Город Ханн-Мюнден многие писатели и представители искусства восхваляли в своих произведениях. Здесь обитали герои сказок братьев Гримм. Сама природа Гарца, его «кукольные» города дали братьям Гримм множество сюжетов.
Каждый дом будто сам явился из ожившей сказки. Странно видеть, что в этих домиках живут люди, находятся офисы. Все вокруг, как волшебная декорация к очередной сказке Вильгельма и Якоба Гримм. Мюнден стоит на знаменитой «Немецкой Дороге сказок», его даже называют самым сказочным из всех городов на «Дороге». В рядом расположенном с Мюнденом Касселе, Якоб и Вильгельм Гримм провели 30 лет своей жизни.Они ездили по деревням, хуторам гор Гарца, конечно, и около реки Везер с Фульдой бывали, записывали народные предания, сказки, то, что сейчас называют фольклором. Братья Гримм часто останавливались в Мюндене на обед и для встречи с друзьями, например, с профессором Хуго Мюллером или Людвигом Денеком. Людвиг Денек был автором биографии братьев Гримм, директором городской библиотеки Касселя и директором музея Братьев Гримм в Касселе. Другой литератор- Ахим фон Арним, убедил своих друзей опубликовать сказки, Кстати, за первое издание сказок Якоб и Вильгельм не получили ни гроша: они отказались от гонорара, чтобы книжку, у которой не ожидался коммерческий успех, вообще напечатали.
На гравюре XIX века братья Гримм в гостях у Доротеи Виманн, дочери гессенского трактирщика, чьи пересказы народных преданий стали одним из важнейших источников их собрания "Детские и домашние / то есть семейные/ сказки, собранные братьями Гримм" впервые изданного к Рождеству 1812 года. Всего они записали и обработали более двухсот таких историй, переведенных позже более чем на 170 языков мира. Кроме сказок Гримм написали толковый словарь немецкого языка в 16 томах (!) и другие литературные работы. Но все они известны узким специалистам, а сказки - всему миру. Потом издали все, что насобирали, в своей литературной обработке. переведенных позже более чем на 170 языков мира. Позже эти сборники стали называть «сказками братьев Гримм». Хотя, Красная Шапочка и Золушка – Шарля Перро. Братья Гримм жили в более позднюю пору, чем Перро. Рапунцель с ее длинными золотыми волосами была героиней одного из романов Фридриха Шульца, вышедшего в 1790 году.В горных районах Германии - Рудных, Исполиновых горах, конечно в Гарце, среди местных жителей бытовали свои представления об окружающем мире. Их жизнь наяву была связана с тяжелым трудом на рудниках, потому в их сказаниях жили горные гномы, тролли, горные духи, которые были для людей того времени реальными. Они могли влиять на жизнь, их надо было не гневить и задабривать.
Рыночная площадь – центр любого старого города. Здесь селились самые богатые и знатные горожане.
Старинное здание Ратуши 1605 года в Ханн-Мюндене, скорее похоже на сказочный замок. Подход в Руташе «забаррикадирован» овощным рынком. И к лестнице подойти трудно из-за куч стройматериалов перед ней.Мне очень хотелось поближе рассмотреть красочный портал, обрамляющий входную дверь. Бока, верх двери украшен лепниной, гербами и «устрашающими» масками.
Потянув на себя дверь, удивилась, когда она поддалась. Сразу попадаешь в большой зал на всю длину здания. Стена украшают росписи, повествующие об истории города, огромные камины, что должны были потреблять телегу дров в день.
По углам есть резные двери, подергала… Та, что веден в помещение, где высокие окна с витражами, закрыта наглухо. В другом углу дверь открылась, но ничего интересного. Старая деревянная лестница, где сейчас идет ремонт.
Прямо под стенами Ратуши канавка для дождевой воды - в наше время. Даже не хочется представлять, как не в бетонные желобы, а прямо на мостовую выплескивали помои с окружающих домов, как было заведено в давние века. Люди средневековья не знали и не понимали, как мусор может распространять заразы, болезни и прочее. Потому чума, другие моровые напасти были постоянными. Кирха Св. Бласиуса намного больше Ратуши, самый огромный объект в этой части города. Двери все заперты, но под стенами есть фонтаны интересные, правда, уже не работающие. В кирхе находится саргофаг герцога Эрика I. Герцог умер в другом городе - в Хагенау, но завещал похоронить себя в Мюндене. Однако, наделал долгов на 900 тысяч талеров, и его тело отказывалась отдавать Мюндену. Только через год после его смерти, состоялось погребение в местном соборе, после выплаты долга. Каждый подданный в его герцогстве заплатил 16 пфеннигов .В городе более чем 700 фахверковых домов шестивековой давности. На фасадах множество украшений, тут широкий выбор – венки, орнаменты, круги и полукружья, фигуры похожие на пентаграммы и много другое. Что меня удивляет в старинных зданиях -наличие окон современного размера. Уж 600 лет назад, окошки были маленькими. Да и не окнами - со стеклом, а просто дырка на улицу, закрываемая ставнями. Только богатые люди могли себе позволить оконца с вставленными кружками из стекла. Стеклодув выдувал пузырь, потом распластывал его и эту лепешку вставляли в специальные рамы из железных кругов. Такие окна стоили очень дорого, при отъезде хозяева стекла вытаскивали, складывали в сундуки. Пустые рамы закрывались ставнями. Но не это я имела в виду, а когда прорезали во всех домах оконные проемы практически современных размеров. Понятно, что когда стекла перестали быть баснословно дорогими. Но как можно соорудить новое окно в фахверковом доме, где кусочки дерева рассыпаются, если резать по ним? Однако, сделали же. Мысли вслух, ИМХО.
