Вюрцбург, Бавария. Резиденция – роскошный епископский дворец.

Ирина Страна:Германия
Город: Мюнхен
Время отдыха: Дата вылета август 2024

Дата11.11.24 Хороший отзыв0 Ответов 0 Просмотрели43

   При подготовке к поездке в Вюрцбург, хотела обязательно попасть в крепость Мариенберг и дворец епископов, которую в городе зовут резиденцией. Но если мне пришлось выбирать, то остановилась бы на крепости - из-за видов на город, которые редко в каком населенном пункте можно лицезреть. Это мое личное мнение, дворцов видано множество. Хорошо, что удалось побывать и там, и там.

   Несколько столетий попы-епископы жили на горе над городом в Вюрцбергской крепости "Мариенберг".   После наполеоновских и последующих войн, к середине 19 века крепость обезлюдела, осталась семья князя да немногочисленная прислуга. Для поддержания своей власти надо находиться среди «поданных», а не практически в одиночном заточении на горе. Епископ решил построить себе резиденцию внизу в городе. Нужны были огромные средства. Хоть и припрятано много в кубышках, да дворец с нуля возвести, оборудовать согласно статусу, кубышек не хватало. Да и расставаться со своими кровными не было желания, надо пощипать поданных. Управляющий предыдущего князя-епископа воровал вовсю, отстроил себе в городе домину не по чину. И заносчиво относился к возможному приемнику, за что и поплатился, когда тот стал новым князем. Получив власть, новый правитель Вюрцбурга пригрозил коррупционеру судом, и тот, чтобы избежать процесса, выплатил князю-епископу невообразимую сумму в 640 тысяч гульденов. Для сравнения: разнорабочий получал тогда не больше гульдена в неделю. Эти разнорабочие вместе с другими трудящимися города и создали этот капитал в виде налогов, податей, что воровал управляющий. Как всегда, любые дворцы, сокровища созданы за счет труда народов.

 Вот я и в городе, как добраться конкретно куда-то, встал вопрос. Замечательно, что на вокзале есть информационная служба. Посоветовали проехать одну остановку трамваем N4 и дальше пересесть на автобус, скорее маршрутное такси, N9. Ходит редко, но приехал все-таки. Но довез меня до Резиденции. Пыталась своим минимальным словарным запасом иностранных языков расспросить водителя. Но не удалось выяснить, возит ли эта маршрутка конкретно через реку и вверх к крепости. До самой Резиденции от вокзала едет автобус N114, я им добиралась. Ходит каждый 15 минут, но езды 3-4 минуты – меньше километра расстояние, можно и пешком дойти. Есть и другие автобусы.  Перед дворцом на площади стоит фонтан «Франкония» 1896 г., выполненный Фердинандом фон Миллером по заказу принца-регента Луитпольда Баварского, выразившего таким подарком почтение к месту своего рождения. Чашу фонтана украшают три скульптурные фигуры знаменитых жителей города: миннезингера Вальтера фон дер Фогельвайде, скульптора Тильмана Рименшнайдера и художника Маттиаса Грюневальда.

  Идея постройки дворца в исторической части города созрела в 18 веке, когда епископам и их гостям надоело ползти в гору на колымагах - пусть и роскошных внутри, но не уменьшающих тряску от неудобной дороги. Задумка постройки дворца в исторической части города пришла в голову архиепископа Иоганна фон Шёнборна, всю жизнь страдавшему недугом, который он сам называл «червем строительства». «Лечил» он свою болезнь строительством резиденции из 300 помещений. Ну, не в монастырских же кельях пастырям жить. С начала XVIII века в Европе возведение дворцов и парков, собирательство коллекций и библиотек, блеск и утонченный этикет придворной жизни в наибольшей степени способствовали самоутверждению местных князей. Преемники продолжали расширять и украшать дворец. Обрадованный тем, что благодаря конфискации, появились значительные средства – свыше 600 тысяч гульденов, архиепископ даже пожалел негодяя, который отделался лишь потерей денег.

 Затем князь, он же архиепископ, созвал ведущих архитекторов. Им задача показалась невыполнимой: пастырю подавай великанскую лестницу, где огромный потолок должен быть без поддерживающих колонн. Однако, нашелся человек с инженерным чутьем, взявшийся сделать это. Неизвестный в кругах маститых архитекторов 30-летний уроженец богемского Хеба, артиллерийский инженер Иоганн Балтазар Нейман (1687–1753), по роду занятий он был всего лишь военным литейщиком. То время выдвигало подобных личностей, а князь–епископ знал о способностях молодого офицера и лично доверял ему. Он послал Неймана учиться зодческому искусству и науке в Италию и Францию, и тот вернулся назад уже спустя год.

