Самой насыщенной крепостями и укрепленными замками Землей в Германии предстает Бавария. От Мангейма до Байройта протянулась «немецкая дорога замков», на ней находятся больше 70 крепостей. Уже подъезжая в направлении к Вюрцбургу, видим некоторые их них. Небольшая станция Kulmbach с большой крепостью на горе.
Но поездка была ради красот и достопримечательностей самого Вюрцбурга. Крепость Мариенберг является символом и главной «визитной карточкой» города. Поток туристов из города по мосту Альте Мариен непрерывно течет к ней.
С древних времен духовные и светские правители с помощью строительства роскошных резиденций и богато украшенных храмов стремились продемонстрировать богатство и незыблемость своей власти. Целью строительства этой большой крепости – на минуточку, не для императора или короля; а церковного служителя - показать денежные возможности этого «служителя» в лице местного епископа и надежно спрятать его в случае народного бунта. Вюрцбург был церковным княжеством, во главе которого стоял князь-епископ. Крепость в Вюрцбурге начали строить в 1200 году. Тогда в городе происходил конфликт между горожанами и архиепископом Конрадом фон Кверфуртом, и он решил построить для себя на холме Мариенберг "прочный дом", где мог бы надежно пересидеть народные волнения. В начале 13-ом столетии вокруг первых зданий возвели крепостные стены, которые стали первой линией фортификации. Официальным поводом для строительства крепостных стен вокруг церкви стало убийство посланника епископа графа Экарта около ратуши Вюрцбурга.
Перейдя по мосту на другую сторону, потом надо свернуть вправо, если река за спиной и до этого перекрестка. Дальше надо спрашивать у уже спускающихся вниз туристов, куда дальше. Потому что можно пройти этот небольшой проулок. А к виднеющейся вверх по улице церкви не надо подниматься.
Он заканчивается тупиком, но имеющий ворота вбок. Туда и надо свернуть.
И начинать подъем по дорожкам английского парка, разбитого на склоне. На вид уклон не большой, однако ноги приходится ставить как на лыжах «елочкой», чтобы не скатиться вниз.
После первых ворот подъем уже к стенам крепости. И по лестнице внутри наверх.
Крепость выдержала осаду в период Крестьянской войны, произошедшей в 1525 году. Многотысячная толпа, не имевшая боевой опыт, штурмом взять Мариенберг не смогла. В руках вместо оружия, были с/х орудиями. Вот ими и решили делать подкоп, чтобы взорвать изнутри ненавистных угнетателей. В это время в крепости находилось около 400 человек, из них только 240 способных обращаться с оружием. Интересно, что поддержку крестьянам оказывал тогдашний бургомистр Вюрцбурга, известнейший скульптор и художник своего времени Тильман Рименшнейдер (Tilmann Riemenschneider) - один из самых ярких деятелей немецкого Возрождения. После подавления восстания его на шесть недель заключили в крепости, где он подвергся пыткам, но затем выпустили на свободу вместе со многими другими членами городского совета, конфисковав большую часть имущества. После восстания крупных заказов он уже не получал. Основными заказчиками были тогда попы, они и запретили.
