Столица Баварии занимает третье место по популярности в стране, слывет «баварской Меккой». Красоту городу придает река, протекающая через весь Мюнхен с юга на север. Изар придает не только великолепия, но имеет и весомое экономическое значение для Мюнхена: обеспечивает водой и электроэнергией за счет построенных гидроэлектростанций. На берегах находятся и Старый город, и большой Английский парк, множество других знаковых мест города. От метро к набережной р.Изар - Isar, вышла в районе моста и храма Св.Максимилиана. С моста через Изар открывается панорамный вид на саму реку и мосты, а также расположенный на другом берегу район города.
Прямо около моста храм Св. Максимилиана, его называют Нотр-Дам на Изаре. Захватить в кадр от его подножия невозможно, настолько велик.
Проект церкви являлся подражанием Собору Святого Стефана в Вене, архитектором которого был отец Генриха фон Шмидта, Фридрих фон Шмидт. Поскольку стоимость постройки оказалась слишком высокой, Шмидта попросили подготовить более экономичный проект. В соответствии с новыми традициями, он предложил построить нео-романскую церковь. Во время воздушных налетов в период Второй мировой войны был серьезно поврежден. Восьмиугольные шпили башенных крыш, характерные для постройки до разрушения бомбами, не были восстановлены. И до сей поры пользуются надстроенными временными аварийными крышами. Внутренний интерьер аскетичен и прост.
На острове посередине реки серой громадой высится Deutsches Museum. Немецкий музей - самый крупный музей науки и техники не только в Мюнхене, но и в Европе. Появился в 1903 гожу в период расцвета эры индустриализации. В отличие от многих других музеев, которые в основном являются хранителями национальных богатств, музей в Мюнхене с самого начала своего создания стал ориентироваться на показ образцов мировой техники. Первое выставочное здание на угольном острове Эйнвербунг обрушилось, но построили новое. В существующем здании Музей разместился только через 25 лет после первого.
Здание огромное, общая площадь 90000 кв.м. Подобный огромный комплекс видела в Милане «Музей да Винчи», но там площадь 50000. Более 50 тематических экспозиций находятся в огромном музее – от музыкальных инструментов и телекоммуникаций до астрономии, химии, физики, истории корабле- и самолетостроения. Под «Геологию», «Горное дело» отведены целые этажи. В инете написано, что подробно для осмотра всех экспонатов на всех этажах музея потребуется целый месяц, так как полная длина маршрута по музею составляет 17 километров.
Набережная реки Изар с интенсивным уличным движением, особенно в местах въездов на мосты. Зеленый бульвар, засаженный большими деревьями, создает рамку тихим водам.
На противоположной стороне городские дома и офисы.
Мост Людвига через реку ведет к Музейному островe, так теперь называется Угольный остров, с Дойч-музеем. Мост был назван в честь тогдашнего короля Людвига I. Аллегорические фигуры на пилонах представляют рыбалку, плотоходство, искусство и промышленность. Обратите внимание - не судоходство, а плотоходство.
Церковь Св.Луки, «Der Dom der Münchner Protestanten», одно из немногих зданий в Мюнхене, оставшихся почти полностью целым во время Второй мировой войны. Внешне храм из красного кирпича наряден, но внутри строгая готика. На алтаре картина да боковые фигурные кафедра, вот и все украшения. Главное украшение, если можно так сказать, сам круглый зал с массивными колонами.
Вывернула на «Макса» - не мое сокращение, а самих баварцев; около памятника ему самому - Максимилиану II и удивилась, что хожу в одиночестве вокруг него. Под скульптурой короля четыре фигуры детей с национальными гербами Швабии, Старой Баварии, Пфальца и Франконии. У их ног скульптуры двух женщин и двух мужчин, которые символизируют: мудрость и справедливость, а также любовь к миру и силу.
Памятник повернут «лицом» к зданию баварского парламента - Максимилианеуму. Ландтаг задуманный Максимиллианом Вторым в виде готического дворца, был завершен потом в стиле Возрождения. К зданию Максимилианеума через реку Изар ведет мост Максимилиана, который от памятника не виден, и кажется, что громадина парламента просто поперек улицы стоит.
Но к парламенту можно попасть только по мосту Максимилиана или Максимилиансбрюкке (Maximiliansbrücke), который является неотъемлемым продолжением Максимилианштрассе и ведет через реку.
Максимилиенштрассе - «золотая миля» города, как Елисейские поля в Париже или бульвар Прадо в Мадриде. Курфюсты Максимиллиан и Людвиг любили широкие проспекты, таковые и оставили потомкам в Мюнхене. В 19 веке в Мюнхене были построены четыре королевских проспекта, которые вели из центра города. Артерия Максимилиана начинается от площади его имени и дальше рассекает центр как нож масло. И кажется пустынной, кроме участка примыкающего к площади Одеон, где все добропорядочные туристы кучкуются.
