В VI веке славянские племена основали в предгориях Альп поселение Градец, переименованное позже в Грац. Название Грац произошло от славянского слова «градец», означающего «маленький город» на старославянском языке. Город находится в ложбине между гор, въезд в него, как скатиться с горки.
К сожалению, была в городе с экскурсией. А группа всегда неповоротлива и мало успевает что увидеть. Жалко потраченных 40 минут на дворик бывшей резиденции Бург, где теперь работает правительство области Штирии, столицей которой является Грац. Время и так ограничено, и ушло на выслушивание «ах, император; ах, когда он тут бывал…». Во время Второй мировой войны Грац подвергался бомбардировкам, но в отличие от Вены пострадал не так сильно. Большинство зданий Старого города сохранились, в них законсервирована история города. Город находится в ложбине между гор, поэтому въезд в него, как с "американских горок".
Место расположения Граца определило историю города. Долгое время он был важной оборонительной точкой на границе Римской империи. В 1531 Грац в битве на реке Мур разбил турецкое войско и остановил захват Европы турками-османами. С 12 столетия Грац становится резиденцией королевской династии Габсбургов, недолго Грац был даже столицей Австрии. С середины XV века, когда австрийского и штирийского герцога Фридриха V избрали императором Священной римской империи, как Фридриха III, для Граца начался подъем. Последующие поколения Габсбургов почти без перерывов правили Империей, находясь в Вене, но брызги роскоши попадали и на столицу Штирии, которой является Грац. Император Фредерик III бежал из Вены и укрывался от нападения венгров в Граце, не зря он его обустраивал.
Все резиденции Габсбургов назывались «Хофбург» в империи, так как в Граце уже существовал более старый Бург -«замок» на холме, его переименовали в Шлосс - «дворец», а построенный в 1438 году комплекс стал именоваться «Бургом». Он выполнял представительские функции, а вот обороноспособность у него была никакая. Из-за этого он соединялся тоннелями-переходами с крепостью на Шлоссберге. Комплекс за многовековую историю неоднократно перестраивался.
Из 11 старинных городских ворот в Граце сохранилось двое. Одни из них стоят в арке резиденции -Бургтор, или замковые ворота. Что примечательно, они больше 300 лет с 1479 по 1784, ни разу не открывались. Поскольку они примыкали непосредственно к замку, а городские стены Граца почти постоянно под осадой врагов находились.
На фасадах зданий Бурга встречаются высеченные буквы AEIOU. По приказу Фридриха III они должны были быть на всех возведенных при нем зданиях, они есть и на соборе напротив. Он даже собственные вещи так помечал. По одной из версий, это анаграмма обозначает -«Вся земля принадлежит Австрии».
В башне резиденции ожидаемо находится лестница. Но не простая, мало того, что построена в средневековье в 1449 году, так она отличается от других древних. Это «двойная» винтовая лестница. Лестничные ступени сначала идут в разные стороны, потом встречаются на площадке и опять уходят в разные стороны. Экскурсоводы города любят называть такую конструкцию «единственной» из сохранившихся таких башенных лестниц не только в Австрии, но и в Европе. В Австрии - может быть, но в Германии видела подобные, замок г.Вернигероде, например.
Во дворе на выходе из Бурга установлены бюсты знаменитым людям города: композитор И.Фукс, архитектор И.Эрлах, инженер В.Каплан и другие.
Очутились в «открыточной» точке города - Глокеншпильплатс. Дом с именем вверху когда-то построили для виноторговца Готфрида, он в 1884 году купил здесь комплекс зданий под собственный дом и винный магазин, который уже в ту пору знал толк в рекламе и оформил фасады своих зданий не только часами, колоколами и фигурками, но и мозаикой на винную тематику. Видать, виноторговец знал толк в рекламе уже в ту пору, использовал всевозможные способы «двигателя торговли» на принадлежавшей ему недвижимости. Винодел установил небольшую часовую башню на крыше, где висели различные колокола, которые он привозил с разных уголков Европы, на 1903 год их насчитывалось около 24.
