Как попасть в
Латвию?
К сожалению, прямых рейсов из
Ташкента в
Ригу сейчас нет, хотя раньше такие были. Но попасть туда все равно можно, если воспользоваться услугами, например, "Трансаэро". Эта авиакомпания имеет договор с "Аэр Балтик" на совместное обслуживание пассажиров, и поэтому, прилетев в 12 часов дня в
Москву на российском Боинге-737, я пересел на рижский RJ-80. Меня поразила четкость работы и уважение к клиентам со стороны персонала латвийского авиа представительства в Шереметьево-1, которое, несмотря на некоторую задержку моего прилета в Москву, однако сумело вовремя посадить меня на рейс. Уже в этом я увидел первую позитивную сторону латышского характера.
Перелет из столицы
России в столицу Латвии занимает около 1 часа 30 минут. И это время вы не будете скучать. Симпатичные стюардессы предложат вам прохладительные напитки (причем расскажут о каждой бутылке в отдельности), газеты и обед. Хотя бортовое меню не столь обильно блюдами, как мы привыкли в Узбекистане, однако, голодными никто не остается. Все подается скромно и со вкусом, пища между тем весьма калорийна.
А если газеты наскучат, то можно ткнуться носом в иллюминатор и смотреть на расстилающуюся внизу зеленую равнину. Это тоже завораживает. Но за полтора часа лета, конечно, всего не увидишь. И расстраиваться не стоит, ведь все это предстанет перед вашим взором, едва вы выйдете из аэропорта. Но, прежде всего, нужно пройти паспортный контроль.
Мои документы проверяла молодая, но неулыбчивая женщина в форме пограничника. Она ничего не ответила на мое приветствие: или у них такие правила, или, может, она не знала русского - на узбекском или английском я не решился заговорить, - только окинула меня взглядом, что-то просмотрела в своем компьютере и шумно впечатала штамп в мой паспорт. Никаких деклараций заполнять не требовалось, и таможенный контроль я прошел быстро. После этого мое путешествие внутри Латвии было "одобрено" высшими инстанциями. Вскоре я был уже на улице, такой же любопытный турист, как и другие, приехавшие поглазеть на Латвию.
Это ласковое слово "валюта"
В Латвии нет валютного "черного" рынка, и доллары, марки, фунты стерлингов и другие СКВ обменять можно везде - специальные конторы расположены на улицах, барах, гостиницах, почтовых отделениях, вокзалах и других местах. Кстати, нашим туристам советую не предлагать на обмен узбекские сумы, так как никакая контора их не возьмет. Более того, на вас посмотрят с некоторым недоумением. А все дело в том, что между нашими странами нет межправительственного соглашения о взаимном признании и конвертируемости национальных валют. Но для коллекции любой латышский нумизмат с удовольствием поменяется с вами монетами и бумажными купюрами.
Для справки: латвийская валюта, введенная в октябре 1993 года, называется лат и он равен ста сантимам. Существуют монеты в 1, 2, 5, 10, 20, 50 сантимов и в 1 и 2 лата, бумажные банкноты в 5, 10, 20, 50, 10 и 500 латов. Кстати, латвийская валюта в два раза "тяжелее" бакса - 0,59 лата равно 1 доллару. И из-за этого в Латвии очень дороги услуги и товары. Например, у меня глаза полезли на лоб, когда за чашку простого кофе, взятого в небольшом кафе, я выложил два лата.
Но не буду травить душу читателю другими ценами, которые я увидел в предложенном меню. У меня дыхание сперло при мысленном пересчете этих цифр в узбекские суммы. Но могу привести в пример некоторые цены на продукты питания, которые пришлось покупать в Лиепая. Так, зайдя в магазин по улице Грауду, я, при финансовой и моральной поддержке корреспондентки газеты "Час" Либе Меллер, стал обладателем шпротов и конфет. И тут же я увидел стоимость на некоторые товары (все в латах): кусочки копченой курицы - 1,67, один кг колбасы - 2,69, сыра (минимум 50 сортов!) - от 2 и выше, помидоров - 0,95, винограда - 1,5, грейпфруктов - 0,79, капуты - 0,79, яблок - 0,47- 0,55, болгарского перца - 0,81, огурцов - 0,82, 1 шт. батона - 0,21, булочки - 0,10. Весьма впечатляющие цифры.
