К началу своего вояжа ехать уже никуда не хотелось. Не переставая ругала себя за то, что дернуло же выпендриться и поехать в такую страну, в которой ни один сколько-нибудь знакомый человек не отдыхал.
Кроме того давила ответственность, ибо….. ибо везла с собой ни в чем не повинную подружку Юлю. Запугана была главным образом информацией из французского путеводителя 1997 года издания о необычайной непосредственности местного населения, которое (если верить автору) так и норовит обмануть беззащитных туристов, насильно впаривая никому не нужные товары и услуги. Фраза, повергшая меня в окончательное уныние, звучала так: «
Марокко – страна мужчин, поэтому если вы незамужняя женщина знайте, что вас будут домогаться». Помимо прочего, поступали тревожные сведения о холодном море (пардон, океяне), больших волнах, делающих этот самый океян непригодным для купания и даже о морских змеях. Наконец, в Интернете красовалась статья, в которой настоятельно не рекомендовалось связываться с той турфирмой, которой я доверила свои кровно заработанные. К счастью, на нервы не было никаких сил, да и деньги были уплочены, поэтому 1-го мая знакомство со страной таки состоялось. Этому предшествовал крайне утомительный 6-часовой перелет с невыносимо долгим прохождением паспортного контроля как у нас в Ш2 (студенты-практиканты пограничники очень усердно идентифицировали пассажиров с фотографиями в паспортах и вызывали желание оказать им посильную помощь), так и в Марокко (не менее 2-х часов, но это уже вследствие особенностей национального характера).
Место нашей дислокации называлось Агадир. После тяжелой дороги прибытие в отель мы «приближали как могли». Отель «Agadir Beach Club» (звездность - 4 super) потряс своим великолепием, и мы сошлись во мнении, что ничего подобного в жизни не видели. Я имею в виду территорию, внутреннее убранство холлов, залов, коридоров и т.п. Но в номере эмоции заметно поутихли, поскольку при всем старании нами не были обнаружены заявленные в рекламном проспекте фен и кондиционер, а мебель оставляла желать лучшего. Но, в конце концов, не расстраиваться же из-за этого….
Остаток первого дня посвятили знакомству с городом. Город как город. Ничего особенно колоритного не увидели. Оказалось, что после того как в 1960 г. его разрушило землетрясение, новые постройки появились сравнительно недавно. Радовало население (в том смысле, что не напрягало). Люди очень общительные. Достаточно интересные. Странно, когда человек в бедуинской одежде (длинное «платье» до земли с капюшоном) вел вполне «мирские» беседы. Молодежь совсем современная, мальчишки не в меру разнузданные. Девочки разные: джинсы и кроссовки на платформе сосуществуют рядом с длинными робами и платочками на голове.
В отличие от Юли, которая путеводитель не читала и пребывала в счастливом неведении, я весь первый день находилась в напряжении, ожидая, когда же начнут обворовывать и обманывать. И… вот оно! Около одной из лавок на нас «напал» продавец. Я уже знала, что в Марокко очень распространена народная медицина, поэтому на каждом шагу там продают целебные травы. Их-то нам и стали предлагать, обещая излечить от всего. Торговец-бедуин достаточно свободно говорил по-английски, и, кроме того, в совершенстве владел языком мимики и жеста. Просто прирожденный артист, причем жутко обаятельный. В определенный момент я перестала ждать подвоха, а Юля так вообще потянулась к кошельку и начала затовариваться. Бедуин уверял, что продает все просто по супер низкой цене и только по той причине, что отбывает на следующий день в Сахару, а потому не увидит нас больше никогда. Во время этого действа мы повеселились на славу и просто получили удовольствие от очень необычного времяпрепровождения. К чему я это говорю? И в этот раз, и позже, и с нами, и с другими людьми наблюдалось одно и то же. Если продавец и покупатель чувствовали взаимное расположение, то товар продавался действительно по очень низкой цене. Кроме того, лучшего источника информации о стране, чем сами марокканцы оказалось и представить нельзя.
