Эрфурт достоин многодневного изучения. Мой маршрут занял один день и вторая часть началась/закончилась на знаменитом Мосту Лавочников. Один из концов мост Кремербрюкке заканчивается на Бенедиктплатц.
Первым поразило современное здание из стекла и бетона на углу, никак не вписывающееся в окружаюший его средневековый антураж. Про владельцев все понятно - больше офисных метров, больше доходов. Но как власти, патриоты разрешил это уродство в сердце Старого города? Лучше бы место просто пустым было…
Свернула в улочку за черно-белыми фахверковыми домами. Видела, что впереди площадь с красивыми домами. Но она же будет стоять там после того, как я поброжу поблизости? И вильнула в сторону. Не было у меня специального маршрута по достопримечательностям, только их перечень. В Старом городе они нанизаны друг за другом, особо искать не надо. С этой стороны моста начинался еврейский квартал города, и средневековый миквэ стоял у моста. Однако, как найти старую синагогу или дом Риза, мне неведомо было. А тут, вот сразу за фахверковым домом и стоит Дом Риза.
Немецкий еврей Адам Ризе самоучкой достиг для своего времени глубоких сведений в арифметике, геометрии и алгебре. Он стал просветителем для немцев, показав, что для расчетов следует использовать не громоздкие римские цифры, а более простые арабские. До этого существовало специальное сословие, коссисты, к которым обращались для подсчета барышей, выплаты налогов, составления документов с расчетами. После простого объяснения Ризом в своих общедоступных книгах правил счета, деления, умножения с помощью арабских цифр, применения нуля; многие стали сами считать, вести записи. Ризе издавал свои книги не на латинском языке, как было принято в то время, а на немецком. Таким способом он охватил большую аудиторию. Особенно помогли знания небогатым представителям третьего сословия, у которых не было денег на услуги коссистов. Арифметика перестала быть «сакральным» знанием, доступной только «посвященным». До Риза просветить европейцев пытался математик итальянец Фибоначчи, но в то время еще не было дешевого книгопечатания и его труды не дошли до широких масс. С 1518 года Адам Ризе жил в Эрфурте, где открыл математическую школу.
Среди многочисленных средневековых построек этой улицы выделяется дом «Zur Güldenen Krönbacker» «У золотого придворного пекаря», готическое здание, перестроенное в 16 веке по моде ренессансной эпохи. Семья эрфуртского патриция Мильвитца перестроила особняк по Михаэльштрассе 10 из нескольких готических домов. Почти 20 лет вкладывали они капиталы в строительство и закончили дом в 1561 году. Дом называется «Zum krönbacken». На ренессансном портале видны гербы Эгидия Мильвитца и его жены Анны Шванфогель. «Дом пекаря» на самом деле состоит из нескольких построек с внутренним двором, где находится еще одно бывшее хранилище вайды. Сейчас комплекс зданий является культурно-выставочным центром.
Старую Синагогу увидела, когда пошла вслед на экскурсией. Решила, что толпа идет не просто так, а в поисках чего-то, что возможно, и мне будет интересно😊 И не ошиблась, экскурсовод вывел к синагоге. Она недалеко от Ратушной площади, совсем рядом с Домом Риза, но надо знать, куда свернуть. Старейшая синагога Европы уникальна тем, что сохранилась практически в первозданном виде вплоть до крыши. Построена в 1100 году и дожила до наших дней.
В 1349 г. в городе свирепствовала чума, умерло около половины населения, в этом обвинили евреев. Последовал погром, синагогу приватизировали местные власти и продали, она более 500 лет служила складом. Теперь внутри музей, рассказывающий о евреях Тюрингии и хранящий сокровища еврейской общины. В 1998 году был найден клад из золотых монет и украшений, спрятанный незадолго до погромов 1349 года, которые теперь входят в экспозицию музея. ЮНЕСКО присвоил средневековым еврейским памятникам Эрфурта статус объекта Всемирного наследия: Старой синагоге (Die Alte Synagoge Erfurt), ритуальной купальне – микве (Die Erfurter Mikwe) и так называемому Каменному дому (Das Steinerne Haus).
