Фаворитом в путешествиях по Германии в 2024 году стал для меня город Ротенбург-над-Таубером. Он стоит особняком среди других средневековых местечек Германии. Название Роте-бург - «Красная крепость» над рекой, заранее задает настрой, что будет укрепленное поселение. Его по праву называют «сердцем» одного из самых известных туристских маршрутов страны – «Романтического пути», который пролегает через Франконию, Баварскую Швабию и завершается в Альпах у сказочных замков баварского сумасшедшего короля Людвига II. Но крепость, которой город обязан своим названием была разрушена еще при землетрясении 1356 года. В тексте дальше называю город, как принято у нас -«на Таубере».
В средние века, когда Берлин и Мюнхен были просто небольшими поселками, Ротенбург значился вторым по величине городом Германии с «огромной» численностью населения в шесть тысяч человек. В середине 13 века большой для того времени, хорошо укрепленный Ротенбург откупился за счет средств собственной казны от императора и в течение последующих пяти столетий был вольным имперским городом. Но в 1803 году немецкие земли пали перед Наполеоном, который упразднил Священную Римскую империю, и отменил вольницу городам. Ротенбург был записан, как часть Баварии, и подчиняться должен был их королю. Так пропала его важность, денег стало мало, город не имел возможности расти и развиваться. То, что было для города бедой, обратилось во благо в новое время. Уже на рубеже ХХ-ХХI вв. заезжие путешественники «открыли» город, в котором «уснуло» Средневековье. Старинный городок был так хорош, что уже в XX веке Гитлер, придя к власти, объявил его центром туризма и массового паломничества.
Начиная с Тридцатилетней войны, потом его захватили французы в 17 веке, город грабили, он превратился в захолустье, где не осталось былого величия и богатства. В 1803 году немецкие земли пали перед Наполеоном, который упразднил Священную Римскую империю, и отменил вольницу городам. Ротенбург был записан, как часть Баварии, и подчиняться должен был их королю. Так пропала его важность и значение. У местных жителей не было денег перестраивать свои старинные дома в соответствии с новыми веяниями. Муниципалитет с тощей казной не смог убрать старые оборонные стены, как делали все города в Европе. И остался городок в своем стародавнем обличье, теперь нам на радость. Возрождение началось с середины XIX века, когда «очнулись» историки и занялись изучением великолепного наследия. Жителям Ротенбурга запретили изменять свои дома с целью сохранения исторического облика. Удивительная архитектура привлекла в город художников, поэтов и романтиков. В 1873 году провели ветку железной дороги и потянулись сюда любители старины. Ныне около 40 % «старинных» построек - результат реконструкций и восстановления зданий, которые не уцелели во Вторую мировую войну или просто рассыпались от старости.
Путешествие в этот городе на поезде сопряжено с определенными трудностями. Ниоткуда напрямую добраться не получится, сюда ведет отдельная тупиковая ветка. Курсируют два вагончика туда-сюда до соседнего городка, куда так же еще надо доехать. Но если очень хочется, то это не преграда. Главное, постараться приехать в будние дни, здесь особое столпотворение в выходные и на праздники. Итак, прибыла на вокзал Ротенбурга. Дальше идти в Альтштадт можно двумя путями. Одним я вошла в город, другим выходила назад к вокзалу. На мой взгляд, лучше первый маршрут: от вокзала по перпендикулярной от него улице, мимо заправки до перекрестка. Отсюда налево и вот вход в исторический центр. Отсюда уже видна башня Галлентор и одноименная улица Галленгассе за ней.
При небольшом запасе времени в 2-3 часа, можно успеть осмотреть главное в историческом центре. Идти на виднеющуюся впереди башню по улице Галленгассе. Дальше будет Ратушная площадь, Герренгассе, вбок - Обере Шмидгассе с замечательной пл. Плёнлей. От Ратуши можно дойти до противоположного конца города с Городскими воротами к «городскому садику». Назад возвратиться тем же путем к вокзалу, нигде плутать не надо. Мой путь зачастую не бывает прямым и сначала я взобралась на оборонную стену. Хотела с утра по прохладным галереям обойти Альтштадт кругом.