Дело в том, что наши туроператоры и турагенты по неизвестной причине почти не работают с Марокко. Русских гидов, как таковых, нет, поэтому все, что мы узнали о стране – только от самих марокканцев. Мне кажется, они достаточно искренне предлагали свои услуги по сопровождению на местные рынки, в близлежащие города, но это наше «с незнакомыми людьми никуда не ходить» перевешивало и ограничивало общение.
В стране 2 года молодой король (39 лет). Демократизирует общество, как только может. Ввел обязательное образование (особенно это женщин касалось), разрешил разводы (сразу после этого все его 3 сестры развелись с мужьями), создал невыносимые условия для многоженства (первая жена должна дать письменное согласие на вторую). Король очень любит Агадир и часто там отдыхает, перевозя из города в город все свои пожитки, даже лошадей, машины и катера. Несколькими днями позже, путешествуя, мы пару раз видели целые караваны дорогих машин королевской свиты, переезжающей из одного города в другой. Старые традиции и современные преобразования сформировали об Агадире представление как о «городе контрастов». Еще в большей степени эти контрасты ощущались в других городах.
Перемещение по Агадиру проблем не вызывало. Такси почти бесплатно, в среднем – рублей 30, или тен дирхам. Дирхам национальная валюта. Соотношение с долларом 1:11, но проще, конечно, считать 1:10. Мучительных раздумий на тему где менять деньги тоже не было, курс везде один, комиссионные не берут. «Тен дирхам» - (10 дирхам или один доллар) это словосочетание любой марокканец знает с пеленок. За тен дирхам (только вслушайтесь – это ж музыка!) можно приобрести очень многое: сок в отеле, билет в музей, в парк, можно оплатить услуги носильщика в отеле и навязавшегося на вашу голову гида, настойчивого в своем желании рассказать о том или ином месте и т.д. Словом, любая мелочь, не поддающаяся оценке, стоит тен дирхам.
Возвращаюсь непосредственно к нашему вояжу…
Первые пять дней (с 1 по 5 мая) купались, загорали, гуляли по городу. Проще говоря, реанимировались после работы. Море оказалось на удивление теплым, воздух – не слишком – градусов 25. Волны приличные, зайти в воду тяжело, но зато потом можно прыгать, благо дно – идеальное, песок мелкий и приятный.
Морских змей нет. Я даже поинтересовалась у одного марокканца об этих тварях, на что тот выразительно покрутил пальцем у виска, заявив, что не только не видел, но даже никогда и не слышал о подобном.
Кормились в эти дни в отеле, вполне прилично, но все же не для уровня 4 звезд. Один раз посетили портовый ресторан, в котором с дури оставили кучу денег, но очень неплохо пообщались с хозяином этого общепита на предмет погоды, природы, экономики, культуры. На вопрос – почему у вас все курят – Коран ведь запрещает, он ответил, что Коран запрещает табак курить, а про гашиш там ничего не написано.
Говорил, а во взгляде вопрос: травки не желаете? Обучал арабским словам. Например «биссаха» – «спасибо» (только кроме него в нашем исполнении это слово никто не понимал). Зато «иншалла» – «удачи» - понимали все и очень радовались.
