Среди остальных крепостей Германии Вартбург занимает особое место. «Кто видит Вартбург, видит сердце Германии»; «Есть Вартбург и остальное»; «Вартбург противостоит ветру и времени» и множество других восхвалений. Однако, по порядку опишу свой поход. От дверей жд вокзала г.Айзенах надо свернуть направо, если спиной к жд стоять. В 200 метрах находится автостанция, где надо искать автобус N3, с надписью «Watburg». Мне повезло, что только подошла и он подъехал. Рейсы бывают один раз в час, что из города к крепости, что от нее вниз.
Автобус проезжает по всей центральной части города, есть возможность наметить для себя, куда потом вернуться. Дорога до вершины была бы по времени короче, если бы автобус не заезжал сначала в пригород, откуда разворачивался и уже к крепости начинал путь. К самой крепости автобус не довозит. От площадки с остановкой надо идти или влево по серпантину, или вправо по лестницам. Они одинаково приведут в крепости, возможно, по лестницам чуть быстрее. Но карабкаться местами по крутым маршам придется.
С последних маршей лестниц увидено здание из камня -*крепость!" Ан, это отель построенный в начале 20 века для туристов.
Вот и ровная поверхность с обзорной площадкой за пушкой.
С площадки перед мостиком в крепость уже открываются великолепные виды на холмы Тюрингского леса вокруг г.Айзенаха.
Первое, чем удивила крепость, своими невыдающимися размерами. И не от сравнения с другими виденными крепостями. Посетители, ранее писавшие отзывы, показывали фотографии, где крепость казалась длинной и огромной. Величавости ей придает расположение на вершине горы, которая зрительно увеличивает ее высоту. Первая крепость была деревянной, от нее, конечно, ничего не осталось. Все каменные сооружения появились в последующие разные века.
Дальше ров с подъемным мостом перед воротами в башне Torhaus. Ров и сама площадка были искусственно вырыты и укреплены, чтобы укрепить защиту на подходе к крепости. Эти объекты построены людьми, не является природным элементом ландшафта.
Проход в башне сделан наискосок, что должно было затруднять проникновение врагов. Особенностью Берфрида являются его чрезвычайно толстые стены, чтобы выдержать лобовые удары осадных машин. Некоторые историки отмечают, что внутри стен могут быть скрытые помещения. Башня стоит на отшибе относительно других строений крепости, предполагается, что могла использоваться как тюрьма для особо важных заключённых.
За башней уже внутренний дворик с фахверковыми зданиями.
Первый владелец– «Людовик-Прыгун», незаконно захватил участок земли на горе у местной общины под свое жилье в построенной потом крепости. Он со своей армией головорезов смог нагнать страха на них, показать, кто здесь теперь хозяин, и утвердить замок как центр своей власти. Все первые феодальные владения появлялись в результате грабежа шайкой разбойников во главе с предводителем, который в дальнейшем объявлял себя князем-графом-королем и прочими «голубыми кровями». Непокорных прежних владельцев земель убивали, покорных -делали своими крепостными-рабами. Они были обязаны работать на своих новоявленных хозяев, платить оброк за клочки земель - так же считавшиеся уже собственностью феодала, которые захватчик «милостиво» разрешал обрабатывать для пропитания их семей.
Династия Людовингов владела Вартбургом на протяжении нескольких столетий. Первый замок был деревянным и от него ничего не сохранилось. Каменным замок сделал ландграф Людвиг II Железный - внук Прыгуна, в 1156—62гг. Пришедшие им на смену 13-й и 14-й века были временем расцвета Вартбурга. Он служил резиденцией сначала ландграфам Тюрингии, а затем маркграфам Мейссена. Владельцы перестраивали ее и изменяли крепость, многочисленные европейские войны прокатились по ней. После Тридцатилетней войны и в течение XVIII века Вартбург постепенно утратил своё резиденциальное и оборонное значение. В результате изменения политической и военной обстановки в Европе после Наполеоновских войн, окончательно стояла заброшенной.
