Баварский город Нёрдлинген внутри сохранившейся оборонной стены невелик, но все-таки есть центр и окраины. И я из царства гномов вступают во владения гигантов. По преданиям именно они, жившие на этих землях, использовали силы природы и огромные камни, чтобы построить стены и город. Гиганты взяли камни из самого кратера, так как он был источником необычного кварца, ни один человек не смог бы переносить такие камни. Они видели, как падает звезда, то есть метеорит и решили построить город и собор вокруг её следа, чтобы подчеркнуть важность небесного явления.
Легенда легендой, но городок на самом деле отличается большими размерами своих главных зданий в столь микроскопическом городке за стенами. В раннее Средневековье Нёрдлинген находился под властью различных знатных родов и епископов. После получения статуса свободного имперского города в 1215 году при Фридрихе II позволило Нёрдлингену освободиться от контроля местных графов и епископов и получить значительную политическую автономию. В XIII–XIV веках в Нёрдлингене сформировался класс богатых граждан, которые активно участвовали в управлении городом. Свой статус они выпячивали строительством солидных домов с украшениями.
Многие дома многоэтажные, удивительны своим количество этажей в старинных вахверковых домах. Все-таки эти строения не из камня, но громоздили богатеи ярус за ярусом из бревен-подпорок и замазки между ними. В давние времена владельцы домов платили налог с количества этажей, а мансарды налогом не облагались. Вот и придумали строить несколько этажей в высоких крышах.
Ратуша стоит, как и полагается, на своей Ратушной площади. Хотя это просто два прохода спереди, сзади. Ратуша похожа на древний замок, она им и была. До 1313 года здание, где теперь Ратуша, принадлежало графам Оэттинген. Они использовали ее как одну из своих резиденций, а затем продали монастырю, который, в свою очередь, сдал ее в аренду городу в 1382 году. В 1500 году здание было реконструировано, к нему пристроили еще этаж и двускатную крышу со ступенчатым фронтоном в стиле эпохи Возрождения. И более 600 лет, она является городской администрацией.
Ее особым элементом является лестница, заменившая более раннюю деревянную. Наверное, это единственная конструкция в городе, которую не стали «штукатурить» и она осталась в прекрасном каменном виде. Вот бы все каменные здания в городе реконструировали, но не трогали бы их светящихся алмазами фасадов из метеоритного камня, называемый местными жителями -"швабенштайн", который образовался при падении метеорита. Однако, остальные строения в Нёрдлингене, за исключение собора, решили разноцветной штукатуркой отремонтировать весь Старый город, что «стерла» его века и сделала однотипным.
На башне ратуши есть колокол. И хотя здание с башней построены позже храмов города, где есть колокола, ему нашли «cветское» применение. Он объявлял начало и конец рабочего дня для ремесленников, торговцев и городских служб. Колокольный звон с Ратуши мог также указывать время закрытия городских ворот в конце дня, что было важно для защиты города. Использовался для созыва горожан на важные собрания и городские праздники, для экстренных объявлений и сборов граждан, как сейчас смс рассылают.
Флюгер на башне Ратуши не вертится, закреплен в положении «север» по особой причине. Считается, что когда башню строили, городу угрожал вторжением граф из соседнего региона, и флюгер повернули в его сторону, чтобы «следить» за врагом. Ещё одно предание говорит, что на стене башни Ратуши вырезан мистический знак, защищающий её от молний. Мастера не знали про громоотводы, потому вырезали комбинацию звёзд и крестов, что считалось в те времена защитой от природных бедствий.
С 1219 года Нёрдлинген стал центром свободной торговли, городом-рынком. Здесь торговали зерном, овощами, скотом, ремесленными изделиями и вином. Это и помогло небольшому селению уцелеть во многих европейских передрягах, кушать хочется всем каждый день. Однако войны, моровые напасти сильно сказались на нем. Только к 1939 году население города опять стало таким же, как в 1618 г., приблизительно 9000 человек. За Ратушей здание - гостевой дом zur Sonne, который был построен в 1350 году и знаменит тем, что в нем останавливались императоры Фридрих III, Максимилиан I, Карл V, немецкий поэт Иоганн Гёте, а в 1970 году астронавты НАСА.
