В средневековом Аугсбурге, как и в большинстве европейских городов, территорию внутри городских стен занимали дома, дворцы знати и богатые храмы. За парком Фронхоф около собора Св.Марии находится бывшая епархиальная резиденция, выстроена более трех веков назад. Резиденция архиепископа приобрела свой нынешний вид в середине XVIII века. Долгое время она был домом для аугсбургского епископа, потом отошла Швабии. Когда 18-м веке весь комплекс значительно расширили и оформили в стиле позднего барокко, то вписали в угол и средневековую башню-капеллу. Над главным входом интересный балкон, который построили в честь визита Папы римского 1782 г. в Аугсбург.
Перед входом в резиденцию небольшая стела-памятник Моцарту. В этом городе проживал род Вольфганга Амадея, здесь родился и жил его отец - Леопольд, неоднократно бывал и его сын. В книге записей монастыря Oberschönenfeld Аугсбурга впервые зафиксирована фамилия Моцарт в 1331 году. Затем род рос и множился. В старинном здании «рождения» теперь музей, рассказывающий не только про отца, он называется «Музей семьи Моцартов». Прославил Аушсбург и Бертольд Брехт, в его доме теперь музей. Комплекс зданий, примыкающий с западной стороны к Кафедральному собору, на протяжении столетий называют «Барским двором». В бывших зданиях Резиденции размещается правительство области Швабия. Не первый раз епископы покидают насиженное место. В 1276 г., когда король Рудольф Габсбург провозгласил Аугсбург вольным имперским городом, Аугсбург превратился в фактически независимую коммуну, формально подчинявшуюся императору. Недовольным остался лишь епископ, ранее управлявший Аугсбургом, и вдруг лишившийся почти всего дохода. Горожане решили проблему просто: добились у короля выселения резиденции епископа в Диллинген на Дунае.
В давние века императоры не жили постоянно в каком-то одном замке, городе. Они со свитой перемещались по всей империи, чтобы подданные знали, что их хозяин бдит. Императоры в поездках вершили суд, забирали налоги, решали государственные и местные вопросы. Священная Римская империя была создана германским императором Оттоном I-м в 962-м году, после завоевания германцами северной и центральной Италии. Империя состояла из множества вполне самостоятельных территорий и княжеств. Избранные в Германии короли, должны были преодолеть Альпы и получить от Папы римского корону и помазание «на царствие». Мол, они последователи римских императоров и могучей их державы. Такое деяние придавало им легитимности, как Императоров «Священной Римской империи германской нации». Но чувствовали себя правителями только в собственных родовых владениях, остальные постольку поскольку повиновались ему, лишь тогда, когда это было им выгодным. Уже в 13-м веке немецкая власть над Италией была утрачена, Германия распалась на десятки независимых княжеств и королевств. Согласно имперскому матрикулу 1521 года в империи существовало 50 духовных и 24 светских имперских князей. В 1806-м году эту уже несуществующую де-факто империю юридически ликвидировал Наполеон. В Аугсбурге императоры опирались на князей-епископов, в их усадьбах и останавливались.
Сейчас мне интересен «придворный сад Хофгартен» - Hofgarten. Надо пройти епархиальный дворец через подъезд под балконом. Напротив искомый садик, вход в него огорожен ажурной оградой.
Как и город, садик испытал перипетии на своем веку. Из обычного деревенского плодового сада, каким стал придворный сад после Второй мировой войны, снова возник Hofgarten. Предыдущие два изменения были ещё в XIX веке. На месте плодовых деревьев появились деревья из Японии тюльпанного типа.
В 1878 году на бывшем «Барском дворе», вместе с территорией старого кладбища и турнирного плаца был заложен называемый теперь «городской сквер» с пятью фигурками придворных карликов. Скульптуры подобного типа в XVIII веке были очень популярной темой и встречались в многих городах Европы. Собратья этих скульптур стоят, например, в саду дворца Мирабель в Зальцбурге. Эти скульптуры до 1963 года находились в парке Виттельсбахов Аугсбурга.
