Недалеко от Дрездена над долиной р.Эльба находятся живописные горы. Местность называется Саксонской Швейцарией. Почему красоты Германии именуют Швейцарией? В 18 веке по этому региону путешествовали швейцарские художники, которым эти места напомнили их родные горы. В написанной ими книге они назвали местность «Саксонской Швейцарией». Так и прижилось название, тем более, что красоты тут удивительные.
Проезжая мимо г.Пирны и раз, и два вдоль Эльбы, замечено, что город отличается от остальных курортов в Саксонской Швейцарии. Намного больше соседних и с развитой городской инфраструктурой. В очередной раз, когда находилась рядом, решила посетить. Села в автобус 241 и по деревушкам доехали. Жалко, что автомобильные дороги находятся вдалеке от Эльбы. Виды из окна только на домики местных жителей. Поездом гораздо быстрее, но и так тоже можно добраться. Я очутилась в промежуток, когда следующего «цуга» час надо было ждать. Не захотела терять времени, тем более прямо в этот момент отходил автобус. Плюс от автобуса для меня состоял в том, что водитель высадил сразу в центре города Пирна около Альтштада. Ничего искать не пришлось, просто стала бродить по улочкам. Вот назад путь к вокзалу пришлось спрашивать и поискать
. Название Pirna - один из вариантов немецкого «слушайте», как сообщает интернет. В переводчике не нашла такого варианта, но надо же верить интернету. Был в городе и художник Пирне, кто от кого имя получил? Но городок так прозывался задолго до него. Владел селением, как и множеством других около Дрездена, Август II «Сильный», тот что подковы гнул из мягкого сплава, для этой забавы специально изготовленного, и польскую корону умыкнул.Есть свой район «Черемушки», современная застройка занимает дальний конец города. Солнце светило прямо в объектив, фото «никакие».
Церковь Св. Марии видна от замковой горы в проходе между домами.
Сначала впечатляет вначале своим размером - невозможно сфотографировать ее всю. Башня горела и после на остаток нахлобучили другое навершие.
Зашла с улицы в прохладу церкви и подивилась красоте помещения после недавней реконструкции. Молельный зал с ломанным потолком, галереей, вдурной кафедрой..По всему ограждению галереи резьба по камню.
Алтарь 1614 г. в церкви выполнен из местного песчаника, и является важнейшим произведениям немецкого позднего ренессанса. Также в церкви Святой Марии хранятся картины 1544 -1546 годов с сюжетами из Библии. В зраме проводятся органные концерты. Пирна была раньше очень богатым торговым городом, раз хватило средств на такую роскошную церковь.
Даже вестибюль на входе весь деревянный, с высокими красивыми дверьми, потолком из деревянных гнутых балок.
Три храма увидела в Пирне, и каждый из них чем-то да удивил. На городских улицах мое любопытство заставило свернуть в подворотню, где в глубине кладка старого здание виднелась.
Так напротив была найдена церквушка Клостеркирха, которая оказалась очень старой - 800 лет старушке, она ровесница городу. На стенах сохранились фрагменты старинной росписи.
Что самое удивительное, сейчас кирха принадлежит частному лицу! То-то при осмотре выяснилось, что лучше сохранившаяся часть приспособлена под художественную галерею, а почти «голый» зал является молельным. «Мое имущество, как хочу, так и использую».
Своими глазами видела бывшие церковные здания переделанные - под ночной клуб в Толедо, в Праге – гостиницу. Художественная галерея -это еще здорово.
Но галерейные экспонаты в таком антураже, конечно, выигрывают по производимому впечатлению. Здесь хранится копия известной картины ""Рыночная площадь Пирны".
Третий встретившийся храм «увидела» по колокольному звону и свернула. Стоит перпендикулярно улице между двумя восстановленными, скорее, построенными заново средневековыми зданиями.
Кирха „St.Heinrich und Kenigunde“ внутри интересная оказалась. Святые Генрих и Кунигунда были мужем и женой. Он- императора Священной Римской империи, она - обеспечивала ему домашний тыл, детей у них не было. Редкий случай, когда Ватикан объявил святыми сразу семью.
Пирна имела больше храмов, это те, что уцелели за столеиия. В богатом городе и прихожан много, много и пасторов. Во второй половине XV века здесь родился Иоганн Тетцель, положивший начало практике продажи индульгенций. В своих знаменитых 95 тезисах Мартин Лютер резко выступал против такой торговли отпущением грехов.