В эти же дни открыли для себя пищу богов – энергетический коктейль из фруктов – апельсины, бананы, авокадо, папайя, орехи, сухофрукты – все в пюре. Нет слов. Удовольствие – 8 дирхам (24 рубля). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…. Мы еще и сами не знали, что реабилитационная часть отдыха подошла к концу. Уже в самом начале путешествия было ясно, что, как только удастся забыть о метро, душа потребует полета. Ну, в самом деле, спокойный ритм жизни для жителей мегаполиса губителен. Решили приобщиться к высокой культуре Востока путем посещения марокканских городов и весей. Но…
Путешествие в составе группы из 40-ка человек исключалось сразу. Тем не менее, дама, курирующая туристов из нашего московского агентства, не предлагала никаких альтернативных источников перемещения по стране. Дама заслуживает нескольких слов. Два года назад я уже имела удовольствие ее видеть в
Тунисе. Теперь она переместилась несколько южнее. Такая чумичка с короткой «химией» на голове и очень образной речью. Например: «подходите вы к краю пропасти, смотрите вниз, а там возвышается крепость». Или: «едите по дороге, видите деревья, словно тлёй залепленные, а это козы гроздьями свешиваются» (о козах отдельная песня чуть позже). Настоятельно рекомендовала принять участие в ловле акулы. Для меня это предложение виделось иначе: дорогие туристы, не хотите ли за свои деньги испытать все прелести морской болезни? Кроме того, агитировала посетить берберский вечер с танцами вокруг костра. А мы все ждали, напрасно ждали вариантов организации… Удивительно, что присутствующие на этом собрании люди все внимательно слушали и даже конспектировали.
К счастью, вопрос «что делать?» решился достаточно быстро. Посетив еще одно собрание наших соотечественников, заброшенных в Марокко другим агентством, нарисовался вариант альтернативной поездки. Ненавистников массовых экскурсий набралось 8 человек, и мы уехали в 2-х дневный тур на микроавтобусе, запланировав посещение 2-х городов – Эссауейры (выговорить невозможно, между собой называли Асусеной) и древней столицы Марокко – Маракеша.
По пути следования в Эссауейру глаз радовал веселенький пейзаж за окном – то океан, то достаточно буйная растительность. Одно из чудес Марокко – аргановые деревья. На них растут плоды, из которых делают масло, используемое в косметических и кулинарных целях. Но чудо собственно не в самих деревьях. Дело в том, что местные козы очень любят аргановые плоды и ради удовлетворения своих потребностей в белках, жирах и углеводах готовы буквально лазить по деревьям, объедая арганы. Гнездовья коз видела своими глазами и даже произвела аэрофотосъемку. Остановились посмотреть на работу кооператива, перерабатывающего плоды в масло. Это мрак какой-то. Казалось бы, освобожденные женщины Востока целый день, сидя на полу, лущат эти плоды, под чудовищные звуки маслодавилки. Наконец, прирулили в Эссауейру. Климатическая справка: город расположен на мысе, обдуваемом со всех сторон ветрами (раздолье для серфингистов). Температура круглый год 20 градусов (+ - 2). 5 дней в году там не бывает ветра, 5 дней – бывает дождь. Так вот в день нашего прибытия не было ветра, но к вечеру пошел дождь. Город на редкость душевный. Бело-голубые дома (культурное наследие еврейских поселений), узкие улочки, навевающие воспоминания о «Михаиле Светлове», самобытные местные жители, крепость, пушки, живописная съемочная площадка фильма «Отелло». Оббежали все с превеликим удовольствием. Прикупила себе шапочку цветную типа тюбетейки. Осталась страшно довольна.
Следующим номером нашей программы был Маракеш. Дорога туда очень длинная, но пейзажи за окном радовали настолько, что часы не успевали отсчитывать. Марокко перерезано горами Атласа. Горы задерживают воздушные потоки, поэтому картинки за окном менялись через каждые 20 километров. И скудная растительность с кактусами, и цветущие персиковые сады, и горные озера и снежные вершины. Очень хотелось увидеть маковое поле – уж больно открытки красивые – но маки не проявляли тяги к коллективизму и росли в одиночестве. И еще одна неприятность – дождь. Марокканцы позже рассказывали, что сильных дождей в стране не было 9 лет, а дождей вообще – 3 года. И вот надо же!
В Маракеш приехали вечером. Посетили бассейн 12-го века, наполненный талой водой с гор, кишмя кишащий зеркальными карпами, мечеть Кутубию (мечеть венчают типа золотые шары, вранье, как оказалось). Ближе к ночи нам предстояло посетить марокканское шоу, а до этого устроиться на ночлег. В отель вселились с большим трудом (никто не взял с собой паспорта, и администрация не хотела на слово верить в то, что руссо туристо – облико морале). Устроились худо-бедно, смыли дорожную пыль с лица и отправились на шоу.
