Главная достопримечательность Вернигероде - замок на горе, видимый практически из любой точки города.
Основатель династии переселился в эти края из Швабии ещё при Генрихе V. Генрих своего приближенного, с которым захватывал территории, убивал и грабил; одарил - с получением земли во владение. Всей окружающей местностью с населением в личное пользование; с условием обеспечить безопасность этого региона Гарца для короля. Новый владелец получил титул графа Вернигероде по названию селения. Вот так бывшие рубаки, грабители становились графьями, «голубой кровью»», если оправдал доверие сюзерена. По прошествии времени, крепость перестроили в замок. Современный вид заимел в второй половине 19 века, когда хозяин замка стал третьим по статусу и доходам лицом в Германии.
Попасть в крепость можно несколькими путями. В основном, желающих доставляет на гору туристический паровозик из Старого города. Стоянка красного паровозика в начале Широкой улицы. Если от абстрактной железной конструкции-башни заходить в Альтштадт, то с левой стороны. Отправление каждые полчаса.
Так же возят от Ратушной площади на желтом паровозике, посадка-высадка на «площади Кривого дома» за Ратушей слева, если лицом к ней стоять. Но моя натура не ищет легких путей, и я добралась пешком на гору. Сэкономила много времени, так как паровозики не могут прямо въехать на гору или быстро по крутому серпантину туда добраться. Объезжают по большой дуге все подножие, почти выехав за город. И оттуда начинают по пологой дороге карабкаться наверх. Путь занимает минут 20-ть, плюс найти стоянку, дождаться полного заполнения паровозика, только тогда тронется.
"Настоящие герои всегда идут..." напрямик. Мне до площадей, где стоянки тур.автбусиков, надо было еще полгорода прошагать. Потому от королевского парка дошла верхними улицами до развилки, откуда ведет тропинка в гору. Путь по ней короткий - около 7 минут, но крутой, и нет никаких указателей, а дорожка раздваивается. Осень-зимой не посоветую тут идти, осыпается песок под ногами, справа просто обрыв.
Вначале была построена крепость, которая должная была защищать в первую очередь местного феодала с военной дружиной от набегов соседних феодалов. Принято считать, что традиция строительства исполинских - по меркам того времени, каменных сооружений Европы началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке. Так и крепость Вернигероде заимела вид крепостного сооружения в том веке. Первоначально – каменное жилище почти без окон. За всю историю замка его много раз перестраивали. В 1429 году умирает последний мужской представитель графов Вернигероде, родственные им графы Штольберги захватили графство Вернигероде, а вместе с ним и замок. Вернигероде был более значимым и богатым, чем их собственные угодья. Например, в их владениях не было ни одного монастыря, что было не престижно. Для создания преемственности, новые графы присоединили к своей фамилии имя старых владельцев, стали Штольберг-Вернигероде. Они практически не жили в замке, более того умудрились заложить замок из-за долгов - новоприобретенная недвижимость изначально была заложена графу Генриху фон Шварцбургу. Так продолжалось до тех пор, пока молодой граф Кристиан Эрнст Штольберг-Вернигероде, возглавивший родовые владения в 1710 году, не перенёс свою резиденцию в замок Вернигероде. Граф Отто Штольберг-Вернигероде, владелец замка конца 19 века, был влиятелен и богат. Он сумел сделать блестящую карьеру и даже был заместителем «железного канцлера» Отто Бисмарка в качестве вице-канцлера Германской Империи. Фактически стал третьим лицом в государстве после кайзера и канцлера Бисмарка.
Доходы графа Отто позволили привлечь в перестройке средневековой крепости лучших архитекторов Германии. Крепость превратилась в роскошный представительный дворец (1862-1885), в таком виде и дожила до наших дней. В 1945 году последний владелец резиденции, князь Бото цу Штольберг-Вернигероде бежал из замка, который стал народной собственностью.