Язык до Риги доведет
Официальным языком в Латвии является латышский. Как мне объяснили знатоки лингвистики, он относится к индоевропейским языкам, балтийской группе, и не является ни славянским, ни германским. Сходен лишь с литовским. В последнее время в Латвии очень популярны английский, немецкий, финские языки. Сохранился и повсеместно пользуется русский, как средство межнационального общения с гражданами из СНГ.
Латыши очень внимательно относятся к гостям - и это у них не отнять, как бы не старались замарать их положительные черты недруги. Они всегда спокойно и четко отвечали, если меня что-то интересовало. Более того, хозяева всегда старались помочь гостям, проинформировали по любой ситуации, которая могла возникнуть у них.
Время - вперед!
Латвия подчиняется восточно-европейскому времени, которое на два часа опережает среднеевропейское время по
Гринвичу. Так что если вы приехали туда с ташкентскими часами, то вы будете опережать события на два часа. То есть будете находиться в будущем (ну чем не машина времени, а?). А это не очень удобно. Например, назначили кому-то деловое свидание и затем 120 минут протираете штаны в ожидании собеседника. А если это дама сердца, то за это время у вас может быть сердечный приступ. Так что не забудьте перевести стрелки.
Рига в объективе туриста
Рига, несомненно, красивый город. Его населяет свыше 826 тыс. человек, это почти в 2,7 раза меньше, чем жителей Ташкента. Улицы также как и у нас покрыты паутиной трамвайных линий, по которым катятся вагоны, ничем неотличимые от ташкентских. По городским дорогам ездят много автобусов и частных машин. Кстати, автомобили здесь в почете.
Как свидетельствует беспристрастная статистика, при пересечении границы Латвийской Республики (как при выезде из нее латышей, так и при въезде иностранцев) самым популярным средством передвижения путешественников является автотранспорт, который используется почти в трех случаях из четырех. То есть, если в 1997 году из Латвии выехало в качестве туристов 1,8 млн. жителей, то 1,35 млн. из них самостоятельно "крутили баранку" или сидели в пассажирском салоне автобуса, автомобиля и в кресле мотоцикла. Практически столько же въезжало автотуристов в страну из других государств. Кстати, протяженность автодорог здесь составляет свыше 20,6 тыс. км, из них 7,5 тыс. - с асфальтовым покрытием. Так что ваши туфли в грязи не увязнут.
Но не будем отвлекаться. Гуляя по городу, я видел много интересного. Как и в
Дании, здесь жители и гости любят посещать кафе и открытые заведения общественного питания (ЗОП). ЗОП - это просто точка на улице, где ставят столики, стулья, зонты, иногда включают музыку - и любой желающий здесь может попить кофе, знаменитый рижский бальзам и многое другое (сейчас таких и в Ташкенте полно). Главное - чтобы у вас были деньги, причем в необходимом количестве.
В Риге я редко видел новостройки. Нужно отдать должное латышам, им удалось сохранить древний облик своей столицы. Красивые башни, готического стиля дома, яхты и катера - все это напоминало мне
Копенгаген. 5 июня в Рижском заливе проводились соревнования водных глиссеров. Ракетоподобные катера разгонялись по водной глади до бешеной скорости и вытворяли чудеса акробатики. Это было в стиле гонок формулы-1. Я долго любовался этим зрелищем.
Кстати, в городе много ночных клубов со стриптизом и эротическими номерами, чего нет в Узбекистане. Более того, в Латвии вполне официально функционируют гей-клубы. Если кто-то подумал, что я туда ходил, то ошибается. О существовании подобных заведений я узнал из журналов и рассказов дежурных администраторов гостиницы "Рига". Но вряд ли кто-то из них заподозрил меня в нетрадиционной половой ориентации, просто для меня это было несколько непривычным явлением, а для них - больше рассказать о прелестях Риги.