Сначала огромное количество туристов кормили в шатрах, а потом веселили. Кормежка входила в стоимость билета, а за алкоголь платили. Кто-нибудь пил водку смирновку за 100$ за бутылку? Вот. А мне довелось. А что делать? Замерзли мы все как цуцики (одевались для погоды в 35 градусов по Цельсию, а реально было где-то в районе 18). В питии участвовало 7 человек, поэтому живительные свойства огненной воды остались за скобками, но … какое-никакое, а тепло. Кормили бараном, кус-кусом (манка раз в 10 увеличенная), не помню чем еще. Все это сопровождалось достаточно заунывными национальными песнями и нехитрыми плясками артистов балагана.
После предстояла увеселительная программа. Сначала упитанная мадам продемонстрировала чудеса пластики в восточном танце. Достаточно лихо крутила бедрами, но в целом не запомнилась. Шо характерно, извивалась она на платформе, напоминавшей печку Емели из сказки «По щучему веленью…». Потом джигиты на арабских скакунах пугали присутствующих стрельбой из ружей.
Прямо скажем, беспонтовое шоу, но общая атмосфера была более чем приятная, поэтому день можно было признать удавшимся.
(К слову сказать, через несколько дней в Агадире один марокканец интересовался – посещали ли мы в Маракеше шоу. На утвердительный ответ, он прямо зашелся от эмоций и все повторял, что это не шоу, а фантастика).
Всю ночь шел тропический дождь. К утру распогодилось, но было не жарко. Вообще-то считается, что Маракеш – жуткий город для туристов. В глубине материка, за горами, температура – под 40. В день нашего пребывания - 20 градусов, не больше. Миленько все. Город розового цвета. Все дома окрашены одной природной краской. Ну, чем обычно радуют туристов? Гробницы, мечети, дворцы. Базар, или даже базары. Там и производят всякую дребедень и продают ее же. Представлялось все несколько иначе. Думала, что все будет шумно и суетно, но в действительности оказалось вполне спокойно и почти цивильно. Даже чисто, что уж совсем странно.
Несколько слов о Площади чудес. Из-за непогоды накануне вечером нам не удалось стать свидетелями настоящих чудес, о которых пишут в рекламных проспектах, но несколько – типа утомленного ежика и не менее утомленной кобры лицезрели. Кобру было жалко до слез. Ей уже надоело распушать свой капюшон, а хозяин все дудел в свою дуду и дудел. Она, с трудом отрывая голову от земли, говорит ему: отстань, ирод, а он ей: надо, кобра, надо. Зачем? Тен дирхам! За туристическое счастье снять зверушку на видео.
Уезжать не хотелось. Выселяясь из отеля, устроили страшную месть за проявленное «гостеприимство». Стащили все. Что только можно. Действительно можно, но в других обстоятельствах наверное неприлично – мыло, гель для душа, молочко для тела, конверты, блокноты.
Подводя итоги экскурсионной части отдыха скажу что меня потрясло. Это культура внутреннего убранства помещений. Нас привели в соответствующую лавку, так вот сундуки, зеркала, столы и стулья, посуда и прочее заставили схватиться за сердце меня, даму уравновешенную. И было от чего. Например стартовая цена за комплект из стола и 6 стульев – 36 тыс. $. Даже если в результате торга она снизится вдвое – мало не покажется.
Дорога обратно в Агадир проходила через горы. Красотишша!!! Все это на фоне падающего солнышка. Оставшиеся дни гуляли по городу (похолодало), покупали сувениры, я в совершенстве освоила искусство торговаться. Купила на кухню коврик такой восточный, скинув цену со 190$ до 70$. Открыли для себя лучший ресторан всех времен и народов по соотношению цены, качества и общей атмосферы.
Вот такой в целом получился отдых.