Путешествие по Калифорнии мы готовили уже давно, прочитали все имевшиеся в библиотеке путеводители, сравнили в интернете цены на билеты, гостиницы, съём машин, одним словом, вечером 12 апреля шли к автовокзалу уверенным шагом. Путешествие, как обычно, началось с поездки в
Нью-Йорк на ночном автобусе. Мы уже столько раз это делали, что это становится своего рода ритуалом - с пересечением границы, стаканом чая в 2 часа утра в городке Олбани, где автобус делает остановку, ранним прибытием в Нью-Йорк и завтраком в открытом 24 часа МакДональдсе. Но, несмотря ни на что, усталости в Нью-Йорке не чуствуется, всегда есть чем заняться. В этот раз мы посетили в музее “Метрополитен” выставку голландского художника Вермеера – посмотрели его работы, привезенные со всего света, ну, а потом просто побродили по музею – он сопоставим с Эрмитажем по размерам – всего не осмотреть даже за несколько раз. Ну, а потом мы в расслабленом состоянии просто погуляли по городу, прокатились на кораблике по Гудзону, одним словом, ощутили вкус каникул – тем более по сравнению с холодным Монреалем в Нью-Йорке было просто по-летнему тепло. Ну, а на следующее утро , добравшись до аэропорта JFK, мы сели в самолёт до
Лас Вегаса и через пять часов ( благодаря разнице во времени прилетели мы ровно в полдень) благополучно вышли из него под палящее южное солнце. Каждый раз, когда из зимы переезжаешь в лето, наступает некое расслабление, поэтому до захода солнца мы просто провалялись на берегу гостиничного бассейна, ну а вечером отправились на поиски приключений.
Поначалу Лас Вегас, конечно, ошеломляет - море огней, поток машин. народ слегка возбужден, и, куда не зайдешь, мелодично звенят игральные автоматы. В общем-то центр города – это одна улица, называется СТРИП, застроена огромными отелями, в холле каждой из них гигантское казино, каждый отель посвящен какой нибудь теме – есть
Париж с копией Эйфелевой башни, Нью-Йорк, где воспроизведены целые кварталы города, в уменьшеном, конечно, виде, Люксор, в виде египетской пирамиды, из вершины которой вечером мощнейший прожектор посылает в небо луч толщиной в несколько метров, отель Цезарь, где римские статуи соседствуют с шикарными бутиками , и ещё много чего.
За два дня мы облазили практически всё. Больше всего впечатляет гостиница
Венеция, где воспроизведена почти в натуральную величину площадь св. Марка, устроены каналы, по которым гондольеры катают публику, и даже ночью, благодаря искуственному небу, кажется что день. Кроме того, каждая гостиница организует какое-нибудь событие – извержение вулкана, цирковой спектакль, конкурс фонтанов или вольер с живими тиграми-альбиносами. Гостиница “Остров сокровищ” даже проводит вечером битву двух пиратских кораблей с пушечными залпами и падением матросов с мачт. В финале один из кораблей идет ко дну к восторгу публики. Осмотреть все эти чудеса, а сделано всё действительно очень качественно, несмотря на неизбежный элемент китча было конечно очень интересно, а ведь кроме этого ещё и погода отличная, ocoбенно после долгой зимы. Ещё в Лас Вегас приезжают жениться, по законам штата Невада это происходит быстро и без волокиты, для этого повсюду стоят специальные свадебные часовни, можно при желании снять платья-костюмы, лимузин и прочее, а можно и обойтись, для особо спещащих есть даже формула “drive-in" -не выходя из машины. Главное однако в Лас Вегаса – игра. Есть разные способы попытать судьбу– рулетка, различные карточные игры, кости, в каждом заведении всего этого добра с избытком, всё очень демократично, публика переходит от одного столика к другому, попивая коктейли, причём все это продолжается круглые сутки.
Главное же, это игровые автоматы, они стоят буквально повсюду, есть на разные монетки, от 5 центов и выше, мы поиграли немножко повсюду, проиграли не так много, главное участие. Перед самым отъездом зашли в “Стратосферу”- казино, которое себе построило самую высокую в Штатах смотровую башню, выше 300 метров. Сверху буйство огней впечатляет, а я ещё рискнул на верхушке прокатиться на самых высоких в мире американских (их здесь называют русскими) горах. Последнюю монетку мы проиграли в аэропорту, даже там стоят автоматы. Полетели мы в
Сан-Франциско, в целях экономии ночным рейсом, а так как лететь всего полтора часа, то остаток ночи скоротали в аэропорту, пытаясь поспать в креслах. Надо сказать в американских аэропортах это на так просто – то громко играет классическая музыка, то каждые пять минут передают объявления типа “мы рады вас приветствовать...”. Короче говоря, как только пошло метро, мы отправились на покорение Сан-Франциско. Устроились в молодежный хостел, очень приличный по сравнению с его собратьями в других американских городах и пошли гулять по городу с путеводителем наперевес. Так и гуляли три дня, город оказался очень интересным, может быть самым интересным из американских городов (Нью-Йорк, конечно не в счет).
