Сам замок оставили "на десерт" после улиц, площадей Мейсена. Взошли на холм, как к сакральному месту города. Осмотрев все постройки на территории замка, побывав в соборе, ресторанчиках, с панорамным обзором города и р.Эльбы, настал черед войти в Альбрехтсбург. Билеты для посещения надо отдельно покупать на входе в здание.
Замок Альбрехтсбург- старейший в Германии замок-дворец, который не чисто военным фортификационным сооружением был. Вот до него стояла на этом месте точно крепость-укрепление. Та первая мейсенская крепость представляла собой сложное сооружение, состоящая из множества построек. Она была окружена каменной стеной с угловыми башнями, а в центре возвышалась знаменитая Красная башня, бывшая частью старой резиденции и располагавшаяся к юго-западу от Княжеской капеллы, сто ее запечатлели на гербе Мейсена. Ее при новом строительстве не тронули и она простояла до конца XV века. Конечно, оборонная функция для нового замка тоже предусматривалась, однако, в первую очередь он должен был стать королевской праздничной резиденцией. Строили в 1471-1500 гг. для двух братьев: Эрнста и Альбрехта, которые совместно правили Саксонией в конце XV века. Огромные траты на строительство покрывались доходами с богатых месторождениями серебра в Рудных горах Саксонии. Но пока укрепляли фундамент на скале, возводили стены, братья успели перессорились, стали пилить Саксонию на две части, а замок распилить не получилось, отобрать его друг у друга не вышло. Так и остался стоять нежилым – «ни нашим, ни вашим». Своей резиденцией замок сделал лишь сын Альбрехта III Смелого - Георг Бородатый. Однако и он бывал здесь лишь наездами, предпочитая Дрезден.
В 1881 году Альбрехтсбург открыли для публики, как «музей саксонской истории», и с тех пор он принимает туристов. Во время Второй мировой войны в подвалах замка прятали фонды Государственных художественных собраний Дрездена, Музея Сюрмонда -Людвига в Ахене и Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Во времена ГДР в 1964-1971 годах, была проведена обширная реставрация замка по случаю его 500-летнего юбилея.
Первой удивляет башня с каменной винтовой лестницей внутри, как потом увидели при обходе этажей. Задней стороной башня с лестницей примыкает к фасаду, а передняя выступает и з него в виде части.
шестиугольника.
Применение внешней лестничной башни было заимствовано из французского зодчества. Французская аристократическая культура преобладала в то время в Европе. Но при этом архитектор создал оригинальные сквозные аркады - лоджии обхода, создающие необычайную кружевную оболочку вокруг главной лестничной башни, не имеющие прямых аналогов. Ажурные лоджии не ограничиваются башней, а продолжаются на правой части фасада, являясь как бы соединительным звеном между придворной зоной, дворцом, и сакральной зоной - собором, где находятся останки Веттинов. На парапетах барельефы сделаны в духе Ренессанса. Более того, это одни из наиболее хорошо сохранившихся образцов. Сюжеты выполнены с грубоватым юмором, но эти барельефы в наглядной форме предостерегают от простодушия, глупости и других пороков. Только при реставрации в конце 19 века лестнице сделали стены с окнами и застеклили. Раньше по ней из двора поднимались прямо в Большой зал.
Лестница большей площади, что дожила почти неизменившейся до наших дней. Кроме Большой винтовой лестницы есть малая.
В отличие от многих других крупных объектов той эпохи, он строился в один прием, по разработанному проекту архитектора Арнольда Вестфальского. Хотя Арнольд фон Вестфален участвовал в постройке целого ряда замков, храмов и общественных зданий в Саксонии, Альбрехтсбург считается его главным шедевром. Зодчий умер в 1482 году, не увидев окончательного завершения Альбрехтсбурга. Как и многие гении, он не нажил богатства, оставил после себя долги, несовершеннолетнего ребенка и бедную вдову. Работу в замке завершали его ученики.
