Крепость Вартбург - градообразующий объект около города Айзенах. Сначала появилось фортификационное сооружение на горе, потом у подножия стала заселяться люди в слободе, селении, городе. Крепость Вартбург – кусочек Средневековья. У кого-то название «Вартбург» ассоциируется с оперой Вагнера «Тангейзер», сюжет которой взят отсюда. Интересующиеся историей, связывают крепость с биографией вездесущего Мартина Лютера и житием Св. Елизаветы Венгерской. Какие бы ассоциации не вызывала, это место достойно посещения.
Великолепный дворец - главное здание на территории, он же музей. Впускают внутрь по времени указанном в билетах. Накопление группы происходит около двери в дальней части здания, с толстой цепью на входе. Группы неоднородные, есть просто из посетителей, другие - школьные, либо организованных экскурсий, и у всех свое время. Разница 20 минут промежутка между заходами групп. Экскурсии проводятся только на немецком, это не беда. Если попасть в красивейшме залы можно только с экскурсоводом, то язык не имеет значения, главное - увидеть. Тем более вместе с билетом в кассе вручают проспект с описанием на русском языке, или другом, какой нужен.
Династия Людовингов владела Вартбургом на протяжении нескольких столетий. Каждый правитель вносил что-то свое, но стены оставались на прежнем месте. Первыми от входа встречает посетителей Готический зал.
Построен в XII веке и представляет собой классический образец романской архитектуры. Зал состоит из одного большого помещения с колоннами и арками, разделяющими его на три нефа. Колонны украшены своеобразной резьбой и орнаментами, которые были вдохновлены античными мотивами. Между окон скульптурные изображения отца и сына, первых владельцев крепости.
Романский или Рыцарский зал - великолепный образец архитектуры раннего средневековья.
По легенде, в Романском зале рыцари давали клятву на верность своим сеньорам. В "Рыцарском" уместны толстые каменные стены, что передают атмосферу настоящей крепости. Они обеспечивали защиту от врагов и символизировали силу и неприступность замка. И подчеркивали доблесть рыцарей - защитников крепости. Этот зал служил местом собраний, где принимались важные решения, заключались альянсы и подписывались договоры. Рыцари давали обет защищать Вартбург и своих господ до последнего. Говорят, в тишине можно услышать тихий звон оружия и шаги невидимых рыцарей, а а одной из фресок есть скрытый образ лица рыцаря, который появляется только при определённом освещении. И в этом зале проходили соревнования певцов.
Рыцарский зал и столовая были реконструированы, как можно ближе к первоначальному романскому стилю Содержат оригинальные конструкции, колонны и элементы перекрытий. И в том, и в другом помещениях, свод поддерживается одним-единственным столбом, что являлось чудом тысячу лет назад.
Зал, который разительно отличается от других помещений, и напоминает русские храмы по убранству -Зал Елизаветы».
Инициатором украшения «Зала Елизаветы» мозаиками в 1902-1906 годах был Курт Шмидт. Благодаря ему появилось уникально-красивое помещение с оформлением, напоминающим интерьер «Храма на крови» в Санкт-Петербурге. Создание мозаик для "Зала Елизаветы" заняло около четырех лет и было выполнено в Италии, отражает высокие художественные традиции и мастерство того времени. Потолки имеют сложные готические крестовые своды, что придаёт пространству величественный вид.
Кроме портретных картин по стенам и потолку, есть изображения лилий и роз. Лилия символизирует чистоту и духовность, а роза – тайну и мудрость. Эти символы были выбраны не случайно и отражают идеалы средневекового рыцарства.
История Елизаветы началась в 1207 году, когда у венгерского короля Андраша II родилась дочь. Ее в четырехлетнем возрасте привезли в Вартбург, как будущую невесту наследника тюрингского ландграфа Людовика IV Святого. За 10 лет, что она росла до свадьбы, должна была освоить полагающимся высокородным девицам наукам, угодным супругу. Ее за кротки нрав, добрые дела, назвали святой. На мозаиках отображены сцены, где она творит чудеса, вроде, известной притчи с розами, в которые превратился хлеб для бедных на глазах сурового мужа. И никогда не задумываются, что если хлеб стал розами, значит, он не достался бедным…
Другая мозаика посвящена Состязанию певцов-миннезингеров, происходившем в этом замке, предположительно в 1206 –1207 годах.