Во–первых, он расположен на холмах, то есть виды и перспективы с любогого угла открываются замечательные, хотя для пеших прогулок нужно быть в хорошей форме. Во-вторых город стоит на берегу бухты, отовсюду виден океан, это впечатляет. В третьих очень много зданий викторианской эпохи, это двух-трехэтажные домики на одну семью с различными балкончиками, фронтончиками, самой разнообразной формы и расцветки. Город очень зеленый, на берегу океана есть гигантский парк, растительность южная, благодать. Самое однако же интересное это сама атмосфера города – всё очень спокойно, если не сказать расслаблено, без стресса, народ дружелюбный, как везде в Америке многоцветный и многоязычный. Впрочем, по сравнению с Восточным берегом, здесь гораздо больше азиатов и мексиканцев, а меньше афроамериканцев. За три дня мы обощли всё, о чем говорилось в путеводителе, покатались на знаменитом кабельном трамвайчике (не изменился с начала века, приводится в движение протянутым на глубине в фут кабелем, и кондуктор то цепляет, трамвай за него, то отпускает, тогда тот останавливается). Можно ездить прямо на подножке, что очень забавно. Посетили местный музей изящных искусств, довольно интересный, прошли туда и обратно по знаменитому мосту Золотые Ворота, поели тихоокеанских крабов (а это излюбленное блюдо местных жителей), поглазели на стадо морских
львов которые расположилась прямо на пирсе, посетили места, где зародилось движение хиппи в 70-е годы, ну и прочее.
Конечно трёх дней на такой город маловато но – труба зовет! и в пятницу утром мы сняли на 8 дней машину в аэропорту Сан Франциско, предупредив, что сдадим её в Лас Вегасе, Катя была посажена за руль, я развернул карту и мы двинулись на восток по направлению к горам Сьерра Невада. Пересекать Калифорнию поперек довольно интересно – она холмистая, очень живописно, много виноградников, кстати калифорнийское вино довольно неплохое. К горам мы подъехали к полудню, даже не замечаешь как начинается подъём, пока дорога не начинает превращаться в горный серпантин. Опыта езды по горным дорогам у нас не было, а тут ещё дождь хлынул как из ведра, но Катя, надо отдать ей должное, водит машину очень осторожно, скоростью не злоупотребляет, так что мы благополучно проехали отметки 2, 3, 4 тысячи футов высоты .На 5 тысячах футов дождь стал превращаться в снег, дорога обледенела, и когда мы доехали до конечного пункта нашего путешествия, въезда в Йосемитский национальный парк, то рейнджеры нам сказали, что такой машине как наша ,а у нас была обыкновенная Тойота-Королла, необходимо специальные цепи на колеса. Надо сказать, что действительно, все остальные машины въезжавшие в парк были специально экиприованными джипами. Можно было, конечно, купить здесь же эти цепи, но мы решили от греха подальше отложить этот национальный парк до следующего путешествия и потихонечку двинулись обратно, правда по южному склону, продвигаясь таким образом в центр Калифорнии. Теперь уже я вел машину , надо сказать довольно сильное впечатление – дождь, бесконечные виражи то в одну, то в другую сторону, правда дорога очень хорошо сделана и все знаки очень чётко предупреждают об опасности, да и шансов свалиться в пропасть не много, все опасные места огорожены специальным барьерчиком. Пока мы добрались до города Фресно в долине, наступил вечер, надо сказать , мы часто останавливались, горы очень красивые, повсюду устроены смотровые площадки.
Путешествовать на машине по Штатам, это значит останавливаться на ночевки в мотелях, которых тут великое множество, на подъезде к любому, даже маленькому городку, можно проехать несколько мотелей, спрашивая цену, если ищещь подешевле, как мы, можно увидеть всякое, мебель 50-х годов, допотопный телевизор, где программы переключаются ручкой или душ, где вода либо только холодная, либо только горячая, много всякого увидели, впрочем если поздно приезжаешь а рано уезжаешь, то какая разница . Американские придорожные ресторанчики тоже очень специфические, ничего общего с Европой, гораздо более простые, но можно на любом углу поесть быстро, вкусно и недорого. После ночевки во Фресно, который оказался американской столицей изюма, мы отправились обратно на побережье, но гораздо южнее, в район фешенебельного курортного городка Монтерей,.
