Славу не только Веймару, стране и всему человечеству создали выдающиеся писатели, поэты, художники, композиторы, философы. Особняком стоит в истории «веймарская четверка»: Гете, Шиллер, Виланд и Кранах. Хочу описать впечатления от посещения музея Фридриха Щиллера.
Вначале Шиллер с семьей жил в доме на улице Windischenstraße 8.,затем перебрались на Эспланаду. В этих стенах мучившийся от сжиравшего его туберкулёза, Шиллер написал последние свои произведения «Мессинская невеста» и «Вильгельм Телль».
Заходят посетители с Эспланады - теперь улицы Шиллера, как только увидят известный по рисункам в книгах и интернету дом. В первоначальном виде воссоздан только дом Шиллера, среди череды домов других эпох на этой улице. Во время Второй мировой войны в дом попала бомба союзников. Реконструкция музей закончилась в 1946 г. Теперь музей имеет коллекцию из того, что успели вывезти и спрятать в войну и новых приобретений. На входе стоит служитель и взмахом руки показывает, что надо идти дальше, во двор. Надо, так надо. Во дворе какая-то презентация или мастер класс для детей.
Направляют во двор, потому что искать кассы надо в следующем здании, где находятся выставочные залы музея Шиллера.
В кассе нет ожидаемой очереди - ни одного человека, заходишь с улицы, сразу обилечиваешься и вперед в музей в другое здание. Возможно, отсутствие очередей в Веймаре, впрочем, как и в других городах Германии, что я посетила, было особенностью конкретно 2022 года.
Просторные помещения на этажах выше, посвящены не только Шиллеру, выставки и другой тематики.
Дом не пережил катаклизмы и войны за прошедшие века, и ныне это воссозданный, не истинный дом Поэта. Обстановку и многие вещи вдова Шиллера сразу продала после его смерти. Город выкупил здание, так же выставленное на продажу, решив открыть в нем музей. Помогали наполнить дом похожими вещами родственники Шиллера и горожане. Но и сейчас, как утверждают экскурсоводы, в музее есть множество подлинных артефактов, которые когда-то принадлежали Фридриху Шиллеру. На первом этаже кухня, где она и раньше находилась.
В жилые помещения надо подниматься выше. Первое, на что обращаешь внимание, точнее, слух - «поющие» лестницы и полы дома музея. При каждом шаге раздается скрип половиц, то резкий, то почти мелодичный. Под их музыкальное сопровождение и происходит обход музея.
Лестничные пролеты большие для сравнительно небольшого дома. Пришло на ум, а как они отапливались, и отапливались ли вообще. С освещением в те времена понятно - со свечкой в руках и только. Встает картина перед глазами: высоченный Фридрих впотьмах нащупывает очередную ступеньку, кашляя, отдыхает на повороте, бессильно прислоняясь к стене… Ему было всего чуть больше 40 лет.
На первом жилом этаже находятся гостиная и комнаты, которые занимала жена Шиллера, Шарлотта, так же комнаты дочерей.
Самые выдающиеся предметы в этих комнатах, включают кофейник из тюрингского фарфора, свадебный подарок от свекрови Шиллера, чашки, чайная машина и бокалы для шампанского.
Стены дома украшают обои, изготовленные в наше время по оригинальным образцам, в гостиных поярче, в личных комнатах поскромнее.
Копия самого знаменитого портрета Шиллера написанного Антоном Граффом.
В соседней комнате висят картины, принадлежащих Шиллеру. «Он обладал даром, – сказал о Шиллере Гете, – облагораживать все, к чему прикасался».
Кабинет поэта–романтика с подлинной мебелью. Именно здесь были написаны произведения «Мэссинская невеста» и «Вильгельм Телль».
Просто видишь на фоне окна туманное видение: отрешенный человек с улыбкой быстро водит пером по бумаге. «Романтики любили туманности и неопределенности, в них прячется свобода. Определенность заключает ее в цепи». По словам современников духовная чистота Шиллера, романтическая его настроенность, сила его мысли, доброта и наполненность поэзией, отражалось даже на его внешности. Это был высокий и очень худой, бледный человек со светлыми каштановыми волосами, с задумчивым взглядом, с ловкими изящными движениями и открытой улыбкой. В этом кабинете 9 мая 1805 г. перо выпало из рук поэта… Ушел в выси, где, по словам Гамлета, приближаемся к духу вселенной и получаем право вопросить Провидение.
Чтобы понять, кем стал Шиллер и для литературы, и для самого себя, надо вникнуть в его жизнь. Не отретушированный европейский вариант, а уничижительный путь с низов «в люди». Родился в семье крепостных рабов герцога Вюртембергского. Карл Евгений был одним из типичных феодальных правителей раздробленной Германии, разыгрывавших роль «просвещенных монархов». Пышность «швабского Версаля», как называли двор герцога, была известна всей Европе. Для поддержания роскошной жизни, фантастических карнавалов, ярких театральных представлений с невиданными декорациями, герцог продавал своих поданных в качестве солдат другим странам, Отец являлся нужным для своего владельца профессионалом - военным фельдшером. Был способным человеком, умным, но несвободным. Менял места жительства, должности, следуя воле своего господина. И его сын по приказу владельца-герцога учился тому, что тот приказал, не имея к этому ни малейшей склонности. Отец вынужден был дать расписку, что Фридрих «совершенно отдается к услугам герцогского вюртембергского дома и не имеет права выйти из него без получения на то всемилостивейшего разрешения». Шиллер учился в школе с военным режимом. За малейшее проявление живой мысли учеников этой школы карали заключением в крепость на несколько лет. Лишь ночами занимался любимым призванием. «Разбойники» были написаны в темной каморке старого казарменного сторожа. Там Шиллер прятался от ястребиных глаз своих начальников. Он отказывался служить морали монархов и крепостников. Лишь в 32 года, после написания «Разбойников», решил опубликовать.