"Галерея Елизаветы" -проход между халами. Стены так же покрыты росписями про жизнь Св.Елизаветы.
"Певческий" зал получил название в более поздние времена от состязаний Менизингеров. Росписи выполнены по сюжетам древних сказаний и придают залу романтичный вид, погружая посетителей в атмосферу средневековой поэзии.
Потолки этого зала из дерева, украшенного резьбой и орнаментами. Резьба включает в себя мифические образы и гербы, которые символизируют доблесть, честь и героизм.
С первого этажа выше ведет спиральная лестница сразу в помещение придворной капеллы. Экскурсовод терпеливо ждал, когда вся группа - человек сорок, по ней поднимутся. Только потом начал рассказывать про историю помещения.
Капелла Вартбурга использовалась для ежедневных религиозных обрядов, и событий, как-то венчания и отпевания членов семьи тюрингских ландграфов. Возможно, венчание Елизаветы Венгерской с Людвигом IV Тюрингским состоялось здесь. Светлый интерьер мало напоминает церковный, если бы ни распятие. Замковая капелла:
Самый роскошно оформленный зал – «Зал миннезингеров». Путеводители присваивают этому помещению место романтических состязаний миннезингеров в раннем средневековье. На самом деле "Вартбургский поэтические турниры" в крепости XIII века проходили в Рыцарском зале, этого зала тогда еще не существовало. Парадный зал в романтическом стиле создан архитектором Готфридом Земпером в 1848-1850 годах. Возник, благодаря русским деньгам из приданного дочери российского императора Павла I. Выделенные ею средства помогли восстановить из руин Вартбург, принадлежавший герцогу Карлу-Августу, ее мужу, но у него не было таких личных средств. Принимал участие в реставрационных работах в замке потом их сын, надо понимать, надзор осуществлял.
"Новый зал" простирается по всей длине и ширине главного здания замка. Новым является и трапециевидный потолок, придающий особые акустические свойства помещению. Окна самого зала и прилегающего коридора выходят на обе стороны здания. Мраморообразные колонны в аркадах из искусственного камня, как сейчас сказали бы. Состоят из полированной извести высокого обжига, этот материал использовался и в древних римских водопроводах за свою прочность.
В оформлении Парадного зала использованы декоративные мотивы, характерные для средневековья, включая готические орнаменты и витражи. Стены украшены в 1854-1855 гг. фресками с изображением сцен из легендарного «Состязания певцов». Витражи зала также отображают сцены, связанные с легендарными фигурами миннезингеров. Некоторые фрески касаются жизни Св.Елизаветы, которая жила в Вартбурге и покровительствовала поэтам. В конце XII, начале XIII века Вартбург достиг своего расцвета при ландграфе Германе I - Hermann I. Он сделал крепость центром культурной жизни и покровительствовал миннезингерам. Здесь проводилась знаменитая битва певцов – состязание миннезингеров «Sängerkrieg». У музыкального конкурса было и другое странное, немирное название — Вартбургская война. Всё дело в правилах, по которым проигравшего ждала смерть. В этом зале пели свои баллады известные барды - Вальтер фон дер Фогельвейде и Вольфрам фон Эшенбах, которые стали символами любовной лирики своего времени. Вальтер был также известен своими политическими стихами. В них Вальтер выражал идеи единства Германии, поддерживал сильную императорскую власть и критику папскую интервенцию во внутренние дела Священной Римской империи. Так как он сам был «фон», то стоял на стороне патрициев с императором. В том состязании Генрих фон Офтердинген был признан проигравшим, и по условиям состязания его должны были казнить. Но Офтердинген обратился к ландграфине Софье, моля ее о милосердии, и был помилован. Незадачливому певцу удалось избежать печальной участи, и на основе этого сюжета великий Вагнер создал свою знаменитую оперу “Тангейзер”.
Красный и золотой цвета символизируют королевскую власть и величие, тогда как синий ассоциируется с верой и вечностью. Кроме фресок, обращает на себя внимание резьба по дереву скамеек, что стоят вдоль стен. Интересны фигурки подлокотников, все разные.
В этом нарядном зале золочение и стилизованные элементы создают атмосферу средневекового замка, хотя тогда этого зала не было. Парадный зал используется сегодня для различных торжественных собраний и концертов. На сцене-помосте стоят музыкальные инструменты, колонки.