Рубеж XIX - XX веков был для Мюнхена "Золотым веком". В городе построен Университет и подведена железная дорога, что способствовало небывалому подъему экономики. Стал крупным культурным и научным городом, центром авангардизма и колыбелью немецкого модерна.
Величественное сооружение с одной стороны улицы - здание правительства Верхней Баварии. Заказчиком проекта был сам король Максимилиан II, который хотел получить совершенное представительское здание для тогдашнего Королевского правительства Верхней Баварии.
Фасад выполнен их терракотового камня, который придал теплоты стенам. Над дорогой с одной и другой стороны стоят скульптуры.
Напротив «Музей пяти континентов», открыт в 1862 году и являлся первым этнологическим музеем в Германии.
Экспонируемая коллекция когда-то принадлежала королевской семье. Из каждого заграничного путешествия привозились редкие и необычные вещи. Есть предметы быта и интерьера, одежда, украшения, оружия, драгоценности, скульптуры, картины и многое другое, что королевская династия считала для себя диковинкой в древние времена.
На перекресток смотрит фасад театра-варьете GOP. Скорее, ресторан-варьете, потому что зрелище сопровождается ужином для посетителей за столиками.
Далее за перекрестком Максимилианштрассе представляет собой территорию VIP-шопинга, как на парижской авеню Монтень, здесь находятся самые дорогие магазины и бутики.
Примыкающая к площади Одеон часть Максимилианштрассе завершается Баварским министерством внутренних дел, перед ним конный памятник Людвигу I.
Офисная коробочка стоит на месте Дворца Одеон. Даже из названия чувствуется, что современное здание не имеет ничего общего с предыдущим. Сооружение возводилось, как еще один королевский Дворец для проведения музыкальных концертов, балов, приемов. Здания Мюнхена после войны восстанавливались, даже строились заново, в том виде, какой имели до войны. Но Дворец Одеон не восстал из пепла, как дом искусств и музыки. Просто офисное здание в центре теперь.
Король Людвиг I планировал сделать Одеонплац главной площадью Мюнхена, куда бы сходились дороги из близлежащих окрестностей. Бóльшую часть зданий Одеóн-плац спроектировал и построил Лео фон Клéнце. "Дорическая" Триумфальная арка, "ионическая" колоннада Музея скульптуры и - "коринфская" Государственного собрания древностей - стали приметами нового города. Зал баварских полководцев на Одеонсплатц заканчивает королевскую магистраль Людвигштрассе.
Неоднозначный «анемнез» имеет этот дворец, впрочем, как и все в Германии. Фельдхеррнхалле, как явствует из названия, был построен для прославления баварских полководцев. Образцом для подражания стала лоджия Ланци на площади Синьории во Флоренции. Оттуда скопированы и львы. Только особенность мюнхенских в том, что у одного открыт, а у другого закрыт рот. Один из львов смотрит на королевский дворец, другой - на церковь. У первого рот открыт, у второго - закрыт, потому что с королём спорить можно, а с Богом нет. Перед Фельдхеррнхалле стоят два флагштока с гербами Баварии и Мюнхена.
Сбоку большой храм, слишком высокий для небольшой площади. Церковь в честь основателя ордена театинцев Каэтана Тиенского построена в 1663 г., как обетная. Обет был дан на постройку нового храма, если родится наследник, баварским королем и его супругой, прекрасной итальянкой. Король - курфюрст Фердинанд-Мария, жена- электрисса Генриетта-Аделаида Савойская, обет в честь рождения сына -наследника Макса Эмануэля. Церковь долго служила придворной церковью баварских правителей, в ней похоронены 49 представителей династии Виттельсбахов.
Пройдя между Резиденцией и Фельдхеррнхалле, будет площадь Макса Иосифа, от которой берет начало Максимилианштрассе. Здесь соответственно находится и памятник королю Максимилиану I Иосифу.
