Баварская резиденция – дворец расположенный в самом центре Мюнхена. Занимает почти целый квартал и состоит из восьми дворцов, соединенных друг с другом. Дворец появился на месте средневекового замка Нойвесте в 1385 году. И в течение всех столетий каждый из герцогов, курфюрстов и королей Баварии вносил свой вклад в формирование Резиденции. Так территория стала обрастать строениями и с начала XVI века началась череда реконструкций уже настроенных корпусов. Ныне есть 10 внутренних двориков и три основных комплекса — Королевские покои, Старая резиденция и Праздничный зал. В общей сложности в Резидентском музее около 130 залов.
Украшения на фасаде дворца просто нарисованы, техника такой росписи называется “Люфтльмалерей”- Luftlmalerei. После революции начала 20 века, когда открыли дворец для простых людей, несмотря на кризис и депрессию, не было продано ни одного экспоната из дворца, и баварцы с большим интересом рассматривали, как жили Виттельсбахи, и какие богатства за счет народа накопили. Нынешний дворец представляет собой результат большой и тщательной реставрации, проведенной в послевоенные годы Во время Второй мировой войны авиация союзников превратила дворец и Мюнхен в руины. Многие музейные экспонаты были вывезены из Мюнхена после первых бомбардировок, но, конечно, не все. Большинство предметов мебели и значительное число представленных сегодня картин не были частью оригинального интерьера. Из 23 000 квадратных метров комплекса полностью нетронутыми остались лишь 50. Восстановление музея Резиденции, театра Кювилье, Сокровищницы и некоторых залов закончилось к в 2003 году. Но реставрация продолжается до сих пор, и есть помещения еще закрытые для туристов.
С площади Максимилиана зайти в арку во двор, Кассы в помещениях справа на торце дворика - за спиной, если смотреть по фотографии. И влево в гардероб, за которым начмнается маршрут.
Получилась экскурсия только по анфиладе покоев; сокровищница и дворцовый театр, значит, будут на следующий раз. Но то, что увидено, и так дало представление, как Виттельсбахи жили. Правившая Баварией 738 лет династия, эту фамилию получила ненамного раньше, чем корону Баварии. При строительстве замка в одноимённой местности «Виттельсбах» у ручья, семья из Сайншайн переименовала себя в Виттельсбахов. Так ручей Виттельбах дал имя баварским королям. На троне Баварии династия утвердилась в 1180 г., когда император Фридрих Барбаросса, отвоевал это герцогство у своего врага Генриха Льва, отдал его одному из Виттельсбахов - Оттону I. Маршрут начинается сразу от гардероба и затем при движении по дворцу, стало понятно, что невозможно выйти, если надо закончить прямо сейчас экскурсию. Есть в одном месте развилка, где указатель показывает покороче или подлиннее дальнейший маршрут, и все. То есть, выйти можно только пройдя полный путь маршрута. Если с детьми, учтите, нет туалетов для посетителей около залов или возможности где-то присесть, передохнуть.
Первый открывает свои двери Галерея Предков - 121 портрет баварских монархов, вставленных в позолоченные резные панели. Зал - одно из творений Кювилье, который сроднился с Баварией, но не прижился в Австрии. Кювилье был необыкновенно маленького роста, и бестактная императрица Мария-Терезия предложила ему вместо жеребца поездить на пуделе. Дородной толстухе не дано было знать талантов, и то, что талант не зависит от сантиметров.
Далее заходят в необычное помещение, похожее на грот, оформленное в индийском стиле и украшенного тысячами морских ракушек. Раковинами выложены филёнки дверей, пластины стен, карнизы и вазы на карнизах. Индийские божества, высунувшиеся из стены, склонились над чашами из мрамора. Грот потому и смотрится, как перенесенная часть индийского храма. Только из ракушек.
И третьим значимым залом будет Антиквариум. Это старейшее из сохранившихся помещений резиденции - 1671 года; длиной 66 метров со сводчатым потолком. Помещение самый большой в Германии зал эпохи Возрождения. Антиквариум приказал построить курфюст, когда некуда стало девать коллекцию античных бюстов. В уже сложившемся комплексе дворца выкроить такое большое посещение было невозможно. Потому использовали подвал с выходом на поверхность.
