Поездка в г.Мюнден была третьим путешествием в предгория Гарца после Вернигероде и Гослара. Воленс-не-воленс, сравнивала их. Безусловно, города разные, но все они относятся к «городам Гарца», что их и объединяет. По моим впечатлениям, пальму первенства держит Гослар - он гораздо разнообразнее своих собратьев, в нем не только фахверк присутствует. Да, в Мюндене три реки, но в первую очередь смотрим сам городок, а он во многом напоминает другие фахверковые.
К счастью для потомков исторический центр Мюндена практически не пострадал во время ВОВ. В непопадании бомб сыграли роль - небольшой размер городка, отсутствие военной промышленности, сложный рельеф местности.
Когда-то Мюнден был самой южной гаванью Ганноверского королевства, граница проходила недалеко, была построена специальная железнодорожная ветка, не выходящая за пределы собственной территории: Hannöversche Südbahn. Вид с платформы жд вокзала.
Итак, вышла из вокзала - вот указатель, показывающий идти влево, чтобы попасть в Альтштадт. Но, спросила местных жителей, все сказали – вправо, решила им виднее, пошла вправо. На углу гостиница «Münden», мимо нее дальше все время вниз. Маршрут…. А нет маршрута! Городок настолько мал, что главное оказаться в его фахверковом центре, дальше хоть куда идти - везде будут улочки из этих домов. Времени на обход Альтштадта ушло около 2-х часов. Одно могу сказать, что от жд вокзала вправо и вниз по улице. Пыталась для экономии времени воспользоваться местными автобусами, оказалось, ждать дОльше, чем ногами дойти. Поэтому, прямо-прямо от вокзала - будет река Фульда. От вокзала резко вправо -река Верра. Фульда и Верра объединяются и образуют реку Везер. Угол который образовывается реками, и есть Альтштадт Мюндена. Три-четыре улицы вдоль и несколько поперек.Трудно выговариваемое полное название города - Ганноверский Мюнден, получилось, чтобы не путать с городом с похожим названием - Минденом, который также расположен на реке Везер. Добавили приставку: Ханноверш-Мюнден и Прёйсиш-Минден. Но такое количество букв не помещалось на билеты, сократили до Hann.Münden. сохранил свой саксонский фахверк в средневековом центре города.
Перед особняком такое ухо на постаменте. Потом видела еще «уши» в городе. Что с ними связанно у местных жителей? Возможно, история местного феодала? Герцог Каленберг Эрик Старший получает от императора Максимилиана перед крепостью Куфштайн в Тироле символическую шкатулку на ухе, потому что он осмелился попросить у императора жизнь побежденного. Поскольку герцог Эрик спас императора в 1504 году в битве при Регенсбурге, император исполнил желание своего крестника и отпустил жителей замка на свободу.
В В стороне замечены шпили какой-то церкви, решила подойти. Аккуратное строение кирхи Св.Елизаветы, вокруг все в цветах. Дальше стало понятно откуда так много цветов. Первая и последняя дверь, которая открылась в Мюндене в церковные здания. Внутри есть перегородка, фото сделал через стекло. А цветов так много, потому что напротив Ботаническая академия. Наверное, студенты с преподавателями и украшают церковный двор. В Ганн.Мюндене в 1868 по указу прусского короля Вильгельма I, была основана Королевская Прусская Академия лесного хозяйства. Все городские парки, сады с множеством разных деревьев были в первую очередь созданы для этой академии и ее сотрудниками. Дорога вниз приводит в парковую зону, огибающую весь Альтштадт с этой стороны. Городу было что охранять, он был богатым по средневековым меркам. Строительство крепостных сооружений было обязательным для любого мало-мальски зажиточного населенного пункта. Время разрушило большинство из них, но какие-то части остались. С парка начались появляться башни одна за другой сквозь ветки деревьев. Вот эти две - в прямом смысле 200 метров друг от друга отделяют. В В 1247г. Мюнден получил Складское/Штапельное право - привилегию, позволявшую избранным городам средневековой Европы принуждать купцов, провозящих свои товары через окрестности их города, сгружать товары именно их городе. Дальше товары везли уже местные купцы, в результате приумножавшие свое богатство. Штапельное право было важным фактором развития средневековых городов, облегчая снабжение необходимыми продуктами и попутно увеличивая доходы городской казны за счёт взимания налогов, сборов с товаров. Это давало местным властям дополнительные рычаги экономического влияния на другие города, позволяя задерживать или перекупать идущий транзитом товар. Штапельным правом город владел до 1823г.В просвете домов видна башня на противоположной стороне реки - смотровая башня построенная жителями города. И названа в назидание потомкам Тиллишансе/ Tillyschanze. По имени врага графа Тилли. Во время Тридцатилетней войны город был осажден войсками Иоганна фон Тилли с 30 мая по 9 июня 1626 года. После нескольких дней обстрела город был захвачен и большая часть населения убита. Город так же пострадал во время Семилетней войны и Наполеоновских войн. Башня стоит высоко над городом, видна с многих мест.
