В стародавнем 900 году на острове, близ места слияния трёх притоков Одры, появилось славянское поселение с торжищем. И чешский князь Вратислав, что правил в период с 915-го по 921 год, решил устроить в нем свое привальное место, основать город. Назвал его в честь себя Вортицлава - Вратислава - Вратиславия. Нынешнее польское название Wrocław, имеет именно эти корни, а вензель его основателя - буква «W» величается в гербе города. В средневековое название города было Vratislav в чешских источниках и Wrocislaw в польских. Позже поляки упростили от Wrocislaw до Wroclaw.В разных языках, странах, Вроцлав совсем не Вроцлав: чешский- Vratislav, лат. Wratislavia, нем. Breslau, угорь, Boroszlo. В 1000-м году император Священной Римской империи Оттоном III захватил Силезию, учредил римско-католическую епархию. С того момента считается, пошла официальная история города.
По директивам Гитлера 1943 г, наиболее крупные города на пути наступающей Красной Армии должны были быть превращены в крупные оборонительные узлы, так называемые «крепости». Крепость Бреслау советская армия взяли в клещи так, что мышь не выскочит. Оставили достаточно сил, для поддержания осады, а главные силы пошли дальше на Берлин. Нацистский гарнизон в Бреслау в итоге сдался - комендант Бреслау Генерал Нейхофф подписал акт о капитуляции, зато сколько жизней советских солдат было сохранено. И так при освобождении Польши отдали за ее свободу 600 000 тысяч наших родных и близких.
Поход этого дня начался от моста по набережной вдоль реки Одра. За ней виднеются шпили костелов Тумского острова, что так и манят к себе. Про него написала отдельный отзыв, а пока движемся по красивой аллее к Альтштадту.
Влево находится прекрасное административное здание, похожее на дворец. Сзади даже интереснее.Вход свободный, не удержались, зашли полюбопытствовать. Широкими коридорами и холлами не ограничивается, есть внутренний дворик. Около Красного моста привлекает внимание необычное здание Вроцлавского рынка. Зданию больше 110 лет и строилось оно именно для рынка. Раньше на месте этого торгового центра было подворье любуских епископов - biskupi lubuscy, XIV века, которое в начале XVI века было перестроено в военный арсенал - Arsenał Piaskowy, который был разобран в 1905 году. В северный фасад здания вмурованы каменные пушечные ядрa, как память о последнем предназначении этого места.
Над входом расположен барельеф с животными, овощами и другими схестными припасами, которыми потчует рынок. В начале XX века Бреслау-Вроцлав был одним из густонаселённых городов Германии. Рынки всегда представляют собой особую скученность народа, потому в центре города решили возвести здание рынка, где бы покупатели производили покупки с удобством. Перекрытие опирается на необычные параболические железобетонные арки, ставшие одним из первых важнейших инженерных достижений своего времени. Все расчёты несущих конструкций выполнил Макс Берг - Max Berg, который также спроектировал и Зал столетия во Вроцлаве. Под столь интересным архитектурным потолком многочисленные прилавки и заведения общепита, где можно перекусить. На первом этаже продаётся всё съестное и цветы. На втором - одежда, сувениры, косметика и другие мелочи. Здание не сильно пострадало во время ВОВ и почти сразу после войны стало опять торговым рынком. Капитальный ремонт был проведён в 1980—1983 годах, и с того времени это одно из самых больших торговых помещений в городе.
В центре города множество площадей, улиц с прекрасными зданиями. Но начало исторического ядра со стороны реки Вроцлава открывает ансамбль университетских зданий. Университет строился, когда уже сложилась городская застройка, потому возвели здания впритык к реке.
В проходе между университетским зданием и ее церковью вход в музей.Zgrh-голубые двери не дадут пройти мимо.
Фонтан между центральным корпусом и соседним стеклянным зданием называется «Фехтовальщик». Про него есть байка, что наверху стоит студент университета со шпагой в руке, который любил покутить. Однажды он проиграл в карты всю одежду, но его дворянские корни и воспитание не позволило ему поставить на кон шпагу -символ достоинства и чести. И в таком виде вернулся в студенческое общежитие, это «явление Адама» запомнили все. Однако, студент закончил университет и стал профессором. Он, говорят, и поставил этот памятник – чтобы другие студеосы не повторяли ошибок его молодости. А шпага в руках, как символ аристократического происхождения и не проигранной чести.
У ног статуи находится мраморный фонтан с человеческими лицами, из уст которых бьет вода. Говорят, что эти головы символизируют преподавателей Вроцлавского университета, а вода – это те знания, которые они даруют своим студентам. «Фехтовальщик» часто становится предметом невинных шуток, современные студенты переживают за статую. Не бывает зимы без того, чтобы кто-нибудь не надел бы на обнаженного мужчину шапку или шарф. Также полиция регулярно ловит желающих украсть его шпагу.
Университетское здание построено в средние века, ныне пристроен современный лифт. Коридоры внутри, как и везде коридоры, да не везде такая дверь.