В этом отеле с рестораном останавливался актер Шварцнеггер во время посещения своей родины. В деревне Таль возле Граца родился и провел детство Арнольд Шварценеггер. Но приезжать на родину он любит в Грац. Останавливается в разрисованном отеле рядом с домом Мауера, где ему готовят спец.завтрак, который ел в детстве. А в Граце служил в СС его отец, жила семья во время войны.
Одно из романтичных названий Глокеншпильплатс - «площадь колокольного звона, до XX века площадь называлась «Флигенплатц». Башня Glockenspielhaus не только часовой служит, но и развлекательной. Каждый раз звучание курантов сопровождается движением двух фигурок, что танцуют под колокольный звон. Когда створки закроются, прокричит петух. Эта прекрасная пара выходит на "сцену" уже около 100 лет. В нашей пробежке по городу не суждено было это увидеть. Вперед, вперед…
Вышли на центральную улицу города Шпоргассе, которая переходит в Херенгассе -одна из главных торговых улиц, наряду с Закштрасcе. Шпоргассе старше самого города, тут проходил путь проложенный еще во времена Римской империи. Название происходит от изделий ремесленников – шпор и оружия, что были востребованы веками. Здание Herzogshof или в простонародье «Gemaltes Haus», что означает в переводе «Разрисованный дом. На фресках, которыми покрыт весь фасад, изображены греко-римские боги. Первый дом на этом месте был построен в 1360 году, фасад же был покрашен впервые в 1600 году придворным живописцем кайзера Фердинанда II. Безусловно, за прошедшее время картины реставрировалась.
Перед «разрисованным» зданием и трамваи разрисованные. Редкий случай, что на главной площади, которая в 100 метрах, сходятся линии всех трамваев города. Можно доехать на трамвае до замка, выбрать маршрут, где написано Eggenberg. Первая конка была пущена в городе 8 июня 1878 года, а электрический трамвай - 15 июня 1899 года.
Под арками проходы в скрытые внутренние дворики, многие из которых имеют свое название. И в них находятся не менее интересные объекты, чаще магазино-рестранного назначения, чем на центральной улице. В таком итальянском дворике народ пищу принимает и "шопится".
После того, как Грац стал столицей Римской империи, его статус повысился, и в имперский город потянулись толстосумы. Главная площадь имеет форму трапеции, в конце 12 столетия ее заложил герцог Отакар III, и как полагается в те времена, сначала ее использовали для торговли. По велению правителей стали появляться новые постройки: Парламент, Ратуша, Арсенал. История возведения Ратуши имеет свою особенность. За жителями Граца прочно закрепилось впоследствии звание упрямцев, так как при постройке ратуши в 1550 году, они не позволили снести старинные средневековые здания. Ратуша служила не только городским управлением, была полицейским участком и тюрьмой. Здание, которое видим сегодня, было построено в 1805-1807 годах на развалинах старого, которое было снесено. Нынешнее здание ратуши выполнено в неоклассическом стиле, увенчано тремя куполами. Строительство обошлось в 150 тысяч гульденов, что сейчас эквивалентно 660 млн евро. Деньги собрали с помощью популярного в Европе метода: спец.налога на вино. Поэтому ратушу долго потом называли «трезвой».Портик парадного входа украшают четыре статуи, символизирующие Искусство, Науку, Коммерцию и Ремесло.
Перед ратушей фонтан 1878 года «Эрцгерцога Иоганна» - брата императора Франца I, в центре статуя самого эрцгерцога натуральной величины. Под ним аллегорические фигуры, которые представляют четыре реки - Мур, Саву, Драву и Энс. Вокруг площади много значительных зданий. Например, Дом Луэгга - Luegg-Haus, Дворец Штюргка, Мещанский дом Христофора, 500-летняя аптека «Адлер Апотеке». Дом Луегг на углу Hauptplatz и улицы Sporgasse, самое нарядное здание главной площади. Его фасады разукрашены ажурной лепниной, нижний этаж пронизывают арочные галереи. Когда-то под ними были входы в многочисленные магазинчики разных товаров, а сейчас на нижнем уровне дома Луегг открыт магазин «Сваровски».
