Город Аугсбург, расположенный в южной части Германии, стал важным городом не столько из-за необычности рельефа, сколько благодаря своему стратегическому положению и историческому значению. Сразу за домами «Верхнего» города обрывается уровень земли, на котором он стоит, улицы превращается в лестницы или наклонные проходы. Дважды спускалась из «верхнего» в «нижний», по подсказкам прохожих в поисках объектов из моего списка. Второй раз оказалась снова у Фуггерея, хотя искала другое.
За забором стоит квартал «Фуггерей», но вход со стороны трамвайных путей через арку в здании. В средние века строительство социального жилья стал новаторским и социально ориентированным шагом не только для города, но и примером стране.
Ворота на ночь запирались, так что Фуггерей очень похож на небольшой независимый средневековый городок. Справа от входа стоит небольшая церковь Св.Маркуса, а к ней примыкает длинный фасад католической школы. Напротив в углублении между зданий, стоят столики. Наверное, ресторанчик тут работает, во время моего посещения не функционировал.
Вход в квартал платный, но это не останавливает. В среднем около 200 000 туристов посещают Фуггерей ежегодно, что составляет примерно 16 000 посетителей в месяц, в зависимости от сезона.
Название городок социального жилья получил по имени ростовщиков Фуггеров, которые решили обеспечить таким образом себе загробную жизнь. Сказано же - «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем толстосуму в царствие небесное». Значит, надо чтобы этот вход обеспечили молитвами более праведные люди. Отстегнули немного денег -для них крохи, и выстроили домики для проживания бедняков, но на определенных условиях: бедность, истинные католики и молиться 3 раза в день за Фуггеров. Строительство было начато ещё при Якобе II Фугерре Младшем в 1514-1523 годах. С той поры город и квартал видели войны, мор и чуму, но люди так и продолжают здесь жить. Любопытно, что до сих пор улочки квартала ночью освещаются газовыми фонарями.
На пересечении улочек стоит старинный фонтан с чугунной чашей для воды, раньше был деревянным. В старину фонтан служил не украшением, а источником воды для жителей квартала. Со временем появились колодцы с насосом, с помощью которых жители могли снабжаться свежей водой. За обслуживание и ремонт системы водоснабжения отвечал специальный колодезный мастер.
Селили тут тех, кто был не в состоянии иметь свое жилье или даже угол снимать. Поначалу только католики бессемейные, потом и семейным давали крышу над головой, но без детей. Со временем разрешили детей. Одно условие оставалось непременным - молиться 3 раза в день за Фюггеров. Условия проживания можно найти и прочитать в интернете. Концы улиц заканчиваются надёжными воротами.
Один дом отдан под музей, где рассказывается про прошлых и нынешних обитателей квартала. В доме номер 14 по улице Mittleren Gasse в квартире на втором этаже с 1681-го года до своей смерти в 1693-м году жил с семьёй каменных дел мастер Франц Моцарт, прадед Вольфганга Амадея. Франц Моцарт и был строителем Фуггерая, кирпичи зданий помнят его руки.
В каждом домике жили две семьи, и каждое жилище имело отдельный вход. Две близко расположенные двери: одна ведёт в квартиру первого этажа, вторая - на лестницу, поднимающуюся в квартиру второго этажа. Рядом были разбиты маленькие садики с изгородью и цветниками.
На крышах печные трубы и это не музейные экспонаты. Отопление в поселке печное, но если раньше топили дровами, то сегодня пользуются газовыми нагревателями. Каждая квартира имеет собственную печь со своей трубой. Когда-то тут были трубы общепринятые в Германии. Но в начале XIX века их все переделали в «русские трубы», то есть такие, как у русских: узкие, дающие хорошую тягу. Вероятно, это посоветовал кто-то из наполеоновских солдат, вернувшись домой в мизерном количестве: из 30-тысячного баварского корпуса почти все погибли в России. Сначала комплекс состоял из 8 ворот, 7 улочек и 53 двухэтажных домов. Судя по занавескам на окнах, домики жилые и сейчас. Есть внутри квартала свои зеленые скверики.
