Город оставил неоднозначные впечатления. В «средневековом» центре города - широченные улицы, великанские новенькой кладки «древних» соборов, сияющие современным ремонтом фасады «старинных» домов. Понятно, что после бомбардировок американских и британских Королевских ВВС во Второй мировой войне, что метили по важным военным производствам - "Мессершмитт" и "Сименс", завод дизельных двигателей подводных лодок, завод танковой фирмы MAN, мало что осталось подлинного. Англичане бомбили центр, а американцы, имевшие тяжёлые бомбардировщики, военные заводы на севере и юге города, потому весь город сильно пострадал. К концу войны большая часть исторического центра Аугсбурга была разрушена, восстановление идет до сих пор, Ратушу отгрохали заново только в 21 веке. Но настолько новодел со всех сторон, что старинной совсем «не пахнет». А историческая справка дает сведения, что этот город второй после Трира по древности в Германии.
Местные жители хотят думать, что их город старше нашего способа летоисчисления. Родственники Октавиан Августа основали Аугсбург как римскую заставу, по легенде, за 15 лет до рождения Христа. Император Октавиан Август поручил сделать это двум своим пасынкам Друзу и Тиберию, для укрепления территорий к северу от Альп. Тогда был построен каструм - лагерь римских легионеров. Аугсбург являлся одним из крупнейших римских поселений к северу от Альп. Во времена императора Адриана в 121 году нашей эры, поселению предоставили права римского города. Примерно с 95 года нашей эры «Аугуста Винделикорум» был столицей римской провинции Реция, которая простиралась до северной Италии. Тацит описал Аугсбург как самый красивый, «splendidissima» город Реции.
Ныне Аугсбург промышленный город и строительство современных зданий - примета нового времени. Прямо с платформы жд вокзала прекрасно виден такой небоскреб. Далее «стеклянные» здания везде.
Разделила отзыв, как и город на две части - «Верхний» и «Нижний». Город раскинулся на возвышенности, на самом верху строили главные храмы и свои хоромы самые богатые люди. Верхний город Аугсбурга горожане называют «епископским». Народ попроще селился пониже, нижний город стал местом для торговли и мастерских ремесленников. В 1368 г. в Аугсбурге произошло восстание городских ремесленников, и купцам пришлось потесниться: власть перешла к ремесленным цехам, это событие стало прообразом демократической революции.
От жд вокзала недалеко дойти в самый центр города. Жалко, что эту карту с достопримечательностями нашла только при написании отзывов. Она понятнее других, которыми я пользовалась в поездке. Может, кому пригодится.
Сначала путь привел на площадь Кёнигсплац. Еще в 19 веке на месте Кёнигсплац стояли Гёггингерские ворота с бастионом «Гёггингервалл», городской стеной и рвами. С 1933 по 1945 год Кёнигсплац, как и многие центральные площади в ту эпоху, называлась Адольф-Гитлер-Плац. После окончания Второй мировой войны ему вернули первоначальное название. Теперь здесь уютный парк с фонтаном под деревьями.
Дома с другой стороны площади. После бомбардировок в войну в городе практически не осталось фахверковых домов, кругом либо восстановленные старинные здания, либо относительно современная застройка.
От транспортной развилки просматривает городской театр невдалеке.
В 1897 году появились планы соединить Кёнигсплац и Морицплац новой улицей и, таким образом, лучше развить центр города. Теперь от вокзала это наикратчайший путь и маршрут городского транспорта. С появлением «конки», предшественника сегодняшнего аугсбургского трамвая, в 1881 году была открыта остановка на Кёнигсплац. 1 июня 1898 года в городе началось движение электрического трамвая. Из-за растущего числа пассажиров в 1913 году расширили Кенигсплац, включив в него круглый павильон по продаже билетов, часами и зонами ожидания, который из-за своей формы был назван «гриб». Теперь на месте «гриба» вот такое многофункциональное стеклянное здание.
С точки бывшего «гриба» уже видны верхушки зданий, купола храмов исторического центра города.
