Мейсен часто называют городом "белого золота". Но была долгая история перед появлением мейсенского фарфора - Meissen Porcelain Перед отплытием Васко да Гамы король наказал ему привезти из далекой сказочной страны то, что в Европе ценилось на вес золота: специи и фарфор. В течение трех последующих веков в Старый Свет привезут порядка 300 млн китайских изделий из фарфора. Европу охватила фарфоровая лихорадка. Примерно такая же история произошла несколько раньше со специями, после «открытия» Индии. У короля Августа Сильного в Дрездене было два зверинца: один обычный, с живыми животными, а другой -фарфоровый: около 400 фигур в натуральную величину. В 1710 году Августом в замок Альбрехтсбург был заключен под стражу европейский авантюрист и по совместительству алхимик - Иоганн Фридрих Бёттгер. На свою беду он сам приехал в Дрезден к богатому королевскому двору с «аттракционом невиданной щедрости», показывая фокусы с превращением свинца в золото. Владел приемами гальванизации и мог покрывать золотом металлы, что воспринималось современниками как истинное превращение в золото.
Конечно, раскрылся фокус. Обманутый курфюрст бросил в подземелье форта Дрездена с наказом, или настоящее золото предъявить или что еще полезное представить. На пару с ним работал над заданием экспериментатор Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз. Август был страстным накопителем всевозможных ценностей. Дошел до так называемой «фарфоровой болезни, настолько одержимо собирал китайский и японский фарфор, дошел до того, что обменял 600 своих солдат своего заклятого врага, короля Пруссии, за группу ваз из Китая. Август привлек к попыткам создать местный фарфора всех ремесленников, кто работал с керамикой. Но у них вновь и вновь получалась только керамика.
К 1705 году Бёттгеру удалось получить rothes porcelain - красный фарфор; непрозрачную, твердую керамику, производящую звон при постукивании и способную выдерживать высокие температуры.
Но целью был твердый белый фарфор. Какие только вещества и снадобья не лили, сыпали в массу. И, о чудо! Порошок для париков выработанный из местных почв, при добавлении в рецепт, Бёттгер и получил свой самый первый фарфор. Компонентом порошка для париков оказалась каолиновая глина, основной компонент в рецептуре любого фарфора. Известна дата рождения мейсенского фарфора: 15.01.1708 года. Полупрозрачная белая пластина после 12-часового обжига, стала первым «белым» фарфором. На радостях Август по всей Европе разослал реляции на латыни, французском, немецком и голландском языках, в котором было объявлено изобретение фарфора и основание фарфоровой мануфактуры. Европейцы раскупали продукцию с огромным желанием.
Бёттгер руководил предприятием до самой своей смерти и кроме изобретения фарфоровой массы, создал еще и глазурь, имеющую аналогичный состав и полностью вплавляющуюся в глиняный черепок. С 1720 года предприятие возглавил Иоганн Грегориус Херольд, с которого начинается «живописный» период мануфактуры и в который предприятие выпускает изделия богато декорированные росписями в китайском стиле «Шинуазри». В 30-х годах начали выпуск фарфоровых статуэток, которые принесли оглушительную славу Мейсену.
Фарфор непосредственно в замке делали вплоть до 1863 года, затем его перенесли в специально построенное производство на окраине Мейсена. Теперь разделяется на музей, куда и хотят попасть туристы, и отдельные фабричные здания.
В 1715 году Август заключил историческую сделку с прусским королем Фридрихом Вильгельмом I: 600 саксонских драгун были обменяны на 151 китайскую фарфоровую вазу, то есть за каждую Август отдал четырех солдат. В последствии заклятый "друг" Августа - прусский король, смог раздобыть через саксонского курфюста Клавдия дю Покье рецепт состава мейсенской фарфоровой массы. Он переманил часть ремесленников из Мейсена в Вену и в 1718 году создал второй в Европе фарфоровый завод - Венскую фарфоровую мануфактуру, выпускавшую изделия в том же стиле, хотя и худшего качества. Из-за этого с 1722 года Мейсенский фарфор стали маркировать двумя скрещенными мечами, символ польского королевского дома и курфюрста Саксонии. Во второй половине 20 века в Мейсене появился еще один завод по производству фарфора. Но его продукция не имеет клейма из шпаг, только название города в овале. У коллекционеров эта посуда не считается подлинно-мейсенской. Все изделия Мейсенской мануфактуры подвергались строгому контролю. Любые предметы с изъянами тут же браковались, а на клейме ставили линии, перечеркивающие мечи. При этом одно зачеркивание обозначало повреждение корпуса изделия. Две перечеркнутые линии на клейме тарелки говорят о повреждении ее декора. Такие неудачные предметы обычно продавали частным художникам. Изделия были неглазированными. Многие из них теперь имеют большую антикварную ценность.
Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа. В прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Впервые в Россию Саксонский фарфор был завезен по случаю свадебного торжества Софии-Фредерики, которой предстояло в будущем стать Екатериной Великой. Это был подарок, и представлял он собой сервиз из тысячи столовых предметов, украшенных русским гербом и изображением ордена Андрея Первозванного. В 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Meissen. В конце XVIII века на мануфактуре были выделены специальные дни для производства товара для России. Например, была создана известная коллекция из сорока фигурных композиций, называемая «Большой русский заказ». Коллекция предназначалась для украшения кабинета Екатерины II. Во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах. В следующие века аказы продолжали изготавливать на "русские темы". Существует «фарфоровая балетная постановка», посвященная балетной труппе Дягилева, названная «Карнавал» и созданная в память о ее гастролях. В России в Кусковском музее керамики сохранилась самая внушительная коллекция мейсенского фарфора, некогда принадлежавшая графу Шереметьеву.
На входе в музей залы для посетителей. Есть ресторанчик, где можно перед походом по музею подкрепиться.
Ныне старинные фарфоровые шедевры выставлены в музее мануфактуры Meissen, так же находятся в коллекциях самых известных музеев мира. Результат труда художников, мастеров производства прошлого демонстрируется в музее фарфора. В музее множество статуэток от миниатюрных до больших.
Особо большие изделия помещены на постаменты.
Самая известная фарфоровая скульптура стоит в холле перед заами музея. Мое фото завалилось набок, как и задвинутая в угол скульптура.
Есть специальные помещения, где наглядно показывают процесс производства изделий из фарфора.
В первом демонстрируется процесс изготовления детали изделия из форм. Это небольшая головка ангела. Мастер набивает форму, прессует содержимое, разбирает и достает «сырую» головку, на лице которой тем не менее отражается богатая мимика с нежной улыбкой.
В следующем показывают, как наносят роспись на прошедшую обжиг фигурку. Обжиг не единственный, по технологии изделия подвергают воздействию разных температур. В результате такой сушки изделие теряет 16% своего объему. Потому для наглядности на столе сырая и уже готовая фигурка.
Проследовав в другой зал, увидели воочию роспись тарелки красивым цветком. Для нас, непосвященных зрителей, интересно было узнать, что краски первоначально имеют не такие оттенки, как уже на готовой вещи.
При создании мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок покрытия. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет. Рецепты красок и глазури хранятся в строжайшей тайне.
Статуэтки делали после открытий белого фарфора в Европе в разных странах и производствах. Мейсенских мастеров от них отличает сложность форм и сюжетов, воздушность кружевных одежд, нежность выражений лиц и красок, которыми все это передано. Процесс создания украшений «драпировка кружевом». Главный секрет одеяний фигурок при создании «кружевных» статуэток, что используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой, а затем ещё влажными прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево остаётся на века. Когда осваивали этот прием, еще не было обжига с такой высокой температурой как сейчас. И тонкие кружева получались очень хрупкими, ломались от малейшего прикосновения. Сохранившихся «кружевных» статуэток старых времен очень немного, и теперь они самые дорогие. В основном это фигурки балерин, танцовщиц, прекрасных дам в пышных нарядах из тончайшего кружева, галантных кавалеров.
В собрании Meissen хранится 200000 моделей майсенского фарфора разных периодов. Кстати, формы для отливки хранятся на складах мануфактуры, накопившиеся за сотни лет. Шедевры фарфоровой мануфактуры Meissen находятся в коллекциях самых известных музеев мира.
Дальше -мое личное мнение. Местная посуда из фарфора тяжеловата, по крайней мере современная, что выставлена в магазине при музее.
Для mass-production и рисунки… не очень. В музее гораздо интереснее продукция. Больше нравятся скульптурки, им тяжесть только устойчивости придает. Конечно, можно ехидно сказать, что мне недоступно купить их изделия, потому так и говорю. Если были бы такие сумасшедшие деньги, что нарисованы на их ценниках, то я бы приобретала другой европейский или восточный фарфор. Цена та же, а качество, исполнение во много раз изящнее.
Тяжелые кружки для повседневного прихлебывания на кухне - 400-500 евро. Кофейная чашечка уже с блюдцем - от 700 евро и до нескольких тысяч. Есть и бижутерия: запонки, подвески, заколки. Колечко с фарфоровой – не жемчужной, бусинкой - от 600 евро. Ценники на сервизы или художественные вазы в десятки, есть и сотни тысяч евро. И это не «антик», современные изделия. Вот что значит раскрученный бренд.
Потому главное мое состояние в торговых залах мануфактуры было удивление, а не любование. На память приобрела «фарфоровую мелочь» размером с копеечную монетку и стоимостью, равную паре фирменной обуви. Не отрываю ценник специально, чтобы помнить несуразную цену и знакомых предупреждать.
Но впечатления музей, демонстрация изготовления изделий оставили яркие, познавательные. И в настоящее время предприятие с трехсотлетней историей продолжает поражать ценителей фарфора своими работами, созданными по-прежнему вручную.