Планы посетить столицу Баварии были давно. Но одним днем туда не съездишь, чтобы осмотреть город, поэтому нужна подготовка с заказом гостиницы. Наконец, все подготовлено, можно ехать. Вокзал поразил количеством людей, кроме Берлина такого скопления нигде не видела.
Затем удивил район около вокзала, состоящий из одних отелей. И натуральный интернационал вокруг.
Оставив вещи в своем отеле, направилась в центр города, который для меня начался с Карлсплатц, расположенной совсем рядом. Площадь названа в честь Карла IV Теодора, но сами мюнхенцы называют ее просто - Штахус. Так и остановка транспорта называется - в честь старинного пивного трактира Sankt-Eustachiu, что тут был до образования площади. За перекрестком стоят Дворец правосудия в стиле необарокко и здание торгового комплекса «Галерея Кауфхоф» в сетке ремонта. Как и полагается ТЦ, весь в рекламе. Дворец Правосудия похож на Бундестаг в Берлине, такая же мощь и солидность.
Дворец правосудия одно из самых великолепных зданий, построенных в Германии в конце XIX века. По архитектуре и размерам сравнивают с Бундестагом в Берлине. Занимает территорию бывшего Герцоггартен между площадью Карлсплатц и Старым ботаническим садом. И место было выбрано не случайно, чтобы во все стороны города «рука закона» действовала. Наверху фронтона стоит скульптура Юстиции, держащая весы, в окружении Невинности и Порока. Позади Юстиции на балюстрадах стоят юридическая помощь, правовая защита, Хронос и Меркурий. На угловых ризалитах установлены аллегории свободы слова, наказания, коварства и благочестия.
Знакомство с любым городом для меня возможно с изучения хотя бы азов истории про него. Иначе не "складывается" картина. Мюнхен когда-то был селением небольшого герцогства, затем стал центром курфюршества, потом королевства, а во времена «Третьего Рейха» Мюнхен планировался уже как «Столица Движения». В 1180 году император «Священной Римской империи» Фридрих I Барбаросса отдал во владение баварскому пфальцграфу Виттельсбахам герцогство Баварию. Первым герцогом Баварии из дома Виттельсбахов стал Оттон Рыжий. Так Мюнхен стал резиденцией династии, Бавария перешла в их собственность, даже начали печатать свою марку. Германская история в период разных герцогов вся связана с ограблением народа для укрепления княжеской власти. Но выжать соки из собственного народа было им мало, и погнали людей на бойню, убийства в Крестовые походы. Благодаря награбленному богатству еще больше укрепилась власть герцогов и «поднялась» Бавария. Плюс католическая церковь, обладавшая колоссальными земельными богатствами и материальными ресурсами, играла огромную политическую и экономическую роль в баварских землях. Жаждущие власти и богатства король с церковью, гнали баварцев, как и другие правители Германии немцев, на дальнейшие бесконечные войны. Народ скинул ярмо королей в 20 веке. В ноябре 1918 года последний баварский король Людвиг III с семьёй бежал из города, а в Мюнхене была провозглашена Баварская Советская республика.
В Мюнхене множество достопримечательностей. В первый приезд хотелось осмотреть отстроенный заново после войны, так называемый «Старый город», Альтштад. Когда в других городах Германии, выпрямляли улицы и возводили на месте разрушенных современные здания, жилье, Мюнхен упорно строил заново «старину». Город отстраивали по предвоенному виду – с кривыми улочками, с неровной формой площадей. Центр от вокзала найти не трудно, трудно определиться – с чего начать, да как успеть. От жд можно дойти пешком, можно подъехать метро или трамваем. И с любой точки, кружась по соседним улочкам и площадям, все главные достопримечательности точно попадутся на маршруте. Конечно, для самостоятельного туриста карта Мюнхена нужна. Мне больше помогали, подсказывали путь местные жители.
Вход в Старый город на данном участке через Карловы ворота. Восстановленные крепостные ворота 14 века, когда-то входили в оборонительную систему города. В наше время одни из 4-х ворот, которые можно увидеть в историческом обличье в Мюнхене.
Перед воротами сухой фонтан на радость детворе.