Внутри двух дворов строения различного стиля, из различных материалов и разного времени постройки. XV век принес Вартбургу забвение, крепость потеряла свое значение, что отразилось на его облике. Многие каменные постройки были заменены на деревянные фахверки. У первого двора вдоль одной стены прилепились домики, где были замковые службы и для проживания прислуги, с другой, скорее, оборонительная стена с бойницами. Стены из прочного камня, что обеспечивает высокую обороноспособность к атакам, с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов.
Этот двор мог использоваться для хозяйственных нужд. Тут есть колодец, значит, могли быть кухни, конюшни и другие хозяйственные службы в соседних зданиях. Кроме крепостных, что обслуживали все это хозяйство, были и профессиональные ландскнехты, что составляли маленькую армию владельца-графа. В некоторых случаях нанимали воинов из числа свободных граждан, вынужденные воевать за плату или послабление налогов для их семьи. В гарнизоне состояли на службе и рыцари, которые были вассалами, служили по феодальным обязательствам.
В здании повыше колодца находится касса. В будний день и то народу было многовато для крепости в глубинке страны, представляю какое столпотворение в выходные дни, тем более в праздники. Да, это я еще приехала к открытию. Когда уходила из крепости, народу было гораздо больше. Ходить по территории крепости можно бесплатно. Билет нужен для посещения отреставрированных помещений внутри и музея.
Вторая башня Берфрид с каменными прилегающими стенами, выше предыдущей. Она была последним оплотом обороняющихся перед графским двором. Переход над воротами башни Берфрид построен и надстроен в рамках реставрационных работ, проведённых в 19 веке.
За воротами «Внутренний двор» - центральная часть крепости, где расположены главные здания крепости.
Я мысленно перед поездкой готовилась к походу по значительной территории, запланировала несколько часов на крепость. Не сказать, что совсем уж малюсенькая, но Вартбург, скорее, уютно-камерная. Просто обойти два двора, заглядывая во все доступные закоулки под стенами – от силы час. Осмотр дворцовых палат по билету еще минут сорок. И в нем невозможно задержаться, группы организованно заводят и выводят потом из дворцовой части. Вот в музейных залах со стендами, витринами задержаться допускается, на сколько захочется. Но долго кружиться по нескольким небольшим помещениям все равно не выйдет часами. Конечно, можно сидеть потом на воздухе на скамейках, наслаждаясь картинами внутреннего дворика. Можно расположиться в ресторанах, где так же время провести можно.
Внутри слева – замковый дворец, впереди белеет башня Георга. Башня построена в её современном виде в рамках масштабной реставрации, которая велась в 19 веке. Первоначально была башня высотой 23 метра, возведенная в середине 16-го века. После реконструкции 1838-1869 гг стала иметь высоту 52 метра.
Эти работы проходили под руководством архитектора Готфрида Земпера, который почти заново построил все в крепости. Его пригласила восстановить заброшенную крепость супруга Тюринго-Саксонского герцога, Великая русская княгиня Мария Павловна, как одного из самых известных архитекторов того времени. До наших дней крепость могла бы не дожить, если в 19 веке не провели бы капитальную реконструкцию на деньги из своего приданного. Русские крепостные горбатились на семью российского самодержца, обеспечивая богатым приданным его детей. Первая и Вторая мировые войны вообще доконали бы остатки, если не эти восстановительные работы, произведенных на русские деньги.
К XIX веке Вартбург в значительной мере обветшал, его строения практически разрушенные стояли. Рисунки вида крепости в то время.
Появления открытых ренессансной галереи на внутренней стороне замка, наподобие флорентийских, было результатом желания Марии Павловны придать крепости изящный акцент. В замке -снаружи и внутри, около 200 штук. Мастера были вдохновлены итальянской, а именно флорентийской архитектурой эпохи Возрождения. Конечно, это интерпретация элементов итальянской архитектуры, адаптированных для немецкого замка. Они были выполнены в романско-готическом стиле, но с элементами ренессансной эстетики, что создает уникальный, синтетический вид. Между зданиями замка небольшой бассейн с водой. Построен в ходе реконструкции середины 19 века, поэтому уже для выживания осажденной крепости не использовался. Вода в бассейн поступает из источника Георгбрюненн, расположенного на склоне горы. Напротив дворца - белое двухэтажное здание с ресторанчиком и небольшой сквер, зеленая зона.
