В это лето мы с женой опять стали решать традиционный сезонный вопрос: куда отправиться отдыхать.
Италия,
Турция,
Испания летом - слишком жарко, экзотические острова с постоянно комфортабельным климатом - слишком дорого и лететь далеко. А что есть поближе? И чтоб у моря (и лучше - у Черного) и чтоб было что-нибудь посмотреть, а народу на пляже с песочком - немного, да еще и недорого... - Размечтались - прервал наши мечты сын. - Такого не бывает.
И правда, где такое сочетание возможно? В
Крым не хочется: после их украинизации при незнании языка вряд ли пересечем границу (не сможем заполнить декларацию на украинском языке). В
Сочи - что-то тоже не тянет (не люблю влажный климат и сервис в
России пока только в
Москве, да в Питере способствует хорошему настроению). -А поедем в
Болгарию, - вдруг осенило жену. Море - Черное, на северном побережье не так жарко, да и сервис должен быть приличным.
Взяли список турфирм, жена вооружилась телефоном, ручкой и бумагой и через день у нас на столе лежал развернутый список предложений по черноморскому побережью Болгарии. Выбор наш пал на г.Балчик прежде всего за счет точно изложенной информации об условиях обитания, полученных у туроператора "GLOBEX TRAVEL" (новая гостиница "Юпитер" 3* с завтраком на две недели около 400$ с человека ). Отмечу точное соответствие условий проживания описанию, полученному в Москве (важнейшее условие для хорошего начала отдыха).
Гостиница соответствовала полученному описанию (новое красивое белоснежное здание в три этажа в минуте ходьбы от набережной, бесплатный фитнес - центр, бассейн во дворике, засыпанном галькой, в двух шагах - теннисный корт). Правда слегка настораживал унылый пейзаж соседнего еще недостроенного здания отеля и некоторая неухоженность улочки. Персонал в гостинице приветлив, экскурсии можно было заказать прямо здесь, причем любые варианты (коллективные, индивидуальные в любом составе, до любой точки в Болгарии и по любой программе по цене от 5 до 15$). Как показала первая прогулка по городку - эта неухоженность - единственный недостаток местечка. Городок еще сохранил аромат старой Болгарии: живописно раскиданные по склонам невысоких холмов черепичные крыши, крутые улочки с остатками домов начала века, порт с длинными молами, выходящими в море, и всегда украшенными мачтами яхт... Сюда не добралась в полном объеме индустрия туризма: мы обнаружили еще два-три хороших отеля (один из них- "Два петуха" прямо на берегу), не было мельтешения катеров с воднолыжниками и парашютистами, водных мотоциклов с виндсерфингами, немного отдыхающих - в основном - болгары и русские. Наша молодежь в начале отдыха даже слегка приуныла (уж им - то не этого конечно хотелось).
Но для нас с женой место отдыха оказалось почти идеальным: покой, песчаное дно, хорошее купание, место для которого можно выбрать вдоль набережной, ведущей на юг. Бетонное покрытие набережной на пару километров не дотянули до Альбены, белоснежные корпуса отелей которой виднелись вдали. Прямо от набережной начинается национальный ботанический сад, созданный еще при румынской королеве Марии в начале века. История сохранила романтическое предание об этой женщине, которая так полюбила этот край, что завещала захоронить ее сердце в часовне на берегу моря. Планировка парка была доверена французскому садовнику, который на небольшой территории создал и участок регулярного парка и естественные природные ландшафты, характерные для английского паркового стиля. Любопытство туристов всегда привлекает и плантация крупных кактусов причудливых форм. По вечерам было приятно прогуляться перед сном вдоль берега, заходя в прибрежные ресторанчики, или посидеть на закате на молу, разглядывая городок, погружающийся в сумерки. Шелест волн, музыка вдали, огни набережной... Что еще надо для отдыха с удовольствием. Стоимость питания много ниже, чем в других туристических центрах побережья - хороший обед в ресторане 5-7$. Готовят вкусно везде, особенно рыбу и национальные мясные блюда (кебаб, каварма). Прекрасны белые болгарские вина "Шардоне", "Совиньон", а коньяк "Плиска" здесь просто потрясающий. Как экзотику для русских предлагают действительно замечательные "Пельмени от Эмила". Их поставляет в местные ресторанчики болгарин по имени Эмил, женатый на нашей соотечественнице (мы позже с ним познакомились и он организовал нам пару замечательных поездок; его знает весь городок, а в гостинице рекомендуют нашим туристам в качестве гида и шофера; ему самому доставляет удовольствие общаться с русскими). Выбрались мы на традиционную морскую прогулку на яхте, смотались в поездку по побережью до сказочного городка - музея
Несебра. Побывали в Альбене (в10 минутах езды на такси). Здесь можно получить стандартный набор морских развлечений: бесконечный песчаный пляж, массу туристов, парапланы, мотоциклы, стрельбу из лука, катание верхом и пр., пр., пр. (Для себя отметили - масса народу, цены в 1,5 раза выше, но чистота городка безупречная).
Все поездки были замечательны. Но одна запомнится нам надолго. Это было посещение этнографического центра в районном центре Добрич, расположенного в 20 минутах езды от Балчика. Сам городок был никакой, да и "центр" можно было бы назвать поскромнее: две небольших пыльных улочки со старинными домами, в которых разместились ремесленники - художники, пекари, кожевенники. Побродив по мастерским с традиционной болгарской керамикой и грубой деревянной резьбой, мы наткнулись на лавку, стены которой были почти пусты. Лишь на одной полке грустил с десяток икон, а на другой на гвоздиках были развешаны с виду невзрачные деревянные дощечки размеров чуть больше спичечной коробки. У окна за рабочим столом сидел сам хозяин лавки, похожий на аббата Фариа и что-то резал на поверхности доски, разглядывая свою работу через огромную лупу, висящую перед ним на штативе. Он не проявил к нам видимого интереса и был полностью поглощен своей работой. Скользнув равнодушно взглядом по иконам, мы уже собрались уходить, но тут наше внимание привлекли те самые дощечки. В лавке было темновато, и разглядеть их как следует было сложно. Заметив проявленный интерес, мастер включил лампу, положил несколько дощечек на стол и повернул к лам лупу. И тут произошло чудо, чудо преображения. Оказалось, дощечки покрыты тончайшей резьбой. Каждая работа была посвящена сценам из Священного писания и композиционно представляла миниатюрную икону. Вот распятие Христа, а здесь Рождество, рядом бегство в
Египет и Благовещение...
Замерев над столом, мы долго разглядывали открывшееся нам явление, щупали рельеф, поворачивали работы перед окном. Рисунки при боковом освещении менялись, становились объемней, оживали. Я немало повидал разных работ по дереву, мрамору и кости. Но эти миниатюры меня просто поразили. Вечные темы были воплощены не в мертвые каноны, а передавали подлинную муку и радость прошлых великих событий. Одна из работ Мастера Георгия Коцева теперь стоит у нас дома, всегда перед глазами, как память о великом мастерстве болгарского резчика и о Болгарии. А мы увезли из Балчика не только загар, восстановленные силы, но и огромный эмоциональный заряд от соприкосновения с подлинным искусством.