Нападению подверглась крепость и во времена Тридцатилетней войны. После того как крепость была взята шведами в 1631 году, оставшиеся в шоке от единственного поражения правители решили построить мощные бастионы, башни с бойницами и большое количество ворот. И это сделало крепость неприступной по тем временам. В конце 15-ого столетия главный замок был окружен еще одной линией крепостных стен, которые венчали Шеренбергские ворота и две башни. В этот период в крепости появились многочисленные хозяйственные постройки и жилые помещения, которые предназначались для прислуги и солдат. В крепости в 1600 году случился пожар, да такой сильный, что сгорело всё, что могло сгореть. Епископ Юлиус Эхтер, правивший тогда, восстановил крепость и превратил ее в замок эпохи Возрождения. Тогда же соорудили второй ряд оборонительных стен и разбили парк вокруг замка. С каждым новым владельцем крепость обрастала все новыми и новыми укреплениями: кто-то достраивал и возвышал стены, кто-то возводил круглые башни и защитные галереи. С южной стороны появилась четырехуровневая башня Машикули. Время от времени между мощными бастионами появлялся то парк с фонтанами, то изящные скульптуры. Мариенберг потерял свой официальный статус как «крепость» в 1867г., после австро-прусской войны. Ее покинули почти все обитатели кроме герцогской семьи и прислуги. Таким образом, грозная крепость превратилась в небольшой замок – резиденцию, что оказало влияние на решение правителя построить себе новую резиденцию в городе. После постройки новой резиденции в Вюрцбурге, в Мариенбергской крепости расположились казармы солдат, а затем склады. После Первой мировой войны Fürstenbau служил бараками для Landespolizei -государственная полиция, плюс как военный склад и как чрезвычайное жилье из 100 квартир. Во время Второй мировой войны служила хранилищем ценностей не только для г.Вюрцбурга, свозили со многих мест. При бомбежке Вюрцбурга ВВС Великобритании 16 марта 1945, значительные части крепости были разрушены огнем, вызванным зажигательными бомбами. Восстановление началась после 1950 года и постройка закончена только в 1990 г., говорит интернет. Но, как видим, реконструкция продолжается и по сей час.
Средневековые крепости и замки столь желанные для туристов теперь, были в первую очередь фортификационными сооружениями, предназначенными для защиты и обороны. Именно вокруг мощной крепости и начал формироваться старинный город Вюрцбург. Долгое время крепость оставалась главной епископской резиденцией, пока не надумали перебраться в город монахи. В крепости в 1600 году случился пожар, да такой сильный, что сгорело всё, что могло гореть. Епископ Юлиус Эхтер, правивший тогда, руками жителей города восстановил крепость и превратил ее в замок эпохи Возрождения. Сегодня вся территория крепости и ее здания служат музеями. Видимый от реки прямоугольный в плане Fürstenbau с четырьмя крыльями. Три из его четырех углов отмечены башнями -по часовой стрелке от северо-запада: Kiliansturm, Marienturm и Randersackererturm. Они относятся к восстановлению замка в начале 17-го века. Одна из высоких башен замка – башня Бергфрида, подобна французскому донжону. Ее не видно из-за стен, потому что она стоит прямо посередине епископского двора. Только черная крыша с определенного ракурса угадывается. Таковым и должно быть ее положение, как последнего оплота обороняющихся. Bergfried был первоначально известен как Mittlerer Turm или Wartturm. Каноническая форма двух цилиндров, помещенных друг на друге, всегда сохранялась. Но пропорции здания были изменены в 13-м веке, размер окон увеличился. Куполообразная крыша и Echterchor были добавлены во времена епископа Эчтера.
Внешние оплоты - Бастион Сесар, Быстион-Стрит Йохан Непомук, Бастион-Стрит Йохан Баптист и Бастион-Стрит Николаус – по разным сторонам замка были построены при Йохане Филиппе фон Шенборне с 1649 до 1658. Существовали и другие, но некоторые были перестроены или теперь покрыты парками.
Внутри крепости 3 двора, разделенные рвами или толстыми стенами. Хотя главный двор недоступен из-за ремонта, что-то видно и снаружи.Третий двор не имеет замкнутой стены сейчас.
Здания крепости или находятся за оборонными стенами, или вписаны в сами стены. По углам стены оканчиваются башнями. Самыми старыми из сохранившихся башен крепости Мариенберг в Вюрцбурге являются Бергфрид-Bergfried и Рундтурм-Rundturm. Рундрум стоит за стенами, ее не видно снаружи.
Из трех дворов - средний между ними, «Передний двор» -Vorderer Schlosshof, с большой площадью посередине и проходами-воротами в соседние дворы.
По середине площади красной балюстрадой окружены лестницы, что ведут в подземную часть. Там ходы к потайным комнатам, где в средние века прятали сокровища и секретные документы князей-епископов. Считается, что в этих потайных местах могли также содержаться пленники или проводились мистические ритуалы. Другая легенда рассказывает о призраке одного из князей, который был убит из-за политического заговора. Его призрак, по преданиям, иногда бродит по Переднему двору в ночное время, охраняя сокровища и мстя тем, кто посягнет на его владения.