Католические аббаты оказались очень цепкими, так что город напичкан храмами, как бы в подтверждение правильности своего имени. Поселение находилось сравнительно рядом с соляными залежами. Соль в те времена ценилась очень высоко. Ее использовали и как приправу к еде, и в качестве универсальной валюты для меновой торговли. Нам трудно представить, что в древности соль была почти на вес золота. Соляной бизнес был чрезвычайно доходным, потому привлекал не только светских торговцев, и не торговцев даже. На мосту через Изар размещалась таможня, приносившая неплохой доход местному церковному феодалу - епископу Фрайзингскому. Генрих Лев приказал разрушить мост вместе с таможней и построил свой собственный – чуть выше по течению, взяв таким образом торговлю солью под свой контроль. Поселок «у монахов» вскоре превратился в крупный центр торговли. Так и начал расти и богатеть город Мюнхен.
За Карловыми воротами начинается пешеходная улица Kaufingerstraße. Свое название получила отимени патриция Хунрадиуса Хоуфрингера, со временем немного трансформировалось.
Прямо над головами пешеходов угол «Дома с красивой башней», на котором скульптура. Помимо нарядного фасада и красивой подсветки дом известен легендой, что и дала ему имя собственное. На углу здания скульптурная композиция, изображающая мужскую фигуру с водруженной на плечи башней. В 1350 году на месте дома стояла башня стены средневекового Мюнхена, справа от башни находилась мастерская ювелира. Один дворянин принес ювелиру ценное ювелирное изделие, которое пропало потом из мастерской. Обвинили ювелира в краже, как бы он не оправдывался. По приговору суда его казнили, а спустя время, башню стали ремонтировать и под крышей нашли гнездо птицы с этим украшением. Конечно, ювелира реабилитировали. Вот и дом в честь него назвали. Уже темнело, поэтому многие детали не видные.
Что вызвало оторопь в Мюнхене, стоящие впритык к достопримечательностям рестораны и торговые заведения. Даже если эти достопримечательности новоделы, однако, окружать их ТЦ и бутиками, не комильфо для исторического центра города, ИМХО. За Карловыми воротами храмы*бутики перемежаются просто подряд. Плюс немало ресторанов и пабов, при которых есть так называемые «пивные сады»: пивные рестораны на открытом воздухе, то есть занимает весь тротуар, если в центре города. Бывают на несколько столиков, а в некоторых число посадочных мест может достигать сотен, даже тысячи штук. Пиво стало приметой города с давних времен. В октябре 1810 г. баварский наследник престола принц Людвиг i женился на принцессе Терезе Саксонской. Молодожены устроили грандиозный прием у городских ворот, на который пригласили всех жителей Мюнхена. С тех пор эта дата день начала Октоберфеста. Баварская столица потому и считается пивной столицей. Но лавировать между бесконечными столами и лавками, пытаясь разглядеть дома за ними, сфотографировать, мягко говоря неудобно.
Так и почитаемый в Мюнхене собор Фрауэнкирхе мало того, что стоит в плотном кольце более новых зданий, так чуть ли не подпирают его стены столики ресторанов. Фрауэнкирхе изначально была задумана, как символ города, потому решили не строить зданий выше нее в городе. Проект собора напоминает Храм Господа на Храмовой горе в Иерусалиме., особенно куполы- «романские» шлемы, которые копируют купол иерусалимского храма Гроба Господня. Главную легенду об окончании строительства церкви повторять не буду, она мне кажется неуместной для храма, ИМХО. Снаружи на стенах собора из красного кирпича висят каменные «свитки» то ли гербы.
Здание с розовым фасадом тоже церковь - Гражданская церковь (Bürgersaalkirche) 1709 года, архитектора Джованни Антонио Вискарди. Фасад не зря сомнения вызывает, здание сначала являлось клубом, потом взяли и назначили в храмы в 1778 году. Т- то интерьер верхнего зала сохранил игривые черты. Фото зала из интернета.
Старинный храм Св. Михаила - теперь уже не совсем старинный, восстановлен после войны; напротив кишат магазины. В храме есть усыпальница дома Вительсбахов. Самый известный из похороненных здесь -"безумный король" Людвиг II, таинственно погибший на озере Штарнберг к югу от Мюнхена 13-го июня 1886 г.