Цветы, кусты гибискуса и глицинии, живые изгороди и пирамиды, декоративные рыбы в пруду, скамейки для отдыха и скульптуры восстановили обстановку XVIII и XIX веков. Ухоженный садик с маленьким прудиком, фонтаном, цветочными клумбами весь заполнен людьми. Скверик любимое место отдыха местных жителей.
От райского садика дальше поход по городу. Главная магистраль города – Максимилианштрассе, начинается от главной площади с Ратушей. По тропе, тянущейся с севера на юг через центр Аугсбурга, ходили-ездили еще со времен римлян. Когда-то соединенный с Вероной древней римской дорогой Виа Клавдия, выгодное расположение Аугсбурга сделало его центром торговли.
На площади Moritzplatz стоит одноименным храм Св.Морица. Это одна из старейших церквей Аугсбурга, первоначальный храм был построен в 11-м веке. Во время войны разрушена, потом храм восстановили, но в сильно упрощённом виде.
Сбоку через трамвайные пути стоит полностью покрытое фресками здание Гильдии ткачей - Weberhaus. Это интересное здание строили-разрушали-строили-разрушали… В 1913-м году власти решили, что дом мешает городскому движению, и его снесли. Хорошо, что перед сносом догадались скопировать фрески. В 1936-м году дом отстроили заново и по копиям восстановили настенные росписи. Через восемь лет во время бомбёжки здание полностью сгорело. В 1958-м году его заново отстроили и опять расписали стены. Последний раз восстановили недавно, так как 2004-м году дом опять сгорел. Его заново отстроили в третий раз! Все-таки ткачество - один из основных источников дохода, что сделал город богатым и знаменитым. И Дом Гильдии ткачей, как памятник труженикам-ткачам.
Высокий фонтан с Гермесом – богом торговли, вина и шуток. Вот и на памятнике он веселый и озорной.
Дома вдоль «Винного рынка» строили самые богатые торговцы, ростовщики, владельцы производств в Аугсбурге. В средние века город был мощной экономической державой. В память о той золотой эпохе, сегодня можно увидеть надписи на фасадах дворцов и патрицианских домов, восстановленных в стилях барокко и ренессанс.
Здание на другой стороне в стиле нео-барокко - школа Ульриха, возвели в 1905 году, восстановили недавно.
По оси Максимилианштрассе можно увидеть несколько фонтанов голландского мастера Адриана де Ври начала 17 века, украшенных великолепными скульптурными композициями и барельефами в итальянском стиле. Многие находятся на месте источников и колодцев, из которых брали воду еще древние римляне. В самом конце 16-го века на главной улице, которая тогда называлась "Винный рынок", соорудили три фонтана, скульптуры были установлены позже. В начале улицы на Ратушной площади фонтан Августу - символ аристократии, далее богу Меркурию - символ купечества, и поражающему Гидру Геракл - символ простого люда. Эти фонтаны символизируют патрициев, купцов и ремесленников, тех "трёх китов", на которых было основано богатство и благополучие вольного города Аугсбурга. Кстати, бронзовые скульптуры фонтанов - копии, подлинные 1599 года находятся в музее.
Как бы открывая широкое пространство после суженной части исторического ядра города, стоит фонтан Геракла, который побеждает семиглавого дракона, (для католиков аллегория семи смертных грехов.
За фонтаном длинное желтое здание - дом Фуггеров, сейчас музей. А главный вход в здание, теперь вход в банк. Там же находятся кофейня, отель и еще несколько организаций. Был первым домом в стиле итальянского Возрождения, построенным по эту сторону Альп, вернее это дворец, в которым бывали императоры, а Моцарт давал концерты. Когда для знаменитой семьи дом стал мал, были куплены ещё несколько домов на «Винном рынке». В 1944 году дома Фуггеров полностью разрушены бомбежками союзников, построены потом уже не в том великолепии, что было раньше.