Все этажи замка перекрыты сводами, что является редкостью в немецкой замковой архитектуре: строительство сводов требовало больших финансовых затрат и надежных инженерных решений. Торжественные залы с фирменными ячеистыми сводами архитектора Арнольда фон Вестфалена. Своды замка Альбрехтсбург считаются одним из самых гениальных достижений позднеготической немецкой архитектуры. Сотовые своды составлены из пирамидальных впадин или выступов, образованных тремя ровными гранями, отчего получается оригинальный многократно «изломанный» потолок- «алмазные своды», Diamantgewölbe.
Первоначально все поверхности укрывали гобелены. В 1873-82 годах, когда Саксония получила огромную контрибуцию от Франции, проигравшей Франко-Прусскую войну 1870-71 гг., часть этих денег - 500 тысяч марок, была использована для реставрации замка. До этого замок-то и не был никогда замком, где бы проводились балы. После открытия рецепта фарфора, для сохранения его в строжайшеи секрете, производство спрятали за толстыми стенами прямо в замке. Дымящие печи, чад в залах, где стояли станки и стелажи с материалами. Все это совершенно не напоминало дворец, здание служило натуральной фабрикой.
Превращать во дворец начали в 19 веке, когда отсюда выехала фарфоровая мануфактура. Создали роспись залов обоих главных этажей мейсенского замка, сплошным ковром покрывающие стены резиденции, с успехом заменили отсутствующие гобелены. Художники выполнили 25 монументальных росписей на тему истории Саксонии, замка Альбрехтсбург и дома Веттинов.
Большой парадный зал впечатляет больше остальных. И очень напоминает палаты Московского Кремля своим красочным убранством. Парадный зал, он же Банкетный зал, никогда не отапливался. Служил проходным помещением между примыкающими к нему залами. Скульптуры под колоннами, своды с росписями в неоготической манере, придают этому залу особую пышность. Семь деревянных, красочно расписанных скульптур саксонских правителей в натуральную величину, как хозяева приветствуют посетителей.
Настенные росписи Банкетного зала посвящены событиям из жизни основателей замка - братьев Альбрехта и Эрнста Веттинов. Есть сцена, изображающая, как в 1455 году 11-летний Альбрехт и 14-летний Эрнст были похищены рыцарем Кунцем фон Кауффунгеном. Этот киднэппинг вошел в историю, как саксонское похищение.
Из Банкетного зала проходим в Малую столовую, которая теперь нисколько не похожа на столовую, скорее зал заседаний. Над дверным проходом большое панно со сценой обручения герцога с Сидонией Богемской.
В 1459 году в богемском городе Хеб -Эгер; был заключен мирный договор между королем Богемии Йиржи из Подебрад и курфюрстом Саксонии Фридрихом II. Закрепить достигнутое соглашение по старому обычаю решили брачным союзом. Так 16-летний Альбрехт, сын Фридриха, женился на 9-летней Сидонии - Зденке, дочери Йиржи.
Нынешнее название помещение получило лишь в 1608 году, а прежде ее именовали «комнатой рядом с большим банкетным залом». Возможно, тут были жилые покои для высокопоставленных гостей Альбрехтсбурга. Позднее ее стали использовать как княжескую столовую, где для правителей накрывался отдельный стол.
Это самая уютная комната в замке, больше других похожая на жилую. Исторической мебели в замке и не было, а если и существовала какая-то, не сохранилось. В годы реставрации разработали дизайн новой мебели в неоготическом и неоренессансном стиле. Часть мебели была подарена замку в 1878 году, по случаю серебряной свадьбы короля Саксонии Альберта и его супруги Каролы Ваза.
В ней реставраторы воссоздали полноценную обстановку: стол и стулья, люстры, резной буфет. Поэтому хоть как-то можно представить будни семьи в замке.