Центр городка маленький, но свернув за угол, обнаружится, что там дома обязательно образуют «площадь», точнее «рынок». Есть несколько рынков - винный, овощной, скотный, зерновой. Площадь Weinmarkt, где стоит фонтан Мariа-Holl-Brunnen в память о смелой трактирщице времен средневековья. Как и везде в Европе, в поздние средние века инквизиторы охотились на ведьм. В это время произошел раскол церкви и Реформация, разделившая христианское общество, последовавшая затем Тридцатилетняя война и страшная эпидемия чумы, голод и неурожаи. Надо было срочно найти виновников этих бед, их нашли в лице беззащитных женщин и еретиков. Плюс заканчивалась эпоха власти попов во всех сферах жизни. Было сделано множество открытий, люди отказывались от единственной главенствующей идеологии мученичества и рая только в загробной жизни. На самом деле стоял вопрос о сохранении власти, нужно было страхом удержать паству и задержать прогресс. За два столетия в XVI-XVII веках было уничтожено свыше 50 тысяч человек. Больше всего погибло в Германии, Швейцарии, Шотландии и Франции. В Нёрдлингене тогда погибли 35 жертв попов и невежества. И было достаточно 3 свидетелей, чтобы осудить четвертого. Казни проводились за пределами крепостной стены на холме Гальгенберг. Большие валуны, стоящие там, впоследствии получили название Скала ведьм. Сейчас на этом месте растет густой лес Мариенхёэ, но в то время его не существовало и дым от костров был виден по всей округе кратера Риес.
Охота продолжалась бы еще долго, если бы не Мария Холлен, которая в период преследования еретиков в 1589-96 годах даже после 56 пыток не призналась в обвинении. Мужественная женщина терпела адские муки, зная, что признавшихся в колдовстве сразу отправляли на костер - для «очищения». Чудом один из представителей духовенства смог ее оправдать и освободить. После этого суды над ведьмами отменили.
Самая широкая площадь в городе с которой ноги сами несут к собору.
Старый Скотный Рынок с большим красным зданием с солнечными часами - Alte Schranne старая зерновая биржа и зернохранилище. Под ним интересный фонтан с фигурами двух крестьян и различных животных и овощей, как напоминание о торговле на этой площади. И крупные головы свинок по углам, почти «тотемное» животное для Нёрдлингена😊.
На площади Тэндельмаркт -Tandelmarkt, раньше был блошиный рынок. Здание Klösterle - бывшая средневековая францисканская монастырская церковь, перестроенная в 16 веке в амбар. А из амбара переделана музей, посвящённый истории этого здания и города, также в здании есть кафе и небольшие выставочные пространства.
Забавный фонтан рядом с "Клёстерле" не просто так из железных деталей состоит, он построен в квартале кузнецов, потому должен отражать специфику ремесленников, живших тут в старину.
Маленькая площадь с большим зданием -Hallgebäude, Дом заседаний 1543 г. Очень необычные дерево, а под ним памятник посвященный одному спортсмену. Потому как Нёрдлинген - родина легенды немецкого футбола, Герда Мюллера - Gerhard Müller.
Кажется, уже все обошла и по кругу, и по радиусам, пора посетить главный храм города, что служит в перемещениях по городу осью магнита в компасе. При строительстве храма Св.Георгия использовали кварцевый камень, образовавшийся от удара, считая его магическим, и покрывали пылью «звездного камня» стены и башни, чтобы укрепить их.
Рыночная площадь - Марктплац Нёрдлингена, по сути представляет собой улицу между собором Святого Георгия и другими зданиями, извивающуюся под прямым углом. Начинается она у площади с высоким фонтаном Кригербруннен. Камни, взятые из кратера Нёрдлингена, придают уникальный цвет и текстуру гигантскому сооружению. Собор Св.Георгия построен из песчаника и кварцита-зювит (suevite) из рода импактных алмазов, происхождение которого напрямую связано с метеоритом. Из таких технических алмазов возведены все дома в городе. Несмотря на все это, многие горожане безразлично относятся к тому, что живут среди миллионов маленьких алмазов.
Башня собора получила название «Даниэль» -Daniel, вероятно, в честь библейского пророка Даниила. Цитата из Книги пророка Даниила, Гл.2.- «Тогда возвысил царь Даниила и …. поставил его над всею областью...». Пророк обладал мудростью, проницательностью и пророческим даром, башня использовалась, как наблюдательная и все эти свойства были очень важны. Башня украшена арками, скульптурами и элементами контрфорсов, на нем четыре колокола, самый старый из которых был отлит в 1496 году.
Собор считается одним из самых больших южногерманских зальных церквей -1505 г. Напоминает готические храмы региона, такие как собор в Ульме и перекликается с другими франконскими соборами. Внутри три органа, неф имеет 93 метра в длину, 20 в высоту. Украшением интерьера XVIII в. главный барочный алтарь, украшенный позднеготической скульптурой и хорами по бокам.
Больше всего приковывают взгляд необычного вида орган около кафедры. Во многих виденных храмах органы имеют украшения, но этот - просто расписная шкатулочка.
Судьба явно не благоволила к органам собора - один, в стиле барокко и установленный в 1610, сильно пострадал во время пожара в 1974 г. Другой, установленный в 1889 г., бы поврежден во время бомбежки в марте 1945. Нынешний орган был установлен в 1977 г., после масштабной реконструкции собора.