Лично мне интересно, как соглашаются люди тут жить. Под окнами толпы туристов, самим жителям и то, и се надо соблюдать. Видела только совсем древних стариков, что брели выбрасывать мусор или выглядывали из окна. От какой же безнадеги селятся тут…, да еще бей поклоны за Фуггеров. Помню, Бегинажи в Голландии и Бельгии, чем-то похожи домики, но во Фландрии подобное жилье для монашеской жизни. Могут жить и простые женщины, но обязательно набожные и соблюдающие уставы.
В годы Второй мировой войны квартал был разрушен. Хорошо, что было бомбоубежище, где при авианалетах могло скрыться население Фуггерая. Сейчас в нем находится небольшой музей -"бункер", рассказывающий историю разрушения и послевоенного восстановления квартала.
Выйдя из Фуггерая, недалеко направо стоит башня с воротами Святого Якова - Jakobertor, которые когда-то были важнейшими из внешних ворот города Аугсбурга. Через них проходила стратегическая дорога из Швабии в Баварию. Первое упоминание об этих воротах относится к 1346 году. В 1462 году у ворот была поднимающаяся решётка, надёжно защищающая вход.
На площади храм Св.Якова и фонтан-памятник под ним с бронзовыми пилигримами. После появления храма и предместье города стали назвать «Святого Якова» - Jakobervorstadt. Не случайно, храм находится около ворот. Отсюда шел паломнический «Camino de Santiago» к Сантьяго де Компостела. Ордену Св. Якова, появившийся в Испании в 1171 году, папский легат кардинал Хасинто представил устав, а в 1175 году Александр III признал их под именем ордена меченосцев Святого Иакова. Отличительная особенность монахов - красный крест в виде меча на белых одеяниях. И свирепым девизом ордена было «Да обагрится меч кровью арабов», так как шло освобождение земель Испании христианами от арабского нашествия - Реконкиста. Откуда такой девиз? Не менее 40 раз он являлся различным христианским королям, во сне конечно, и каждый раз говорил, что покровительствует Реконкисте. Рыцари ордена предоставляли вооруженный конвой караванам пилигримов на Пути Якова и странноприимные дома. Особенность ордена еще в том, что членами могли быть женатые люди. Но после смерти все его имущество переходило ордену, который сам дальше заботился о семье. Всемирно известный художник Диего Веласкас был произведен в рыцари ордена Св.Якова. Его автопортрет в одеянии ордена.
Дома с галереями не редкость в городе. Торговцы пристраивали галереи для удобства складирования товаров и перекрытие защищало покупателей от непогоды. В «Нижнем городе» улицы не столь нарядны, как наверху. Добротность построек, удобство проживания такие же и тишина, как в сельской местности.
Вышла из этого района чуть вверх, в конце новой улицы своя башня - Фогельтор. Система укреплений в Аугсбурге начала формироваться ещё при римлянах. Именного тогда были построены первые фрагменты крепостной стены и ворота в южной части города. Первые ворота на месте Фогельтор простояли недолго: в 1445 году их снесли и построили новые. Было это во времена бургомистра по фамилии Vogelin, так что, по одной из версий, своё название ворота получили именно от этой фамилии. «Птичьи» ворота самые многострадальные в городе. Из-за удобных подходов захватчики чаще всего атаковали город именно через Фогельтор, хотя перед воротами был вырыт внушительный ров, перекрытый узким мостом. Ворота минимум трижды ремонтировали и перестраивали, а в 1880 году чуть не разобрали совсем вместе с мостом через ров. Но вспомнив про историческую ценность здания, жители Аугсбурга сохранили его. Однако авиации союзников не было дела до ворот Фогельтор, и самолёты сравняли их с землёй.
Никак не могла найти проход к «Верхнему» городу, наконец, перейдя какой-то ров справа, что оказался каналом, очутилась в центре «Венецианской» части Аугсбурга.