Университет в 19 веке владел астрономической обсерваторией, богатой библиотекой, ботаническим садом, картинной и…зоопарком. Нарядная, яркой окраски дверь ведет в университетский музей. Он включает несколько старинных залов, выставку и Математическую башню с обзорной площадкой. На вершине Математической башни расположен знаменитый компас, который всегда указывает на север. Однако существует предание, что в определенные моменты, например, во время солнечных затмений или в полнолуние, компас начинает вести себя как хочет. По преданиям в башне спрятана комната, где проводили свои эксперименты средневековые алхимики. Алхимики якобы оставили в этой комнате множество рукописей и инструментов для проведения магических и научных опытов. Однако вход в эту комнату был намеренно скрыт, чтобы никто не мог воспользоваться древними знаниями
«Аула Леопольдина», актовый зал - находится на 2 этаже главного здания Вроцлавского университета, который был построен во времена Леопольда I. Великолепный зал, покрытый разноцветными росписями и позолотой, со множеством скульптур, можно, без сомнения, назвать ослепительной жемчужиной барокко. Фото из интернета.На четвертом этаже здания есть еще одно историческое помещение, менее отреставрированное, где когда-то был театр, а ныне устраивают выставки современного искусства.
Но времени хватило на прекрасный университетский костел рядом. Университетская церковь Святого имени Иисуса - один из немногих храмов Вроцлава, который почти полностью уцелел во время войны, включая внутреннее убранство. Протестантская городская власть долго сопротивлялась строительству католического храма и выделили под него замок XIII в., который иезуиты почти полностью разрушили в своих целях. Зажатый между соседними зданиями, костел находится на месте частично снесенного южного крыла бывшего имперского замка, а потому в строение вписался сохранившийся фрагмент эпохи Возрождения, который использовался как церковная ризница. Снаружи еще можно увидеть - если знать, сохранившиеся окна и дверные проемы того времени.
Интерьер, выполненный в том же стиле, что и Аула Леопольдина, делает костел одним из самых шикарных и богатых во Вроцлаве. Роскошное барокко церкви, построенной в 1689-1698 гг, пережившей войны и потрясения, внутри она украшена фресками с изображениями жизни Христа.
Особую ценность представляет роспись стен и потолка. Некоторые из них остаются загадкой для историков искусства, поскольку их авторы и точные даты создания неизвестны. Есть серия монументальных картин работы Иоганна Майкла Ротмаира фон Розенбрунна, написанных в 1703-1706 годах. Среди них изображение Иисуса, многочисленных святых и австрийских императоров, а также автопортрет художника в нефе.
Скульптурным оформлением руководил в период 1722-1734 годов Кшиштоф Тауш, работа его группы в нарядной лепнине, пилястрах, карнизах, кафедре, фигурах святых, частично сохранившихся скамьи, канделябры.
Храм был спроектирован итальянским архитектором Теодором Моретти - Teodor Moretti, потому так напоминает храмы Апеннинского полуострова своим великолепием. Костел часто используется для проведения различных церемоний и мероприятий университета, включая посвящение первокурсников и выпускные торжества. Изо всех храмов Вроцлава – не во все заходили внутрь, произвела самое большое впечатление.
Здание университетской библиотеки Оссолинеум выделяется ярким цветом. Название получила от фамилии графа Оссолинскиого, переделанной на латинский лад. Любопытно, что при графе были созданы библиотека и ее фонд во Львове. Общество «Оссолинеум» было основано графом Оссолинским в 1817 году во Львове. Это было сочетание библиотеки, научного-исследовательского центра и типографии. Во время австрийской оккупации общество стало центром польской культуры. После Второй мировой войны часть фондов переехала во Вроцлав, вошли 217 000 единиц хранения, которыми заполнили два вагона. На основе библиотеки было создано польское научно-исследовательское общество «Оссолинеум», ставшее центром польской научной жизни. Первоначальное здание над рекой принадлежало ордену рыцарей госпитальеров, которых в ХІІІ веке привела во Вроцлав княгиня Анна - жена Генрика Набожного. Затем некоторое время здесь находилась больница Св. Елизаветы. Во второй половине ХVІІ века здание было перестроено в стиле барокко по проекту французского архитектора Jean Baptiste Mathieu. С 1819 г. в нем помещалась католическая гимназия св. Матфея, в которой учился и будущий учитель Фридерика Шопена - Юзеф Эльснер. Кстати, в здании работал лифт, как говорят легенды, 17 века. На чердаке сохранился механизм, в котором сохранилось несколько деталей.
Зайти в расположенный за забором барочный сад Оссолиниум можно свободно. Небольшого пространства хватило и на подстриженные кусты, разлинеенные дорожки, по центру которых стоит фонтан.
Так же свободно войти в церковное здание небольшого костела Святого Мацея. Существует предание, что местные жители молились Святому Мацию о защите от бедствий, и он якобы ответил на их молитвы, избавив город от эпидемий. Говорят, что детали на фасаде костела имеют скрытые символы, относящиеся к древним мифам и религиозным верованиям. Внутри интерьер включает элементы готического и барочного стилей. Свет проникает через большие витражные окна.
Город, как дудочка волшебника, завлекает все глубже и глубже. И с радостью погружаешься в паутину улочек, двориков, площадей. Первая встреча с Вроцлавом дала массу впечатлений, которыми я делюсь в отзывах.