Внутренний двор Парламента построен в венецианском стиле. В далеком 15 веке в Европе была в моде итальянская архитектура и востребованы ее зодчие. Гарц называют самым итальянским из всех городов Австрии, потому как вне Италии он насчитывает самое большое количество уютных венецианских двориков. Сооружение изначально планировалось как административное, тем более поразителен интерьер дворика с арочными галереями и витиеватой ротондой.
Где-то во дворе можно увидеть герб Штирии - Штирийскую пантеру, не нашли. Зато увидели скульптуру Мефистофеля, что стоит под лестницей и испуганный вид имеет. Появился после какого-то карнавала, да так и остался на постоянное место жительства.
В конце 16 столетия был принят закон, которым на территории парламента запрещено ругаться, бороться и демонстрировать оружие. Тем удивительнее, что впритык к парламенту находится единственный в своем роде музей Ландесцойгхаус -Арсенал.
Арсенал Граца занимает первое место в мире по количеству старинного оружия в мире. Когда началась война с турками, был создан склад вооружения, амуниции и доспехов для всех жителей города. Оружие всегда хранилось в исправном состоянии, чтобы в любой момент можно было применить для отражения атак врагов. Экспозиция музея содержит более 32 000 экспонатов, включая оружие, доспехи, конскую экипировку, а также другие предметы, связанные с военным делом с 15-го по 18-й века. Через 100 лет после основания Арсенала Мария-Терезия возжелала его закрыть: мало ли против кого будет обращено его оружие... Верховные власти Штирии применили всю свою дипломатию и лесть, чтобы уговорить ее не делать этого. Здание расположено перпендикулярно улице и захватывает прилежащие дома, поэтому кажущийся небольшой размер, только кажется. Один существенный недостаток у музея- нельзя фотографировать. Для меня тогда нет никаких сожалений, что не побывала в нем. Нет фото, нет воспоминаний.
Рядом с парламентом, с противоположной стороны от Арсенала, кондитерская-ресторан и мини-музей Захера. Традиции приготовления еды в Австрии складывались веками. И большинство рецептов было позаимствовано из близких на то время для Австрии стран таких, как Венгрия, Германия, Бавария, Италия. Но каждое время отмечено какие-то свои ми рецептами и многие кулинарные шедевры стали «визитной карточкой» страны. Так произошло и с тортом «Захер». Как-то в 18 веке министр иностранных дел Австро-Венгрии ждал высокопоставленных гостей и, желая удивить их изысканным десертом, дал указание своему повару изготовить новый торт. Повар захворал и поручил это дело своему 16-летнему ученику, Францу Захеру. Тот, как говорят завистники, намедни подсмотрел рецепт у своей сестры и воспроизвел его для исполнения приказания. Шоколадные торты существуют в Австрии уже более 300 лет. Единственное, что отличало торт Захера, наличие абрикосового джема -die Marillenmarmelade; вот это было его собственный рецепт. Sachertorte понравился, но сразу не стал легендой, тот первый случай у министра и вовсе забылся. Уже старший сын Франца Захера, Эдвард, когда открыл свое дело, вспомнил про торт отца. ««Захер-торт изобретение моего отца. Он придумал и испёк его, ещё будучи в учениках, и торт этот подавался ещё к столу старого князя Меттерниха.