Белоснежный фасад первоначально иезуитской церкви Св.Михаила украшают ниши со скульптурами святых, острый треугольный фронтон завершает фигура Христа. Церковь Св. Михаила была духовным центром Контрреформации в городе. В этот период и стали строиться роскошные католические храмы, поражавшие своим внешним видом и богатством интерьера. В церкви Св.Михаила появилось собрание святых мощей, реликварий. Епископы Рима поддерживали начинания баварских герцогов, направленные против протестантов, а потому щедро передавали Мюнхену мощи христианских святых. Первоначально они хранились в церковном здании и возведенной в 1569 году рядом с ним главным алтарем Крестовой часовне. Время появления мощей в церкви Св. Михаила пришлись на годы правления Вильгельма V Благочестивого (15481626) – герцога Баварии с 1579 по 1597 гг. из рода Виттельсбахов. В период между 1877-1920 гг. в церкви св. Михаила бесследно исчезли и украдены более 700 уникальных святынь.
Перед храмом колонна–фонтан. Есть версия, что колонна была установлена по поводу кончины создателя скульптуры Михаила стоящей внутри церкви, но автор памятника умер, так и не дождавшегося окончания строительства церкви.
Восстановленные старинные здания перестраивают сразу в ТЦ.
Собор Св.Петра или «St.Peter» с башней и часами на маленькой площади Rindermarkt, увиден только в просвете между домами. А отсюда, по данным историков, и начал строиться в 1158 году город Мюнхен, название которого происходит от немецкого слова «Mönchen» – «у монаха».
Почти совсем темно стало, не то что фотографировать стало невозможно, не могла сориентироваться, где нахожусь. Свернула к ближайшей станции метро и вернулась в отель.
На следующий день поход начала с центральной площади Мариенплатц. Удобно, что выход из метро находится прямо по середине площади.
Свое названием получила от покровительницы Баварии Святой Девы Марии. Разрушить Мюнхен, захватившим его шведам в Тридцатилетней войне, помешал запрет шведского короля Густав II Адольфа. Баварцами это было расценено как Мюнхенское чудо и в 1638 году во исполнение клятвы Максимилиана, по
приказу короля была построена Колонна Марии. До начала XIX века на Мариенплатц располагался рынок, на котором торговали зерном, солью. Новая ратуша со звонницей, выстроенная по указу Людвига I вместо снесённых 24 домов, затмила Старую и размером и красотой. В башне Старой ратуши находится музей игрушек. А на башне Новой часы Глокеншпиль (Glockenspiel) с 43 колокольчиками и двигающимися фигурками, дважды в день куклы, как в Праге, показывают мини–представление.
Старая Ратуша неоднократно достраивалась и перестраивалась за века. В 1470 году в здание попала молния. После сильного обвала и пожара башню вместе с парадным бальным залом снова отстроили. В середине 16 века произведена реконструкция в стиле эпохи Возрождения, далее рококо, в 19 веке опять капитальный ремонт. 20 век – война и практически полное разрушение от авианалетов. Одним словом, что сейчас видим, заново построенный новодел. До 1874 года в здании проводил заседания мюнхенский городской совет. На 55-метровой башне со стороны Мариенплац роскошные часы с изображением 12 знаков зодиака.
Новая ратуша действительно новая достопримечательность баварской столицы. По историческим меркам просто новейшая: строительство началось в середине XIX века и завершилось лишь в 1908 году. А в 20 веке практически заново обновленная после разрушений Второй мировой войны.
На крыше стоит талисман и символ города, скульптура мальчика-монашка Киндла. На башне демонстрируется в определенные часы театральное представление: торжественную свадьбу с рыцарским турниром и танец бочкарей. Попав на Мариенплатц, когда нет спектакля, осмотрела один корпус Ратуши изнутри, вход свободный. Сначала внутренние дворики, пустынные с утра.
Коридоры в Ратуше просторные с однотипными, но внушительными дверными порталами. А вот внутренние лестницы кажутся перенесенными из какого-то замка.
С постройкой Новой Ратуши в Мюнхене начался Сецессион, от которого возник Югендштиль, получивший название от журнала «Югенд», мюнхенского «Мира искусства».
