В поездке в Мюнхен из большого количества музеев в городе надо было выбрать единственные для посещения, при очень ограниченном запасе времени. Я хотела только в Старую Пинакотеку, как давно желаемую. Из центра до пинакотек надо проезжать площадь Каролины, названную по имени второй жены Максимилиана I. От круглой площади ровными лучами отходят несколько улиц. Обелиск в центре площади был построен в 1833 году по указанию Людвига I и напоминает о 30 тысячах баварских солдат, погибших во время русской кампании Наполеона в 1812 году.
Название Пинакотека» (Pinakothek) – взято Людовиком I, который преклонялся перед античность, из рукописей древнеримского архитектора Виртуриуса. Первая пинакотека была открыта в
Древней Греции еще в начале III в. до н.э. В Древней Греции пинакотекой называли хранилище для деревянных досок, живописи, а еще так называли часть здания Акрополя в Афинах, тут хранились картины. Огромное собрание искусства Людовику досталось по наследству от предков курфюстов. Покупал у немецких мастеров того времени. Формирование коллекции Старой Пинакотеки в Мюнхене было положено в 1528 году, когда Баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах задумал украсить павильон летней резиденции серией картин на библейские и исторические темы, «долженствующие прославлять мужество героев и добродетель женщин». Покупал у немецких мастеров того времени. Богатели Виттельсбахи, копились все новые полотна. Находились в многочисленных дворцах и были недоступны для лицезрения никому, кроме семьи. Поэтому возникла идея перенести собрание в отдельное здание, что было вызвано их избыточностью и неподходящими условиями хранения в жилых помещениях родового дома. В 1598 году каталог коллекции уже насчитывал 778 живописных картин. Людвиг в свою очередь так же тратил налоги народа по приобретение новых картин итальянской, голландской живописи, коллекций Оттинген-Валлерштайна, Буассере.
В 1826 году началось строительство здания «на лугах» пригорода, подобно Прадо в Мадриде. Зданию нарочито придали схожесть с сооружениями Высокого Возрождения. Архитектор Лео фон Кленце и будущий директор музея Йоханн Георг фон Диллис применили принципы, которые сегодня кажутся очевидными для любого специалиста музейной сферы. Но были придуманы и применены впервые именно этими людьми: деление на большие экспозиционные пространства и небольшие выставочные кабинеты, достаточно яркое естественное освещение интерьера, верхний свет, который подчеркивает красоту картины, но падает так, чтобы не ослеплять зрителя. Другие новаторские для того времени идеи, которые были учтены при проектировании Пинакотеки, такие как постоянные климатические условия и защита экспонатов от пыли. Король-новатор хотел, чтобы картины могли видеть все желающие. И хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали созерцанию картин пикник в парковой хоне перед галереей😊. В отличие от Прадо и других всемирно известных музеев, в Мюнхенской галерее нет скульптур, других произведений искусства кроме живописи. Собрание во многом отражает вкусы его венценосных основателей, как результат их многовекового страстного коллекционирования.
Вначале после открытия, заходили в Пинакотеку с восточной стороны здания, вход со львами. После войны главный вход был организован со стороны северного фасада. Здание пришлось капитально восстанавливать. Воссозданная часть в средней части галереи, выделяется рядом с сохранившейся исторической частью. Это видно не только по светлому кирпичу, но и фасад остался без украшений, декора.
Коллекцию Старой Пинакотеки Виттельсбахи собирали с 15 века. Когда музейные залы в галерее придворного сада стали слишком малы, король Людвиг I поручил архитектору Лео фон Кленце строительство всемирно известной Старой Пинакотеки - Alte Pinakothek,1826–1836 гг.. После масштабной реставрации в 1998 году Пинакотека с новой отделкой стен, модернизированным фойе музей дарит огромное удовольствие. Здание построена Лео фон Кленце в виде флорентинского палаццо, а лестница кажется ведущей на верхотуру египетской пирамиды. Сразу после избавления от Наполеона, Людвиг I направил всю свою энергию и средства на превращение Мюнхена в столицу его мечты. Над воплощением его замыслов работало большое число художников, музыкантов, архитекторов. Их общими усилиями Мюнхен постепенно превращался в «Афины на Изаре». Для коллекции картин решили построить свой дом. Строительство началось 7 апреля 1826 года и дата не была не случайно1. 7 апреля является днём рождения Рафаэля Санти, которого Людвиг I боготворил.
Торжественные залы «Старой пинакотеки» и кабинеты хранят около 700 полотен. Собрание представлено произведениями мастеров с XIV века до середины XVIII века. На втором этаже представлены работы немецких и нидерландских художников. В четвертом и пятом зале выставлены работы итальянских живописцев 15, 16 веков, в залах с шестого по восьмой - фламандские мастера 17 века, в девятом - голландские мастера 17 века. В правом крыле находятся работы французских и итальянских мастеров 18 века и испанские художники.
Мне было не до выбора, какие залы посетить. Перед закрытием вопрос стоял - успеть бы. Поэтому из вестибюля стала восходить по высоченной лестнице, как будто ведущей на вершину… Да на вершину искусств она и ведет.
Чем удивила с порога галерея – малолюдностью, почти отсутствием посетителей. А дело было в высокий сезон в приятную летнюю погоду. Вот что войны и ковид сотворили с количеством туристов в Мюнхене и в галерее в частности.
Залы Старой пинакотеки оформлены в духе аскетизма, чтобы ничто не отвлекало от шедевров. Мне не под силу описать все залы, тем более картины, не искусствовед я. Издано огромное количество художественных альбомов, с красочностью которых трудно тягаться. Просто как примеры привожу некоторые из увиденных.