От этого места мы поехали на юг по побережью, любуясь великолепными пейзажами, время от времени останавливаясь в наиболее живописных местах, гуляя по берегу, вдыхая океанский воздух, любуясь кедрами, окаменевшими песчаными скалами и прочими прелестями. К концу дня заехали в национальный парк, где растут секвойи, это гигантские деревья, возраст которых может достигать тысячи лет. Пока мы там гуляли, наступил вечер, а нам оставалось проехать ещё сотню километров. Тут- то Катя отличилась как мастер ночного вождения, дорога извилистая, с одной стороны океан, с другой скалы, но ничего этого ночью не видно, только знаки – поворот, снизьте скорость, узкая дорога. . . Таким образом мы и доехали до замка Хёрста, который и посетили на следующее утро – этот великолепнтый замок построил в 30-х годах газетный магнат Хёрст, теперь это музей, где вся обстановка это подлинные вещи 14-16 веков, вывезенные из Европы, совершенно шикарный замок с видом на океан.
Целый день мы ехали по берегу, и хотя дистанция не так велика, посмотрели немало: курортные городки, несколько монастырей-миссий, ведь первыми поселенцами в Калифорнии были миссионеры, вообще чем южнее едешь, тем больше испанской архитектуры колониального стиля, этот стиль и преобладает в Санта Барбаре, куда мы добрались к вечеру. Городок очень симпатичный, в центре шумит молодежь, по набережной гуляет нарядная толпа, а на окружающих город холмах видны шикарные виллы. Санта Барбара всего в сотне километрах от Лос Анжелеса, то есть это практически пригород, правда найти мотель оказалось непросто, в город ведут несколько многополосных автодорог, где куда съезжать неизвестно, так что до полуночи мы метались по пригородам, пока не нашли ночег. Продолжили знакомство с Лос-анежелесскими автодорогами на следующее утро – чтобы доехать до берега океана , а это всего несколько миль, было потрачено полтора часа, дело в том что с утра, в час пик, автодороги настолько запружены, что машины плетутся со скоростью черепахи. Вообще в Лос Анжелесе автодороги - это главное, город тянется на сотню километров, и когда машин стало поменьше, то оказалось, что ездят местные жители очень своеобразно, быстро, при этом меняя ряды как вздумается, нужно четко знать куда едешь,так как дороги переходят одна в другую, масса всяких обозначений,чтобы попасть куда надо, надо выехать с автодороги именно там, где это указано. Ну в конце концов приспособились и за два дня много чего смогли осмотреть, сначала посетили конечно бульвар Голливуд, где всё посвящено кинематографу, отпечатки ладоней знаменитых актёров украшают тротуар, и прочие известные места, шикарный район Беверли Хиллз, где живут все знаменитости, поглазели на дорогие бутики и шикарные автомобили на улице Родео драйв, знакомой по фильму “Красотка”, прогулялись по пляжу Венис , где фанаты здорового образа жизни, а это страсть калифорнийцев, бегают, катаются на роликах или велосипедах. Я даже искупался в Тихом океане, несмотря на то что вода в апреле ещё довольная холодная. В большой Лос Анжелес входят много маленьких городков, очень симпатичных и не таких сумасшедших как сам город. Мы провели один из вечеров в Посадене, 20 минут от центра , а разница, как будто на другой планете. Конечно, не обошлось без посещения местного музея, он огромный, из-за недостатка времени удалось посмотреть только коллекцию западноевропейской живописи, в Лос Анжелесе есть ещё один шикарный музей, основанный миллионером Полем Гетти, но нельзя объять необъятного, всегда нужно оставлять что-нибудь на следующий раз. Покинули Лос Анжелес мы после обеда, в направлении Долины Смерти, так называется пустыня, куда летом из-за жары никто не едет, а в апреле ещё можно. Собственно пустыня начинается в сотне миль от Л. А. , повсюду растут очень забавные деревья Жошуа, с кронами, издали похожими на плюшевые игрушки, которые вблизи оказались снабженными острыми колючками.