Главной площадью, как везде в стране, является Маркетплац. Выдающееся здание на площади - Аугсбургская Ратуша, которая на протяжении столетий оставалась самой высокой в Европе. Не припомню еще такого небоскреба средневекового, отведенного под мэрию. Здание было разрушено в ВОВ, уже не историческое, построено заново совсем недавно.
Вверху между окон, выходящих на площадь, чёрный двуглавый орел символ Священной Римской империи - лат. Sacrum Romanum Imperium и Вольного города. Рядом с орлом -сосновая шишка, которым с древности символ богатства, процветания.
Священная Римская империя образовалась в X веке после того, как германские императоры завоевали Италию. Императоры постоянно нуждались в деньгах, которые были у этого богатого города. Поэтому за определенную сумму подарка в 1276 году Аугсбург получил права имперского города и оставался им на протяжении пяти веков.
Право как имперских, так и свободных городов на участие в рейхстаге было официально закреплено только в1489 г. Статус «Имперского города» даровал император и они должны были платить налоги в его казну. «Свободные города» сами добившиеся свободы в противоборстве с религиозной властью и светскими князьями, не платили налоги. Потому в городе нет статуи «Роланда» -символа вольного города. Хотя и имперские, и вольные города были представлены в рейхстаге, их влияние на внутреннюю и внешнюю политику оставалось незначительным, а мнение Совета имперских городов зачастую игнорировалось имперскими князьями. В 1805 г. Наполеон отменил Священную Римскую империю, к моменту роспуска существовали лишь шесть свободных имперских городов:Любек, Гамбург, Бремен, Франкфурт, Аугсбург и Нюрнберг. Аугсбург с Нюрнбергом после лишения прав и вольностей, присоединены к Баварии.
Остается только гадать, фантазировать, сколько стоило возведение здания в средневековых 1610-х годах, если при современных строительных достижениях, разрушенною в войну Ратушу восстановили по старым чертежам и эскизам только в 21 веке.
Считается, что на момент окончания строительства, Ратуша была самой высокой в мире, поскольку имела более шести этажей. И сегодня она остается одной из самых больших ратуш в Германии. При постройке своего главного дома во времена средневековья, Аугсбург находился на пике своего процветания, и огромная Ратуша должна была воплощать богатство и могущество города в эпоху Возрождения. Под стать зданию были и залы внутри - Золотой и Княжеский. Их восстановили, но увидеть мне не довелось. Кроме того картинная галерея, это и были Княжеские салоны, Модельная палата, два больших зала, сейчас использующихся как выставочные, а также ресторан.Фото из интернета.
Бок о бок с ратушей стоит католическая церковь Святого Петра с высокой башней, построенной на месте древнеримского амфитеатра. Башню строили не столько для украшения площади, сколько в противопожарных целей. Наверх 70-метрового Перлахтурма ведет лестница в 258 ступенек и оттуда виден весь центр города. Глянув на Перлахтурм и ратушу под определённым углом, можно подумать, что башня является частью архитектурного ансамбля ратуши. Так и было задумано их общим архитектором, даже внешние фасады отделаны одинаково. Наверху башни, установленные в 1894 году колокола, вызванивают мелодии Вольфганга Моцарта и местные народные песни.
Фонтан, созданный в 1594 г. в мастерской голландца Хуберта Герхарда по случаю 1600-летия города, украшен скульптурой римского императора Августа, который рукой приветствует людей. Ниже него четыре фигуры представляют реку Лех и ручьи Вертах, Зингольд и Брунненбах, что дарят свои воды городу.
Почти во всех зданиях вокруг площади торговые или ресторанные заведения. Центр города вообще изобилует ТЦ и магазинами. Наверное, здесь шикарные шопинг, да нет у меня на него времени.
Потому смотрела не в витрины, а под ноги. На мостовой перед площадью пластины, вделанные в брусчатку. В 2024 г. в Аугсбурге в шестнадцатый раз были заложены «камни преткновения», бо́льшая часть камней установлена в память о жертвах нацизма, в дополнение к имеющимся 68 камням, посвященным жертвам фашистского террора в Аугсбурге.