Дальше по Весовому переулку, который весь застроен фахверковыми домами XVI-XVII веков, это бывшие склады. Еще в 805 году Карл Великий даровал Эрфурту складочное или штапельное право. В средние века купцам не позволялось просто так провозить товар через города, которые имели это самое штапельное право. Проезжим торговцам под страхом жестокого наказания приходилось останавливаться и выставлять свой товар на продажу. Цены устанавливал магистрат и купцы не могли ни на грош превысить её! Эрфурт тоже пользовался этим преимуществом. Привилегия не только снабжала жителей хорошими недорогими товарами, но и позволяла экономически влиять на соседей, у которых такого права не было, ведь власти могли и задержать, и перекупить всё, что везли купцы. Некоторые дома имеют скошенные стены, чтобы повозкам было легче проезжать.
Зря не последовала за экскурсией дальше, вывели бы к старинному зданию университета, был третьим среди появившихся в стране. При этом университет был основан не королевской или церковной властью, а самими горожанами через Городской совет.
А я развернулась и поспешила на центральную площадь. Как ни странно, главная площадь Эрфурта называется не Ратушной или Торговой, а Рыбной. С 13 века здесь был рынок, расположенный на перекрестке торговых путей. В основном торговали рыбой, отсюда и название.
Римский воин, стоящий на высоком постаменте перед Ратушей, не знак вольного города «Роланд», а Святой Мартин в римской тоге, небесный покровитель Эрфурта, установлен в 1591 году. Город не имел привилегий вольного имперского города, но очень хотелось. Потому своего святого замаскировали под «роланда». Еще интересно, что стелла со святым стоит на месте статуй кайзеров Фридриха I и Вильгельма I.
Напротив Ратуши – «Дом у красного быка», 1392 года. На фасаде украшения, человеческие фигуры олицетворяющие Солнце и Луну, и фигуры рядом с быком, держащие щиты. Сейчас в здании Художественная галерея.
Самые красивые старинные дома эрфуртских торговцев и знати находятся вокруг площади. Большинство зданий построили в XVIII веке, но сохранились ренессансные порталы XVI века и старые названия -«У золотой короны» № 6,;»У красного быка» № 7; » «У красного льва» № 21; «У чёрного медведя» № 35; «У большого и малого осетров» № 34; «У солнечного родника» № 50На северной стороне выделяется 3-этажный Дом гильдий -«Дом у большого очага». Его красный с золотом фасад, украшенный перламутровыми и эмалевыми накладными деталями, сразу бросается в глаза. Между первым и вторым этажом пять барельефов, символизирующих пять чувств человека – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Слева от Дома гильдий «Дом белого льва», так как украшен золоченной фигуркой льва.
Здание новой Ратуши построено в неоготическом стиле только в 1870-х годах. Новая, так как стоит на месте старой, состоявшей из нескольких зданий-частей, включая большую башню: в одном- большой зал, в другом для заседания и т.д. Хотя, по времени строительства Ратуша новодельная относительно других домов рядом, тем более по сравнению с соседом за углом - мостом Кремербрюке, но создали ее по старинным образцам.
Внутри Ратуши между этажами широкая лестница с большими окнами и стилизованные под старину опорами маршей. На стенах картины, все сюжеты которых иллюстрируют местные легенды и предания. Но некоторые повествуют о спасении графа Ламберта II фон Гляйхена из плена в Крестовом походе - полюбившая плененного маркграфа султанская дочь добилась его помилования. За это граф забрал ее с собой в Германию, в Эрфурт. Есть и на церковные темы, как проповедовал Мартин Лютер в Тюрингии. Получилась натуральная картинная галерея.
Смогла попасть в парадный зал, где как раз закончилось какое-то мероприятие, и мне сказали, что дают 1 минуту на обзор. Даже не верится, что росписи современные, торжественное убранство зала, как и всей Ратуши отреставрировано после войны. На фресках истории про Елизавету Вартбургскую, победу Фридриха Барбароссы над Генрихом Львом и другие.
Слева от больших входных дверей в мэрию есть почтовый ящик, однако, не желтого цвета, как принято в Германии, а синего, производство красителя этого оттенка был основой богатства города.
Сбоку ратуши на тротуаре стоит герой немецкой мультипликационной передачи Bernd das Brot. Похоже, он пользуется бОльшей популярностью у туристов и горожан, чем окружающие красоты. Настолько популярен, что в январе 2009 года похищен активистами, которые называли себя Team 129 A, но уже в следующем месяце туристическая достопримечательность была возвращена на место.