Первым пра-пра… из семьи, был Ганс Фуггер, простой ткач из деревни Грабен неподалеку от Аугсбурга. В 1370 году его сын, тоже Ганс, благодаря женитьбе на Кларе Видольф, стал гражданином этого города. Ганс II Фуггер стал истинным основателем семейного богатства, благодаря торговле пряностями, шелками, сукнами и занялся разработкой богатейших месторождений в Тироле. Затем пускал деньги в оборот – давал в долг. Его подкупами и стараниями был снят церковный запрет на ростовщичество, стали именоваться банкирами. Кроме ростовщичества, одним из источников обогащения Фуггеров был денежный сбор с индульгенций, для чего входили во все церковные советы. Спустя годы он сам и его потомки сделали Аугсбург одним из значительнейших финансовых центров Европы. Овдовев, Ганс II поспешил соединить свою судьбу с Элизабет Гфаттерманн, дочерью влиятельного советника, что позволило ему продолжить восхождение по социальной лестнице, и вскоре он возглавил игравшую большую роль в городе корпорацию ткачей. Дальше – больше, из ткачей подался в банкиры, говоря современным языком. На самом деле были ростовщиками, что ссужали деньгами под большие проценты и заклады. Со временем стали банкирами многих королевских семей Европы. В 1540 г. Фуггеры открыли в Аугсбурге одну из первых в Германии фондовых бирж.
Император Фридрих III наградил в 1473 году ростовщиков гербом, чем выразил благодарность за то, что они в полной мере обеспечили его сына Максимилиана тканями для свадебных нарядов. Император Максимиллиан I получил звание у народа «мэр Аугсбурга», которому ссужали деньги местные купцы. К гербу полагался и титул: с тех пор члены семьи именовались «Фуггер фон дер Лилиен».
А Карл V, когда останавливался в 1530 году в доме Антона и Раймунда Фуггеров, тогда и возвел их в достоинство имперских графов. Деньги Фуггера сделали Карла V императором Священной Римской империи германской нации. Есть история о том, как при посещении дома Карлом, Фуггер разжег камин в комнате императора одним из векселей. Фуггеры играли промежуточную роль между Медичи и Ротшильдами, потому как активно влияли на политику в Европе своими деньгами и связями. Как известно, политика в умелых руках - самый прибыльный бизнес. Fugger были богатеями не только у себя в Аугсбурге, но и среди первых в Европе. Так, прибрали к рукам всю европейскую медную и серебрянную экономику. Он финансировал путешествие Фернана Магеллана и торговую экспедицию в Индию. Даже строительство собора Св. Петра в Ватикане! Даже сбор средств Ватикана посредством продажи индульгенций было начато с целью рассчитаться с долгами перед Якобом. Кроме того, они держали на откупе чеканку ватиканской монеты. К моменту смерти Фуггер имел состояние оцениваемое в 2% ВВП Европы того времени, сегодня его капитал был бы в более чем $ 300-400 млрд.
Левее дома Фуггеров на Максимилианштрассе выходит белый красивый фасад дворца Шецлеров. Ширина фасада дворца по Максимилианштрассе равна всего 19 метрам, зато вдоль перпендикулярной улицы Katharinengasse дворец протянулся на 107 метров. Дворец в 18-м веке построил банкир и торговец серебром Либерт фон Либенхофен. Его дочь вышла замуж за Йоханна Шецлера, и их потомки прожили во дворце до середины прошлого века. В войну здание почти не пострадало, в 1958-м году Вольфганг Шецлер подарил фамильный дом городу с условием - никогда не продавать дворец и использовать его исключительно под учреждения культуры. Аугсбург все условия дарителя выполнил, и сейчас в роскошных интерьерах рококо расположены три художественных музея. Аугсбург был одним из самых известных центров ювелирного искусства Европы. Интересно было узнать, что мастерские ювелиры располагали в помещениях внутри оборонных стен, окружавших город. Мастера «золотых и серебряных дел» свои изделия продавали по всей Европе. Уже в xv веке Аугсбург стал одним из самых известных центров ювелирного искусства Европы. Немецкое барокко отличалось таким богатством выразительных форм, которое вплотную соседствовало с излишествами. Мастера «золотых и серебряных дел» свои изделия продавали далеко и за пределы Европы. Ювелиров шедевры из Аугсбурга есть в собраниях сокровищ всех основных нынешних и бывших династий Европы, включая сокровищницу Московского Кремля. Так же известны аугсбургские механические часы. В эпоху Ренессанса и барокко изделия аугсбургских часовщиков украшали собой все коллекции, включая королевские.