О рабство!
Грохот грома ты для слуха.
Ночь – для ума, для мысли – шаг улиты,
Для сердца – мука горькая.
Но ни один издатель не брал рукопись крепостного самоучки, опасаясь конфликта со всемогущим герцогом Вюртембергским. Друг-книготорговец свел его со знатоком искусства бароном фон Дальбергом, руководящим Майнгемским театром. Драма после незначительных правок стала гвоздем следующего театрального сезона в Пруссии! Бежал от самодура герцога в графство Пфальц под именем Шмид. Став пфальцским подданным, обрел свободу, но лишился средств к существованию - директор театра отказался с ним работать. Писатель обратился к своим почитателям с просьбой о материальной помощи. К вящей радости, вскоре он получил из Лейпцига вексель на сумму, что помогла рассчитаться с долгами и переехал жить в Лейпциг. Потом был Дрезден, г. Йена, и временами Веймар.
В 1799 году Шиллер, чтобы быть ближе к трем корифеям тогдашней немецкой литературы — Гердеру, Виланду и Гете, перебирается в Веймар. Стал самым молодым из «четырёх веймарских великанов»- Иоганн Кристофер Фридрих Шиллер, Гете, Виланд, Гердер. Сначала снимал жилье, потом купил дом на Эспланаде. В нем и провел последние годы своей жизни. Став близким другом Гете, основал вместе с ним Веймарский театр, издавал несколько литературных журналов, публиковал свои произведения. Оба стали основателями целой эпохи в истории культуры под названием "веймарский классицизм". В 1802 году император Пруссии жалует поэту дворянство. Шиллер иронично отнесся к этому. Его молодые и лучшие годы были полны лишений, а сейчас новоиспеченный дворянин уже чувствовал, что умирает. С высоты своего таланта хотел отвергнуть бесполезный для себя титул, но принял его, думая исключительно о своих детях. И только последние годы он пожил признанным гением, там где хотел и среди тех, с кем хотел. И умер от туберкулеза, прожив всего лишь 45 лет.
Планировка дома типичная для 18 века, возможно, еще перестраивалась. Теперь комнаты идут с двух сторон несущей стены, рассекающей весь дом на две части. Со стороны улицы комнаты побольше, во двор выходят комнатки поменьше.
Какая милая спаленка с детской кроваткой!
«В ногах» спальни проходное помещение, где едва помещается кровать. Явно для няньки или служанки.
Подпирает потолок шкаф, как сейчас назвали бы, шкаф–купе.
С 1794 году Гёте и Шиллер стали друзьями и эта дружба продолжалась до самой смерти драматурга. Два гения взаимно вдохновляли друг друга, несмотря на разницу в возрасте. Они даже писали стихи вместе. При этом Гете раздражало, что Шиллеру нужен был в кабинете ящик с подгнившими яблоками. Мол, их запах необходим ему для вдохновения. Так же были трудности совместить, говоря современным языком, биоритмы: Гете был утренним человеком, то есть «жаворонком», Шиллер – ярко выраженной «совой». Но оба гения понимали один другого, и это помогало совместить биение сердец. Они не только друг с другом в Веймаре общались. Два раза в месяц 14 человек, избранные хозяином дома, регулярно собирались после театра к ужину у Гете. С трудом нашла двойной портрет двух поэтов, и тот, условно двойной.
Шиллер впервые высказал идею о «немецкой культурной нации» на одном из собраний гетевского кружка. Он полагал, что искусство – это средство воспитать человека так, чтобы тот стал подлинным гражданином «государства разума». Уже в начале XIX столетия Шиллер прославился и в России. В России В. А. Жуковский перевел «Орлеанскую деву», почти все баллады и много стихотворений поэта. «Мы через Жуковского приучаемся понимать и любить Шиллера, как бы своего национального поэта, говорящего нам русскими звуками, русской речью». Русская жена Веймарского герцога, Мария Павловна, сделала вклад, значимый не только для города, но и всей Германии. Большинство культурных учреждений герцогства существовали на русские деньги, передаваемые ей из России. Шиллер даже написал в честь нее драму под названием «Поклонение искусству». Когда же он скончался и оставил после себя безутешную вдову, маленьких детей и дом, за который еще не был выплачен кредит, Мария Павловна оплатила долги.
Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище св. Якоба в склепе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии, а череп некоторое время находился в доме Гёте, он забрал череп тайно. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте. В 1911 году был обнаружен ещё один череп. В 2008 году независимых экспертиза ДНК показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру и даже останки в гробу Шиллера принадлежат, как минимум трём разным людям. Было принято решение оставить гроб Шиллера пустым.
Сервантес и Лопа де Вега, Фридрих Шиллер – не имеют точных своих могил, но точно признанные гении человечества.