Только вошла в улицу с фахверком, слева еще несколько башен и какая-то церковь виднеются. И поняла, почему от вокзала указатель влево показывал. Сверху от вокзала улица «влево», приводит в эту точку города, которую можно считать началом Альтштадта. В церкви Святой Эгидии все двери наглухо закрыты, рядом симпатичный зеленый уголок. Вычитала в интернете, что теперь церковь не является религиозным заведением, внутри - ресторанное заведение.Но сбоку под стеной сохранился ряд захоронений при церкви. Среди них могила известного на всю страну средневековый доктор Иоганн Андреа Айзенбарт. В Германии есть посвященный ему музей, несколько памятников, о нём сняты фильмы, написаны пьесы. Даже почтовую марку выпустили с его изображением.
Странствующие лекари - феномен, в том или ином виде существовавший с древнейших времён до середины XX века во многих странах и культурах. В поисках клиентуры лекари переезжали с места на место, заодно скрываясь от родственников умерших от их «лечения» пациентов. Чаще всего процесс лечения происходил на ярмарках, главных торговых площадях, в окружении толпы зевак, а «ассистентами» врача выступали шуты, фокусники и бродячие артисты. Приезжавшие на торжище купцы и покупатели, заодно «оздоравливались» около торговых рядов. Медицинская помощь чаще всего заключалась в кровопускании, пиявках, примочках и отварах трав. Причиной болезней считали грех или какое-нибудь событие, произошедшее в тот день или накануне.
Айзенбарт обучался врачебному искусству сначала у своего отца, так же лекаря. Потом ассистировал и набирался знаний у известного врача, приходившегося зятем Айзенбарту, Александра Биллера в г. Бамберге. Врачевать раны и оперировать грыжи, вправлять вывихи костей в суставах. Мог и операции внутренних органов проводить.
Когда получил от короля разрешение –«лицезию», практиковать в Пруссии, начинается взлёт его карьеры. Перед этим на экзамене он должен был ответить «на 36 вопросов по оказанию, с Божьей помощью, лечебной помощи больным в разной ситуации и при разных страданиях». На протяжении многих лет был, как называли в то время - «путешествующим хирургом». Но ездил по городам и весям не один, а с «театральной труппой» численностью до 120 человек, куда входили артисты и музыканты. Вольтер говорил о средневековых лекарях, как о шутах. Он считал, что искусство медицины заключается в том, чтобы развлекать больного, пока он сам излечится от болезни. В этом и состояла суть средневековой медицины. Однако, Айзенбарт действительно мог облегчить страдания больных. Комедианты нужны были для заглушения криков оперируемых, а так же для своеобразной рекламы. Он сам распускал о себе невероятные слухи, к примеру, о том, как он лечил русского царя и турецкого султана. Будучи профессиональным врачом - на уровне медицины средневековья, тем не менее, вошел в историю как лекарь-шут. А он делал сложные операции, даже изобрел некоторые медицинские инструменты, например, крючок для вытаскивания полипов из носа. Без анестезии. Создавал лекарства в своем доме в городе Магдебург и они пользовались большим спросом по всей Германии.
Будучи профессиональным врачом - на уровне медицины позднего средневековья, он вошел в историю, все-таки как лекарь-шут. Его «труппа» явно с аншлагом выступала. В Ганноверш-Мюндене с 1950 года проводятся ежегодные юмористические фестивали «доктора Айзенбарта». И на красивой городской Ратуше двигающиеся фигурки показывают историю лекаря-шута. К сожалению, сама не видела, попала в промежуток между представлениями.
Башня номер „N“. Уже в 12-13 столетиях вокруг поселения возводится целый комплекс укреплений: крепостные стены, башни, ворота. От старых укреплений осталось немногое, в основном, одиноко стоящие башни в разных местах Альтштадта.
По пути к реке Фульда опять 2 рядом стоящие башни. Самая высокая так и называется-Стеновая.Первый увиденный мост и река Фульда под ним.
Перед ним – очередная башня прямо между жилыми домами и лев на постаменте в кустах напротив.
Мост с деревянными элементами – не думаю, что он полностью деревянный, и шлюзом перед ним. Drei-Flüsse-Stadt, один из старинных одиннадцати шлюзов сохранившихся в Германии.
От реки свернула улочку с вахверковыми домами. В Альтштадте представлены всевозможные "модели" вахверка. Причудливые повести зашифрованы тут в украшениях, золоченых табличках, аллегорических барельефах на фасадах домов. То тут, то там натыкаешься на солярные круги, пальметты, венки, гекса- и пентаграммы, будто город пытался защититься от напастей. Гензель и Гретель, а также все их сказочные родственники, так же все униженные, оскорбленные и голодавшие, коих было большинство в истории, навсегда остались в коллективной памяти горожан сказочного городка Ханн.Мюнден.