Кажется, что поперек Максимилианштрассе стоит самый большой храм города, точнее 2 храма.. Такой положение видится издалека, это не так, но ненамного. В том конце штрассе резко уходит влево вниз и даже площадь перед церквями есть – Ульрихплац. Плюс храм стоит на самой высокой точке холма.
Холм находился вне городских укреплений, поэтому церкви и окружавшие их строения часто гибли от вторжений неприятеля и пожаров. Всё изменилось, когда в 1012-м году рядом с церковью появился бенедиктинский монастырь Святых Ульриха и Афры. Появление монастыря сделало этот район более оживлённым, а это усилило его безопасность. Конечно, за века достраивался и перестраивался. Будучи имперским аббатством, он был «городом в городе», независимым в пределах Свободного города Аугсбург. С восточной стороны расположены романские башни, сложенные из бутового камня и увенчанные высокими куполами с острыми медными шпилями. Церковь Св. была пристроена в середине XVII-го века к стоящей с ней церкви. В 1937-м году эта церковь стала папской базиликой, и по сей день она находится в прямом подчинении Ватикана. Соседство большой католической базилики и маленькой протестантской церкви на протяжении веков показывает веротерпимость местных жителей.
Молельный зал храма Св.Ульриха. интересен деревянной галереей, украшенной картинами разных мастеров. В алтаре картина «Тайная вечеря» 1693 г., немецкого живописца Иоганна Хайса.
Базилика затянута строительной сеткой, наводившей на мысль, что нельзя войти внутрь. На всякий случай подошла в двери - открыта. За резной решеткой-ограждением большой зал.
Внутренний интерьер поражает… высотой. Под этими сводами пел когда-то в церковном хоре маленький Леопольд Моцарт - будущий отец Вольфганга Амадея Моцарта. По обе стороны от престола высоченные композиции, уходящие ввысь. Высота алтаря составляет от 21 до 23,5 метров. Бесценная часть храмового декора - алтарные картины жития Богоматери, созданные в 1493 году Гансом Гольбейном Старшим.
В помещении, предназначенном для хора, алтари, вырезанные из дуба в начале XVII века скульптором Иоганном Шермером. На западной стороне среднего нефа базилики находится орган Ульриха, поставленный в 1608 году. По обе стороны органа, повествующую о вознесении на небо Христа и Матери Божьей. Орган много раз за свою историю переделывался и ремонтировался. Последний раз это произошло в 1982—1988 годах, когда орган обновляла фирма Sandtner из города Диллингена. На южной стороне базилики есть вход в хранилище священных реликвий с многочисленными церковными сокровищами. Среди них - золотая патена для возложения главной гостии, изготовленная неизвестными мастерами в 14 веке. В церковной крипте хранятся саркофаги с мощами Святого Ульриха и Святой Афры.
Аугсбург единственный город в Германии, имеющий свой официальный праздник - Augsburg Peace Festival. «День мира» 8 августа 1629 года - день начала притеснений протестантов города, которые продолжались 30 лет, до так называемого «Вестфальцевского мира» - Peace of Westphalia, заключенного в 1648 году между католическими и лютеранскими приходами. Аугсбург интересен своей историей, но слишком современно восстановлены здания. Целостность создаваемой веками городской среды утрачена, скорее нарядный новый город получился. После поездки лично мне стало понятно, почему в соседний Нюрнберг миллионы туристов в год едут, а не в Аугсбург.