Кварталы Кляйн Венедиг под летним солнцем, как разноцветная мозаика, наброшенная по берегам каналов. Еще древние римляне рыли колодца и каналы для транспортировки грузов, в основанной ими Аугусте Винделикорум. Хоть и нешироки каналы в центре города, но через них переброшены многочисленные мостики. Расположение города на возвышенности, делало его стратегическим местом, которое можно было легко защищать от врагов, однако, в самом городе воды не было, поэтому и пришлось рыть каналы. Подавать воду сюда по ним начали еще в VIII веке, то есть в Раннем Средневековье. Водная система Аугсбурга состоит из более чем 30 каналов и городских ручьев и очень чистых, так что в некоторых даже разрешено купание в черте города. Когда много водных преград, много и мостов, более чем 500. Большинство, скорее, помосты-подходы к дверям домов. Многие дома в Аугсбурге находятся прямо над водой. Отличить городской пейзаж от венецианского можно, пожалуй, только по отсутствию гондольеров😊.
Это огромное церковной здание заприметила еще от улочек снизу. В бывшего монастыре сейчас находится музей. Двери подергала, закрыто.
Общая длина каналов в границах города составляет 90 километров, плюс ещё 19 километров ручьёв. Каналы стали системой жизнеобеспечения, по которой жители получали все необходимое - от питьевой воды до грузов, а также избавлялись от отходов. Вода из каналов приводила в движение мельницы, кузнечные меха и ткацкие станки. В XVI веке была построена водонапорная башня для обеcпечения горожан питьевой водой, уникальное для Европы того времени инженерное достижение. Еще задолго до того, как медицина смогла доказать, насколько важна гигиена для здоровья, в Аугсбурге с 1545 года было четкое разделение сточной и питьевой воды. Кроме того придумали уникальную систему охлаждения мясных продуктов в городской мясной лавке -Stadtmetzg, при помощи ледяной воды из реки Лех, берущей начало в Альпах. Население города стремительно росло, росли и доходы горожан. Вдоль каналов появлялись не только мельницы, стали строить богатые дома. Именно историческая гидротехника и гидроэнергетика, питьевые и декоративные фонтаны, канализация в Аугсбурге вошли в список мирового наследия ЮНЕСКО.
В древнем Аугсбурге, вольном имперском городе, проживало много богатых купцов. Они строили красивые, удобные по тем временам дома, которые мы видим сейчас в «маленькой Венеции» и в центре города. Как тут не вспомнить романтичную историю про влюбленных под стать итальянской Венеции с каналами. Жила-была у местного торговца Вельзера красавица дочка Катарина. Ни сном, ни духом не помышляла о королевских тронах, усердно готовилась стать добропорядочной женой местного бюргера, из богатых, конечно. Собой была велича-ава, ступала будто пава, умом Бог не обделил, особо наделил красотой. Така дочка у купца справная была, что он ее как витрину сажал в семейной лавке и она своими белыми ручками товар горожанам отпускала. Но как-то случилось же ей попасться на глаза заезжего принца на белом коне. Да ни какого-нибудь захудалого королевства, а самого что ни на есть первейшего в Европе - дома Габсбургов. Быстро сказка сказывается, да долго шли под законный венец влюбленные.
Итак, по порядку. Купеческая дочка – всамделишная местная девушка Филиппина Вельзер, Philippina Welserin; принц - того хуже: всамделишный принц Фердинанд, сын младшего брата самого Карла V. Ну, не совсем принц, так как наследовать империю дяди был не в состоянии. Однако, где он, и где Филиппина. Предположительно самая первая встреча молодых людей могла произойти во время очередного рейхстага, проходившего в Аугсбурге в 1547-1548 годах, куда молодой Фердинанд мог приехать в составе свиты своего дяди императора Карла Пятого. И не на улицу - ни Боже мой! а честь по чести в доме тети девушки они увидели друг друга. Фердинанд просто потерял голову от любви и мысленно поблагодарил Бога, что до сих пор давал ему силы сопротивляться против навязываемых отцом кандидаток в жены. Кстати, он был на два года младше Филиппины.
