Привлекательный в плане достопримечательностей центр Регенсбурга, прямоугольником вытянулся вдоль Дуная. Если по паутине улиц пойти поперек, всегда выйдешь к реке. Узенькая улица Gesandtenstraße на самом деле неширокая, потому поток людей скучивается наподобие выходного отверстия водяной форсунки. Близость реки навевает такие сравнения. Поворотным местом для обратного хода по городу, стала кирха св.Троицы (Dreieinigkeitskirche) с собственным когда-то общежитием семинаристов.
Угловое здание с порталами по бокам и впечатляющим эркером на торце, образец немецкого неоренессанса 1902 года. Горожане гордятся, каждый раз подчеркивая, что все в городе сохранилось со времен средневековья и раньше, и что война пощадила Регенсбург. Поэтому все подлинное, хотя и подремонтированное, реконструированное, восстановленное по старинным обликам.
Узкие мощеные улочки, целые кварталы средневековых домов, ведут к набережной. Девушка на велосипеде подпрыгивает на каждом каине, но задорно продолжает поездку. Велосипеды здесь не роскошь, а средство передвижения, как и везде в Европе.
Удаляясь от ядра старого города, удаляются и шпили храмов, а в подворотне натуральная мастерская нарисовалась.
Вытянутая маленькая площадь Рыбный базар (Fischmarkt), где раньше по пятницам продавали свежевыловленную рыбу. Боковая улочка Schmerbühl придаёт площади форму трапеции. Интересная колонка для воды.
Далее на улице Золотых медведей (Goldene-Bären-Straße) стоит уже каменный колодец для воды, возле внушительного дома странной конфигурации. В XII веке в здании была часовня Святого Георгия, а в середине XVI века часовню перестроили в жилое здание.
На улице параллельной реке есть музей Кеплера. Возможно, среди этих домов, куда я не дошла вверх по ул.Keplerstraße, 5. Кеплерштрассе идет параллельно Дунаю и селились здесь в старину купцы, чтобы быть поближе к реке и пристани.
Знаменитый математик и астроном не проживал в Регенсбурге, но умер и похоронен на местном кладбище. Здание, где находится музей, был домом его друга, где остановился на три своих последних месяца жизни (август-ноябрь 1630), в ожидании аудиенции императора Кеплер. Приехал просить жалованье за несколько лет, которое не выплачивали вовремя ему. От безденежья составлял даже гороскопы, зная бессмысленность их прогнозов. Но у него была семья, затратный судебный процесс против матери, которую обвинили в колдовстве (!). Это могло грозить сожжением на костре. Трудно поверить, но судебные процессы с обвинениями женщин в колдовстве прекратились лишь в середине 18 века. Не дождался встречи с Карлом V, простудился и умер. Император, получается, сэкономил на Кеплере.
Кроме Кеплера в городе бывали - к счастью, здесь не умирали; Гете и Бебель, В 1809 г. в Регенсбурге побывал Наполеон. Здесь прошли последние годы жизни Оскара Шиндлера, предпринимателя, спасшего более тысячи евреев. Кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер, преподававший в местном университете, стал в 2005 г. Папой Римским Бенедиктом ХVI.
В просвете между домами, виден Дом Голиафа. В старину служил постоялым двором, привечавший бродячих вагантов средневековья – goliards, от латинского "бродяги".
Студенты считали своим покровителем библейского Голиафа, так и слова созвучны. Нынешнее здание построено в 1260 г., в нем жил старейшина, патриций этой части города. Рисунок на фасаде появился в 1570 г. Сейчас в здании работает театр.
Следующие подряд два здания подряд, по улице вдоль Дуная, бывшие соляные склады эпохи ренессанса. В Средневековье «белое золото» везли в Регенсбург по реке. Две-три дюжины лошадей тянули баржи с солью против течения. Ныне здание Соляного склада используют под культурный центр.
Оба склада обрамляют входные ворота на Каменный мост.
Напоследок «вишенкой на торте», получился для меня выход к знаменитому регенсбургскому мосту. Нюанс моего впечатления. Все достопримечательности Регенсбурга воспринимались мною естественными для этого исторического города. Кроме Дуная! Ну, не легли мне сочетания древняя готика и голубой Дунай в этом городе. Особенно, когда стояла на каменном мосту, как почти пражский над Влтавой. Всплывали в памяти мосты над Дунаем и в Будапеште. В Регенсбурге «свой» Дунай, но не воспринималось, что это действительно Дунай. Река и река. Стоя в Вальхалле над ширью Дуная, наоборот, любовалась открывшейся панорамой. А в самом городе Регенсбурге, как-то ежилась. . . Такая индивидуальная реакция моего сознания.