Под собором стоит «Фонтан Воинов» - красивый фонтан 1902 года, построенный на месте средневекового источника 15 столетия. Посвящен памяти павших солдат и роли Нёрдлингена в военных конфликтах. Наверху орел, распростерший крылья, что символизирует готовность жителей защищать свой город. Украшения ниже из скульптурок львов, орлов и грифонов символизируют храбрость, власть и бдительность. Изображены так же сцены из военной истории, которые напоминают о крупных сражениях XVII века, включая знаменитую битву при Нёрдлингене 1634 года в ходе Тридцатилетней войны. И хотя сражение при Нёрдлинге, в котором принимали участие шведы-протестанты вместе с жителями города, было проиграно. Но….город не был разграблен победителями: горожане просто откупились от Габсбургов. Вторая битва произошла в 1645 году и результат более плачевный - существенное сокращение населения, большие разрушения и потеря всех привилегий.
С другой стороны пядом с собором стоят два примечательных дома - Хуммель хаус и Брот унд Танц хаус. На первом домике можно разглядеть, как прогнулись деревянные перекрытия от времени. Но они держат все-таки верхние этажи, стараясь не рухнуть. «Дом хлеба и танцев» соседнее фахверковое здание с двумя нижними этажами из камня. Здание построено в 1440 годах и служил местом торговли для пекарей, продавцов тканей и других товаров. Верхний этаж был отведен под бальный зал, отсюда такое интересное название. На углу установлена скульптура императора Фридриха II, который в 1215 году даровал Нёрдлингену статус свободного города. Став с 1215 г. свободным имперским городом, Нёрдлинген имел достаточно средств для развития, чем активно и пользовался. На Троицу в 1219 году тут впервые была проведена десятидневная торговая ярмарка, ставшая впоследствии одной из известнейших ярмарок Южной Германи
Улицы, разбегающиеся по радиусам от собора Св.Георгия из центра городка к крепостным стенам, выводят то к многоэтажному вахверку, то к микроскопическому домику. И везде видна прячущаяся за старинным забором в золоте сентябрьских деревьев, башня Даниэля.
Рядом с собором дома аккуратные и окрашенные, как подобается представителям градостроительного искусства XIV-XVII веков, внизу с небольшими отелями, уютными кафе и ресторанчиками. И много-много магазинчиков. Улочка, отходящая в другой бок от собора, заставлена небольшими зданьицами, например, старой гауптвахтой - желтое здание, где сейчас ресторан; и с маленькими домиками гномиков.., sorry, домиками местных жителей.
Церковь Св. Салватора стоит недалеко от крепостной стены. Старинная дверь обладает рядом необычных особенностей: на дверном косяке можно найти следы, похожие на борозды или вмятины. Прихожане и паломники верили, что прикосновения приносят удачу и защиту, и поэтому многие из них традиционно ударяли по двери или оставляли царапины на ней. Дверь украшена тонкими резными узорами и символами, кроме христианских есть знаки, напоминающие защитные руны.
Обернувшись вправо, в отреставрированном старом дома кипит новая жизнь: детский клуб. Рисунки, выставленные в окнах не дадут в этом сомневаться.
Монастырская церковь кармелитов, по преданиям, сыграла решающую роль в один из моментов осады города в Тридцатилетнюю войну. Вражеские войска неожиданно отступили после того, как увидели яркое сияние над церковью. Когда свет падает под особым углом, в одной из часовен появляется загадочное сияние, словно окутывающее алтарь. У ученых есть свое объяснение: особое расположение окон и архитектура церкви создают уникальную игру света, которая и вызывает этот эффект. Вход свободный и помещение от посетителей свободно. Внутренние стены храма украшены готическими росписями и символическими изображениями, которые до сих пор остаются предметом споров и загадок. Некоторые исследователи считают, что фрески содержат закодированные послания, оставленные средневековыми мастерами.
Переулок ведет к крепостной стене со старыми бастионами. Под ногами брусчатка, которая помнит баталии Тридцатилетней войны, звон подков оскалившихся лошадей в пене, звук мечей, падающих вместе с убитым солдатом, оборонявшим город… Теперь иногда служат в качестве театральных декораций для проводимых здесь представлений. Прекрасное, по моему мнению, использование.
Маленькая церковь Святого Духа XIII века, которая примыкала к средневековому госпиталю, где предоставляли кров и пищу беднякам, больным и старым людям.
Нердлинген очаровывает с первого взгляда. Город фигурирует в фильме 1971 года «Вилли Вигка и шоколадная фабрика» ". Эпизод со стеклянным лифтом, отъезжающий от фабрики, открывает вид города сверху – это Нердлинген. Город алмазов, древней истории и просто красивое место.