За воротами двор в окружении княжеских зданий и старинной Мариенкирхе находится двор «Hauptburg». Рассмотреть что-то в момент проезда строительной машины в закрытый для посещения двор, не удалось. Только само укрепление, в которых ворота Schwedenpforte -Шведские находятся, да выглядывающей из-за стены «шапочку» круглой башни Rundturm.
Буду довольствоваться интернетом. Крепость была взята в осаду шведами во время Тридцатилетней войны, устоявшие ворота так и назвали. Осада началась в сентябре 1631 года, когда шведы под командованием короля Густава II Адольфа подошли к Вюрцбургу и снята в конце ноября того же года - из-за бесполезности осады. В крепости было вдоволь продовольствия, воды, оружия. В центре Innerer Burghof, говорят, когда-то стояла волшебная чаша, которая могла исполнить желания любого, кто положит в неё золотую монету и искренне произнесёт своё заветное желание. Однако в XVII веке чаша была украдена во время набега, и с тех пор считается, что крепость утратила свою магическую защиту, что и привело к её последующему упадку. Так же там есть колодец, по преданиям, в него якобы можно было бросить монету, чтобы получить ответ на важные вопросы. Говорят, что те, кто бросил монету, могли услышать шёпот из глубин, предлагающий советы или предостережения. А сам колодец соединяет крепость с подземными реками, по которым можно было выбраться наружу.
Кроме музея в окружающих зданиях, в Большом дворе Hauptburg есть церковь Св. Марии, подземелье Тильмана и можно насладиться потрясающим видом на город. Хотела бы увидеть крепостную церковь Мариенкирхе, первую круглую и одну из старейших церквей Германии. Но в мой приезд был не доступен «Большой двор» -«Innerer Burghof, где находится церковь и вход в подземелье. Зато видом на город можно любоваться бесплатно и бесконечно. Бесплатно, потому что идет ремонт, реконструкция. В иное время вход в крепость платный, соответственно и «вид» будет платным.
И он главное, ради чего надо-таки взобраться в крепость. Княжеский сад - Fürstengarten, разбитый с восточной стороны. С его террасы красивейшая панорама Вюрцбурга. Картины, открывающиеся с высоты до горизонта, Майн под ногами, как и весь город. Здесь приятно «зависнуть надолго», любуясь видом на черепичные крыши, шпили церквей, долину Майна и виноградники...
Отсюда и увидено, что в городе очень много церквей, не зря назывался «городом 100 кирх», ходить не переходить. Стало понятно, что этого не будет в моих планах. Но сверху рассмотрела, где, какие. Первой надо бы увидеть крепостную церковь - Мариенкирхе. В бывшем епископском «граде на холме» находится одна из старейших церквей Германии, но сейчас не доступна из-за ремонта, происходящего в Мариенберге. Со стен крепости бросается в глаза, находящаяся почти на одном уровне с крепостью, но стоящая на соседнем холме, церковь паломников - Вюнцбургская Кэппеле. Церковь была построена в 18 веке и является примером рококо архитектуры. Хотя ее башни почти с родными маковками. До написания отзыва думала, что здание православный осколок в далеком краю.
Из главных храмов видны сверху от моста: влево – красно-белая Мариенкапелле, почти рядом отличающийся черным куполом Ноймюнстер. И четыре бело-красные башни собора Св.Килиана возвышаются в центре.
Влево за ними просматривается странное здание, сначала показавшееся мне восточным дворцом из-за остроконечных шпилей и переливающегося под солнцем камня кладки. Ан, это Монастырь Хауг, как подсказал потом интернет. Раньше на этом месте была романская церквушка, стоявшая за городскими воротами, где-то в районе сегодняшнего железнодорожного вокзала. Во время разрушения Вюрцбурга 16 марта 1945 г. церковь сгорела, вся была полностью уничтожена. Сохранились только монастырский памятник и статуя евангелиста Луки. В 1965 г построили новый церковный комплекс с официальной кирхой Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Название «Хауг» от слова houc, потом от Hügel -холм. Чуть в правую сторону от центра, он в самом деле небольшой, несколько других храмов: коричневая башня университетской церкви -Neubaukirche. Влево, как смотрим с холма, необычные башни в виде ракет храма монастыря Хауг.