Любовь и честь не позволяли влюбленному эрцгерцогу сделать девушку очередной наложницей. Но сделать ее законной женой, прося согласия семьи - было немыслимо. Для Филиппины любовь Габсбурга и вовсе могла стать смертельной. Всем в городе была известна история Агнес Бернауэр, которая жила столетием раньше. В нее, тоже простолюдинку из Аугсбурга, влюбился Альбрехт, наследник баварского престола из династии Виттельсбахов и тайно обвенчался с ней. Отец герцог почувствовал опасность для династии и, выбрав удобный момент, когда сына не было дома, приказал утопить Агнес в Дунае, как ведьму, приворожившую сына.... Но любовь оказалась сильнее страха смерти, они тайно обвенчались с помощью той же сводни-тетки, которая нашла священника. И роды принимали тетка Катарина со своей старшей дочерью. Новорожденного положили у порога дома и Филиппина «вызвалась» воспитывать «подкидыша», как родного сына. Среди Габсбургов поползли слухи, что один из них сожительствует с девицей Вельзер, и возможно тайно женат на ней. И страшно сказать, возможно, подкидыш - внук императора Священной Римской Империи! Приняли решение, разрешить иметь тайную семью, но всем молчать. Дети из брака Фердинанда и Филиппины не имели права претендовать на престол, за исключением случая, если всем остальным ветвям династии Габсбургов будет грозить вымирание. Тайную жену с сыновьями, которые появились позже, сослали в роскошный замок Амбраз в Тюрингии, где эрцгерцог проводил с ними все свое время свободное от государственных обязанностей. Фердинанд ни в чем не отказывал жене, Он осыпал ее подарками и выделял средства на ее благотворительные замыслы. У него были на это все причины: она была внимательной женой и любящей матерью. Стали они жить поживать в любви и согласии. Но Филиппина угасла первой, Фердинанд пережил ее на 15 лет. Через два года после похорон женился еще раз, на 16-летней принцессе королевских кровей. Наверное, по приказу императора, возможно, чтобы произвести на свет сына, который бы унаследовал его титул и земли. Но в этом браке родились только дочки.
Смахнув слезу, проникнувшись лав-стори, пошла дальше по городу их любви. Венецианские и кварталы ниже Максимилианштрассе, создают как бы промежуточный район между Верхним и Нижними частями города. На перекрестке улицы Auf dem Rain видна стена бывшей церкви монастыря францисканцев-Barfüßerkirche, после Реформации церковь стала евангелической. Именно в ней крестили маленького Бертольда Брехта. В войну церковь от бомбардировок практически исчезла, восстановили её в сильно упрощённом виде. Все интерьеры, включая и уникальный орган, на котором когда-то играл Моцарт, полностью утрачены. Выше уже виднеется купол-«шапочка» храма на главной площади, где толчея народа и официоз кругом. Улочки по бокам с увитыми плющем домами и небольшими магазинчиками.
На небольшой площади большой фонтан «Рыцарь», нисколько не уступающий по красоте фонтанам центра города. В Аугсбурге около 100 фонтанов, каждый район города может похвастаться ими. За фонтаном разноцветные отреставрированные дома. А напротив фонтана дом с великолепным фасадом и ступенчатой крышей. На вид – цивильное здание, ан, это бывшая скотобойня. В кадр не попала почему-то. Крутилась, чтобы получше сфотографировать, играющую на фоно фрау.
Забавной «фишкой» Аугсбурга служат расставленные по всему городу фортепиано, на которых может сыграть каждый желающий. Даже мальчик-школьник, остановив свой велосипед, не удержался побренчать двумя пальцами😊. Потом снова помчался на своем «железном друге» с ветерком.
Не только историей знаменит город, здесь жили, творили его знаменитые граждане. На канале реки Лех в 1898 году родился самый известный из литераторов Аугсбурга - Бертольд Брехт. Каждые два года на родине проводится Historisches Bürgerfest. Семейный род Амадея Моцарта поселился в городе в XIV столетии, и именно здесь родился отец великого композитора, Леопольд Моцарт. С Аугсбургом связана деятельность изобретателя Рудольфа Дизеля: в 1897 году на местном производстве он изобрел двигатель внутреннего сгорания. Также здесь проживали великие художники Гольбейн и Тициан, бывал великий христианский реформатор Мартин Лютер. Сегодня Аугсбург - крупный промышленный и научный центр. Augusta Vindelicorum под ярким солнцем наряден и пронизан воздухом. Хотя утрачен средневековый дух и облик, предстает современный город для труда и отдыха.