Окна выходят сразу на три стороны, что делает ее такой нарядной. Собственно, помещение находится в выступающей башнеобразной пристройке к замку. Архитектор спроектировал, чтобы из этой пристройки открывается прекрасный вид на окрестности сразу в трех направлениях. Впоследствии, подобные башни с широким панорамным обзором стало отличительной чертой многих замков Центральной Европы.
Большой зал был центром повседневной жизни замка и к тому же отапливался. Колонны, поддерживающие свод, уникальной конструкцией. Даже их основания особые.
Вдоль западной стены, на откосах глубоких оконных ниш, разместились портреты маркграфов и курфюрстов из династии Веттинов. Свет проникает через огромные окна с навершием в виде «занавеса». Вертикальные стойки оконных переплетов заканчиваются арочками, создающими впечатление гофрированного занавеса, отсюда и название данного типа окон -занавесные.
Под галереей для музыкантов портреты саксонских правителей и их жен: курфюрст Саксонии Фридрих II Кроткий и Маргарита Австрийская, курфюрст Фридрих I Воинственный и Катерина Брауншвейг-Люнебургская, маркграф Мейсена Фридрих III Строгий и Катарина фон Хеннеберг.
Рядом за ажурной решеткой очень украшенная замковая капелла. Витражи капеллы, как и росписи, созданы при реставрации XIX века. Как выглядела подлинная капелла, неизвестно. Молельня устроена в отдельной башне, снаружи выступающей в виде многогранника из восточного фасада замка, обращенного к Эльбе.
Удивило, что при реконструкции сделали паркет, которого не могло быть в 15 веке. Тогда только каменные плиты служили полом в помещениях. Из-за паркета, просят надеть поверх обуви войлочные бахилы, в которых приходится двигаться как на лыжах, чтобы они не соскользнули.
На втором этаже основную часть этого корпуса занимает Большой зал судебных заседаний -Großer Gerichtssaal. Граненые своды просто сплошными узорами либо росписями покрыты.
Настенные росписи зала в 1875 году при восстановление дворца, выполнены художником Джеймсом Маршаллом, он же участвовал в оформлении интерьеров дрезденской оперы Земпера. Картины посвящены представителям саксонской власти и историческим событиям.
Макет замка во времена, когда у нем работала фарфоровая мануфактура. Между замком и зернохранилищем на Соборной площади находился отдельный корпус, в котором стояли огромные печи для обжига фарфора. Все остальные операции происходили прямо в помещениях замка, залы были переоборудованы в цеха и мастерские. Вход на замковый двор охранялся двумя караульнями. Со стороны Эльбы находился подъемник, с помощью которого поднимались наверх дрова. Перед северной башней находится конный ворот, приводивший в действие механизмы.
Можно пропустить поворот из «судебного зала» в небольшое интересное помещение. Оно находится над замковой капеллой в той же башне на другом этаже , так и называется - «комнатка в башне с замковой капеллой». Она немецкий вариант только начинавший появлятся комнат-кабинетов - «комнаты для письма» /Schreibstube. Появление примыкающих к господским покоям кабинетов говорило про повышение их образования, интереса к книжной культуре, что стало отличительной чертой наступавшего Ренессанса.
Третий этаж прошли быстро. Как-то не хочется после восстановленного великолепия, осматривать современные макеты.
Но здесь один из первых в немецкой архитектуре примеров использования окон, изначально появившихся во Франции. Люкарны - мансардными окна.
Да еще удивляет "домовая" тюрьма, в отличие от других крепостей не в подвале расположенная. ""Друзей держи рядом, а врагов еще ближе".
Замок необыкновенный. Так часто говорят про многие крепости, дворцы, замки в Европе. Но Альбрехтсбург был первым замком-дворцом в Германии. И был «пионером» новшеств, впервые примененных тут. Красота восстановленный залов перекликается с родным московским Кремлем, что сделало посещение очень приятным.