Это невыполнимая задача не потому, что путь долгий, просто нет сплошной галереи. Она временами прерывается и надо сойти на землю, дойти до следующего отрезка стены, где есть верхний проход. Или продолжать путь по тропинкам рядом.
Я дошла до Клинковой башни и дальше по тропинке вдоль стены пошла. Абсолютно средневековый вид, не правда ли?
Найден пятачок с детской площадкой под очередной башней.Так приятно идти - слева городские дома сросшиеся со стеной, справа - зеленое море деревьев, простирающееся до горизонта.
С раздваивающейся тропинки, решила идти вверх. И сразу очутилась в городском садике.
На месте нынешнего садика Бурггартен в 1142 году был построен замок императоров Священной Римской империи Гогенштауфенов - Штауфербург. В 1356 году замок разрушился из-за землетрясения и камень пустили на строительство стен Ротенбурга. Единственное сохранившееся от замка строение - часовня Святого Власия с разноуровневыми башнями по бокам. Часовня переоборудована из большого зала замка и в наши дни служит мемориалом жертвам двух мировых войн.
Всю территорию, принадлежавшую некогда замку, занимает парк Бурггартен XVII-XVIII веков. Есть предание, что на его территории спрятана сокровищница, полная золотом и драгоценными камнями, оставшейся от дворца. И где-то тут есть тайный вход, который ведет в подземные туннели и кладу.
Садик украшают восемь скульптур из песчаника, изображающих четыре сезона и четыре стихии.
Вход в город охраняет Buroggtоr. Эти ворота одна из старейших частей города. Внизу прилепились домики таможни. В старые времена ворота на ночь закрывали. Город разрешено было покидать только с согласия совета города. Если не считать Ратуши, башня ворот является практически единственной башней в Ротенбурге, на которую можно подняться. Как сообщает интернет, она открыта по выходным, во второй половине дня.
Самая удаленная точка города позволяла обозревать окрестности и подвластное селение, раскинувшееся дальше. С обзорной площадки сада открывается великолепный вид на южную часть Ротенбурга. Вид на долину Таубера и крепостную стену вдоль южной стороны города - самый открыточный символ Ротербурга. И эта картина мне напомнила подобный ракурс в испанском городе Сеговия.
Ротенбург имел статус Имперского города со всеми привилегиями и правами, например: свободный статус всех граждан, право проведения трёх ярмарок в году, право самостоятельно заключать союзы, вести собственное уголовное судопроизводство и многое другое. На гербах Имперских городов Германии всегда изображали черного орла - символ Священной Римской империи.
За укреплениями начинается улица Геррнгассе. На протяжении столетий эта улица была главной в городке, соответственно, считалась самой престижной для проживания. Она вела когда-то к замку сюзерена, после землетрясения перебравшихся внутрь городских стен. Все толстосумы желали жить с ними, возведя свои роскошные здания рядом. По внешнему виду каждый дом уникальный, чем богаче была фантазия у архитектора, тем красивее и вычурнее его фасад. Богачи «метили» свои дома родовыми гербами или изображениями, относящимися к их бизнесу. Порой на фасадах средневековых зданий создавались целые сценические композиции. Нарядная и широкая улица именно поэтому получила свое название, означающее в переводе господин -«Господская». Фасады большинства домов украшают фамильные гербы самых знатных семейств. Если отойти в боковые улочки проходы, то увидим редкие для туристического города еще не раскрашенные здания.