Лучше не встречаться с врачом
Это не означает, что в Латвии плохое медицинское обслуживание. Просто для иностранца оно дорогое. Хотя для въезда в страну не требуются медицинские свидетельства (например, о прививках на коклюш или свинку, наличии ВИЧ, сифилиса, вируса Эбола, коровьего бешенства и т.п.), между тем рекомендуется иметь страховку. В Латвии также нет проблем с приобретением лекарств (за латы можно купить все), но разумнее приобрести их перед путешествием (и обойдется это значительно дешевле).
Лиепайские этюды
Лиепая - это в прошлом военно-морской городок. Совсем недавно здесь базировались дизельные субмарины и надводные военные корабли. Правда, я не видел крейсеров или дредноутов, но сфотографировать подлодки мне дали возможность.
Скажу честно, смотреть на ржавые корабли, которые когда-то грозили своей мощью всему миру, было тоскливо. Пять металлических "колбас", прикованные к пристани бывшей морской базы. Как мне сказал большой спец Свободной экономической зоны Гуннар, это - советские подлодки класса "Виска-с" (которые местные жители называли просто "виски", наверное, в честь горячительного напитка), построенные в 60-х годах. Скорость под водой у этой "колбасы" достигала 13 узлов, а на поверхности - 18. Глубина погружения - 60 метров (не так уж и глубоко, если захотеть, то можно и увидеть с высоты дизельные "акулы"!). Экипаж состоял из 80 человек ("Интересно, как могло столько людей поместиться в этой небольшой колбасе?" - удивился я). Но эти люди управляли 12 тактическими ядерными ракетами, находящимися в брюхе субмарины. Странно, что они не страдали клаустрофобией.
К 80-м годам корабли явно устарели, и больше угрожали жизни бледным от недостатка света и воздуха матросам, чем американцам, жующим хот-доги и чихавшим на ракеты. В связи с этим советское командование приказало доставить подлодки на базу ВМС Лиепая, чтобы разрезать на металлолом. К 1994 году в порту находилось 36 боевых единиц, в том числе 6 субмарин.
Лиеповчане сообщили мне, что у России не было денег на их передислокацию, и поэтому корабли затопили в бухте (чем нанесли не только экологический, но и экономический урон будущему торговому порту и свободной экономической зоне). По рассказам Гуннара, при Горбачеве одну подлодку все же успели продать какому-то датчанину, который уволок ее домой и установил в Копенгагене: внутри "Вискаса" теперь располагаются учебные классы для техников и инженеров. Кстати, саму подлодку еле сумели доставить к берегам Дании, поскольку она едва не утонула и не стала очередным подарком Нептуну. Поэтому и меня отговаривали от желания побегать по грозной "колбасе", говоря, что эта ржавая посудина в любой момент может пойти ко дну. Поскольку я никогда не относился к виду человека-амфибии и не умел дышать под водой, то, естественно, прислушался к советам хозяев и рисковать не стал. Но если мне так понравилась эта штучка, то Гуннар вполне серьезно предложил мне купить ее за 25 тыс. баксов и, причем, поскорее - к августу их всех должны порезать. Признаюсь честно, были бы такие деньги - сразу купил бы и подарил лиепавцам. Ведь это их прошлое, история. Лодка могла стать музеем морской славы Латвии. А ей есть, чем гордиться!
Кстати, ведь подлодки входят в программы местных туристических маршрутов. В этой же программе осмотр Военного городка, в котором, судя по рекламе, можно было увидеть "жуткий дом арестантов царского времени, где каждый может почувствовать себя в роли заключенного карцера". Карцер я не увидел, поскольку городок был заброшен и ничего интересного в нем я не заметил, за исключением собачьей будки, на котором висела табличка "Командующий Балтийским флотом". "Командующий" - это огромная овчарка, которая была злой, возможно, голодной и лаяла на нас, туристов, без устали. "Наверное, так когда-то командиры орали на бедных солдат, собаке было, у кого учиться", - мрачно пошутил один из нас.