Сейчас площадь пешеходная, в декабре здесь открывается Рождественский базар. В 19 веке была центральным транспортным узлом и до начала 20 века называлась Людвигсплац. Среди домов напротив Ратуши виднеется красное здание, но это не дом, а арка, через которую проход к более мелким площадям с восстановленными достопримечательностями. Мне надо было выбирать из-за ограниченности времени - или туда, или в район с кафедральным собором, в котором есть подлинные исторические артефакты. Решила, что мне интереснее кафедрал.
Если стоять лицом к Ратуше, то влево по улице и находится храм Девы Марии - Dom Unserer Lieben Frau; резиденция епископа и садик со скульптурками карликов, про который вычитала в интернете. Строили собор долго и потом неоднократно перестраивали. Первоначально здесь так же был храм, деревянный. Князь-епископ (1047-1063 гг.) добился от регентов малолетнего императора ГенрихаIV привилегии чеканки собственной монеты в Швабии. При нём же началось возведение каменного здания собора. Две остроконечные квадратные башни покрыты медной плиткой.
Перед собором установлен фонтан-памятник трем святым покровителям города: Афре, Зимперту и Ульриху. Согласно легенде, Афра прибыла в Аугсбург с Кипра, где служила в "храме Венеры", потом уверовала и была сожжена за веру. Святая Афра считается защитницей от пожаров. Епископ Зимперт - спаситель исчезнувших или украденных детей. Рядом с ним изображен волк: зверь утащил ребенка, но молитвы Зимперта вернули мальчика родителям целым и невредимым. Епископ Ульрих спас город от варваров-разбойников, которые в X веке разоряли регион. Он призвал горожан к обороне, и скоро в битве на реке Лех они победили.
Новые бронзовые двери собора, работы мюнхенского скульптора Макса Фаллера, создали в 2000 году. На поверхности 28 рельефов на библейские темы. Во всех источниках говорят про уникальную дверь. Но та дверь, датируемая XI веком, сейчас находится в музее. Старинная дверь XI века - историческая ценность не только собора, но и культурного наследия города, находятся в епархиальном музее. Перестраивали здание и в эпоху иконоборства, когда здание было захвачено протестантами, уничтожившими многие ценные реликвии. В 1530 году, последователи Мартина Лютера представили в Аугсбурге императору Карлу Пятому так называемое Аугсбургское исповедание - основные положения лютеранской веры, провозглашавшего свободу веры. Лютер и его сторонники были против окаменевших догм Римско-католической Церкви- молитвы по четкам, почитание святых, монашеская жизнь, паломничество, уставы о посте и прочее, которые, по мнению лютеран, вытеснили истинное доброделание из сознания простых верующих. Карл на сейме немецких князей в Аугсбурге отверг предложения.
В знак протеста лютеране покинули рейхстаг, чтобы стать протестантами, а Европа погрузилась на годы в религиозную войну, которая закончилась в 1555 году. Рейхстаг 25 сентября 1555 года принял «Аугсбургский религиозный мир», признавшего лютеранство официальной религией и установившего право выбора вероисповедания для светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей и принцип «чья власть, того и вера» для их подданных. Эта система распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Все заканчивается, окончилась и она, со временем настало мирное сосуществование конфессий в Аугсбурге. Это можно увидеть на таком примере: в 1670 году Иоахим фон Зандрарт основал в Аугсбурге Академию Художеств, управлялась она как протестантским, так и католическим директором. Во времена Французской революции, как и по всей Европе, произошло отделения церкви от государства. Власть и значение епископов упали
С середина 16 века, можно считать, пошел новый отсчет времени и накопление новых богатств в соборе. В 20 веке война не пощадила храм, масштабная реставрация проводилась в 1983-84 гг.
Главное украшение храма – резной алтарь с чудотворной иконой Девы Марии. Другие ценности собора: камень епископского престола, бронзовая гробница епископа Вольфхарта Рота, гигантская фреска Святого Христофора, бронзовая скульптурная группа, представляющая Распятие и 12 апостолов.
Интерьер молельного зала сдержанный с минимумом золота и мрамора, в отличие от других барочных кафедральных храмов. Кафедра из красного мрамора - творение 20-го века. Но она не помпезная, даже лестница, ведущая на скромную архиепископскую кафедру, сделана из кованого железа.
