Мои путешествия, как от печки, начинаются от вокзалов. Запасаюсь заранее картами, даже рисую от руки, когда нет принтера. На руках перечень объектов, которые хочу посмотреть, маршруты-пути к ним и вперед. Поэтому заранее было задумано, с вокзала сразу направиться в Вайхаллу. И номер автобуса заранее известен - номер 5. Но как и в Веймере, в Регенсбурге есть разные маршруты под номером 5.
Первое, выйти с вокзала, перейти вокзальную площадь, дойти по правой стороне до остановки. Второе, не надо заходить на городскую автобусную станцию, что тут же вправо если со строны здания вокзала смотреть, за деревьями расположена. Просто на тротуаре вдоль дороги есть остановка, где и ждать 5. Но у каждого водителя «пятерки» интересоваться - «Вайхалла?». Потому что есть другие «пятерки», что не довезут. Различий в обозначении «5А» или «5B» нет, одинаковая цифра «5» и все. Садится, только получив подтверждение у водителя. Время в дороге минут 20-25, соответственно, за час есть два рейса. Назад в историческую часть вернулась этим же автобусом, не надо до вокзала, а сразу после моста через Дунай в центре Регенсбурга выходить. Про стоимость проезда не подскажу, в 2022 году действовал уникальный проездной билет на общественный транспорт в Германии за 9 евро. Можно сказать, бесплатный был проезд.
Пригород Регенсбурга с этой стороны состоит из коттеджных кварталов.
Выехав за город, на вершине холма виднеется еще одна достопримечательность окрестностей Регенсбурга - разрушенная древняя крепость.
Водитель по просьбе подскажет, где выйти ближе к пантеону. Дальше идти вдоль домов, перейти развилку, и тропинка в гору поведет.
Подниматься несложно по лесу, даже в удовольствие «туда» прогулка. Дышать настоянным на травах густым воздухом, разглядывать полянки и деревья.
В понедельник музей не работал. Честно говоря, меня больше здание вписанное в холм и виды от него привлекли, когда планировала поездку. Не потому, что «зелен виноград». Бюстов насмотрелась в Антиквариуме в Мюнхене. Здание музея само по себе небольшое, смотрится сооружение более величественным из-за массивных колонн, что обнимают строение со всех сторон. Дорических колонн 52, число ступенек ведущих наверх в сумме 365.
Вайхалла, прогерманское название Walhall – «дворец павших», что находится в небесном городе Асгарде. В нем же обитают боги – асы, во главе со скандинавским богом Одином. Его придворные девы валькирии, доставляют в Вальхаллу героически павших в битве воинов, где они воскресают и продолжают свои вечные битвы, прерываясь только на обед во главе с Одином (Вотаном), состоящий из мёда, изобильно льющегося из вымени козы Хейдрун, и мяса вепря Сехримнира.
Валгалла очень похожа на Парфенон, даже по размерам Зал славы совпадает со своим греческим прототипом: 48 х 14 метров при высоте в 15 метров. Обошла вокруг, на южном фризе здания изображены батальные сцены, на северном - аллегорические изображения германских государств.
В 1826 году было выбрано место для строительства на высоком берегу Дуная около Регенсбурга, где была древняя резиденция первых Баварских герцогов Агилольфингов, которые правили в VI - VIII веках и от которых ведут свою родословную Виттельсбахи. Валгалла похожа на Парфенон, даже размеры одинаковые. Приверженность баварских королей к греческой классике объясняется, в частности, их семейными узами с королевской семьей Греции. Начали стройку 18 октября 1830 года, в 17-ю годовщину Битвы народов под Лейпцигом. Торжественное открытие зала состоялось ровно через 12 лет - 18 октября 1842 года.
Первоначально Людвиг I хотел построить свою Вальхаллу в Английском саду в Мюнхене, затем решил в пользу Регенсбурга. Сооружение было построено архитектором Лео фон Кленце, работавшим в России на строительстве здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. На южном фризе здания изображены батальные сцены, на северном - аллегорические изображения германских государств.