Несомненно, Лиепая - красивый город. И улицы здесь носят романтические имена - Пшеничная, Липовая, Купальная, Пешеходная, и нет сухо-официальных, типа имени академика такого-то или министра такого-то. Романтизмом пропах и сам город. В Лиепая более 200 деревянных домов 18 века. Кстати, я видел избу, в котором жил Петр I, а в трех метрах от нее расположился дом Карла-12. Известно, что эти два правителя в последующем вели Северную войну друг против друга. Но юность у них протекала практически бок о бок. И как не сфотографироваться возле этих исторических памятников?
Историческим памятником можно считать и лиепайский трамвай - самый первый электротранспорт в Балтике: в 1999 году ему исполняется 100 лет. Жаль, покататься на нем я не успел. Что касается истории самого города, то, как мне рассказал Гуннар - только уже историк (фамилии, к сожалению, я не запомнил), уже в 1253 году Лиепая упоминается в летописях. В 1625 году город получил право на герб и печать. Герцог Курляндский утвердил и Устав порта, который играл немаловажную роль в торговле и экономике страны. Кстати, есть мнение, что имя городу дали деревья - липы. И действительно, Лиепая практически утопает в зелени. Мне, жителю жаркого Узбекистана, прохлада в тени деревьев очень близка.
Серединой Лиепая называют площадь Розенплатц, когда-то здесь была зеленая аллея. Но в 1941-45 годах практически все здания были разрушены, и после этого уличная линия значительно изменилась. Зато здесь сохранились церкви: Святой Анны (в которой находится одно из выдающихся произведений резьбы по дереву периода латвийского барокко - алтарь работы Н.Сефренса, 1697 года), Святой Троицы (построенная в 1742 году) - в ней находится орган, который до 1912 года считался крупнейшим в мире. В военном городке расположился прекрасный Военно-морской собор Святого Никольского.
Лиепайские "чудеса света"
Как и любой город мира, Лиепая имеет свои прелести. Но в основном это порт и исторические памятники. Город имел военно-стратегическое значение для царской России, здесь в свое время бросал якорь корабль "Императорская звезда". Внимание к Лиепая уделял император Александр-3, подписав указ от 1890 года по развитию города. Своим указом от 5 декабря 1894 года император Николай-2 дал начало активного строительства военных фортов в Латвии. Тогда на это было выделено 80 млн. золотых рублей. Я видел остатки артиллерийских батарей, на которых размещались 6-дюймовые орудия. Печальное зрелище.… От былой мощи и величия ничего не осталось.
То же самое можно сказать и о постройках тех былых времен. Например, здание офицерского собрания от инфантерии 1903 года постройки выгорело полностью через девяносто лет, и теперь местные жители разбирают его на кирпичи, чтобы с выгодой продать (10 сантимов за штуку). Не в лучшем виде и сооружения военного назначения. Тоннели, через которые перегоняли торпеды к кораблям, подземные арсеналы пустовали, хотя в Ташкенте такие объекты мгновенно приватизировались бы под рестораны, кафе или складские помещения для товаров.
Пустуют здания бывшего военного городка, причем как боевого назначения, так и жилого. Из многоэтажек, оставленных семьями российских военнослужащих, успели экспроприировать многие вещи - унитазы, рамы, двери, полы и многое другое. И теперь дома-приведения так и зияют черными провалами глазниц-окон, пугая туристов. Конечно, были бы средства, их можно было бы отремонтировать и использовать для хозяйственных нужд. И вот почему бы узбекским предпринимателям не повернуть свои взоры на Лиепая? Ведь здесь функционирует свободная экономическая зона, которая способствует самому эффективному транзиту грузов в Европу и страны СНГ. Зато появились новые "чудеса", например, Ледовый манеж - огромное закрытое помещение, где можно кататься по льду даже летом. Или гостиница "Amrita", имеющая класс "четыре звезды". Я был удивлен, когда узнал, что раньше "Amrita" являлась общежитием и не располагала теми удобствами, которыми я воспользовался во время своего путешествия. Она была построена в конце 1997 года шведскими предпринимателями Ян-Эрик Палмбергом и Улле Рутсремом на базе старого общежития. В настоящее время это заведение располагает 82 номерами категорий "одноместный номер", "двухместный номер для одного человека", "двухместный номер", "полулюкс "Юниор", "люкс", "люкс "Президент".