Крепость - классический пример планировки, когда вокруг главного сооружения построена целостная система обороны, состоявшая из различных рвов, валов, стен, ворот и конур, что делало замок почти неприступным даже в 16 веке. В отличие от замков Хонштайн, Штольберг и Хаймбур, он не был захвачен повстанцами во время Немецкой Крестьянской войны. Однако это военное значение было перечеркнуто в 17 веке развитием более тяжелого огнестрельного оружия и связанными с этим изменениями в военном деле.
В настоящее время проводится реставрация без закрытия замка для посетителей. Наряду с восстановительными работами продолжается поиск произведений искусства и других предметов, ранее находившихся в замке Вернигероде.
Со стороны города замок кажется большим домом на горе, на самом деле, это кольцевое сооружение с внутренним двориком. И вокруг кругового здания еще идет оборонительная стена с башнями. Ядро замка было оснащено комплексной оборонительной стеной, состоящей из рвов, стен, ворот и псарни. До XVI века замок считался неприступным и не подвергся разрушениям во время крестьянской войны в Германии.
Войдя на территорию через прочные ворота, не значит, что за ними сам замок. Надо еще по круговой дороге дойти до него. С горы Агнесберг, на которой стоит замок, обзорная площадка, откуда открывается удивительный вид на вершины Гарца, красные крыши старинных домиков Вернигероде внизу.Даже если не были в Вернигероде, замок может показаться знакомым. В 1979 году замок и город превратили в съемочную площадку под открытым небом. Режиссер Марк Захаров приехал сюда в ГДР экранизировать пьесу Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен" с Олегом Янковским в главной роли. Причем снимать в родном городе Мюнхгаузена -Боденвердере не получилось, так как он находился в ФРГ. «Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» -звучало в стенах этого феодального замка. И феодал давал разрешение жениться своим подданым. Плюс право первой ночи и прочие хотелки. Герцог разрешит брак Мюнхгаузену только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам - обыкновенный человек. Леонид Броневой в фильме играет правителя Ганновера. Властителем Ганновера в конце XVIII века был Георг III, являвшийся одновременно британским королем. Забавно что Мюнхгаузен по сюжету объявил войну Великобритании, получается, он объявил войну не только персонажу Броневого, но и Ганноверу, и этой части Германии. Сказка есть сказка.
Терраса перед замком - именно с этого места Мюнхгвузен-Янковский ухолит в вечность.
Покупка билетов в кассе, дверь рядом с входом в замок, стоимость 9 евро (2023). В этом помещении расположен и магазин сувениров. Есть возможность ходить с немецким экскурсоводом по замку. Бывает экскурсия на английском языке, кажется, один раз в день. Ни то, ни другое мне не подходит, ходила самостоятельно по этажам.
На входе нет контролеров, надо приложить PR-код к устройству турникета и вверх по старинной лестнице. Удивительно, но поднявшись, попадаешь во внутренний дворик. Значит, он не одном уровне со смотровой террасой перед замком.
На кадре из «Мюнхгаузена» Янковский и Коренева выясняют отношения прямо на этой лестнице.
Пока это самый уютно-живописный дворик, виденный мною в крепостях. Дворик- натуральный патио, не пустое пространство для перехода из здания в здание, а просто роскошь для глаз. Каждое здание вокруг отличается от другого своей архитектуры, своими украшениями - фризами, резьбой по камню, каменными барельефами на фасадах. Деревяное строение, на парапетах его фахверковой конструкции в стиле неоренессанс со стороны внутреннего зала, украшения из искусной резьбой по дереву местного матера из Вернигероде. Да на выступающей внутрь двора башне вуаль из вьющегося растения… Природа и мастера создали в суровой крепости нежное красоту.
Под деревяным балконом здания с фахверком видно готическое арочное окно «занавеской». Название пошло от формы верхней части, где рама провисает складками, как занавес. В центре двора зона отдыха», в виде ресторанных столиков с креслами.
Между башней здания с церковью внутри и соседнего дома, на соединяющей их террасе с балюстрадой много каменных украшений и резьбы по камню.
По замку есть 2 маршрута, включающие обход 2 этажей. Нет перетекания одного маршрута в другой. Чтобы попасть на определенный этаж в музее, надо выйти во внутренний дворик. Думаю, внутренние лестницы есть, но они не доступны для туристов. Двери, ведущие на этажи, находятся на высоком крыльце лестницы рядом с фонтаном. Дверь в углублении между левым корпусом и круглой башней, первый маршрут открывает.