За памятником - Баварская государственная опера, которая была полностью разбомблена в ВОВ союзниками. При Максимилиане I Мюнхен хорошел и король уделял этому много внимания. Но родители будущего короля Людвига II почти не уделяли внимания детям, братья были на попечении гувернеров и прислуги. Со стороны отца воспитание сводилось лишь к наказаниям., он лично сёк детей. Поэтому юный мечтательный Людвиг искал убежище в романтическом мире сказок. Возможно, в детстве Людвига перекормили сказками, которые ему рассказывал сам Ганс-Христиан Андерсен, специально приглашаемый для этого родителями. Людвиг с детства любил театр, участвовал в домашних спектаклях. В Мюнхене Людвиг создал музыкальную школу и решил построить новый оперный театр, оборудованный в соответствии с требованиями вагнеровских опер. Король-гей страстно любил вагнеровскую музыку. Современники запомнили его, как потустороннего мечтателя с красивыми глазами. «Это страстные глаза Адониса», — говорил дед юного короля Людвиг I. А знаменитый французский психиатр Morel видел в них иное: «это глаза, в которых горит будущее сумасшествиу». С театром связано много историй, как он сгорел из-за того, что вода в пожарных емкостях на крыше замерзла в морозы. Как Людвиг слушал тут своего любимого Вагнера, сидя в ложе за занавеской, сторонясь людей. Потом и вовсе стали для него одного спектакли играть. И множество причуд, связанных с психическим нездоровьем, вызвали странные перемены и строительства в Баварии. Гигантские долги страны, образовавшиеся после «Сказочного Короля», пришлось оплачивать народу. После войны по желанию мюнхенцев, театр был построен одним из первых заново. В городе четверть населения погибла, две трети всех зданий были разрушены, а исторический центр практически стерт с лица земли. И на месте руин оперы собирались что-то другое построить. Но мюнхенцы настояли на полном восстановлении своей оперы. На строительство пошла колоссальная сумма 62 млн старых марок. но здание оперы вновь появилось.
Строили сразу с учетом новых требований к театральным зданиям и возросшего количества зрителей. Поэтому театр кроме портика над входом почти ничего общего с довоенным не имеет. Ныне посетителям Оперы, которые не привыкли передвигаться, не то что пешком, даже общественным транспортом, нужна автостоянка. Поэтому в воссозданный вид исторической площади втиснут современный подземный паркинг.
С одной стороны театр примыкает к Мюнхенской резиденции. За основу облика королвского дворца взяты флорентийские палаццо Питти и Ручеллаи. С площади виден кусок фасада, а сам дворец, точнее комплекс дворцов, занимает территорию до сада Хофгартен. О дворце написан отдельный отзыв.
Одну сторону короткой улицы Резиденцштрассе занимает фасад «Резиденции Максимилиана», дворца, который был построен в 1600 - 1619 годы, и как понятно из названия, во времена правления герцога Максимилиана I. Порталы, ведущие во внутренние дворы Резиденции, охраняют бронзовые баварские львы. Именно перед этими львами и произошел кровавый «Мюнхенский путч», подо львами пролилась кровь полицейских, вставших на пути озверевших нацистских молодчиков.
Через дорогу от памятника Максимилиану красивое здание с аркадами по первому этажу, первоначально бывшее дворцом фельдмаршала и министра графа фон ТёррингсЙеттенбахас. В середине XIX века здание купило почтовое ведомство и долгое время здесь располагалось Главное почтовое отделение города, где была выпущена первая марка. Теперь почта имеет другое помещение, здание было преобразовано в многофункциональный комплекс, получивший название «Дворец возле Оперы» с магазинами, ресторанами, офисами, жилыми квартирами на верхних этажах и подземной автостоянкой.
Обогнув резиденцию, за аркой красивого забора, что и забором то не является, так как это отдельное сооружение; находится сад в итальянском стиле - Хофгартен (Hofgarten). Раньше сад находился за рвом, который в то время окружал бóльшую часть Резиденции. Его создали в начале XVII века во время правления курфюрста Максимилиана I. Походы закончивались на этой площади и днем, и ночью, потому и знакомство с садом происходило при свете и в темноте.
К главному входу в парк Хофгартен примыкает Здание Базара (Bazargebäude). Ныне в нем магазины и рестораны.
В центре сада стоит Храм Дианы со скульптурой этой богини на его куполе. Сад находился за рвом, который в то время окружал бóльшую часть Резиденции. что не видна в ночи. Но можно рассмотреть внутри фонтанчики между стен.
СадХофгартен с севера и запада ограничен зданиями-аркадами, созданными архитектором Лео фон Кленце в 1816 - 1822 годах. Ворота, похожие на римскую триумфальную арку, украшены трофеями и фигурами в латах и шлемах. Художник Питер Корнелиус расписал стены фресками, которые составили цикл картин, рассказывающих о наиболее значительных событиях в 800-летней истории Баварии.
Северный фасад Праздничного здания резиденции днем и ночью.
Ночь упала на город, Мюнхен превратился в призрачное видение, будто сотканный из собственных легенд и мифов. Город-призрак, город-декорация, волею людей заново вставший над рекой - "Афины над Изаром".