Нужно заметить, что интерьер гостиницы выдержан в уютном скандинавском стиле. Три зала, оснащенных современным оборудованием, способны разместить до 160 участников встреч и конференций. Более того, для конфиденциальных переговоров предлагаются малые бизнес-номера. Отель "Amrita" располагает также рестораном "Оскар", где предлагаются широкий ассортимент блюд скандинавской, латышской и европейской кухни. Так же имеется "Лобби" - бар и пивной бар "Бруно". Для бизнесменов "Сервис-центр" гостиницы способен оказать услуги по организации проведения банкетов, презентаций и конференций, экскурсий, переводы, развлекательные программы, все виды международной связи, а также Public Relation. Конечно, подобным сервисом располагают и другие четырех - пятизвездочные
отели Латвии, например столичная гостиница "Рига".
В Лиепая также расположена знаменитая на всю Европу фабрика женского белья "Лаума". Какие конкретно там изготавливаются предметы, я с удовольствием разглядывал на симпатичных манекенщицах. Как мне сказали, нижнее белье, корсеты, гардины, бинты пользуется спросом во многих странах. Но самая лучшая достопримечательность города - это, конечно, жители.
Телевидение - это способ общения
Телевидение в Латвии интернациональное. Здесь вещают на латышском, есть программы на немецком, английском, французском, русском языках (кстати, русский язык в национальных телепрограммах должен использоваться не более в 30% эфирного времени). Передачи разнообразные - от документальных фильмов до боевиков (кстати, все лицензионное и качественное, видеопиратство не допускается). И успешно функционирует, как и в любой западной стране, естественно, эротический канал. Например, рижский ежесуточный канал "LiveSat" или лиепайский "VenusTV" предлагают широкий спектр интим - услуг, причем "объект воздыхания" вы можете выбрать прямо с экрана телевизора (для этого достаточно просто набрать номер указанного телефона). Правда, "объекты" живут не только в самой Латвии, а также в других странах (кстати, мне попались телефоны из Казахстана и Кыргызстана). Но сказать, сколько стоят эти услуги я, к сожалению, не могу - сам не пользовался, а спросить посчитал неудобным.
Таким образом, с помощью телевидения происходит интеграция человеческих чувств. Но, может быть, нам этот "опыт" не стоит востребовать?
Покупки - это дело хорошее
Кстати, в отличие от соседей по Балтийскому региону Латвия не принадлежит к странам, где туристы хотят делать покупки. Хотя на вопрос "Стоит ли в Латвии тратить деньги?" 30% респондентов ответили положительно (в основном это туристы из Дании,
Германии,
Швеции и
Великобритании), между тем 38% отрицают такое утверждение (это мнение туристов из Белоруссии,
Эстонии, Литвы, Украины). Честно говоря, с последним мнением согласен и я. Уж слишком крутые для ташкентца цены.
Но, побывав в Латвии и не приобрести там янтаря - национального символа латышей - это, конечно, кощунство с точки зрения туриста. "Божественная слеза" считается хорошей покупкой во всех прибалтийских странах. И я стал обладателем такой драгоценности (разрешения на их вывоз не требуется). Можно также приобретать предметы народного творчества, плетенные и керамические изделия. И, конечно, рыбные продукты! Я буквально объелся деликатесами из рачков, моллюсков, креветок, рыб, приготовленных в разных соусах, цветах, виде, таре, вкусе. Человеку из полупустынной страны рыба кажется особым блюдом. Конечно, в Узбекистане рыбы хватает, но такого количества, видов и качества.… В общем, пока сами не попробуете, убедить вас будет трудно. Но я перед отъездом приобрел несколько банок шпротов. Если вы захотите купить книги или электробытовые товары, то смотрите на свои возможности - они в Латвии дороже, чем, скажем, в Москве.