От Старой Ратуши отходит самая старая улица Мюнхена – Бургштрассе. На ней все домики примечательные, но выделяется под номером 5.
В этом престижном районе издавна проживала знать и богатые люди. Из примерно 400 улиц десять названы женскими именами – Amalienstrasse, Theresienstrasse и тоиу подобные. В честь кого получили название, все особы были королевской крови. И одна единственная дама, которая не принадлежала к баварскому королевскому дому, в честь которой названа улица этого района - художница Марианна Веревкина, понятно, что не баварской королевской фамилии и русская. В данном районе находится Греческая церковь. Русской церкви в начале 19 века в Мюнхене не было, и все сотрудники российского посольства ходили в греческую церковь, где некоторые молитвы читались на церковно-славянском языке. Здесь бывал и граф Воронцов – один из первых посланников России в Баварии, и граф Гагарин, и Иван Сергеевич Тургенев, и Федор Иванович Тютчев. Тютчев венчался в этой церкви и в ней же крестили пятеро его детей. В Мюнхене около двух лет жил Ленин. Проживал под именами то «господином Майер из Сибири», то «доктор Иордан Иорданов из Софии». Именно в Мюнхене он впервые подписался именем «Ленин», то есть его псевдоним родился, скорее всего, на Кайзерштрассе, где он жил. Дом там и сегодня стоит.
Перед аркой, ведущей в Старый двор со стороны Максимилианштрассе, конная статуя Людвига IV Баварского. Показалась какой-то странной, скульптура недавняя, 1967 года.
За башней с аркой Старый Двор - Alter Hof, родовой замок Виттельбахов. Во Второй Мировой Войне замок был полностью разрушен, но в 1950 году его заново построили по старым чертежам. Еще в самом начале войны профессор Отто Мейтингер начал делать подробные чертежи всех зданий в Мюнхене, чтобы впоследствии потомки могли в точности воспроизвести историческую застройку. Развязывая войны, надо быть готовым получить в ответ по голове и шее. Резиденция императора Людвига IV Баварца пережила расцвет в XIV веке, когда Мюнхен являлся центром Римской Империи. На западном крыле здания в готическом стиле висят гербы Виттельсбахов.
Среди новодельных белых стен выделяется темный эркер - «Обезьянья башня». При дворе владельцев замка был зверинец, оттуда как-то сбежала обезьяна. Она забралась на крышу, по пути прихватив оставленного без присмотра ребенка, который был будущим императором. Наигравшись, ребенка оставила в покое, не причинив вреда. Странная легенда, как из произведения О.Генри. Или он пересказал мюнхенскую? Повышенный интерес то ли к легенде, то ли к самому эркеру проявлял Гитлер, который множество раз рисовал «Обезьянью башню». Говорил, что из-за политики, не стал таким же великим художником, как Микеланджело.
Все знаковые площади, достопримечательности легче искать от Ратуши, чтобы не заблудиться, и сюда же возвращаться. Если стоять на Мариенплатц лицом к Новой Ратуше, то в левом углу за спиной будет выход на улицу, где находится красивейшая церковь Азамкирхе.
Идти к ней мимо многих любопытных зданий. По сторонам стоят восстановленные дома с интересными фасадами. Дом Руффини - начала 20-го века, углом стоящий на небольшой пл.Риндермаркт, назван в честь снесенной в 1808 году башни Руффини, бывшей частью первых городских укреплений Мюнхена. Появилось строение после конкурса проектов универмага, что собирались построить на этом месте. Здание состоит из трех домов, имеющих разные фасады и мансардные крыши, потому внешне создается впечатление совершенно отдельных и никак не связанных между собой домов. Дома стоят треугольником вокруг внутреннего двора с маленькой башней.