Тот вид, что многовековые дома имеют сейчас, результат восстановлений, реанимации, применения современных средств консервации. Вот наглядный пример, как выглядели фахверковые здания когда-то. Не сравнить с разноцветными, «бодрыми» старичками, что видим сейчас. Конечно, даже «намарафеченные» здания под грузом столетий неминуемо меняются. Прогибаются деревянные потолочные балки, как видно на этом доме. Есть улочка с домами на расстоянии вытянутой руки друг против друга. Вот откуда у Андерсена в сказке «Снежная королева» один ящик с розами на двоих у Герды с Каем, живущих в таких домах. Многие дома построены «уступами» - верхние этажи выступают над нижними. Налоги брали с площади, занимаемой домом на земле. Вот и хитрили, чтобы добавить немного квадратных метров верхним этажам, которые стали слегка нависать над предыдущими. Перекрытия верхних этажей подпирали снизу для устойчивости. И эти подпорки делали художественными: вырезали фигурки, какие-то морды, животных и прочее. Творения раскрашивали и дом приобретал нарядный вид. Так стали в городах появляться «небоскрёбы». В этом здании на первом этаже какой-то музыкальный клуб, либо что иное, связанное с музыкой. Через стекло двери разглядела внутри пианино и другие инструменты.Украшающие декоративные элементы редко встречаются на самых древних и исторически ценных объектах. Значит, это более поздний способ придать фасадам нарядность. Дома в историческом центре, зачастую только фасад имеют «исторический». Внутри здание может быть абсолютно современным. Подобное обнаружила, зайдя во двор одного из них.
Фахверковые дома не рассыпаются, как сложенные здания из кирпичиков, а падают, как деревья. На фото за первым домом высокенький, но не широкий домик почти завалился вперед, но заботливые люди не дали ему упасть. Возможно, дома на этом пятачке не подлежат восстановлению после пожара 2008 года или от старости.Да, городок просто «заповедник» для любителей старых дверей. Давно зареклась не фотографировать их, но в Мюндене не удержалась. В городке даже есть гид для туристов, которым нравятся старые двери! Колоритные, удивительно как дожили в такой сохранности.
Перед слиянием рек воды бурлят и перепрыгивают все препятствия играючи.
Werrabruecke - один из старейших каменных мостов в Германии.
Над рекой большое здание розового цвета – замок Welfenschloss герцогов Брауншвейг-Каленбергских, сейчас в нем городской музей Städtisches Museum. С 1488-1585 годы Ханн Мюнден был резиденцией герцога Галленберг-Гёттингерского, здесь появился замок, конечно, не тот, что сейчас стоит. Приставки Каленбергские, Гёттингерские, Брауншвейгские и прочие – при смене владельцев. Гвельфский замок построен в стиле Везерского Ренессанса в 1560 году, и был временной резиденцией герцогов. После разрушения во время пожара в том же 1560 году, герцог Эрик II приказал перестроить его в стиле Везерского Возрождения. Южное крыло снова было разрушено пожаром в 1849 году, не восстановлено. Поэтому тот вид, что здание имеет сейчас результат реконструкции во времена ГДР.
Соседство с водой, горами на другом берегу, делает возможным предположение, что из замка шли потайные ходы, тоннели. По мосту Alte Werrabrücke можно попасть в туннель, затем по улице Eichenweg до конца, там есть еще одна смотровая площадка с замечательным видом на город и место слияния трех рек. Есть дале немецкая песня про это место.Под замком очередная башня, оставшаяся от оборонных сооружений города.
Для городка со столь хрупкой деревянной начинкой, пожар стал страшным бедствием. Огонь быстро распространился на большую площадь, охватив часть улиц. А дома стоят плечом к плечу, а улочки шириной в пару метров… Очень радует, что основная часть домов уцелела, и даже следов трагедии -кроме приведенного «подпертого дома», не встречено. Предыдущая катастрофа в Мюндене произошла 17 мая 1943 года и была совсем иного рода. Тогда английская бомбардировочная авиация уничтожила плотину в 40 км от города, после чего на него хлынуло 160 млн кубометров воды - поток высотою в 8 метров. И тогда, и сейчас город уцелел, продолжает стоять, как феникс из сказки. Город дал миру многих ученых, литераторов и других известных людей. Георг Гро́тефенд расшифровал древнеперсидскую клинопись,Мюнден - прекрасный пример, что такое старинный немецкий городок. Маленький городок с населением суть больше 20 тыс. человек - вместе с новыми районами, преданно хранит историю и архитектурные изюминки старого цертра. Пусть Альтштадт - искусственно поддерживаемый район города с множеством раз реконструированными фахверковыми домами, а для глаз приятно…