 минералов из Африки, Америки, Азии и Европы. Каждый зал представляет минеральные богатства каждого уголка Земли. Так это лишь малая часть, остальное в хранилищах. С давних пор человек использовал камни в различных своих нуждах: твердый бутовый камень -для строительства жилищ, уголь - для обогрева, соль (это такой же минерал, как кварц, например) – для еды. Люди стали рыть горные выработки в горе, чтобы добраться до нужных камней для жизни камней. Появились рудокопы, шахтеры по добыче полезных ископаемых. Со временем стали примечать особенность камушков, начинают pазделять на твеpдые и мягкие, однотонные и пестpоцветные, пpозpачные и пpочие. Камень, pедко встpечающийся в пpиpоде, обpетает цену, занимает почетное место сpеди сокpовищ владельца. Появились специалисты по огранке и превращению невзрачных, тусклых булыжников в сверкающие ювелирные изделия. Со временем список полезных ископаемых не остановился на камнях, добавились нефть, газ, различные воды, даже чистая питьевая воды стала добываемым ресурсом. А сколько алхимиков появилось в истории человечества, чтобы превращать камень в золото. Поиск этого особого камня называлось Великое Деяние, а сам камень - Великий Магистерий. Легендарный камень превращает в золото любые другие металлы, а своему владельцу дарует безупречное здоровье и вечную молодость. Алхимики были предтечами современной химии, благодаря им человечество еще в давние времена получило различные полезные сплавы металлов. Ну, это уже не про камни.
Сменяющие друг друга этажи и залы позволяют осуществить путешествие по континентам и открыть для себя геологические и химические диковинки. Про каждый экспонат есть информация не только на табличке под минералом, можно найти стенды, мониторы с более обширными сведениями, правда на немецком или английском языках.
За светонепроницаемыми занавесками есть и уголок, где можно посмотреть на минералы в темноте при ультрафиолетовой подсветке.
В залах множество причудливых экспонатов. С палеолита человек удивлялся разнообразию форм, которые сотворила природа. Есть макро-творения на поверхности из причудливых скал и гор. В подземном царстве свои экземпляры. Некоторые из минералов принимают просто космические формы.
Мастера изготовили прекрасные витрины под экспонаты. Есть плоские горизонтальные, в стекло которых можно уткнуться носом и просто прилипнуть глазами к необыкновенной красоте.
Камни, минералы, не только могут быть нарядными камушками, но и указывать присутствие полезной руды. Если появились какие-то элементы-спутники золота, например мышьяк или медь, свинец, цинк, вот тогда уже есть повод заинтересоваться этим местом. Но с жилами содержащими золото находят и прозрачный кварц, называемый «горным хрусталем». С золотом кварц бывает разным: белый, серый и т. д. Для железных руд типичны породы выветривания и озерно-болотные, красивый камешек, краисталл вряд ли попадется. Не только наличие, признаком может быть и облик минералов. Например, кристаллы касситерита из пегматитовых жил.
Вертикальные шкафы-витрины, не имеют боковых глухих стенок, стекло с трех сторон, поэтому создается иллюзия, что минералы в открытом доступе. Галогенные лампы, спрятанные в верхней части витрин, направляют свет с самых выгодных для объектов сторон.
В древности скудность знаний человека, пpимитивность технологий, несовеpшенство оpудий труда, трудности по обpаботке матеpиала, пpиводят к возникновению легенд и повеpий о душе камней, их магических свойствах. Камень становится не пpосто ценностью или укpашением: это уже амулет, талисман - хpанитель владельца, пособник в делах, покpовитель влюбленных, вpачеватель больных. Нет ни одной цивилизации, где не было бы культа камней. Одним из первых письменных источников, упомянувшим драгоценные камни, была Библия. Согласно Библии, Первосвященник, т. е. лицо, несшее слушателям волю Бога, пpедстает пеpед народом в специальном наpяде, украшенном особым способом камнями - 12 камней Пеpвосвященника. По Библии даже стены гоpода должны были бать укpашены всякими дpагоценными камнями. Кстати, про сережки. Они так же не украшениями служили первоначально. Для первобытных племен эти подвески наравне с носовыми и прочими, отличали заслуженных воинов или главу племени. В более развитых – ой ли, развитых? считались оберегами, например, от воды. Потому так известно пристрастие пиратов к длинным и массивным серьгам. Серьги были и своеобразным племенным шифром. У цыган серьгу должен был носить мальчик, родившийся после смерти предыдущего ребенка. У некоторых народов Предкавказья, в частности, у казаков ношение серьги мужчиной означало, что это единственный ребенок в семье. Появившийся со временем драгоценный камень в сережке - прекрасный способ демонстрации богатства, благосостояния, вкуса.