Церковь Азамкирхе надо разглядеть в шеренге домов, где она зажата соседними зданиями. Примыкает к дому Эгида Квирина Азама, который через окошко видел алтарь своего храма. Asamkirche построена братьями Ассам на свои деньги, для себя, как домовая церковь. И внутренний интерьер они создавали сами. Они были лучшим мастерами в Мюнхене: «лучшим баварским малером был Космас Дамиан, его брат Эгид Квирин штукарём по стюку» - знать бы что это такое. . . Эгид и Космас учились в Риме в Академии, которой руководил Лоренцо Бернини. Свет чуть-чуть проникает через оконца, разглядеть детали интерьера церкви трудно. А детали тут правят бал: серебряные ангелы с золотыми крыльями и беломраморные ангелы. Витые мраморные колонны, позолоченные гирлянды цветов, серебряный Иисус в золотом терновом венце, Саваоф в золотых стрелах лучах солнца И прочее, прочее. От обилия малой скульптуры и завитушек оформления, просто не видны отдельные элементы. Воспринимается пространства целиком, как «ах!». Недаром на открытии храма присутствовал местный правитель, здесь есть на что полюбоваться. Зал опоясан балюстрадой, потому два алтаря: верхний на балюстраде и нижний. Над дверьми по бокам алтарной апсиды вделаны в стены два овальных портрета самих Ассамов.
Улица Зендлингер-Штрассе (Sendlinger Straße), соединяет Мариенплац и ворота Зендлингер-Тор.
Отсюда можно снова вернуться на Мариенплатц и продолжать изучение Старого города. Площадь Плацль находится недалеко от Мариенплатц, но надо поплутать, чтобы найти ее. Небольшое пространство образовывается стенами старинных зданий. В основном туристов привлекает одно из них, в котором пивной ресторан Хофбройхаус.
Трудно поверить, но когда-то в Баварии пили в основном вино. Пиво привозили из других городов. И когда в конце 16 века поднялись пошлины и ввозить пиво стало невыгодным, решено было открыть свою пивоварню. Пивоварня была открыта в качестве придворной, обслуживавшей только герцогский двор. Лишь в первой половине 19 века королевский указ открыл пивную «Хофбройхаус» для простого народа. И пиво даже стали продавать по специально сниженным ценам, чтобы и солдаты, и трудовой народ могли насладиться великолепным вкусом этого напитка. За счет чего пиво и приобрело исключительную популярность в Мюнхене и по всей Германии. Так же ресторан прославился из-за многих исторических личностей, тут побывавших. Приступая к отзыву про Мюнхен, не хотела упоминать Гитлера и его деяния. Но это как пытаться про Рим рассказывать без рабов и рабовладельцев. Адольф Шикльгрубер был постоянным посетителем пивной. В Парадном зале состоялся учредительный съезд гитлеровской партии. 8 ноября 1923 года, в пятую годовщину революции в Германии, в Хофбройхаус собралось большое число баварских политиков, наци начали путч. Гитлер, размахивая пистолетом заявил, что баварское правительство низложено, его партия собирается формировать новое правительство Рейха. Здание окружили боевики нацистов, вооруженные пулеметами. Их сторонникам удалось захватить военное министерство. На следующий день убийства на пл.Одеон. И понеслось…
Дом Орландохаус так же является достопримечательностью площади Плацль и назван в честь известного голландского музыканта XVI века Орландо ди Лассо, работавший капельмейстером при герцогском дворе. Даже есть памятник ди Лассо, но стоит не тут, а на Променадплац.
За углом маленькая площадь Am Kosttor с фонтаном Волчий 1904 года, наверху колонны Красная Шапочка с волком. Вода течет из прикусивших трубки пастей 4-х волков. Построен на средства семьи Вульф -Wol), которые решили так увековечить свою фамилию, а не Шарля Перро.
Со стороны Pfisterstraße находится вход в самую большую часть бывшего главного казначейского ведомства – *Монетный двор (Münzhof) (1567 г.). Арочные галереи на трёх этажах напоминают итальянские образцы эпохи Возрождения. Но они сохранили неповторимые, оригинальные баварские черты, благодаря чему Двор стал одним из крупных достижений южно-германской архитектуры.
На углу Шпаркассенштрассе и Пфистерштрассе здание с рестораном Пфистермюле в зеленом наряде.
По этой улице можно вернуться опять на Мариенплац. Половину маршрута прошла, остальное в продолжение отзыва.
Город с непростой историей - самый «не немецкий» город Германии, как говорят сами немцы. В его архитектуре присутствует французское, голландское и итальянское влияние, что и придает ему отличия от других больших городов страны.