    Строительство столь сложного инженерно-архитектурного объекта продолжалось четверть века, а внутреннее художественное оформление создавалось до начала 1780-х гг. Со стартом строительства резиденции в 1720 году для Неймана началась карьера главного архитектора при Вюрцбургском архиепископе. К его главным творениям относится самая технически совершенная для той эпохи парадная лестница Резиденции. План Неймана предусматривал возведение свободного кирпичного свода без дополнительных опор - 32 на 18 метров при 5-метровой высоте. Венский архитектор Лукас фон Гильдебрандт - знаменитый строительством многих дворцов в Австрии, был уверен, что Нейман ошибся в расчетах. По его мнению, потолок должен был обвалиться еще во время строительства. По легенде Гильдебрандт даже обещал повеситься на крюке, который сам вобьет в ее потолок. Нейман иронично возразил ему, что в день исполнения обещания установит на лестнице артиллерийскую батарею, чтобы отметить это радостное событие праздничным залпом. Спор Ноймана и фон Хильдебрандта разрешился два столетия спустя. Каменные своды немецкого архитектора выдержали и британские авиаудары 1945 года, и сильнейший пожирающий огонь. Даже обрушение горящей крыши не привело к уничтожению потолка лестницы. Восстановление дворца продолжалось несколько десятилетий. Окончательно здание реконструировали только к 1987 году, шли работы по оформлению интерьеров, поиску экспонатов.

  Джованни Баттиста Тьеполо украсил парадную лестницу самыми крупной потолочной фреской в мире. Темой служили фрески над Посольской лестницей в Версальском дворце. На четырех сторонах свода роспись посвящена четырем континентам. Над ними, как сценой служит божественного прoисхождения небо для покровителя муз Аполлона и его спутников. Внизу - царство земного, над которым идеальный, нематериальный мир, в нем правят сладостные музы. А разделяют миры… портрет вюрцбергского епископа в овальной раме, правившего на момент создания потолка. Хозяин - барин. «Дворец этот достоин короля, он мог бы стать подходящим обрамлением даже для императорских приемов, однако всегда оставался всего лишь резиденцией провинциального немецкого епископа, с невероятно амбициозной приходской церковью». На фреске можно увидеть и тех, кто строил Вюрцбергскую резиденцию. Нойман, например, изображен рядом с пушкой, как напоминание об артиллерийском прошлом архитектора, который начинал карьеру простым оружейником.

  Мало того, спроектированный Нейманом свод выдержал пожар, возникший в резиденции после налетов британской авиации 1945 года. Деревянная крыша над парадной лестницей выгорела, но ее каменный потолок остался в целости и сохранности, вместе с уникальными фресками. Сохранились только те помещения, которые Нойманн укрыл каменными сводами: Дворцовая церковь, Садовый зал, вестибюль, Парадная лестница, Белый и Императорский залы.

  Императорский зал находится под купольным пространством. Это придает ему объема, кажется огромным, хотя размеры невелики. Но каждая поверхность стен и уходящего ввысь купола расписана, украшена колонами, лепкой.

  Мастер-лепщик Антонио Босси придал своим орнаментам особенно вычурные формы и изломанные контуры, создав то, что порой называют «вюрцбургским рококо», создав таким образом неповторимый облик Императорского зала.


   Фрески на потолке, выполненные Джованни Тьеполо, отображают историю Вюрцбурга. Свадьба Фредерика Барбароссы и Беатриче Бургундской (1751-1772 гг), а на большом сводчатом потолке Треппенхауса – 7287 квадратных футов - 677 квадратных метров, одним из самых больших пространств, когда-либо покрытых фресками – тема «Аллегория планет и континентов». Здесь изображены и бракосочетание императора и Рейхстаг 1168 г., проходивший в Вюрцбурге.


  На противоположных сторонах большие зеркала в золотом обрамлении над каминами.  Мое личное впечатление – эта резиденция «даст фору» мюнхенской. При обходе помещений непроизвольно сравнивала их. Не количеством комнат превосходит она дворец в Мюнхене, а разнообразием оформления, декорирования.  «Белый зал» соответствует своему названию. Элегантная тонкая лепнина в стиле рококо делает потолок и стены почти парящими.