В 1247 году, после смерти ландграфа Генриха Распе, последнего представителя Людовингов по мужской линии, началась борьба за власть в Тюрингии. Этот конфликт известен как «Тюрингское наследственное дело». В результате войны за наследство права на Вартбург и ландграфство Тюрингия перешли к династии Веттинов, которые были родственниками Людовингов по женской линии.
Дальше группы выпускают по другую сторону от лестницы в музейные залы в "свободное плавание" - без сопровождения экскурсоводами. Поэтому можно ходить-бродить сколько захочется. Расположены музейные залы в бывших личных покоях семьи владельцев замка.
Музыкальные инструменты с резьба по дереву. Вспоминаем, что в замке проводились состязания средневековых певцов. На каких-то из этих инструментов и наигрывались романтичные мелодии.
Набор предметов искусства или религиозных непонятного назначения, но очень тонкой работы. Переходя из помещения в помещение оказываешься около спальни маркграфа. Кровать совсем не выдающихся размеров. Рост у людей в давние века был меньше, чем у современных, достающих потолка на пище, сдобренной "улучшителями" вкуса и всякой химией.
Панорамное окошко - не изобретение современного времени, вот и в средние века на 180 градусов делали. Около него так и хочется остаться надолго и впитывать атмосферу, виды за окном, почувствовать себя немного принцессой. На другой лестничной площадке между этажами музея старинная печь, покрытая изразцами, и резная мебель. Странно, что такая красота помещены в закутке. Возможно, ждет своего часа, когда будет перенесена в более подходящем помещения. В замке постоянно идет реконструкция и до этих объектов еще дойдет ход.
Витрины с доспехами, такие "одеяния" были доступны только очень богатым рыцарям или их предводителю. Позолоченное изделие - скорее всего служила парадным нарядом. Ее стоимость сравнима с небольшим городком вместе с жителями. И мелковаты рыцари были, вместе с шлемом все равно не достают роста современных мужчин.
Переход между зданиями первого двора старинный вид имеет.
Своей исключительностью среди множества других крепостей, Вартбург обязан и своим архитектурной особенностью, но более тому факту, что здесь скрывался от преследований Мартин Лютер, после Вормсского рейхстага 1521 года, под именем «Юнкер Йорг». Именно в Вартбурге он перевёл Новый Завет на немецкий язык. До него и службы в храмах, и Библия были только на латыни. Для простых людей просто недоступны были ее толкования.
Комната, где предположительно жил Лютер, довольно большая. Со своей печкой, большими для средневековья окнами, деревянной отделкой стен, помогавшей хранить тепло в помещении. В этом крыле зданий немного сохранился вид, что могли иметь помещения в давнее время. Безусловно, за века их переделывали, ремонтировали, но хоть капелька есть исторического. Под потолком балки, старые двери, окна со сплющенными стеклянными лепешками. Подобное есть и в графских палатах, но уж очень новодельные. Тут поскромнее обошлись при реконструкции помещений.
Вход в комнату во время проживания тут Лютера, был скрыт фальшивой стеной. Его прятали надежные друзья и здесь он работал над переводом Библии. За комнатой Лютера находится помещение похожее на библиотеку. Более 800 трудов и самого Лютера, и его современников составляют основу библиотеки Вартбурга. Не думаю, что раньше они хранились в здании для прислуги из-за своей ценности, которой являлись книги в то время.
Дворец Вартбург полон скрытых символов, аллегорий и загадок, которые делают его не просто средневековой крепостью, но и местом силы. В Вартбурге по велению Гитлера, верившего в оккультизм, собрали 12 астрологов и ясновидцев, чтобы выяснить перспективы рейха. Больше их никогда не видели… Стародавняя Во времена ГДР в 1952-54 годах была проведена масштабная реконструкция крепости. В частности, большая часть дворца была восстановлена в своем первоначальном романском стиле.
Стародавняя крепость с башнями и бастионами - часть истории Германии, связана с её легендами и эпосом. Недавняя реконструкция, пусть и очень яркая, напоминает о давних временах, когда здесь пели миннезингеры, а рыцари сражались за свои прекрасных дам. Пусть cказочный акцент и будет воспоминанием про это место.