В пяти окнах южной стены центрального нефа находятся самые старые в мире сохранившиеся цветные витражи. Известные как «Окна пророка», изображают библейских персонажей, в том числе Давида, Иону и Моисея. Способ, позволявший создавать картины из цветного стекла, появился в середине X века. Только тогда научились делать тонкое листовое стекло больших размеров. Куски цветного стекла соединяли свинцовым переплётом. До этого были не витражи, а цветные мозаики из стекла, потому что не удавалось изготавливать куски тех размеров, при которых возникают картины на стекле. Витражи в Аугсбурге исполнены в ранней, переходной технике «прозрачной мозаики». В окнах боковых нефов сохранились позднеготические витражи 15-го века.
На площадке под собором - «Римская стена», где размещены копии некоторых каменных памятников времен основания города, оригиналы большей частью были вывезены в «Римский музей».
В 929 году Генрих Птицелов начал завоевательную войну в славянскую Швабию. На оккупированных славянских территориях отдельным мелким племенам предоставлялись «мелкие права» в обмен на безусловное подчинение и выполнение приказов из нового владыки. Непобежденные соседние племена наказывали таких сотрудничавших и раболепствующих перед немцами. Так в 936 г жгли славяне селения сербских племен, что пошли на условия врага. По свидетельствам «Хро́ник го́рода Аугсбурга от основа́ния до 1469 го́да» в развитие поселения внесли лепту не только славяне, но и… амазонки. В первобытное время родоплеменное образование состояло из двух обособленных групп - мужской и женской, причём мужская группа учила военному искусству мальчиков-подростков, женская - девочек. Случалось, что при нападении врагов, вся мужская часть рода гибла. Оставшиеся женщины сами вели хозяйство, сами держали оборону селений. Особенность женского стиля боя, показана на рисунке древней вазы. Когда начали переселяться в эти места дикие швабы, именно амазонки учили их владению оружием, выживанию, ремеслам. Во всех трёх вариантах боя вооруженная рука воительницы скрыта от противника: в первом варианте за головой, в последующих двух за бедром. Это мужчина принимает за испуг, расслабляется от легкости возможной победы и тут, например, у третьей пары: воительница в глубоком седее, воин совсем раскрылся в горячке боя, и его нетрудно поймать. Амазонка перемещается с одной ноги на другую, прикрываясь щитом, и оказывается справа от противника у открытого живота или подрезает ему жилы с внутренней стороны правого бедра..
Кто-то скажет - сказки про амазонок. Ну-с, откуда тогда воинская отвага у их пра-пра..-внучек в средневековье (!). Закон 1276 года Аугсбурга гласил, что женщина могла выдвинуть в суде обвинение против мужчины-насильника. Но считалось, что он мог оправдаться, если давал клятву невиновности. Вот просто словечко «нет» и ему должны верить, да? Девушке, женщине в те времена во всеуслышанье заявить о содеянном с ней - уже подвиг. Мужику достаточно бла-бла. Справедливо.., ничего не скажешь. Для женщины оставалось два варианта: принять клятву или драться на дуэли. Если она выбирала бой, мужчина стоял по пояс в яме, вооружённый дубинкой, в то время, как она ходила наверху с камнем размером с кулак в руке или иным орудием. Баварский свод законов добавлял, что левая рука мужчины должна быть связана за спиной. Если мужчина проигрывал дуэль, его объявляли виновным в преступлении и обезглавливали. Если женщина проигрывала, ей ампутировали руку. В хрониках сказано: "в 1288 году на восьмой день месяца Киндлен в Маттеквартье произошла дуэль. Мужчина и женщина сразились друг с другом, и женщина одержала победу." Только достойные дщери амазонок так могли отстаивать свою честь.
Вернемся в наше время. Около собора парк Фронхоф с тенистыми деревьями. Место изначально служило как плац, а потом переделали в общественный парк в 1878 году. Деревья настолько высокие и мощные, что под одним из них почти спрятался большой монумент Победы и мира. Подобные стали устанавливать по всей Германии после победы над Францией в 1871 году.
От парка дальше поход по городу. Аугсбург -новый город с вкраплениями восстановленной "старины". Радует бережное отношение к историческому наследию и памяти предков.