От Рыбной площади свернула в проулок.
Кто, как попадает на Домплатц Эрфурта, мой «выход на сцену» был по узеньким улочкам, не избалованных присутствием туристов. Гера слишком мелководна для любого судоходства, потому особым шиком для жителей города считается посидеть в кафешках расположенных прямо над рекой.
В Эрфурте все дороги приведут к холму, над одной из самых больших площадей Европы, вокруг и вырос город. По центру обелиск в память о посещении города курфюрстом Фридрихом-Карлом Майнцским в 1777 году. И рядом городской фонтан с фигурой Минервы, что долгие годы был источником питьевой воды для горожан.
Раньше место у подножия собора был небольшим Прямым рынком. На каждом из его участков можно было торговать лишь определённым видом товаров. В октябре 1736 года случился грандиозный пожар, сгорело около 200 домов. Многие из них решили не восстанавливать и за их счёт расширили площадь. Мое сравнение со сценой не ради красного словца, с того времени площадь стала сценой для всевозможных церковных и городских празднеств. И в этот день здесь показывали какое-то представление местные артисты. Бывает, что даже лестницу к собору используют под театральное представление. Тогда сложности с попаданием в собор, хорошо, мне это не пришлось испытать. В подобном случае, надо искать боковую небольшую лестницу слева, если стоять лицом в собору, обогнуть все здание. Я по ней спускалась после посещений храмов на горе. Домплатц размером в 2 гектара на праздники вмещает много чего. Такая большая «сцена» у подножия просто создана для новогодний и рождественских гуляний. Уж тут поместиться все, что только придумают к празднику. Фото из интернета, но очень красивое.
Вокруг площади сохранились старинные дома горожан и важные здания для города. Например, амбар для хранения вайды, Waidspeicher. Вайда -травянистое растение, произрастающее в Тюрингии, из листьев которого получали краситель голубого цвета. Краски в средневековье были очень дороги. Вайда из Эрфурта широко экспортировалась в страны Европы, принося казне ежегодно три тонны золота. Этот золотой поток иссяк, когда в конце 19 века изобрели искусственный индиго. Но на протяжении многих веков производство вайды было чуть ли не главной статьей эрфуртского дохода, а сараи для хранения сырья в большом количестве обитали на городских улицах и площадях. Сейчас старое здание на Domplatz, в котором с 13 века хранилась вайда, переоборудовано под театр.
К решётчатым воротам собора ведёт широкая каменная лестница «Graden», напомнившая лестницу в г.Жироне Испании, по которой так же надо восходить к храму на вершине. По размерам сам собор не гигантских размеров, но скала, на которой он возвышается, придает ему масштабности. Восхождение по лестнице не напрягает, она снизу кажется такой высокой, ступенек всего 70 штук. Тем более, что на каждой ступеньке хочется обернуться, чтобы полюбоваться все шире открывающейся панорамой площади. Часто и ее используют под театрализованные действия. Когда проходит «Тюрингская неделя Баха» на ее ступенях проводят концерты Domstufenspiele, а площадь внизу - огромный зрительный зал. Подниматься вверх совершенно не напрягает, ступеньки пологие.
Напрягло, что прямо с лестницы вход в Bier Garten. Не перестаю удивляться соседству храмов и питейных заведений в Европе.
Кафедральный собор Св. Марии заложили в 8 веке во время правления Карла Великого и строился около 300 лет. До собора тут уже была церковь, но разрушилась. Для нового строительства нужны были деньги. И они потекли рекой, когда объявили о находке рядом с возводимым храмом. От Западной церкви в Германии миссионерствовал, говоря современным языком, представитель Ватикана епископ Бонифаций, и, по преданиям, он имел отношение к заложению храма на этом месте. Потому, когда рядом на горе были найдены останки двух последователей Бонифация - епископов Адолара и Эобана, то паломники стали стекаться со всех сторон, принося деньги и славу месту. На башне собора висит старый колокол «Gloriosa», крупнейший средневековымй колокол в мире. До 1985 года она была самым большим в мире качающимся колоколом - 13 тонн!, теперь раскачивает эту махину электрический привод.