"У меня работают всего четверо работников, выпечка идёт круглосуточно и без выходных, и в некоторые дни мы продаём и отправляем по заказам от 200 до 400 тортов. В Париж, Берлин, Лондон и даже за море отсылаются торты Захера». После смерти Эдварда и его супруги, их сын в военные годы от безденежья продал оригинальный рецепт торта кондитерской «Демель». Именно тогда стали продавать торт с медалью. Со временем у отеля «Захер» появились новые хозяева, которые зарегистрировали торговую марку «Original Sacher-Torte» и стали продавать «свой» торт. И в 1954 году владельцы отеля подали на кондитерскую «Демель» в суд, за то, что та незаконно использует их торговую марку. Суд вынес решение: отелю «Захер» выпускать свои торты с круглой шоколадной медалью и надписью «Original Sacher-Torte». Кондитерской «Демель» предписано продавать торт, украшенный треугольной шоколадной медалью с надписью «Eduard Sacher-Torte». И там, и там будет шоколадный бисквит с абрикосовой прослойкой. Однако, настоящий рецепт торта держится производителями под большим секретом. Они закатывают глаза к потолку, говоря, что главная тайна в шоколадной глазури, которая делается из трех сортов шоколада, производимого только для этого торта и доставляемого исключительно из Любека и Бельгии. Не знаю, ела «Захер» в Вене, потом в Будапеште, далее везде, венский не самым вкусным показался. На вкус и цвет… Почитателями десерта были Чарли Чаплин, Зигмунд Фрейд, семейство Ротшильдов и семейство Кеннеди. А еще это популярное угощение на австрийских свадьбах.
Экскурсовод довел нас до прохода на гору Шлоссберг, дальше мы сами по ней гуляли. Если бы не гора, то город многое потерял бы из своей особенности. Один из самых романтических переулков города - это Шпоргассе, узкий и крутой, вьющийся вдоль горы Шлосберг. Улица старше самого города. Еще во времена римской империи здесь проходил торговый путь из долины реки Мур до римского города Savaria. Перед скалой площадь, конечно. называется Шлоссбергплац.
Про Гору написала отдельный отзыв, но порадоваться, что там побывала, хочется и тут. «Мне сверху видно все, ты так и знай!». Вот уж действительно с горы можно рассмотреть все уголки города, обходя территорию Шлоссберга по периметру.
Только с горы посмотрели на церковь Сердца Иисуса. Она отличается от других кирх города красно-белым кирпичем, из которого построена. И а отличие от исторических храмов Граца, она недавней постройки - конец 19 века. Высота ее башни составляет 109,6 метров, что делает эту церковью после собора святого Стефана в Вене и Нового собора в Линце третьей по высоте церковью в Австрии.
Свернув с многолюдной торговой улицы, каждый заметит витрину придворной пекарни Эдеггер-такс. Пропустить просто невозможно - янтарное дерево кажется пламенеет на фоне фасада. Пекарня известна с 1569 года и работает до сих пор.
Площадь Freiheitsplatz с памятником императору на середине.
Будучи на Шлоссберге, увидела стеклянную крышу какого-то здания, как мне показалось ОКОЛО реки. На самом деле это Муринсель - искусственный остров, построенный из стали на реке Мур в 2003 году. В тот год Грац был культурной столицей Европы. Мост предполагался, как временный, на время празднований. Но успел понравится горожанам, поэтому решили его оставить насовсем. Автор моста Вито Аккончи из Нью-Йорка. Стеклянная крыша овальной формы накрывает уникальный амфитеатр, используемый для концертов и других мероприятий. Есть на стальном острове место для подводного кафе и детской площадки с канатным лабиринтом. Если бы я все это знала до написания отзыва, обязательно бы островок обошла, а так…, из-за ветвей деревьев сфоткала и побежала дальше.
Так выглядит искусственный остров на фото из интернета.
ииРека Мур делит город на две части - Старый город, по которому нас экскурсовод быстрым походным маршем провел, и виднеющийся на другом берегу Новый город.
Прямо перед мостов башня церкви мужского монастыря францисканцев.
Заприметив еще с верхушки Шлоссберга необычное архитектурное сооружение похожее и на подводную лодку со множеством перископов, и на раздутый мыльный пузырь. Галерея современного искусства Кунстхаус - Grazer Kunsthaus, открыта в 2003 году, когда Грац был признан культурной столицей. В музее проводятся всевозможные выставки и мероприятия. Сами жители называют музей, за его необычную прзитерктуру, «Добрый инопланетянин». Обнаружила его внизу «прямо по курсу», если перейти на другую сторону от моста. «Обнаружила», потому что надеялась на информацию от экскурсовода про город, а на многое натыкалась или высматривала сама.
