«28 августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне». Его дед по отцовской линии начинал как портной, выбился в трактирщики и оставил семейству 17 кошелей, набитых золотыми монетами, а также дом с большим винным подвалом. Другой дед был юристом, имперским советником, как и отец поэта.
Дом Гёте в Веймаре, на площади Фрауентор, подарен был ему герцогом. Карл Август вручил Гёте дарственную купчую на особняк полкового врача доктора Хельмерсхаузена, у которого Гёте несколько лет снимал квартиру. В этом доме поэт и жил с 1782 г. до своей смерти. Здание неоднократно перестраивалось по указаниям самого поэта. Сегодня мы видим здание в том облике, который оно имело в последние годы жизни Гёте. Гете занимался при дворе герцога делами управления, финансами, горным ведомством, дорогами, набором рекрутов, школами, музеями, театром, являлся устроителем балов и охот, был и премьер-министром. И все таки он вошел в историю поэтом, а не политиком. В 1886 году великим герцогом был основан музей Гёте в Веймаре.
Дом фасадом выходящий на улицу, имеет и парадный вход, и двое ворот. Одни ворота служили для въезда экипажа во внутренний двор, а вторые, рядом с которыми в углу двора находится каретный сарай и стойло для лошади, были выездными воротами. Иначе экипажи не смогла бы выехать заехать потому что внутренний двор очень узкий и развернуться каретам по другому не получится. Сзади внутреннего дома находится небольшой сад, в котором он лично занимался садоводством. Гёте собирал буквально все: дом-музей насчитывает около 180 000 единиц хранения. Чтобы разместить все эти экспонаты, во времена ГДР к особняку было пристроено еще здание Музея Гёте.
Огромный вестибюль соседнего здания, где находятся кассы, рассчитан на ежегодные миллионы посетителей, что были в прежние времена. Ныне считанные единицы приходят. Возможно, такое увидела конкретно в этот день. Однако, самый туристический сезон, лето, прекрасная погода, но… Явно канул в Лету 20 век с его востребованной огромным числом желающий туристической индустрией.
За кассами стойка, где дают аудиогиды на разных языках мира, в том числе и на русском. Очень понравилось, что там же дают картонку-планшет, где фотографии залов музея. К сожалению, не все комнаты были доступны для посещения. Пытаясь пройти дальше, упираешься в заградительную ленту и табличку, направляющую в уже виденные помещения или многочисленные внутренние лестницы.
Музей частично на реконструкции, поплутать надо, чтобы найти вход. Со двора сначала попадаем а подъезд дома, где удивляет лестница, подходящая для какого-нибудь дворца. Потом размеры комнат в диссонанс вступают с этой величественной главной лестницей. На стенах картина, на площадках поворотов скульптуры.
Все музейные экспонаты – подлинные. Дом после Гете унаследовал его внук, который сохранил всю обстановку в том виде, какой она была при жизни деда. В 1885 году после смерти Вальтера фон Гёте, внука поэта, дом и вся обстановка были выкуплены и перешли в собственность государства. Позже к музею отошел и соседний старый дом, в котором сейчас находится вестибюль музея, кассы, гардероб и магазин. Из двух зданий был сделан один, соединенный переходами на этажах.
Наследие Гете дает пишу умам людям всего мира и заработок исследователям, отыскивающих какие-то новые смыслы в его творениях. Кроме литературного наследства, поэт оставил дом, набитый тысячами предметов. Подлинники греческих скульптур, коллекция минералов соседствовали с безвкусными вещицами, которыми напихивал дом Гете в старости. Был ли это синдром Диогена, исследователи спорят. Для такого огромного количества единиц хранения -180 000, необходимы были новые помещения, чтобы посетители имели возможность ходить по музею, а не складу. В ГДР к жилому дому был пристроен большой,современный "Музей Гете". Сейчас он не работает, происходит переоформление экспозиции.
Увы и ах, недоступен был кабинет Гете, фото из интернета. В кабинете, который является сакральным центром музея, он работал, вел переписку с друзьями, много читал, писал книги, в том числе – работал над главным своим произведением – "Фаустом". В него Вольфганг не приглашал практически никого., исключение составляли только члены семьи, ближайшие друзья и личный секретарь Петер Экерман. В кабинете небольшая бронзовая копия «Моисея» Микеланджело. Образ был важен Гёте и как поэту, философу, и как министру. Хотя, к примеру, изгнал из своего кабинета все остальное, что считал лишним.