Город получил имя от названия реки Реген, притока Дуная, хотя селение построено именно на Дунае и вся жизнь в городе была связана с Дунаем. Каменный мост переброшен через Дунай в 1135–1146 гг. Идея прорыть канал Майн-Дунай пришла впервые в голову еще императору Карлу V. Германцы в то время еще не строили дорог, как некогда римляне, а путешествовали по рекам. Возможность иметь сквозной водный путь через всю Европу от дельты Рейна на Северном море до Черного моря, в которое впадает Дунай, имела стратегическое значение. Но на пути множество гор и других препятствий. Карлу не удалось воплотить идею Европейского канала. Этот весьма впечатляющий технический проект, с огромным трудом реализованный в 19 веке, был назван "Канал Людвига" (Ludwigskanal). В войну канал очень пострадал, о нем, как транспортной артерии, почти забыли. Только с 1960 года европейцы стали его восстанавливать, при этом старое русло канала использовано только частично. С момента открытия новейшего канала в 1992 году, стал возможным тот водный путь между Амстердамом и Черным морем, о котором мечтал Карл V.
Мост помнит европейских завоевателей из 2-го и 3-го Крестовых походов, проходивших по нему на Восток. Император Фридрих Барбаросса «Рыжебородый» в 1139 г. провел по нему своих крестоносцев, направляясь убивать, воровать в Святую землю. Он был одним из самых старых мостов Европы, по его образцу строились мосты во многих других городах, например, Карлов мост в Праге, через Темзу в Лондоне.
Но мост не пережил Вторую мировую войну, 23 апреля 1945 года отступавшие войска Вермахта взорвали мост в районе 2-й и 11-й опор. Построен заново в 1967 году, с использованием уцелевших фрагментов.Ворота и башня построены в 13 веке. Они были одними из семи ворот крепостных стен города. Над мостом стояли три из них, в одну стреляли пушки Наполеона и попали, другая была настолько ветхая, что ее решили снести, пока на головы не свалилась. Да не успели, она таки сама рассыпалась, похоронив под собой служителей моста и путников, шедших в город. Из трёх мостовых башен сохранилась лишь южная - Brückentor со статуей Св. Освальда. Мостовая башня Torturm, соединяющая соляные склады, с красноречивым названием «Долговая башня». В старину должники, получившие тюремный срок за долги, просили милостыню, спускали кружку на веревке из окна за подаянием прохожих.
В средневековье не было такой широкой арки в башне. Ее расширили, когда сооружали трамвайную колею пути на мосту. Лишь недавно прекратилось транспортное движения, сделали мост только пешеходно-велосипедным.
Мостовая башня (Brueckturm) построена позднее моста, уже XIV в. На гербе города - два скрещенных ключа. Так шутили, что два ключа для того, чтобы одним закрывать ворота, а другим – открывать эти ворота.
Мост ведет к островам Вёрды и дальше в район Штадтамхоф. По отзывам из интернета, там нет чего-то настолько интересного, как в Старом городе.
Мостовые опоры стоят на шестнадцати ледорезах, которые представляют собой небольшие искусственные островки. Под опоры в фундаменте использовали дубовые бревна, под них нужны были основания, которыми стали островки. Из-за множества островов увеличивается скорость течения, судоходство непростое под мостом. И вода просто бурлит, получила название «регенсбургский штрудель».
С моста вид на Винную набережную (Weinlände) на юго-западе. Из названия следует, что не только соляным перевалочным пунктом был в старину Регенсбург.
С другой стороны вид на жилой квартал по улице Wöhrdstraße, с мостиками выходящими прямо из квартир на искусственный островок.
На мосту установлена старинная скульптура Bruckmandl, символизирующая статус вольного города.
Почти под мостом старейшая сосисочная Баварии Historische Wuerstkueche. По легенде, здесь пили пиво, заедая сосисками ещё строители Каменного моста. Перекусывали тут Достоевский, Гете, Шиллер, количество подаваемых тут сосисок всегда четное, по собственному историческому рецепту закусочной. Гарниром идет кислая капуста – Sauerkraut, которую здесь тоже готовят сами и по своим рецептам, и подают вместе с сосисками. Бывавшие в городе туристы или кто жил тут, говорят, что вкус колбасок в рядом расположенных заведениях ничем не отличается от вкуса "исторических". Каждый год весной закусочную затапливает Дунай, но каждый раз она открывается вновь. Отсутствие гидроэлектростанций, хотя бы гидротехнических плотин для регулирования воды во всей Европе, приводит к наводнениям около больших рек. Разливы Дуная постоянное явление в городе, отметки на стене зафиксировали мах в 7 метров.
Через дорогу здание с нарядным фасадом, бывший отель «Белый ягненок», где останавливался Гете, о чем есть памятная доска.
Около пристани плавучий музей речного плавания 1979 года. Построенный в 1923 г. корабль "Рутхоф" (Ruthof) с гребными колёсами и паровым двигателем, был потоплен в войну в Венгрии в 1944 г., после ремонта стал основным экспонатом музея.
С этого места уехала автобусом к жд вокзалу, когда оставалось 15 минут до отхода поезда. Всего три остановки, при другом запасе времени дойти можно быстро, потому мне хватило времени кофе купить с собой в вагон.
Регенсбург давно принадлежит истории. Он видел римские легионы, крестоносцев, Наполеона с Гитлером. Каждая эпоха вдыхала в город свой аромат и свои красоты, застывшие в архитектуре города. Высказывание про Регенсбург: «средневековье для города был совсем не темным временем, а эпохой процветания и богатства». Нынешним поколениям только бы сохранить, передать потомкам его уникальную среду. Спешите видеть, единственно пожелание для тех, кто может сюда добраться.