Огромное количество персонажей, деталей, написанных на полотне Альбрехта Альтдорфера – Битва Александра Македонского с войском царя Дария. Этот шедевр был первым по времени попавшим в мюнхенское собрание. С этого момента и ведет отсчет своего существования баварская коллекция - Пинакотека. В музее есть шесть монументальных работ художника -пейзажиста А.Альтдорфера.
Полотно Маттиаса Грюневальда «Встреча святого Эразма и святого Маврикия» в прямом смысле сияет. Столько золота и ярких красок применил тут художник.
Майнцский архиепископ Альбрехт Бранденбургский перенес мощи св. Эразма в свою резиденцию и всячески популяризировал святого. И пожелал отразить на картине двух покровителей Галле, где он возглавлял монастырь. Однако, картина получилась более светская, чем он мог представить. Но в этом и есть мастерство, заслуга Маттиаса Грюневальда.
Основные картины Дюрера хранятся во всемирно-известных музеях. Виденные в доме-музее Дюрера в Нюрнберге, были копиями его работ. В 1988 году многие работы Дюрера были повреждены в Мюнхенской пинакотеке кислотой, которую выплеснул на них душевнобольной посетитель, и их пришлось долго реставрировать. Оказалось, что его автопортрет «в шубе» гораздо более темный, чем изображают на копиях.
Последнее величайшее произведение Альбрехта Дюрера - двухпанельное полотно «Четыре Апостола» (1526 г).
В Мюнхенском собрании насчитывается 60 работ великого фламандца Питера Пауля Рубенса. Его работ здесь больше, чем в любом другом музее Европы. Потому целый зал музея отведен под его творчество. В Пинакотеке Мюнхена хранятся так же несколько гравюр, сделанных по картинам Рубенса1577–1640 гг. В Пинакотеке Мюнхена в Германии хранятся более 70-ти его работ. Основное содержание его полотен связано с мифологическими и христианскими сюжетами.К урфюрст Максимилиан I, правивший в 1597–1651гг., пополнил коллекцию рядом полотен Рубенса: «Охота на львов», «Охота на бегемотов» и другими превосходными работами.
Сочность тел и поз на огромном полотне, с эпическим размахом показывает "Моя страсть исходит с небес, а не от земных размышлений".
Портреты второй жены Рубенса по отдельности и вместе с ним. Он с удовольствием изображал юную Хелену Фурман – у них была разница в возрасте 37 лет. Когда они поженились Елене было 16 лет и она была ровесницей его сына Альберта. Почти на всех написанных картинах Рубенса сияла Елена в блеске расцвета женской красоты. Ее изображения на его холстах становятся раз от раза более вызывающими, но он не хотел слышать смущающуюся жену и своих помощников. Пусть все завидуют, какая у него роскошная юная жена. После смерти Рубенса вдова хотела уничтожить картины со своей наготой. Но кардиналу- инфанту, правителю Нидерландов, удалось через духовника убедить ее не делать этого. Так и сохранилась для потомков воплощенная красками любовь Рубенса.
Но кроме эпических полотен или семейной идиллии, у Рубенса есть цикл картин «The Passion Cycle», где он совсем не похож на зефирно-розового изображателя богинь с мускулистыми воинами.
Очень понравилось, что в каждом зале на диванчиках лежит каталог галереи с репродукциями и пояснениями. Еще бы по-немецки понимать… А просто пролистнуть картинки не имеет смысла, вон, оригиналы со всех сторон.
Итальянские мастера представлены работами Фра Филиппо Липпи, Джотто, Боттичелли, Рафаэля и Тициана. Одна из мадонн.
«Даная» художника Яна Госсарта. От «Данай» других художников, мюнхенская отличается. Дева сидит, а не лежит, и, кажется не понимает, что собственно происходит с ней.
ииОколо здания музея "не академическое" пространство, а игровые площадки для взрослых м детей. Помните, как первый Виттельсбах предполагал: сначала пикник на лужайке, потом картины.
Собрание Мюнхенской Пьинакотеки могло быть обширнее, если бы не раз вторгавшиеся на немецкие земли завоеватели. В качестве трофеев, увозили не только серебро– злато, но и картины. В 1632 г., во время Тридцатилетней войны 1618–1648гг., шведы, захватившие Мюнхен, разграбили богатый город. Часть картин баварского собрания оказалась в коллекции их королевы Христины. ПоПже такая же участь постигла шедевры из Мюнхена в эпоху захватнических походов Наполеона. Здание Старой пинакотеки само по себе музейный экспонат. Если в Старой Пинакотеке серьёзные повреждения, полученные во время Второй мировой войны, были устранены до 1957 года - наружный фасад сознательно восстановили в упрощённом виде, как напоминание об ужасах войн, то Новую Пинакотеку, открытую в 1853 году, пришлось вообще снести. В своё время король Людвиг I строил её на собственные средства, чтобы сделать общедоступной свою коллекцию современного ему искусства XIX века. Старая - возвышается Замком Возрождения теперь практически в центре Мюнхена.
Среди знаменитых художественных музеев Европы в первой тройке точно будет упомянута Старая Пинакотека в Мюнхене. Коллекция картин Старой Пинакотеки относительно невелика, но это истинные шедевры среди шедевров.
Посетить Пинакотеку при очень малом запасе времени - большое везение. Только одноразовое свидание с шедеврами сродни «по губам текло, да в рот не попало». Приходить бы сюда по желанию, а не наскоком. Галерея расположена в музейном квартале, который называется Ареал Искусств - Kunstareal. По выходным и праздникам обходила бы один за другим каждый из музеев, что тут находятся… Такие мысли меня одолевают в каждом большом городе, столицах, где есть что посмотреть. Нельзя объять необъятное - буду себя утешать.