Зал украшают 300 античных бюстов, 100 изображений Баварских замков и крепостей наверху. Одна из особенностей: в зале все римские императоры, не пропущен ни один, а некоторые, такие как Октавиан, Траян или Нерон, даже дважды или трижды. Комната, расположенноя над Антиквариумом, до 1581 года служила библиотекой, с XVII века переоборудовали в княжеских жилых покоев, была комнатой курфюрста Макса III Йозефа.
Баварским герцогам хотелось блеска и лоска, поэтому всю жизнь они занимались стройкой и перестройкой Резиденции. В мюнхенские церкви Виттельсбахи вкладывали деньги наравне с бюргерами, а Резиденцию строили и украшали единолично. Каждый из Виттельсбахов первым делом пристраивал свой корпус или перестраивал что-то для себя. При Альбрехте V были пристроены Кунсткамера и Праздничная комната, при Максимилиане I – Виттельсбахский фонтан, Дворцовая церковь и Императорский Двор, а при Карле VII – Кабинет с зеркалами, Парадная спальня и Роскошная комната.
Далее анфилады залов, сверкающих позолотой и увешенных гобеленами, при всей своей драгоценности обстановки, почти все на одно лицо. Только спальни под балдахинами да тронные залы и можно отличить от остальных, где слева справа по гобелену, камин или печка, да и какой-то одинокий предмет мебели наличествует посередине. Может стульев быть вокруг стола кучка.
Одна из комнат носит название «Государственная спальня». Ее по заказу курфюрста Карла Альбрехта изготовили лучшие парижские краснодеревщики. В 17–18 веке многие европейские монархи подражали французскому двору, где подобная спальня выполняла важную роль в придворном этикете. В ней происходило утреннее «пробуждение» монарха в присутствии придворных и не менее многолюдный вечерний отход ко сну. Это был церемониальный ритуал, а для ночного отдыха использовали нормальные спальни в приватных покоях. У баварских правителей «Гос.спальня» ни разу не использовалась по прямому назначению, она за всё существования простояла пустой.
Отличается и запоминается Зеленая галерея своим изяществом. Дважды в неделю в ней курфюрст проводил торжественные собрания, куда приглашались отдельные придворные. По таким случаям, в Галерее зажигали сотни свечей, свет от которых отражался в больших зеркалах и позолоте на стенах, усиливая торжественный эффект. Помещение также использовалось в роли картинной галереи. Полотна в роскошных позолоченных рамах расположены в три ряда рядом с высокими зеркалами. Курфюрст Карл Альбрехт лично выбирал картины из богатой коллекции семьи Виттельсбахов для Зеленой галереи.
Дворцовую капеллу можно разглядеть сверху, так идет маршрут. Придворные молились в капелле внизу, в то время как герцог и его семья сидели в галерее, в которую можно было попасть из их спален. Центральная фреска алтаря была создана в 1600 году и изображает Деву восседающей в облаках в окружении ангелов. Роспись вверху изображает Троицу.
Личная королевская капелла, она же Роскошная капелла. Именно в этой капелле хранилась коллекция церковных реликвий курфюрста. Роскошная капелла украшена особенно богато в соответствии со своей исключительной важностью. Пол выложен цветным мрамором и полудрагоценными камнями. Позолоченный рельеф на голубом фоне, напоминающем ляпис лазурь, украшает потолок. Инициалы «М» и «Е» на потолке обозначают Максимилиана I и Елизавету Лотарингскую. С центра потолка свисает светильник с цветными стёклами. Стены выложены разноцветными панелями стукко, отполированными до блеска, чтобы напоминать мрамор.
Церковь Всех Святых полностью разрушена во время войны. Ее построили заново, но она еще без отделки. Туристы проходят по галерее, по которой и король прямо из Резиденции попадал сюда. В галерее стоят постеры с историей и изображениями интерьеров, что были в предвоенном храме. Во время посещения Людвига I в 1823 году в Палермо местной дворцовой капелле, построенной в смешанном норманно-византийском стиле, он был настолько впечатлён, что заявил: «Именно такую церковь я хочу у себя во дворце!». При постройке в Мюнхене архитектор Лео фон Кленце брал за основу Собор святого Марка в Венеции. Вот такой была раньше это церковь.