На Геррнгассе самый старый патрицианский дом в городе – Штаудтхоф, названный так в честь семьи фон
Штаудт, владевшей им с 1697. Здесь и самый старинный фонтан и самая старинная церковь города. Название фонтана Геррнбрунен и улицы – господский, он же «Мужской» фонтан и Господская улица. Фонтан украшен двухвостой русалкой в золотой короне. Но это не дева, а мужчина, о чем говорит борода, отсюда и «мужской» фонтан.Зайти во Францисканскую церковь не получилось, зато полюбовалась музыкантами, играющими под ее стенами. Я ходила по городу, не сверяясь со списком достопримечательностей, рассматривала все вокруг, сворачивала, куда виднеющийся шпиль манил. И ушло на мой поход по туристическому, историческому центру 6 часов, как одна копеечка. Поиски обратной дороги к вокзалу в этот хронометраж не вошел. Меня ввело в заблуждение утверждение, что городок мал. И это так на самом деле. Но! Настолько кругом все интересно, что блуждала по прилегающим к основным объектам улочкам, не следя за часами. «Какой живописный проулок, а что за чудо домик там виднеется…».
Написала «туристический центр» и самой смешно, весь городок таким «центром» и является. Даже в кварталах за стеной, где, вроде, одни жилые коттеджи, вдруг башня проглядывает между ними или старинная постройка. Название Ротенбурга - «красный замок», произошло от окружающих его оборонных стен из красноватого камня.
Церковь Св.Иакова строилась 150 лет с 1311 года. Перед входом стоит современная скульптура Св.Якова. Его отличительный признак- ракушка в левой руке. По преданию, останки апостола прибило к берегам Испании, которые нашел монах-отшельник. На месте обретения воздвигли храм Компостелла, что означает «место обозначенное звездой». Сантьяго-де-Компостелла стала третьей святыней после Иерусалима и Рима для католиков. «Путь Иакова» столетиями преодолевают миллионы паломников, среди них были короли и нищие, вельможи и трудовые люди.
Вход в молельный зал платный, но его можно рассмотреть от входа. Внутреннее убранство выполнено в стиле высокой готики со стройными колоннами, высокими сводами на нервюрах и многочисленными стрельчатыми витражами.
Центральный неф Собора Св. Иакова с витражами, созданными в 1400 году. Высота их достигает 17 метров. Главный алтарь украшен картинами 15 века фламандца Герлина из Нердлингена. На «Крови Господней» изображены Тайная вечеря, Элионская гора, Вход Иисуса Христа в Иерусалим.
По одной из версий, некий отважный рыцарь, вернувшийся из крестового похода в Святую Землю, привез в город из Иерусалима капли крови Христа. Капля крови хранится в алтаре, помещенная в хрустальную капсулу, которая в свою очередь вмонтирована в позолоченный крест. Автор алтаря резчик Рименшнейдер получил за свою работу 60 гульденов. Работа оценена так низко, потому что не было росписей, не потребовались художники и краски, что тогда стоили дорого. Может быть, именно это спасло алтарь во время религиозной и крестьянской войн, в эпицентре которых находился Ротенбург. Иконоборчество, погубившее многие произведения искусства, обошло своим вниманием эту работу и не сочло ее объектом идолопоклонничества. Благодаря этому уникальное произведение дожило до наших дней и сохранили каплю. Город во многом обязан этой реликвии, разросся за счет паломников, которые со всех краев шли к святыне.
Огибая здание храма., вышла на небольшую площадь с добротными старинными домами кругом.
Проход через арку, находящуюся прямо в здании церкви, ведет на улицу Klingengasse. В конце башня Klingtor, около которой я «сошла на берег» в начале маршрута по городу.
Домики вдоль улицы живописные, как и везде по городу. В 1376 году на улице Klingengasse произошел крупный пожар, который уничтожил большую часть домов и магазинов. Безусловно, дома заново отстроили, потом еще не раз за века перестраивали. «Огонек» -домик с эркером на углу. Кругом старые здания, отремонтированные и покрашенные, все со своими особенностями: то старинная дверь, то забавные украшения. И все вместе создают нарядную картинку.
Кукольные домики, мощеные улицы, невольно возникает ощущение, что попадаешь в прошлое, в средневековые времена. Город, удивляющий стойкостью перед временем, переменами и людьми, очаровывает и западает в душу.