Комплекс Пильниц - дворцы и роскошный парк, бывшие в собственности саксонской королевской семьи до революции 1918 года. Самый первый дом для владельца этой местности появился здесь около 1400 года. Менялись владельцы, изменяя имение по своему вкусу. На рубеже 17 и 18 веков Август Сильный решил перестроить летнюю резиденцию на Эльбе. В Дрездене - официальный дворец, хотелось чего-то «веселенького». Так как было время особой гордости короля - открытия собственного фарфорового производства, то и стиль был выбран по прародине фарфора, китайский.Только после революции произошла национализация, после чего замок стал сочетанием нескольких музеев, где есть место садам и оранжереям с удивительными растениями.
Доехать до замка Пильниц даже из самого Дрездене не просто. Интернет предлагает сначала на трамвае № 2 добраться до Kleinzschachwitz, а затем переправиться на другой берег реки на пароме. Когда была на территории, видела, что паром чуть ли не напротив дворца, то есть от парома искать дорогу в замок не надо. Мой путь был не короче, но попроще. От главного вокзала Дрездена всего 1 остановка и 2 минуты пути электричкой до станции Дрезден- Штелен/Dresden-Schtehlen. С платформы сразу выход на тротуар той стороны, где надо смотреть автобус N63 до Pilnitz. Время в пути около 40 минут из-за того, что автобус городской, останавливается часто. Выходить на Pilnitz platz или просто на последней остановке. Пройти назад по той же стороне, где выходили, и все замковые постройки перед глазами.
Замок высылает свое приветствие задолго на подъезде в нему. Почему-то королевская церковь стоит прямо посреди виноградников далеко от комплекса замка. В 1723 году Август II Сильный попросил своего архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельмана построить деревенскую церковь Святого Духа к востоку от замка. Благодаря своему расположению посреди виноградников, он также известен как церковь Виноградника
Особенность Пильницкого замкового комплекса в том, что это не один дворец, а три: «Новый» посередине и два дворца в китайском стиле по бокам. Для «Горного» образцом был императорский дворец в Пекине. Он вместе с дворцом напротив имеет декоративные росписи на фасадах.
Когда-то здесь кипела придворная жизнь, пышно отмечались праздники аристократов, маскарады сменялось балами. Здесь был расположен склад картин дрезденской галереи для любования кролю и придворным в любой момент. Любвеобильный Август-Сильный вначале поселил здесь одну из своих любовниц. Потом заменил ее на другую и вообще подарил Пильниц новой фаворитке Анне Козель. Ну, как подарил - живи, пользуйся, но кто хозяин не забывай. После революции 1918 года в Германии дворцы стали принадлежать народу и в них открылись музеи.
20-летняя Анна сначала познакомилась с младшим братом принца Августа, принцем Людвигом. Следующий роман с влиятельным бароном Хоймским, за которого вышла замуж. Вскоре супругам пришлось расстаться по воле одного из самых известных европейских монархов того времени - Августа II Сильного. Положив глаз на жену своего придворного, Август увеличил свой гарем из фавориток. Подсчитано, что у него было около 365 внебрачных детей. Анна взяла с короля расписку в том, что он женится на ней после кончины его нынешней супруги, королевы Кристианы. После развода с мужем, который был устроен королем, Анна стала именоваться графиней Козель.
Август баловал фаворитку так, как никакую другую пассию ранее. Содержание Анны обходилось ему, как содержание армии страны, потому она была одной из самых богатых женщин Европы тогда. Со временем король охладел к Анне и влюбился в польскую графиню Марию Белински. В 1713 г. он приказал Анне не покидать замок Пильниц и оставаться там. Целый год прометалась Анна по усадьбе, как клетке, в потом сбежала. Этого допустить Август не мог, чтобы женщина его не слушалась. Нашли, отправили на «пожизненное» в удаленный Штолпен, натуральную средневековую крепость, никак не похожую на нарядный, удобный Пильниц. В ней прожила до самой своей смерти в 1765 году в 85 лет. Из них в заточении в крепости - 49 лет. Могла покинуть крепость спустя десяток лет, но уже не захотела, прижилась.
Дворцы перестраивались в китайском стиле по моде тех времен на восточную экзотику. Об этом заявляют крыши центральных участков зданий, выполненные, как и китайские пагоды, с «загнутыми» краями. Внутри, в парке, больше ничего китайского не наблюдается. А нет, есть китайские ширмы и обтянутые китайским шелком сиденья в «Водном» корпусе. Первое впечатление, когда заходишь внутрь двора с дворцами, все значительно меньше размером, чем на фотографиях. Но и в таком «размере» комплекс впечатляет.