 От Белого зала на втором этаже вправо и влево отходят анфилады дворцовых помещений. Многие предметы интерьера, украшающие отреставрированные залы, подлинные и находятся на своих исконных местах. Гитлеровцы, начиная войну, немецкие сокровища прятали на всякий случай. Но основная масса - собранные по всей стране.

   В угловом Зеленом кабинете в зеленом интерьере доминируют рисунки, обрамленные декоративными элементами соответствующего цвета с золотыми орнаментами.

   Малый кабинет выделяется от других помещений настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Гобелены на стенах других помещений.   Послевоенная реставрация дворца продолжалась 40 лет и закончилась в 1987 году воссозданием знаменитого Зеркального кабинета, полностью утраченного во время бомбежек. Для реставраторов было множество фотографий, цветных слайдов, а также акварелей 1876 г., сделанных придворным художником короля Людвига II, но несколько десятилетий не удавалось раскрыть секреты старинной техники. Можно представить, какое ошеломительное впечатление на гостей производил Зеркальный кабинет. В 18 веке такое количество зеркал, тем более в золотом обрамлении, были подтверждением огромного богатства хозяина. А епископы никогда не бедствовали, тем более князья-епископы.

  Только в Германии сохранилось все многообразие этой игры, когда кусочки зеркал вкраплялись в лепной декор потолка, стен, картинных рам, вспыхивая вдруг от солнечных лучей или огня свечей.

  Есть во дворце и парадная спальня - как же без нее, но насколько она уютнее нескольких подобных спален у мюнхенских курфюстов. Так и с салонами, и, особенно, с парадными залами. Большой зал неизвестного назначения был закрыт для входа, Фото сделала из дверей.

   В Вюрцбергской резиденции бывал Наполеон, причем трижды. Два раза он приезжал со своей второй супругой – Марией-Луизой Австрийской. Бонапарт и назвал новый епископский дворец -"самым красивым поповским домом Европы". Для него, как и монархов других стран, дворец был всего лишь резиденцией провинциальных немецких епископов, что и помогло ему сохранить свой первоначальный архитектурный облик почти нетронутым. Именно Наполеон в 1803 г. упразднил власть епископов для светской жизни города. До этого они властвовали во всем. Не только епископов изгнал от руля власти. Упразднена была и сама Священная Римская империя, как величали себя германские княжества. Вольный город Вюрцбург отошел в «репарационной массе» к баварскому курфюрсту. И дворец перестал быть средоточием власти, став всего лишь провинциальной резиденцией в глубинке. Когда было создано Великое герцогство Вюрцбург, то занявший его престол Фердинанд III Тосканский, дядя второй жены Наполеона - Марии-Луизы Австрийской, оформил часть помещений дворца в стиле неоклассицизма. В 1821 году в стенах резиденции на свет появился уже принц-регент Баварии - Луитпольд.

  Первый этаж отдан в основном службам музея. Но тут начинается великолепная лестница и находится зал, выходящий окнами в сад, «Садовый зал». По контрасту с несколько распластанным овальным зальным объемом Нойман выстроил внутри него сферическую аркаду из стройных колонн, над которой раскинулся легкий шатер свода. Он впечатляет своими росписями, которые выполнил Иоганнес Цик. Арочная галерея с колоннами окружают зал по периметру и создают воздушность пространству.

  Рассматривать интерьеры помещений хочется долго. Не повторяется цветовая гамма, предметы мебели.




  К сожалению, не посетила придворную церковь. Она не видна, так как входит в комплекс дворца. Как найти, надо спрашивать у музейных работников. Обидно, что я знала перед поездкой о ней, но вышла из дворца, забыв о ней. Утешаюсь, что как пишет интернет, она по убранству очень похожа на Азамкирхе в Мюнхене. Там я приложила все усилия, чтобы найти необыкновенно красивый домовой храм братьев Азам. Будущим путешественникам на заметку в Вюрцбурге - спрашивайте, ищите и найдите эту красивую достопримечательность. Фото из интернета. Часть дворца занимает университетский музей и городской архив. После осмотра залов дворца просто через внутренний дворик войти в соседнее крыло. Там бесплатная выставка музея. В просторной галерее хранятся полотна художников 15-18 веков. Во множестве залов совсем мало людей, не все туриста знают о существовании галереи. 