Недостроенная церковь используется пока в виде концертного зала. Есть байка, как при баварском дворе искал службу Вольфганг Амадей Моцарт. Правящий в то время курфюрст, который считал себя неплохо разбирающимся в музыке, отклонил его прошение, объяснив свой отказ тем, что жалованье, которое просит композитор, слишком велико.
Из окон видны внутренние дворики резиденции, их множество. И все разного назначения.
Например, только кухонный, который предназначался для 16-ти кухонь. Баварских королей обслуживало полторы тысячи слуг, из них не меньше трёхсот так и жили во дворце. «Немцев надо хорошо кормить и поить», – наставлял Людовика XIV маркиз де Вийяр. Количество блюд – из экономии(!); регламентировали: слугам полагалось только семь горячих блюд, фрукты, сыр и пиво; курфюрсту и его семье – двадцать четыре горячих блюда в две перемены, а третья – холодная. В парадных случаях курфюрсты обедали прилюдно, в присутствии городских зевак. Сигнал к парадному обеду подавали 12 труб и два барабана. курфюрсты cидели за столом, а лучшие люди Баварии подавали им ножи, вилки, блюда и вина.
Роскошные комнаты (Reiche Zimmer) — наиболее богато отделанные меблированные комнаты во всей Резиденции. Спроектированы и построены архитектором Франсуа Кювилье в годы правления курфюрста Карла Альбрехта (1726-1745). Роскошь этих апартаментов должна была помочь Карлу Альбрехту в обосновании претензий на императорский трон. Кювилье спроектировал не только сами помещения, но и обстановку, и элементы интерьера, включая резные панели стен и потолочную лепнину. Опираясь на мастерство других художников, ему удалось создать уникальные интерьеры, сами по себе являющиеся произведениями искусства.
Перед частными покоями находился длинный ряд приёмных, где ожидали придворные; чем выше ранг, тем ближе подпускали посетителей к кабинету и спальне патрона. Поэтому каждый новый король наращивал длину анфилады, чтобы ожидающие прониклись трепетом. Во дворце жила практически вся родня и особо приближенные лица. Резиденция прошла через множество «стройка-пожар-перестройка»: придворные дамы часто засыпали, не потушив свечу. Но самыми пожароопасными считались не дамы, а театры (!), и во времена Максимиллиана придумали строить для театров отдельные здания, что было для Европы новинкой.
«Каменные комнаты» названы так из-за большого количества мрамора и его разнообразных имитаций в интерьере. Помещения не предназначались для самого герцога , здесь должен был располагаться император Священной Римской империи и его супруга во время своих визитов в Мюнхен. Только в таких случаях в комнатах устанавливалась мебель, а стены украшались гобеленами.
Личный кабинет, называемый «Сердечным», принадлежал Генриетте Аделаиде Савойской, жене баварского курфюста Фердинанда-Марии, внучке французских королей, дочери Савойской династии. 16-летней девочкой Генриетта Аделаида была отдана замуж в Баварию. Она известна так же как первая хозяйка замка Нимфенбург, который для нее и построили, где подолгу жила, в котором в 1676 г. в 40-летнем возрасте и умерла.
Закончились однотипные покои кого-то из курфюстов, может, принцев с принцессами. Богатые, нет слов, но сейчас не вспомню, что их отличало. Неожиданно дверь открылась в большое помещение. Бальный зал кроме прямого назначения, так же был собранием живописи, геральдики, настенной росписи и 300 мраморных скульптур.
Странно, что в Большом зале нет трона, зато есть несколько тронов в залах поменьше.
Посетители дольше всего разглядывают большой зал с роскошной мебелью и большими полотнищами гобеленов на стенах.
В «Кабинете фарфора» Виттельсбахи хранили свою коллекцию изящного фарфора из Мейсена, Нимфенбурга и других известных мануфактур. Королевский сервиз под стеклянным колпаком футляром.
Получилась экскурсия только по анфиладе покоев, сокровищница и дворцовый театр, значит, будут на следующий раз. Будет ли сокровищница точно в списке, не известно. Так как известно, что там в основной копии. Оригиналы были распроданы, когда правящей семье были нужны «живые» деньги. Что увидено на момент посещения в тот день «в покоях», дало представление, как Виттельсбахи «богато» жили. Цитата: «Зимний дворец не может наскучить, ибо это дом картин. А Резиденция – дом Виттельсбахов».