Множество минералов необыкновенной красоты во фрайбергском музее не поддаются описанию. Но особо впечатлили экземпляры похожие на цветы.
И как подан каждый минерал - просто светится, как будто сам изнутри. Побывала еще в одном небольшом минералогическом музее вскоре после Фрайберга, так там камни без подсветки. Все, неземное видение потухло, большая часть красоты пропала. А во Фрайберге все сияет, переливается. Вот что значит искусная подача экспонатов. Не даром человеческую красоты так же сравнивали с драгоценностями - "волосы у нее золотые, а глаза изумрудные, зубы-жемчужины, губки-кораллы».
Все экспонаты музея доступны научным сотрудникам и студентам для исследований и изучения, что очень важно, так как многие из них получены из регионов, которые больше не существуют. Коллекция является бесценным «учебником» для поколений студентов Академии Фрайберга. Развитие горного дела, ювелирного искусства, создание новых технологий, прогресс таких наук, как химия, физика, медицина, военное дело, а позднее электротехника, квантовая механика, ядерная и лазерная техника - практически все отрасли техники и промышленности, каждая деталь сложной систем соприкасающиеся с горно-геологическими науками. Было любопытно узнать, что в музее есть интересная опция для тех, у кого есть минерал или порода, и владельцы хотят узнать про них. При предварительном запросе, сотрудники музея с помощью электронного микроскопа проведут анализ и выдадут письменный результат. Только надо привезти свои образцы самим.
Для маленьких посетителей есть уголки отдыха, даже с вигвамом и горкой😊.
В бронированном хранилище в полуподвальном помещении со сводами, находятся самые ценные и самые большие экспонаты. Здесь особый «сад каменных цветов» с выдающимися экземплярами. На специальных стендах представлены драгоценные камни, берилл, гранат и прочие; с образцами ювелирных изделий, которые изготовлены из них.
Среди кристаллов кварца большое самородок золота, обратите внимание на эту витрину.
На специальных стендах представлены драгоценные камни, берилл, гранат и прочие; с образцами ювелирных изделий, которые изготовлены из них.
Первые функция кольца отнюдь не была украшательская. Кольцо служило распознавательным атрибутом, вроде удостоверения. Люди носили кольца как свидетельство личности и для клеймения принадлежавших им вещей. Перстень в древности являлся средством персонификации, идентификации и даже наследования. Так вдова, которая приносила с поля битвы, где погиб супруг, принадлежавшее ему кольцо, объявлялась законной наследницей. Ростовщик, получивший кольцо за неуплату долгов, становился владельцем имущества должника. Ученик философской школы, награжденный перстнем учителя, сам становился наставником. Так же нашейные, нагрудные изделия первоначально не являлись украшениями. Короны, перстни были символами власти, олицетворяли исключительность владельца, указывали не его богатства, родовитости, династической принадлежности. У раба был ошейник с именем владельца. Развитие технологий постепенно убрали их сакральное, владетельное значение. Кольца и ожерелья становятся массовыми, традиционными атрибутами нарядов. Даже становились профессиональной необходимостью: перстни кожемяк, портных, сапожников, ювелиров – производственное приспособление для работы. Появлялись кольца церемониальные, понтификальные, сенаторские, рыцарские, свадебные, цеховые и т. д., Были боевые перстни с массивными вставками из камня или металла -они нужны в кулачных боях. Известное обручальное кольцо невесты было сначала знаком, что эта девы уже куплена: в давние времена, да и сейчас в некоторых местах мира, невест покупали. Далее рост собственности и усложнение делопроизводства вызывали всплеск камнерезного творчества. Ювелиры в изобилии изготавливали печати, цилиндры, геммы. Вместо ношения килограммов камней и золота, появляются охранные документы, подтверждающие печатями права собственности.
Называется здание замком, но от него внутри ничего не осталось. Кроме двух акцентов: лестничных пролетов с массивными дверьми, что ведут в залы.
На площадке портреты местного курфюста и его жены.
Обязательно надо спуститься в подвал здания. Там есть сохранившаяся старинная каменная кладка. И понятна фортификационная мощь замка, гладя на такие высокие каменные своды, опирающиеся на массивные опоры.
Подвал используют так же под экспозицию, но на современную тематику. Даже интереснее знакомиться с экспонатами в таком антураже.
Выход из музея через магазин, где можно приобрести ювелирные изделия и обработанные камни.
Наконечник копья, древние топор и плуг, алмазный резец - все это камень. Благодаря коллекционеру и Фрайбергской горной академии минеральный рай представлен в этом музее во всей красе. Просто не верится, что все экземпляры добыты человеческими руками в шахтах, рудниках. Мало было найти, так еще а целости и сохранности, не поломав ни одного кристалла-отростка, доставить на поверхность. И как подан каждый минерал -просто светиться.