   И напоследок садик вокруг Резиденции, вход бесплатный. Он маленький, если не углубляться в «кольцевой парк», с которым они образуют единую зеленую зону города. Раньше епископы попадали в него через Садовый зал/Gartensaal на первом этаже резиденции. В наши дни туристам приходится идти в обход, надо выйти из дворца, потом через кованые Садовые ворота/Hofgartentor, расположенные на Дворцовой площади.   На должность главного садовника в 1770 году был приглашен Иоганна Прокопа Майера (Johann Prokop Mayer) - европейская знаменитость, автор трехтомной энциклопедии плодовых деревьев Pomona Franconica, иллюстрированной 500 гравюрами. Садик маленький, да удаленький. Превосходит площадь, которую занимает сам дворец, лишь в три раза. Но каждый метр территории облагорожен, украшен скульптурами и клумбами. Дело в том, что резиденция строилась на свободном участке в черте старого города, территория которого была окружена оборонительными укреплениями. С восточной от резиденции стороны находился бастион, который и определил не только размеры парка, но и дворца.

 В Восточной части парка вокруг фонтана по кругу стоят стриженные пирамидками тисы, как стрелки циферблата. Заодно они своеобразные зонтики для статуй, скрывающихся у оснований стволов.

   Южный сад идет по всей длине фасада дворца. Там, где находились покои князя-епископа и покои для его гостей, например, императоры Священной Римской империи. Потому нужен был красивый вид из окон.

Одной из главных достопримечательностей Южного сада является скульптурная группа "Похищение Европы" работы Иоганна Петера Вагнера по центру. Зеленые аркады обнимают цветочный партер перед внутренним фасадом дворца с Императорским залом.

 Сразу за партером с авкадами начинаются террасы. Верхняя находится на одном уровне с бастионом, то есть на высоте бывшего крепостного вала. На верхнюю террасу можно попасть по боковым лестницам. Их перила и балюстрады были раньше украшены каменными вазами и скульптурами играющих детей. Сейчас ведутся ремонтные работы.

  Выход из скверика, как и примыкающие со стороны площади проемы въездов, украшены дворцовыми воротами.

  Резиденция - оригинальный синтез французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем. Когда-то изображение дворца вместе с портретом своего творца когда-то украшало купюру в 50 немецких марок. Она впечатляет и достойна посещения.




Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Германии

Вюрцбург, Бавария. Резиденция – роскошный епископский дворец.
Ирина  Ирина   Германия , Мюнхен   Дата вылета  август 2024
   При подготовке к поездке в Вюрцбург, хотела обязательно попасть в крепость Мариенберг и дворец епископов, которую в городе зовут резиденцией. Но если мне пришлось выбирать, то остановилась бы на крепости - из-за видов на город, которые р...
Читать далее

Дата 11.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели43

Нёрдлинген, Бавария. Музей происхождения «алмазного города».
Ирина  Ирина   Германия , Мюнхен   Дата вылета  сентябрь 2024
   На юго-западе Германии, между Швабским и Франконским Альбом есть очень необычный ландшафт. Это Нёрдлингенский Рис, она же Долина Рис, по сути, отметина, оставленная метеоритом. Это один из самых больших метеоритных кратеров на Земле. Из ...
Читать далее

Дата 13.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели14

Нёрдлинген, Бавария. Город алмазов, гномов, гигантов, фонтанов. Часть II.
Ирина  Ирина   Германия , Вес   Дата вылета  сентябрь 2024
   Баварский город Нёрдлинген внутри сохранившейся оборонной стены невелик, но все-таки есть центр и окраины. И я из царства гномов вступают во владения гигантов. По преданиям именно они, жившие на этих землях, использовали силы природы и о...
Читать далее

Дата 13.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели21

Нёрдлинген, Бавария. Город алмазов, гномов, гигантов, фонтанов. Часть I.
  Нёрдлинген в Швабии, входит в «Romantische Straße»- «романтическая дорога» Германии. В Баварии есть 3 города сохранивших свои крепостные стены. Побывала до этого Ротенбурге-над-Таубером, теперь неминуемо сравниваю с Нёрдлингеном. Они во многом...
Читать далее

Дата 13.11.24 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели16

Отзывы туристов