Марктплац – «торговая», центральная площадь, как и во многих городах Европы. Пирна раньше была очень богатым торговым городом. В ратуше, как было принято в Европе, находились магазинчики продажи суконных изделий, лавок сапожников, пекарей и флейшеров. В архитектуре здания и его фасадах просматриваются различные архитектурные стили, барокко, поздняя готика и эпоха Возрождения. Старый вход на восточной стороны украшен позднеготическим каменным порталом с богатым оформлением и украшен даже … дельфинами.
На башне ратуши установлены любопытные куранты. Сфера вверху часов показывает фазы Луны. Внизу укреплён герб Пирны. Каждые четверть часа лев справа ударяет по стволу грушевого дерева. Его левый собрат в 4 раза ленивее — он стучит по дереву всего раз в час. На западном фасаде установлены солнечные часы, повторяющие образ курантов.
В белом здании углом стоящем к Ратуше, крыша, похожая на вахверковую. Первоначально, как написано в истории города, крыша была как и полагается готическая, но очередной владелец дома решил сделать дом повыше. Здание не ломали, просто надстроенные этажи получили обрамление новой, кривой крышей. Дом имеет имя собственное - «Дом Каналетто». Сразу за домом Каналетто находится школа для девочек (№ 6). Будущих фроляйн обучали в школе начиная с XV века. Посетителям разрешается зайти внутрь и посмотреть старинные классные комнаты.
Нет исторически подтвержденных данных, что он конкретно тут жил. Бернардо Беллотто - известный итальянский художник, работавший во многих городах Европы. Будучи учеником и племянником по материнской линии Каналетто, как и его дядя, носил семейное прозвище Каналетто. Настоящая фамилия первого в семье художника Джованни Антонио - Каналь. Однако, известны 11 полотен, написанные им с видами Пирны. Ныне в доме выставка копий картин и информационный туристический офис. Один из подлинников хранится в Эрмитаже - «Вид на Пирну из замка Зонненштайн».
Под стенами домов справа на площади стоят старинные водяные колонки-поилки. Предназначение площади, как рыночной, подразумевало подвоз товара подводами. И людей, и коней надо было поить.
Необычный памятник появился на площади совсем недавно. Посвящен людям, трудами которых строился и хорошел город: бургомистру, первому епископу, трубачу, торговцам и простым труженикам. Каждый изображен в момент занятости, с инструментами или нужными принадлежностями в руках.
Хорошо, что я не знала про историю здания находящегося на горе. В городе оказалась наскоком, не читала в инете заранее про него. Потому строение на холме приняла за новый жилой комплекс, тем более видимые снизу верхние этажи разные крыши имеют. Поэтому искала получше ракурсы, даже нашла ступеньки, ведущие вверх. Но «план по высотам» в этот день уже был выполнен и я туда не полезла.
Сооружение более похоже на замок, если смотреть на холм с другого берега Эльбы, как увидела в фотоотчетах туристов. Сейчас ищу материалы про город во всеведущей паутине, оказывается, это бывшая крепость. Крепость Зонненштайн возведена в 13 веке, впервые упоминается с 1269 года, перестроена в 16, восстановлена в 21 веке.
«Солнечный камень» - так переводится название. Но история са-а а-всем/совсем не солнечная. В замке размещалась психиатрическая больница, которая действовала с 1811 до конца второй Мировой Войны в 1945 году. Большинству моего послевоенного поколения известен «доктор Менгель», так тут свои «менгели» орудовали. С начала 1940 года, и до конца июня 1942 года часть замка была преобразована в нацистский "центр эвтаназии" - по ликвидации «неполноценных» людей, к которым в первую очередь причисляли сошедших с ума по программе Т-14. Но потом они пополнялись инакомыслящими, тем более выступавших против гитлеризма. Для реализации "Т-4" были созданы семь главных центров в стране, при которых существовали сети психиатрических клиник. В этих центрах были подготовлены специальные помещения, имевшие вид душевых, обложенных кафелем и с бутафорскими приспособлениями, на вид напоминавшими душевые лейки. Вдоль стен пролегали трубы, но совсем не для отопления. По ним проходил смертоносный газ, который пускали внутрь помещения после того, как камера с пациентами закрывалась. Спустя час трупы вывозили, сжигали в печах крематория, а пепел либо сбрасывали в реку, либо выбрасывали на задний двор. А иногда отправляли в конверте родственникам убитого – с прилагаемой справкой о смерти от вполне обычного заболевания. Для обозначения процесса использовались слова-ширмы: «дезинфекция», Gnadentod, что переводится как "смерть из милосердия". Процесс был поставлен на поток, газовая камера и крематорий работали с максимальной загрузкой в подвале. Летом 1941 года в Зонненштайн начали поступать заключенные лагерей Заксенхаузен, Бухенвальд и Аушвиц-Освенцим), в тот момент еще не оснащенных газовыми камерами. В замке Зонненштайн было убито 13 720 человек. И все красивости Марктплац у подножия замка и города в целом, были ширмой, занавесом сцены, на фоне которых это происходило.