Два каменных дракона охраняют лестницу, ведущую к дверям замка. Взойти вправо и еще повыше по ступенькам -второй маршрут. Уже невозможно слышать, что фотографировать запрещено. В Версале – на здоровье, в Эрмитаже - пожалуйста, в провинциях -низззя! И надоели запреты не только мне, фотографирует большинство посетителей. На входе, увидев перекрещенные изображения собак, фотоаппаратов, вернулась в кассу, чтобы чинно-благородно оплатить съемку. Выяснилось, что нельзя и все.
Для туристов доступны около 20 комнат с уникальными интерьерами. Во время войны часть обстановки замка была утрачена. Предметы интерьера и аксессуары подбирали в коллекциях других немецких музеев. Некоторые предметы музея сохранились с давних веков. Помещения не пустуют, оборудованы всем, что необходимо для гостиных, спален и др. И все производит впечатление жилого дома, где можно поселиться и жить с детьми и домочадцами. Графская семья жила тут до 1929 года, после немецкой революции еще продержались некоторое время, потом сбежали. С апреля 1949 в замке открыт общедоступный музей. В залах и комнатах паркетные полы, стены оббиты тканью или деревяными резными панелями, над головой - кессонные потолки.
Свой маршрут по замку начала со второго этажа. От лестницы попадаешь на балкон домовой церкви, ее алтарь и амвон из французского мрамора.
После осмотра церкви с высоты второго этажа, проход ведет в большой парадный зал, сейчас с накрытым столом посередине. Над столом огромная историческая люстра, не новодел. Люстра не из этого дворца, привезена из разрушенного замка Халле. На противоположной стене от домовой церкви балкон для музыкантов. В угловой бело-золотой комнате в шкафах личная посуда графской семьи с инициалами.
На стенах картины из жизни графов и исторических событий Вернигероде.
Есть преимущество, когда ходишь по музею без экскурсоводов. Группа экскурсантов с решительного вида гидом то опережали, то отставали от меня. Потом мне надоели "догонялки", встала в коридоре и ждала, когда точно уйдут. После них ходила практически одна по залам - будний день, вот в чем его польза. Странно слышать только стук своих шагов по замку, но зато, оттянув тяжелые двери и войдя в очередное помещение, прочувствуешь до костей атмосферу старого времени. Где-то мелькнет прозрачная фигура в кринолине и с тихим смехом раствориться в стене...
Анфилады комнат со старинной мебелью, деревянными панелями, как нельзя лучше подходили для съемок "Тот самый Мюнгхаузен" в этом дворце.
В замке кроме жилых помещений, можно полюбоваться живописью, скульптурой и произведениями прикладного искусства ручной работы. Некоторые предметы музея сохранились с давних веков.
Особого внимания заслуживают заслуживают лестницы замка. Они - отдельный архитектурный шедевр.
У меня первый этаж получился после второго, и то, вход во внутреннем дворике пришлось спрашивать. Началом первого является Замковая церковь Святого Пантелеймона и Анны, которую уже видела с балкона второго этажа. Теперь рассмотрела снизу. Венский архитектор Фридрих фон Шмидт разработал проект дворцовой церкви, которая была освящена в 1880 году.
От церкви небольшой каменный вестибюль, предваряющий жилые комнаты. Дальше начинаются комнаты мужской половины. Уж помещение с бильярдным столом не дает в этом сомневаться. В В В замке неоднократно останавливался германский кайзер Вильгельм I -Wilhelm I. Так называемые «комнаты для гостей» были предназначены для него.В В В этом каминном зале снималась сцена из фильма. Около внутренней деревянной лестницы, ведущей на другой этаж.
Великолепный, каменный и в то же время фахверковый замок впечатляет. Ежегодно в замке проходит несколько интересных мероприятий. К самым популярным из них относится "Schlossfestspiele". Кульминацией этого замкового фестиваля игр, который организует филармонический камерный оркестр, бывают известные оперы и оперетты.