Соединяет в единое целое все дворцы, расположенный между ними сад Лустгартен. В центре небольшой искусственный пруд с фонтаном.
«Wasserpalais» - «Дворец у воды», имеет собственную пристань со львами. Это самое монументально-каменное парковое сооружение. Жалко, что и дворец в строительных лесах, и что они вместе со спуском к воде не попадают в кадр.
Крутой спуск от дворца к причалу на реке должен был предусмотреть возможный подъем воды. Но разливы с наводнениями превосходили ожидаемые. Был зафиксирован 8 метровый уровень! Не зря есть высотомер с отметками о подъеме воды на парапете. И сейчас уровень высокий, скрыт выступающий кончик лестницы в воде, что был раньше виден. Фото из интернета.
Главное здание «Водного» дворца в 18 веке было соединено переходами с боковыми флигелями. При посещении музей в этом здании, проход между его частями внутри не отличается, просто коридор делает повороты.
«Водный» корпус имеет только одну «дворцовую» комнату, оформленную под старину. Остальное место на этаже занимает выставка современных авторов и экспозиция посвященная природе.
В полутемном помещении ширмы и стулья оббитые китайским шелком.
Вид из окна на Эльбу с современными спортсмена на каноэ.
Корпус «Новый», построенный на 2 века позднее «китайских» и в отличном от них стиле классицизме после того, как пожар уничтожил в 19 веке ренессансный дворец на его месте и храм Венеры.
Внутри просто-напросто еще не отремонтирован или производит такое впечатление. Кроме центрального холла, напоминающего бальный зал – но очень ободранный зал, смотреть нечего.
«Шесть отдельно стоящих коринфских колонн с каждой стороны квадратного пространства поддерживают кессонный висячий купол с открытым фонарем». Подкупольное пространство расписал Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн, находясь под впечатлением от видов Рима.
Есть домовая церковь, вот она очень тщательно отремонтирована и сияет позолотой. Внутри - настенная живопись Карла Кристиана Фогеля.
В этом корпусе находится Музей замка, где экспонаты почему-то по коридорам расставлены и в бОльшей части посвящены религии. Самый светлый по освещению коридор занимают бюсты прежних владельцев.
В этом дворце была подписанна знаменитая «Пильницкая декларация» 27 августа 1791 года . Она должна была стать основой для объединения европейских монархов против французской революции. Как показало время, никакой роли она не сыграла, но попытались. Отказ России и Великобритании присоединиться к предполагаемой коалиции, не дал возможности Австрии и Пруссии осуществить в это время вооружённое вмешательство во французские дела.
В подвале находится «королевская кухня» - набор старых вещей, относящихся к давним временам. Слишком блестят и нетронуты временем медные кастрюли с посудой. Может быть они изготовлены в современное время специально для музея. Старая посуда может «сиять», когда ее надраить, но она обязательно будет иметь следы времени – помятые бока, несохранившиеся ручки, сколы, трещины и т.п. Выставленные в витринах ножи, столовые приборы имеют такие следа, вот они подлинные.
Корпус «Горный» за цветочной клумбой напротив "Водного" сразу впечатляет на входе – большой холл «Жёлтый салон», расписанный в китайском стиле.
Радует глаз и отреставрированная столовая в стиле Ватто. «Зал Ватто» имеет название французского художника рококо Жана-Антуана Ватто, так как на стенах изображения скопированы с его картин.
Но это и все, что привлекает внимание в этом дворце. На двух этажах представлены картины, фарфор, ювелирные изделия, старинные музыкальные инструменты.
Так же выставка времен ГДР и оооочень удивили помещения, где натуральный склад мебели, расставленной на полках.
Общее впечатление от поездки: парк замечательный, хотя и маленький, но с множеством парковых павильонов и придумок. Раньше можно было купить отдельные билеты в парк и на посещение музеев во дворцах. Если бы такое практиковалось и сейчас, то посоветовала бы только в парк зайти. Дворцы не сильное впечатление оставили. Возможно, попала во время реконструкции. А осмотреть снаружи можно большинство из них, не покупая билет: от дорожки вдоль Эльбы свободный подход к главному Водному дворцу и его пристани. Фонтан внутри двора виден с бесплатной части аллеи параллельной реке. Напротив гостиниц и здания по продаже билетов находится Новый дворец с Сиреневым садиком, вход свободный в садик и вокруг.
Комплекс интересный, при поездке по пригородам Дрездена вдоль Эльбы он будет всегда на маршруте. Времена меняются, а красивые парк с архитектурой стоят веками.