А до войны нормальный санаторий тут был, довольно известный и с неплохой репутацией. Русский поэт Константин Батюшков провел здесь на лечении четыре года – его пребывание оплатил, ценивший поэта и слышавший об этой клинике, Александр I. Просто интересно, есть ли в замке, отреставрированном в 21 веке, музей, посвященный странице истории нацизма? Не только же здания восстанавливать на обозрение, но и историю предъявлять надо ради справедливости к убиенным. Но я такие музеи не посещаю - сердце может не выдержать.
По зданием старой школы фонтан Эрлпетербрюннен впервые упомянули в городских хрониках ещё в 1384 году. В начале ХХ века к фонтану добавили скульптуру мальчика, вода в чашу льётся из его бутылки. Внизу на табличке надпись: «Если в вашем кармане нет денег, можете утолить жажду из моей бутылки».
Главная туристическая улица начинается от небольшой площади и прямо, прямо выводит к Эльбе. Начало улица украшены современными скульптурами.
Одной из главных достопримечательностей является Эльба. Прямоугольник Альтштада примыкает в жд эстакаде, протянутой вдоль всего правого берега реки. Улицы, ведущие у берегу, проходят под ней и заканчиваются около воды. Сразу за аркой пристань.
Набережная - озелененная прогулочная зона... с гусями. Они вместо лебедей гостей встречают у воды. Опасность общения с ними в том, что они потом бегут за тобой. А всего-то несколько крошек им вытряхнула.
Арочный мост над Эльбой -одно из украшений города. Предшественниками современного моста Пирны были деревянный - в 1563 году, и цепной - в 1828 году; мосты. Они не выдержали возросших нагрузок, потому в в 1872 году началось строительство каменного моста.
В центре практически в каждом доме магазин. Потому выделяется здание городской библиотеки Пирны в старинном доме XVII века, была открыта в 1874 году. До этого залы библиотеки, выполненные в готическом стиле, использовались для приемов и балов. Вход в виде каменной арки с головой льва.
Улочки рядом с Марктплац, как и сама площадь, без зелени. Украшают их разноцветность фасадов, вывески ресторанов, магазинов да необычные входы домов. Порталы в виде арок встретились несколько. На мой взгляд, самый интересный из них ребус-загадка. Что обозначают изображенные животные - принадлежность бывших хозяев к с/х или торговле ими? Цифры, скорее всего, с какими-то датами связаны.
Эркеры и двери Пирны так же имеют свою индивидуальность. Привыкли, что при строительстве или реконструкции здания обтягивают тканью, на которой окна, детали будущего готового дома прорисованы. Зачем в старом доме, старую дверь нарисовали на ткани? Выглядит как настоящая.
Рассматривая входные двери наткнулась на здание, где и двери красивые и само здание интересное.
Два эркера в городе имеют перекликающиеся истории. Первым появился эркер с мефистофелем, владелец даже приказал строителям надпись рядом разместить – «что хочу, то и изображаю». Или что-то в это роде.
В противовес адскому, другой собственник пристроил «ангельский» эркер к своему дому, приблизительно в 1630 году.
Параллельно торговой улице идет зеленая бульварная зона. После сплошного камня, просто отдохновение для глаз и место, где можно отдышаться от летней жары. Над разноцветной клумбой веселый памятник, то ли ангелочку, то ли просто играющему ребенку.
На перекрестке Почтовый столб (Postmeilensäule), возведеннdq в Пирне по приказу курфюрста Августа Сильного в 1722 г. На нем герб королевской семьи и показывает расстояние в другие города - в часах. Выбиты старинные названия разных немецких городов с расстояниями к ним от Пирны в часах, 1 час равен примерно 4,5 км пешего хода. Например, до немецкого городка Annaburg - 25 часов, или почти 112 км. До г. Meisen - 17 часов или 76 км. Вот такой старинный счетчик километража.
Понравилось, насколько город гостеприимен. Для туристов на перекрестках указатели расположения ближайших домов.
Исторический центр города обошла за 2,5 часа, без посиделок за столиками ресторана или на набережной. Последней точкой поиска в городе был вокзал, приехала другим транспортом. Оказалось, чтобы уехать в Дрезден на сам вокзал после эстакады сворачивать не надо. Так как весь народ устремляется к поездам, сразу построили подземный переход, выводящий на платформы.
В Германии Пирну называют «воротами в Саксонскую Швейцарию». Песчаниковые горы и долина реки Эльбы между ними создают удивительный пейзаж. Но и сам город Пирна весьма колоритен и порадует многими своими достопримечательностями.