Так же не было доступа в личнаую библиотеку Гёте, состоящая из уникальных томов. Тут как сборники самого великого поэта, так и другие, всего содержащая около 5400 томов.
Чем и кем только не увлекался Гете, был членом Веймарской масонской ложи и поклонником Спинозы. Был у него интерес и к древнерусской живописи. С ней Гете познакомился в русской церкви и в домах русского причта. Особенно дружественными были его отношения с дьяконом Егоровым и его женою. Наверняка, что и во дворце Марии Павловны, привезшей в Веймар вместе с «приданым», конечно и иконы, Гете так же проявлял к ним интерес. Так всегда бывало, когда Гете нападал на новую для него область знания или искусства, он делал все, чтобы усвоить его, овладев всем для его постижения. В бумагах поэта сохранилась небольшая работа, озаглавленная “Русские образы святых”. Оставив огромное литературное наследие, поэт находит время для переписки. Веймарский архив насчитывает до 55000 писем, полученных Гете.
Цвет стен в Жёлтой комнате, что была столовой для гостей, по мнению Гёте, «… радует глаз, облегчает душу и излучает тепло».
Гёте принимал множество гостей у себя в доме. Про званые обеды и ужины у Гёте молва по всей Европу была, такой цвет представителей культуры и высшего общества здесь бывали. Столы с богатой сервировкой, славились изысканными блюдами и отменным вином из отцовских, точнее, еще дедовских погребов. Последняя треть жизни Гёте пришлась на ХIХ столетие, он оказался современником Наполеона и Бетховена, Байрона и Пушкина, Гейне и Гофмана. Побывал у Гёте и Жуковский, много рассказывавший ему о Пушкине, почему старый поэт и подарил великому русскому собрату свое перо, сопроводив его ласковым четверостишием. Посидел на коленях Гёте и малолетний Алексей Константинович Толстой, привезенный в Веймар его дядей и опекуном. Гёте лично знал двух русских императоров и трех императриц. С появлением в городе великой княгини Марии Павловны «Веймарский дворик» стал отделением петербургского двора». Гете уважительно общается с ней, хочет, как министр и общественный деятель, освоить приемы, которые сможет применить на пользу Веймару.
Рядом со столовой сразу комната секретарей.
Гете стал известен еще при жизни. Одним из основных доходов были "авторские", получаемые с тиражей изданий. Он взыскательно следил, чтобы не уменьшались эти поступления. Для работ связанных с финансовыми вопросами, с рукописями, письмами и документами трудились шесть секретарей. Гёте в своем завещании просил, ставших близкими друзьями, секретарей Эккермана и Римера, провести работу по публикации его обширного литературного наследства в десяти томах. Эккерман настолько был предан Гете, что - практически, с его позволения женился по твердому настоянию невесты, которая ждала этого 10 лет. И он в своих литературных трудах, дал подлинную фигуру Гете, его настоящего. В этом безусловный его вклад в наследие Гете.
В Веймаре он встретил Шарлотту Эрнестину фон Штайн. Особые отношения, несмотря на жену и многочисленные увлечения, Гете сохранил на всю жизнь. Баронесса на момент знакомства была женой шталмейстера, бывшей придворной дамой герцогини Амалии и матерью семерых детей. И в свои 33 года, что было много для того времени, все же оставалась чрезвычайно эффектной.
Блестяще образованная баронесса привила Гете утонченный вкус и светские манеры. Превращение "бурного гения" в человека строгой самодисциплины принято в значительной мере приписывать ее влиянию. Умерла она раньше него и перед кончиной велела, чтобы ее похоронная процессия не шла мимо дома поэта, а в обход. Не хотела причинить страдание старому другу лицезрением своей смерти.
