«Kap Arkona», на полуострове Виттов -Wittow, представляет собой самую северную оконечность острова Рюген. Здесь находилось славянское укреплённое поселение с храмом, посвященным богу Святовиту. Городище частично «съедено морем», но земляные валы сохранились. Под валами внизу ярко-белые меловые откосы. Они тянутся на 15 километров вдоль берега и пользуются популярностью не только туристов, еще у фотографов всего мира. Окруженные густыми зелеными лесами, омываемые водами Балтийского моря, вместе они создают потрясающую картину. Мыс Аркона острова Рюге н - высокий 45-метровый берег из меловика и мергеля.
Вплоть до конца X века вся нынешняя Северная Германия, все южные берега Балтики были заселены славянскими племенами- лютиче/вильцы, ободриты/бодричи, редари, руаяне, ружане, вагры, поморяне и другие. Собирательно эти земли именуются Полабской Русью от названия реки Лабы-Эльбы. До сих пор в землях Саксония и Бранденбург сохранились представители славянских народов - лужичане или лужицкие сербы. Это единственный негерманизированный полабско-балтийский этнос на территории Германии. И язык лужицких сербов является живым доказательством того, что славянские земли в прибалтийских территориях не вымыслы лингвистов-славянофилов, а доказанный исторический факт.
По одной из версий, название острова произошло от названия славянского племени "руян". Они некоторое время были хозяевами Балтийского моря, совершали военные походы, а Дания даже платила им дань. Одно время княжество славян-руян стало столь могущественным и отважным, что руяне стали хозяевами чуть ли не всего Балтийского моря, которое довольно долгое время называлось Морем Ругов. Именно из этих мест вышли и славные Рюрики, с их славной дружиной, которые и лежат у основания нашей государственности. И варяги - это не древние немцы или шведы или викинги, которых тогда еще не было, это древние славяне, которые на Балтике - Варяжском море, добывали соль и возили ее практически по всему Северу и Европе. На Руяне в пору расцвета чеканили свои монеты. К 1168 году на острове жили не менее 70 тысяч человек, больше, чем в прошлом веке. Торговым центром был город Ральсвик, имелась письменность на основе «чёрт и рез».
К сожалению, после захвата острова многое было попросту уничтожено. В 1147 году был провозглашён крестовый поход против балтийских славян. До этого крестоносцы «набили руку» в Палестине, решение о крупном походе в ином направлении было принято «демократично» на общегерманском сейме во Франкфурте. Крестоносцами остров был захвачен только в 1168 году после высадки на нём крупных сил германцев во главе с датским королём. В 1168 году руяне утратили независимость. После непрестанной борьбы с франкскими, германскими, польскими, датскими крестителями, народы Балтийских славян один за другим, были порабощены. Аркона стала последним вольным славянским городом, чтущим праотеческих богов. „Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских, Вагров, Бодричей, Лютичей…" В 1127 года пала знаменитая Ретра, в 1168 году – Аркона, а в 1177 году сожжен Волин. Со второй половины XII века полабско-балтийские славяне, среди которых и поморяне, уже были в немецком подданстве. Таким образом, группы западных славян утратили не только политическую свободу, веру, культуру, но и свои народности. Племена, которые не были уничтожены, подверглись германизации. Последний руянский князь Вицлав Третий умер в 1325 году, а ещё через двести лет спустя славянский руянский диалект был полностью утрачен. Аркона, главный город острова, была разрушена. Само название Аркона в переводе с древнего наречия означает «Белая гора» или Белый конь. Так же уничтожали святилища этого народа, славянскую крепость, располагавшуюся на мысе Аркона. На его месте в начале 19 века построили маяк - самый старый на побережье, в настоящее время на его территории располагается краеведческий музей. В 1902 году соорудили и ныне действующий маяк высотой 36 м. Приезжают туристы сначала в деревню рыбаков Путгарден -Putgarten, где есть парковка для автомобилей. Дальше на выбор - пешком, всего 2 км; или гужевым транспортом.
Деревушка и окрестности столь живописны, что хотелось все обойти и рассмотреть. Сначала домики местных жителей.
Потом встретился комплекс зданий, почти ТЦ. Внутри сувенирная продукция рассчитанная на туристов.
Дальше путь между полями пшеницы с увесистыми колосьями. За ними появились силуэты зданий, что и есть цель маршрута.
Рядом друг с другом находятся два маяка. Здание, что пониже, первое сооружение построенное здесь для помощи мореплавателям. Его форма нанизанных друг на друга прямоугольников, стала причиной названия – «ветчинная башня». Маяк построен в 1826 году по проекту известного прусского архитектора К.Ф. Шинкеля, что делает его старейшим маяком на мысе Аркона. Функционировал маяк до 1905 года, когда был заменён на более современный маяк рядом. Его свет виден на большие расстояния, обеспечивая безопасность судов, проходящих через Балтийское море. Под маяком можно вблизи рассмотреть сам фонарь.
О прошедших временах напоминают расположенные неподалеку бункеры времен нацизма, складские помещения для хранения оружия и боеприпасов. Один из крупнейших бункеров был штабом системы воздушного наблюдения Вермахта. Их выезды-выходы построены на возвышенности, что давало отличный обзор моря, позволяя контролировать возможные вторжения с Балтийского моря. Мыс Аркона был важным пунктом для радиолокационных систем обнаружения нападений с воздуха.
От "новых" маяков путь к еще одному маяку -радиолокационному. Под ним самая важная точка маршрута - остатки славянского святилища с валами.
Теперь оно единственное славянское укрепление такого рода в Германии, где по сию пору в море обрываются белые скалы. Всего 23 славянских городища на Руе – Рюгене. На Арконе оно представляет собой двойные кольцеобразные валы высотой 13 м протяженностью 300 на 350 м на 45-метровом высоком берегу мыса. В IX веке в крепости возвели храм бога части западных славян Святовита. «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитою. С западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы».