Дальняя часть с бастионом Teufelsbastion и воротами "Scherenbergtor", Шеренбергские ворота, по имени одного из попов-епископов. Самые мощные части крепости, глядя на них и понимаешь, как крепость на самом деле выглядела в давние века.
Под бастионом с внешней стороны стоянка машин сотрудников. Жалко, что сюда не доезжает туристический автобусик. Франконский музей расположен в здании, находящегося внутри Княжеского двора -Fürstenhof, в стене бастиона.
Он расположен не в одном доме, занимает примыкающий «Дворец Фюрстен», помещения для гарнизона, бывшие конюшни. С 1946 происходило восстановление барочного Zeughaus -склада оружия, первоначально 1702-1712 гг. постройки, но разрушенным в 1866 и 1945 годах. Франконский музей Музей «Майна и Франконии» находится в этом дании бывшего склада оружия. Когда восстановили, скорее построили заново, Echterbastei -бастион Эхтера, музей расширился в эту часть крепости. От кассы широкая лестница наверх.
Музей отражает 1200 лет истории Вюрцбурга. В своих 45 залах предлагает посетителям ознакомиться с экспонатами, связанными с историей Вюрцбурга, крепости Мариенберг и ближайших окрестностей.
Здесь можно увидеть богатую коллекцию скульптур Тильмана Рименшнайдера. Примечательно, что когда-то именно в этом месте скульптору довелось побывать в роли узника.
Также разнообразные экспонаты, повествующие о бурной истории Вюрцбурга, его правителей и жителей города.
Переходя из здания в здание, они коридорами соединены, можно увидеть и особенности внутренней планировки, окон, потолков.
При реконструкциях 19 и 20 века появились привычные нам размеры окон в зданиях крепости. Раньше окна были узкими отверстиями в стенах, предназначенные не столько пропускать дневной свет, как служить бойницами. Кроме того, в плохо отапливаемых помещениях с большой кубатурой маленькие окна пропускали меньше холода внутрь. В холодное время года плотно закрывали окна деревянными ставнями, богатые епископы могли позволить себе такую роскошь как оконные рамы, в которые вставлялись пластины слюды или полупрозрачного агата. Рамы делали из железа с мелким переплетом, для размещения листиков слюды. Такие окна из-за теплопроводности металла выходили весьма холодными. Их для тепла обшивали сукном, а для пущего шика, в особо богатых дома даже оторочивали мехом. В Средние Века люди научились делать стекло много и недорого. В Кёльне научились делать листовое стекло, а мастера из Венецианской республики, жившие на острове Мурано, нашли состав, позволявший получать чистое и прозрачное стекло. Самыми первыми открыли способы относительно дешевого производства стекла древние римляне, у них были первые стеклянные окна. Потом секрет был утрачен.
В залах, особенно служивших епископам личными покоями или для торжественных случаев, воссоздано - насколько возможно, их прежний быт и интерьер. Реконструированное помещение на месте комнат, где обитал епископ Джулиус Эчтер. Тут предметы, мебель не подлинные, но относящиеся в тому периоду.
Кроме скульптур есть немного о художественных полотен. В основном, на них изображены сами епископы. Со стен смотрят очень хитрые лица, святостью и не пахнет. Художник на то и художник, что может показать «личину» человека, точнее двуличия, как сейчас говорят, "двойных стандартов". С паперти призывы «не собирайте земных богатств», сами жили в роскоши. Маршрут по зданиям музей круговой. Возвращаться к холлу с кассами через бывшие конюшни, где представлены предметы быта, выполненные мастерами народных промыслов, коллекция оружия, как средневекового, так и более позднего вооружения, например, образцы артиллерии. Среди предметов быта посетители могут увидеть интересные экспонаты – давильные прессы, с помощью которых в старину получали сырье для изготовления вина.
Дело в том, что в провинции Франкония местные жители начали использовать подобные приспособления с незапамятных времен, а традиция давить виноград ногами в этом регионе не прижилась
Сегодня крепость сама по себе представляет музей под открытым небом. Прогулка вдоль этих каменных валов и стен доставляет большое удовольствие. Замок, являющийся одним из красивых примеров барокко архитектуры, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.