«Более полувека известен я на родине и за границей как поэт, и во всяком случае меня признают за такового; но что я с большим вниманием и усердием трудился над изучением общих физических и органических феноменов природы и втихомолку, с постоянством и страстью развивал серьезно поставленные наблюдения — это не так общеизвестно, а еще меньше обдумывалось». Эти слова Гѐте написал незадолго до смерти. Так и есть, человечество единогласно признает Гете гением в литературе, почти не упоминая, как он был исследователем для своего времени. Труды Гёте в области ботаники, горного дела, анатомии, особенно его «учение о цвете», не соответствуют современной науке. Однако, его способность интересоваться всем на свете, поражает.
За проходной Желтой комнатой находится комната Юноны, или Синий зал — по цвету обоев.
В «синем зале» поэт принимал многочисленных гостей. Например, зал посещали такие известные философы как Гегель, Фихте и Шеллинг, братья Гримм, польский поэт Адам Мицкевич, Генрих Гейне и другие представители европейской элиты. Также комната при Гёте использовалась как музыкальный салон, в котором часто играла для него польская пианистка Мария Шимановская и Феликс Мендельсон. Стены комнаты Юноны украшает картина «Альдобрандинская свадьба» и портрет музыканта и композитора Фридриха Цельтера.
Дальше за комнатой Юноны находится комната Урбино, названная в честь герцога фон Урбино, портрет которого украшает помещение.
У Гёте была своя небольшая художественная галерея , которую называл «комната с барочным потолком», в которой он устраивал сменные выставки картин и рисунков немецких, нидерландских и итальянских мастеров.Сейчас здесь скульптуры.
"Большая комната" с портретами родителей Гёте и другими картинами. Обидно, что в мое посещение, многие предметы, экспонаты отсутствовали и в этой комнате. Но стояли витрины с личными вещами.
В комнате майолики хранится коллекция ценных керамических тарелок -102 штуки.
Проходя комнату за комнатой, видим планировку, мебель, дивимся подлинности предметов, обстановки. Такие вещи действительно принадлежали поэту, их подавляющее большинство. И сердце замирает – мы жили с ним на одной планете, хотя Гете -сам отдельная планета для человечества. Некоторые комнаты предназначались только для семьи и встреч с близкими друзьями.
Ницше написал, что Гете в германской истории был событием без последствий. Его вывод сделан из дневниковой записи самого Гете: «Вопрос заключается в том, оставляют ли великие люди след в истории своих отечеств. Я не вижу этого в Германии». При жизни, возможно, этого влияния не было заметно. Но потомки знают и почитают своего великого гражданина, как и цивилизованные люди мира. «Человек благороден, готов помочь и добр!» - первая строка стихотворения «Божественное» Иоганн Вольфганг Гёте.
В комнатке, что сейчас внутри за комнатой с майликой, была спальня. В ней нет постели и кресла с вышитой крестиком подушкой. А именно в нем 22 марта 1832 года Гёте скончался. . .
Был похоронен в герцогской усыпальнице, вместе с Шиллером, скончавшимся в 1805 году, и своими коронованными друзьями.У Гете было странное отношение к смерти при жизни. Как, он - олимпиец, умрет как простой смертный? В нежелании мириться с такой несправедливостью к себе, и кроется подъем его жизненных сил в старости. Отсюда и мечта иметь юную жену, почти на 60 лет младше. И непосильные для других стариков его возраста, трудные в тот век путешествия.
После смерти великого Гёте «германские Афины» поблекли, утратили блеск интеллектуальной столицы Германии. Веймарский двор, как «Версаль в малом виде», перестал быть притягательным для интеллектуалов, как прежде. Ницше написал, что Гете в германской истории был событием без последствий. Его вывод сделан из дневниковой записи самого Гете: «Вопрос заключается в том, оставляют ли великие люди след в истории своих отечеств. Я не вижу этого в Германии». При жизни, возможно, этого влияния не было заметно. Но потомки знают и почитают своего великого гражданина, как и цивилизованные люди мира. «Человек благороден, готов помочь и добр!» - первая строка стихотворения «Божественное» Иоганн Вольфганг Гёте.
Каждому народу требовался свой литературный гений, главный и единственный выразитель души нации. Не смотря на различные взглады на его творчество, для Германии им стал Иоганн Гете. И не только для Германии, для всего человечества, которому он явил собственное «я» Человека.