Обращаешь внимание, что алтарь, который в католических храмах обыкновенно находится почти на середине зала, в соборе расположен как бы в отдельном помещении, куда проход из основного зала. По бокам старинные скамьи для церковных служителей сохранившиеся с 1329 г. Их изголовья украшены евангельскими сюжетами.
Алтарь на всю высоту здания со множеством мелких деталей, что и не рассмотреть снизу.
Чем уникально место и для православных, что в соборе находятся мощи святых, которые поместили в храме до раскола церквей на православие и католичество. При желании можно найти, я про них не знала, потому не искала.
Размер зала внутри не такой большой, как ожидаешь, глядя снизу от площади. Однако, каждый уголок наполнен сокровищами в прямом и переносном смысле. Главными достопримечательностями храма являются пятнадцать 18-метровых стеклянных витражей, созданных еще в XV веке и не имеющих аналогов в немецкой архитектуре. Барочный алтарь, резные деревянные хоры. Есть несколько замечательных картин, полотно Лукаса Кранаха-старшего "Обручение Св.Екатерины" находится в боковом алтаре. С ней связана давняя и трогательная традиция: накануне праздника Пасхи маленькие дети приносят к алтарю записочки, в которых обращаются к святой Екатерине со своими просьбами. Именно в этом соборе Мартин Лютер был рукоположен 3 апреля 1507 года.
Каменное рельефное изображение Богоматерь с младенцем и подсвечник «Вольфрамлойхтер» - самый старый подсвечник-скульптура Германии. Бронзовый подсвечник отлит около 1160 года, высотой в человеческий рост, изображает фигуру иудея, держащего в поднятых руках свечи.
Практически впритык построен храм Св.Северия. Зачем так скученно на одном пятачке? Однако, вот так. Внутри интерьер с небольшим количеством художественного оформления или декоративности, намного строже, чем в соборе. Главными реликвиями церкви является каменный саркофаг святого Северия, В IX в. архиепископ Майнца перевёз его мощи в бенедектинский монастырь Эрфурта, находившийся на месте нынешней церкви.
Резная 15-метровая колоннада XV века над крестильной купелью, а также самый древний церковный колокол в мире, отлит в XV веке.
В боковом нефе находится надгробие графа фон Гляйхена и его семьи. Во время крестового похода, граф попал в плен, там бы и закончил свои дни. Но в него влюбилась юная сарацинка, и не только организовала графу побег, но и оправилась с ним в Тюрингию. Графиня фон Гляйхен согласилась принять спасительницу в своем с графом доме. Граф так и прожил остаток своих дней двоеженцем, более того все трое похоронены рядом: в центре граф, слева от него законная жена, графиня фон Гляйхен, справа - жена с Востока.
Цитадель Петерсберг не была в планах посещения – в интернете много описаний его пустынных плацов и казарм, что не привлекло. Но укрепление видно с обзорной площадки за собором. Ее строительство продолжалось несколько десятилетий и завершилось в 1707 году. Сейчас она является единственной полностью сохранившейся барочной городской крепостью в Европе. Кроме оборонного значения, в старину крепость была местом собраний властей. Одно из них закончилось очень печально - «Эрфуртская трагедия». Почти вся знать погибла, провалившись с верхнего этажа вниз из-за сгнивших деревянных перекрытий.
И смотреть не пересмотреть вид на Цитадель - от остановки трамвая N2 около парка, куда вышла в поисках транспорта до вокзала. Не знала, что прямо на площади под собором есть остановка.
Парк Bruehler Garden один из многих в городе. Чудесное зеленое место с множеством придумок. Известный ландшафтный дизайнер Кристиан Райхарт занимался садоводством в Эрфурте, своем родном городе. Унаследовав семейные земли, стал заниматься экспериментами в сельском хозяйстве и садоводстве, написал первый небольшой учебник в этой области. Он считается основателем дизайнерского садоводства в Германии. Для детей раздолье на спортивной площадке. Как ни вспомнить давнишний детский фильм «Цель путешествия - Эрфурт», 1962 г. Дети -радость человечества во все времена.
В XX веке стал центром машиностроения, химической, полиграфической, обувной промышленности, и большую известность получил как туристический город.
Германия бережно хранит свое историческое прошлое, и замечательная сохранность культурного наследия в столице Тюрингии лишний раз подтверждает это. Единственный сохранившийся в Европе мост-рынок,