Питание - процесс естественный
Как и в большинстве европейских стран, в Латвии рестораны в основном предназначены для солидных (в смысле кошельков!) клиентов. И сюда, естественно, стекаются толстосумы. Но меня уверили, что есть места, где путешественник с ограниченными средствами может неплохо закусить. Честно говоря, там не был, и сказать ничего не могу.
Блюда местной кухни включают в себя суп из капусты, жаренные на рашпере свиные ребрышки, серый горох с мелко нарезанным копченым мясом, торт "Александр" (полоски теста с начинкой из малины или клюквы), копченую рыбу и пирожки (тесто с начинкой из бекона и репчатого рука).
Есть несколько сортов местного пива. О-о-о, это хотя не "Баунти", но райское наслаждение для любителя (или профессионала) пивного искусства. К темным сортам относятся "Bauskas Tumsais" и "Porteris". Светлые сорта пива включают в себя "Bauskas Gaisais", "Aldara Zelta" и "Aldara Luksusa". Кстати, латвийское пиво известно своим высоким качеством и великолепным вкусом. Я настоятельно рекомендую гурманам попробовать латышскую кухню! Но помните, если вы питаетесь в ресторанах, то плата за обслуживание не всегда включена в цены, указанные в меню. Завтрак начинается с 7 утра и продолжается до 10.00. Обед подается примерно с полудня, а ужин - с 18.00. Не опоздайте на встречу с деликатесами Латвии!
Платить и решать формальности надо везде…
За все надо платить - это не только образное выражение. Особенно за связь, не случайную, конечно, а коммуникационную. Отправка писем, вес которых не превышает 20 граммов, стоит 10 сантимов по Латвии, в Эстонию и
Литву; 20 сантимов - в Европу и 30 сантимов - авиапочтой в более отдаленные страны. Международный код Латвии - 371. Расположенные на улицах телефоны автоматы "Латтелекома" делают вызов любой части мира очень простым. Связь осуществляется при помощи специальных телефонных карточек, стоимостью 2, 5 и 10 латов. А эти карточки можно приобрести в киосках, почтовых отделениях и в некоторых магазинах. Для вызова применяются следующие тарифы за минуту: местные - 2 сантима, по Латвии - 6,5 сантимов, по Балтике - 23 сантима, в
Беларусь и Россию - 55 сантимов (а сколько в Узбекистан - не знаю, не звонил).
Что касается формальностей, то Латвия такая же бюрократическая страна, как и любая другая. То есть без бумаги никуда! Чтобы посетить Латвийскую Республику вам нужен паспорт с проставленной визой. В Узбекистане ее выдает Ташкентское посольство Латвии на Муртазаева, 6. Не требуются визы для граждан Эстонии, Литвы, Польши,
Венгрии, Дании, Великобритании, Ватикана,
США,
Ирландии,
Чехии и
Словакии.
Электричество плюс власть - это еще не коммунизм
В Латвии используется переменный ток 220 В, 50 Гц. Применяются двухконтактные штепсельные вилки европейского образца. Так что не вздумаете привозить агрегат, например, электробритву, для которой нужна энергия с атомного реактора.
Какая ныне погода в доме, милый?..
"Климат в Латвии умеренный, но со значительными перепадами температуры" - так свидетельствует местный справочник. В правдивости этих слов я убедился в Лиепая, когда там днем было ужасно душно и жарко, а вечером стало так холодно, что аж уши инеем покрылись. И только рюмка красного вина согрела меня тогда от переохлаждения, да и пара креветок.
Если читать дальше справочник, то можно узнать, "лето теплое, а весна и осень сравнительно мягкие. Зима, которая длиться с ноября до середины марта, может быть очень холодной". Брр, зимой я в Ригу не ездок! А если мне уж понадобиться снег, то лучше заглянуть в Лиепайский "Ледовый манеж" - этого добра там хватает с избытком. Но любитель Деда Мороза, ледовых гонок может посетить страну зимой, снегопады там отменные. Тем не менее, порты Лиепая и Вентспилса не замерзают.