К моменту открытия Валгаллы Людвиг I выбрал 150 бюстов. „Сословие не имеет значения, не имеет значения и пол - женщины допускаются тоже. Равенство царит в Вальхалле, ведь смерть стирает все земные различия“..... "Чтобы войти в Вальхаллу, нужно принадлежать к языку тевтонцев. Имеет значение только он, ведь язык — это великое связующее звено, в нем проявляется духовная общность народа", - говорил он. К тевтонцам причислял также исторических германцев, то есть, готов и вандалов. Кроме героев немецких сражений хотел оставить в памяти государства имена и бюсты всех величайших людей, творивших историю Германии. Но оказалось, многих не было в его списке, кто оказал огромное влияние на немецкую культуру и историю, так как не чистокровные немцы, например, Лютера. Мартин Лютер - инициатор Реформации, первый переводчик Библии на немецкий язык. Современники критиковали Людвига за это. Со временем место Лютеру и другим в Валгалле таки нашлось, как и другим выдающимся личностям, для которых немецкий язык был родным. Не было вначале бюста и Гете за то, что корни еврейские у него; сейчас есть. Эйнштейн со своим «5 пунктом» так же помещен в пантеоне. Не удостоился увековечивания в Валгалле Карл Маркс, что странно. Вот кто оказал величайшее влияние на всю мировую историю, и немецкую в том числе. Кроме всего прочего, «носитель» немецкого языка.
Внутри бюсты, памятные доски про выдающихся людей Германии за 1800 лет её истории, начиная с битвы в Тевтобургском лесу. Сам основатель Пантеона «Вальхалла» король Баварии Людвиг I, был удостоен скульптуры в натуральную величину. Памятные изваяния не только подданных, граждан Германии, но и из других стран. Внешний облик ряда полумифических, полуисторических деятелей не сохранился. Их имена на мемориальных досках в верхнем ярусе Валгаллы. Ныне тех, кто будет увековечен, устанавливает правительство Баварии по ряду условии, и только по истечении не менее 20-ти лет после кончины кандидата. Последним появился бюст участнице сопротивления нацизму, студентке Мюнхенского университета, члену нелегальной организации "Белая роза" - Софи Шолль, казненной нацистами.
Нисколько не сожалела, что музей в тот день не работал. Очень живописное место, где кроме пантеона, есть дорожки для прогулок, кафе.
Но гораздо интереснее, просто сидеть на ступеньках пантеона и любоваться Дунаем. Не запечатлеть эти виды невозможно, настоящее произведения искусства совместного творчества человека и природы.
Жюль Верн спорил с Иоганном Штраусом, чей вальс «Прекрасный голубой Дунай» был очень популярным в конце позапрошлого века, Жюль Верн утверждал, что Дунай чудесная река, но, протекая по песчаным и илистым почвам, быть голубым не может. Называл его «прекрасный желтый Дунай». В тихую погоду небо отражается в глади знаменитой реки и воды приобретают синеватый оттенок. Воспетая поэтами, композиторами река, все равно прекрасна в любую погоду.
С верхотуры от Валгаллы потом я не шла, а скорее скатилась, так торопилась к автобусу. Подобный кросс по лестницам не посоветую, так как ступеньки высокие и нет никакого ограждения у лестниц.
Местечко Донаустауф, над которым возвышается Зал Славы, по-немецки аккуратный, ухоженный городок.
Само по себе красивое место с мэрией.
И небольшим парком у подножия Вальхаллы, где есть интересная беседка.
Три монументальных сооружения: канал Рейн-Дунай - в первом варианте, Валгалла и Зал Освобождения, появились в Баварии по времена Людвига I. Регенсбург с рядом находящимся Вальгаллой на протяжении длинной истории становились ареной множества событий, главные герои которых и отображены в Валгалле.