К развилке на Долину Смерти мы приехали в ночи, заночевали в какой-то деревушке а утром нас ждал сюрприз – за окном возвышались высокие горы с заснеженными вершинами, накануне ночью мы ничего подобного не заметили. Оказывается пустыня и самая высокая гора
США –Уитни находятся по соседству. Полюбовавшись на гору, мы направились в противоположную сторону и через час по прямой как стрела дороге въехали в Долину Смерти. Называется она так потому что немало путешественников не смогли её пересечь из за жары, даже в апреле было больше 40 в тени, впрочем тень там найти трудно. Вообще-то это не пустыня в классическом виде – дюны и никакой растительности, хотя и это тоже есть. Здесь самое интересное – скалы. Это окаменевший песок и разные минералы, и, что замечательно, они разноцветные, много оттенков желто-золотого, а одно место называется просто “Палитра художника” – там все цвета перемешаны, очень красиво. Часть пустыни- это пересохшие соляные озера, а одно из них – Бедуотер - это самая низкая точка США, 85 метров ниже уровня моря. Вот так в один день мы увидели и самую низкую и самую высокую точку Штатов. Скалы очень притягивают – хочется по ним полазить, всё потрогать, что мы и сделали, там много пешеходных троп, правда надо на жаре рассчитывать свои силы, что Кате один раз не удалось – при пересечении песчаных дюн у неё было что-то вроде слонечного удара, пришлось её срочно эвакуировать в машину и отпаивать холодной водой под кондиционером. Ну а в заключении мы посетили Забриски пойнт, место, где скалы образуют какой-то потусторонней красоты складки. Впечатление такое, что находишся где-нибудь на Марсе. Здесь Антониони снял культовый в 70-х годах фильм, который так и назывался “Забриски пойнт”.
Дальше последовал долгий переезд в ночи на восток в штат Аризона, вели машину по очереди , где-то по дороге заночевали и прибыли на следующее утро к Большим Каньонам. Каньон, как известно, противоположность горе. Но если гор было видено немало, то такого грандиозного зрелища я ещё никогда не видел. Это нечто такое гигантское, что трудно по началу себе представить, что такое вообще бывает. Обрыв уходит вниз так высоко, что не видно дна, всё это тянется куда-то далеко, куски скал нагромождены друг на друга в хаосе, в котором, однако, есть какой-то внутренний порядок и гармония. Осознаешь себя каким-то муравьём перед этим величием и понимаешь, что человеку, со всеми его достижениями, до матери-природы ещё далеко. Осмотр каньонов заключается в переезде на машине от одной смотровой площадки до другой, отовсюду захватывающий вид, ну а для полноты ощущений можно по специальной тропе спуститься вниз. В принципе можно дойти до самого низа, где течет река Колорадо, но в один день спуск и подъём не сделать, поэтому мы прошли пару миль вниз, полазили по скалам и отправились обратно. Несмотря на хорошую физическую подготовку, это было довольно тяжко, тропа идет круто в гору, дошли с языками на плече. В заключение дня любовались на закат солнца, решили для полноты впечатлений срезать пешком через лес от одной смотровой площадки до другой, но солнце опустилось так быстро, что пришлось выбираться из леса в полной темноте, романтика.
Ну а последний день нашего путешествия мы посвятили знаменитой дороге 66. Так называлась в 30-е годы дорога из
Чикаго в Лос Анжелес, по которой прошло и проехало на запад масса переселенцев в поисках американской мечты. Теперь вместо легендарной дороги скоростная автотрасса, но память осталось, во всех придорожных городках её хранят, табличку route 66 можно увидеть везде. Вообще северная Аризона это типичная глубинка среднего запада, в последний день мы, никуда не торопясь устроили себе бранч в типичном ресторанчике среди ковбоев, а потом двинулись в сторону Лас Вегаса. Проехали через область Красных Скал, это тоже очень красиво, скалы темно-красного цвета необычной формы, одна напоминает
Капитолий, другая готическую церковь, мы поднились на горку откуда их было хорошо видно, там же нашли поле кактусов, если бы ещё проехать южнее, на юге Аризоны есть гигантские кактусы, но нам нужно было в другую сторону. Так мы целый день с многочислеными остановками ехали до Лас Вегаса и приехали уже ближе к ночи.
Решили проиграть последнюю мелочь и ура!!!! В казино “Париж” Катин автомат заурчал, затрясся и выплюнул ей на 60 долларов 25 центовых монеток! Как раз на ужин и на мотель. Это было последней точкой. На следующее утро мы сдали машину, погрузились в самолет, в Нью-Йорке пересели на автобус и в воскресенье утром были дома. Всего наше путешествие длилось 15 дней, наснимали больше 3 часов видеопленки, наделали кучу фотографий, проехали на машине 4000 километров, а сколько ещё осталось неувиденного. Впрочем, дома тоже хорошо, у нас как-то резко наступило лето, а летом в Монреале очень приятно.