Заходить в крепость, гулять по его территории можно бесплатно. Платный только вход в музей и подъем на башню. Рассматривать окрестности у подножия крепости можно со многих точек: со стен, башен, окон. Крепость не просто возвышается над всей округой, он парит над зеленым морем внизу. Лес точно такой же, каким был во времена Средневековья.
Рядом с дворцом есть пристроечка. Интернет пишет, что там была «рыцарская купальня». А может, именно тут жил средневековый алхимик и чернокнижник? Интересная легенда о нем: алхимик считался человеком зловещим и жестоким, утверждали, что он обладал нечеловеческими знаниями и силой. Люди говорили, что его мать была ведьмой или колдуньей, которая заключила сделку с дьяволом, и в результате этого договора её сын приобрёл сверхъестественные способности и тягу к тёмным наукам. Он, якобы, занимался поиском философского камня, стремясь обрести вечную жизнь и превращать обычные металлы в золото. Его эксперименты сопровождались зловонными парами, странными вспышками света и ужасными криками, которые слышали далеко за пределами замка. В ходе одного процесса пытался вызвать нечистого, чтобы заключить договор и добиться вечной жизни. Как результат - погиб в страшных муках, и его душа навечно осталась привязанной к замку. Не в моей привычке залезать на крыши, но башня Георга показалась невысокой, значит подъем не займет много времен. Вход на нее платный и состоит из двух восхождений. Сначала по стене на внешним сторонам башни.
Потом где-то на середине вход внутрь и дальше карабкаться по внутренним лестницам.
Верхняя площадка просторная, есть подзорная труба и прекрасный вид на всю крепость сверху. Только ветер сильный, башня очень хорошо обдувался всеми ветрами.
Отсюда можно увидеть крест на башне Берфрид. Во время Второй мировой войны на его месте была огромная фигура орла со свастикой, символ нацистской Германии. В то время крепость Вартбург приобрела особый идеологический статус, как символ немецкой национальной культуры и "чистоты арийского духа". Гитлер называл Вартбург «самым немецким из всех немецких замков».
Под Башней Георга есть еще ресторан и проход в стене на внешнюю сторону крепости.
Известны имена графов-владельцев и многие исторические особы тут побывали. Отец европейской Реформации - Мартин Лютер, скрывался в крепости после оглашения своих " тезисов".
Особо отчается посещения замка поэтом Гете, придавшем романтического ореола замку. В 1777 году Иоганн Вольфганг Гёте провел в Вартбурге больше месяца. Поэт был очарован удивительной атмосферой и богатой историей замка. Но состояние Вартбурга в те времена было удручающим. Будучи министром при Веймарском дворе, Гёте ходатайствовал о реставрации замка и создании в его стенах музея. И как бы герцог Карл Август, правивший в то время герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский, разрешил бы из своих чертогов публичное место сделать? Утопия романтика Гете, служившего при дворе этого герцога и министром культуры, и министром финансов и горным дел, тайным советником, даже был ответственным за военные и дорожные дела. Но хотя бы по настоянию своего советника, герцог решил отремонтировать замок. В отзывах про Веймар уже писала, что деньги вкладывал не он, а его русская жена Мария Павловна, дочь русского императора Павла. Принцесса привезла приданное равное нескольким бюджетов герцогства. Приданное заработанное трудом русских крепостных для семьи российского самодержца. Великая русская княгиня и выделила значительные средства на реконструкцию крепости. Благодаря её финансированию удалось восстановить не только внешние стены и архитектурные детали, но и внутренние помещения. Как патронесса, предполагается, она бывала там в разные периоды своего жизни. После ремонта крепость приобрела вид замка, что и поставило Вартбург в ряд с другими выдающимися историческими объектами.
Крепость имела большое значение в средние века, в дальнейшем была местом паломничества для людей, интересующихся историей и культурным наследием, и стала музеем в наше время. Увиденное дало море впечатлений и фотографий, и оставит воспоминания надолго. Крепость - «must see» по сравнению с другими, где я побывала в Германии, а их было немало.