На остатках городища проводятся реконструкции былых ритуалов. Посередине площадки установлен идол бога Святовита. Святовит/Руевит/Перун/Белобог/ Бог-воин или Громовержец "побеждающий". Бог-воин, позднее отразившийся в образе Илья Пророка, был более популярен в княжеской среде, в дружине, среди воинов. В некоторых языках летописцы писали его окончание как -vitus, -или witz, что можно прочитать как «витязь». То есть, Святовит - «святой витязь», а «витязи» его воины. Как у Пушкина - «витязь мой прекрасный». Он был четырёхлик, каждый из ликов смотрел в свою сторону света, как властитель четырёх сторон света и четырёх ветров. К числу его боевых знаков принадлежали и резные орлы.
Праздник в честь верховного славянского божества Святовита у славян отмечался выпечкой огромного общественного пирога, для изготовления которого должно было потребоваться большое количество муки. "Приносили в жертву округлый медовый пирог высотою почти в человеческий рост. Жрец ставил пирог между собой и народом и спрашивал руян, видно ли его за пирогом. Если отвечали, что он виден, то жрец высказывал пожелание, чтобы на будущий год эти же самые люди не смогли бы его видеть за пирогом. Это было пожелание еще бОльшего урожая на следующий год. За городищем находится кольцеобразный вал, в котором помещался храм вендского бога Святовита. «Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами разных фигур», крыша была покрыта красной кровлей, а вход в храм предваряли четыре огромные колонны, не соединенные твердой стеной - с них до земли свисали расписные ковры, а сами колонны легкими арками присоединялись к внешней стене святилища». Существовало гадание для предсказания хода войны: в храм Святовита через три ряда скрещённых копий вводили белого коня. Хорошим предзнаменованием считалось, если конь начинал движение с правой ноги и при этом ни разу не спотыкался. Ритуальный белоснежной масти конь и был образом покровителя места. Белый, «ярый» в старославянском значении цвет, «Белый конь» - «Ар-кона» на обрыве. Потому название Аркона в переводе с древнего наречия означает Белая гора или Белый конь. Сюда стекались князья и простые люди для гаданий об урожае, войне и мире, и считалось, что именно арконский оракул дает самые точные прорицания. Все окрестные племена и рода ежегодно присылали в Аркону щедрые дары, треть военных трофеев. При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях, оснащенная тяжелым рыцарским вооружением. Жрецы храма Святовита в Арконе носили белые одежды. Они почитались превыше князей, но имена верховных жрецов не сообщали чужеземцам, потому они и не дошли до нас. Центром язычества у балтийских славян так же был город Радигощ в земле ратарей. По описанию Титмара Мерзебургского город лежал среди большого леса на берегу Доленского озера. Видным святилищем был и храм Руевита или Яровита в Волегоще - городе бога Велеса, на Поморье. Феномен арконского храма напоминает Дельфийский оракул у греков. Сохранились исторические свидетельства, что даже после насаждения христианства из далеких земель «посылали в Аркону за оракулом». Аналогия идет и дальше: как в Дельфы посылали дары и обращались за предсказаниями иноплеменники, так и в арконский храм посылали дары властители соседних народов. Например, датский король Свен пожертвовал храму золотую чашу. Без согласия племени руян или ранов, населявших Аркону, не мог быть решен ни один вопрос касающийся общности балтийских славян в целом. Позднее другой датский король Вальдемар I захватил этот укрепленный пункт 15 июня 1168 года, сжёг храм вместе с идолом и увёз сокровища храма в Данию. Впоследствии славянские племена были вытеснены германскими, ключевые города - Аркона, Кореница, Ретра, Винета, Щетин, Ругодив, Радигощ, Волегощи др., за редкими исключениями были разграблены и разрушены. Местонахождение Арконы, в отличие от многих других древних городов, в точности известно - это неприступные скалы острова Рюген.
В 1827 над валом был построен маяк, сейчас в нем музей, как и в старом маяке, плюс магазинчик с ювелирной студией. Все три объекта маяков оснащены смотровыми площадками.
Причем помимо этих скал на острове есть множество других красивейших мест. Путь продолжается по хорошей грунтовой дороге, повторяющей все изгибы берега.
По пути можно спуститься по крутым лестницам вниз - «Королевской», построенной в XVIII веке для отдыхающего здесь и поддерживающего хорошую спортивную форму монарха, и «Фиалковой», окруженной полянами цветов. Но мы пошли дальше к небольшому поселочку прямо на берегу моря.
Раньше Витте-Vitt считался деревушкой рыбаков, ныне - курорт. И как полагается современному месту отдыха, есть небольшая курортная инфраструктура. Само собой сувенирные магазинчики, лавочки.
Деревня, свободная от автомобилей, внесена в список исторических памятников страны. Дома приспособлены для приемы отдыхающих, имеют все блага цивилизации. При этом многие сохраняют колоритный вид старинных построек под соломенными крышами.
К пляжам надо спускаться по крутому склону, создающим небольшое ущелье. Рыбаки и выбрали это место, что оно было скрыто, не видно с моря. И хорошо защищалось от штормов с ураганными ветрами.
Главная красота этого места заключена в просторах, видах на Балтийское соре и меловые горы, которые открываются с пляжей поселка.
Мыс Аркона нужно считать музеем под открытым небом. Не только пара деревень и охраняемый ландшафт побережья делают место неповторимым. История уникальной самобытной жизни славян Севера содержит в себе такие клады знаний, такие неведомые раннее сказы про нас самих дарит, такие места силы становятся видимыми воочию, что делает Аркону родной прародиной для нас.