Решила найти вход, обошла почти кругом. Вот он, наверное! Нет, вход в очередной магазинчик, которые просто сотами облепили строение со всех сторон.
Свернув с многолюдной торговой улицы, почти сразу каждый заметит витрину придворной пекарни Эдеггер-такс. Пропустить просто невозможно - янтарное дерево кажется пламенеет на фоне фасада. Пекарня известна с 1569 года и работает до сих пор.
Площадь Кармелитер с памятником по середине, заставлена машинами.
Для небольшого города Грац имеет большую Оперу, которая является вторым по величине оперным театром во всей Австрии.
Наша экскурсионная группа, пройдя по небольшой части Альтштада, точнее, обойдя небольшой Альтштад, вернулась в точку, откуда начинала движение – к главному собору города Domkirche. Район вокруг называют «короной города», так как тут тесно стоят самые знаковые сооружения города.
Готический собор - Domkirche St. Ägidius, мавзолей Габсбургов с церковью Святой Екатерины XVII века, старый иезуитский университет и Бург, бывшая резиденция Габсбургов. Такого архитектурного ансамбля, сложившегося за несколько веков правления династии, нет ни в каком другом городе региона.
Снаружи собор Граца выглядит обыкновенным, но внутри наполнен шедеврами барокко. Первым привлекает внимание алтарь, выполненный в барочном стиле и украшенный золотом, драгоценными камнями. НА алтаре образец позднеготической живописи, полотно Конрада Лайба «Kreuzigung im Gedräng» -«Распятие», размером почти 3*3 м.
Среди самых ценных сокровищ собора два сундука-реликвария слева и справа от входа в алтарь с инкрустацией из слоновой кости. Эти сундуки служили приданым знатной невесты из Падуи, а позже иезуиты в Граце унаследовали их и использовали, как раку для мощей христианских святых.
По бокам зала богатые приделы. Всю эту роскошь иезуиты собирали 200 лет.
К собору Граца примыкает - в прямом смысле примыкает; мавзолей императора Фердинанда II. Комплекс сооружений включает в себя собственно мавзолей, который располагается в часовне с овальным куполом, а также церковь Святой Екатерины. Фердинанд II был похоронен в этом мавзолее вместе со своей женой и сыном.
Большая часть фресок на стенах содержит изображения событий, которые связаны с правлением Габсбургов. В готический период наружные стены были покрыты росписью. Один из фрагментов сохранился на южной стене: фреска Gottesplagenbild - «Божьи язвы». По преданию, ее создание оплатили горожане Граца в 1480 году, когда город одновременно поразили 3 беды: турки, чума и нашествие саранчи. Фреска находится за стеклом, чтобы меньше сказывались погодные условия.
Алтарь Святой Екатерины — находится в центральной части. Его украшают созданные в 17 веке фигуры святой и ангелов. Кроме того, в церкви есть алтарь Девы Марии, выполненный художником Антонио Белуччи (Antonio Bellucci).
Под полом храма хранятся саркофаги членов императорской фамилии и несколько местных епископов.
Кроме церквей в Граце 8 университетов, в них учились или преподавали 6 лауреатов Нобелевской премии. Каждый шестой житель города - студент. Университет Граца второе старейшее учебное заведение в Австрии после Венского. Его основали во времена эрцгерцога Карла II в 1585 году.
Все описанное обошли за 1,5 часа с остановками перед объектами, не считая гору Шлоссберг., настолько маленькое историческое ядро города. Лично мое мнение - Грац надо смотреть самостоятельно, предварительно составив маршруты, или с индивидуальным экскурсоводом, который покажет все закоулки города. Исторический центр Гарца является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1999 года,что не удивит. А вот то, что ландшафт крыш старого города входит в список объектов ЮНЕСКО, удивит.