После долгих, почти пятилетних, уговоров нашего подводного клуба съездить на
Филиппины, мы наконец сдались. Итак, что же нас там ждало?
В Манилу (столица Филиппин) мы добирались через Гон Конг. Самолет должен был вылететь около 9 часов вечера. Но по непонятным причинам рейс отложили на 1,5 часа, что нас сильно обеспокоило - у нас в Гон Конге была пересадка на рейс в Манилу.
Самолет Аэрофлота - Боинг 767 - немилосердно трясло, при посадке завалило на правое крыло. Летайте самолетами Аэрофлота.
В Гон Конге нас поразила четкость действий аэропортовых служб - наш рейс встречали, и тем, у кого был пересадка на какой-то другой рейс, рассказывали, куда идти. На регистрации провели без очереди, все очень мило, с улыбками. Аэропорт Гон Конга огромный - из одного крыла в другое ходит поезд. На свой рейс мы успели, и следующим пунктом назначения была Манила. Важное замечание: если вы летите до Манилы транзитом через Гон Конг, то при регистрации на рейс до Гон Конга подавайте 2 билета, чтобы у багажа был пункт назначения "Манила", и тогда в Гон Конге его перегрузят без проблем.
Ну вот мы и в Маниле. От аэропорта до города мы продвигаемся по жуткой пробке. Вокруг нас общественный транспорт - jeepney - отдаленно напоминающий джип, разукрашенный во всевозможные цвета, с различными висюльками, клаксонами и т.д. Jeepney - национальный филиппинский вид транспорта, он же - одна из немногих достопримечательностей Манилы. Филиппинцы покупают у японцев двигатели и мосты, берут кровельное железо, немного хромированных труб - и машина готова.
Филиппинские острова (а их насчитывается около 7000) открыл Магеллан в 16 веке. Острова были названы в честь испанского короля Филиппа II. Испанцы пробыли на Филиппинах 333 года. Затем на смену им пришли американцы, пробыв там 50 лет. Отсюда официальный язык - филиппинский - это причудливая смесь местного (тагалогского) языка с испанским и английским. Очень удобно с именами. Не надо особо трудиться, чтобы запомнить. Кстати, в одном городке мы даже увидели улицу имени дона Педро!
Испанцы не зря были на Филиппинах 300 лет. Народ на Филиппинах очень даже симпатичный, а женщины так просто красивые, чего не скажешь о тайках, японках, кореянках и китаянках.
Смотреть в Маниле нечего. Во время Второй мировой войны на Филиппинах были японцы, и американцы устроили им ответный "Перл-Харбор", полностью разбомбив Манилу.
Движение на дорогах сумасшедшее. На светофоры обращают внимание только рано утром. В остальное время на каждом светофоре стоит регулировщик и разгребает пробки. Магазины дешевые, даже очень. Еда тоже недорогая. Город мрачный, серый, облезлый. Автобусы без окон. Видать, кондиционеров на всех не хватает, и народ просто выламывает окна и ездит, подставив лица потоку вонючего воздуха.
В общем, бегом из Манилы!
***
Пара часов ожидания в местном аэропорту, и вот мы уже в кукурузнике на 20 человек. Надо сказать, что при регистрации на рейс взвешивают не только багаж, но и пассажиров с ручной кладью. Лимит багажа - 10 кг на человека. Остальное - с доплатой по 1 доллару на килограмм. У нас отобрали аэрозоли с дезодорантом и лаком для волос (они были в ручной клади). Так что сдавайте их лучше в багаж, а то останетесь без средств личной гигиены. Конечно, на обратном пути все вернули, но неприятный осадочек остался.
От Манилы до Бусуанги лететь всего час, но за этот час вас так потрясет, что мало не покажется. Пара крутых виражей, во время которых руки сами вцепляются в подлокотники кресел, и вот мы садимся в Бусуанге. Как и на
Самуи в
Таиланде, аэропорт Бусуанги представляет собой две хижины - зал прилета и вылета. Еще минут сорок потряслись на jeepney и добрались до реки. Река как река, похожа на протоки на Нижней Волге, вот только берега заросли не камышом, а мангровыми лесами.
На реке нас встретил катер, который довез нас наконец-то до острова Dimakya. Неужели дорога наконец закончилась? Нас встретили песнями/плясками, напоили коктейлем и выдали ключи от номера. Бунгало как бунгало. Можно с некоторой долей вероятности сказать, что бунгало как во всех островных отелях. Единственное отличие - нет телевизора и телефона. Да оно и к лучшему. Отсутствие внешней информации - немаловажный фактор успешного отдыха. Остров совсем небольшой - всего 19 гектаров. На нем расположена одна гостиница в сорок домиков, ресторан, дешевый по московским меркам бар, дайв-центр. Пожалуй всё. Из природы: гора, каламанские олени, ящерицы, летучие мыши и в огромном количестве раки-отшельники.
Обслуживание - супер. Такого вообще нигде раньше не встречали. Все просто из кожи вон лезут, чтобы тебе угодить. Все тебя знают в лицо и по имени, всегда на лицах искренние улыбки. И вообще обслуживающего персонала больше, чем отдыхающих.
Кормят вкусно, хотя и не очень дешево. Обед 12 долларов, ужин 16. Всегда свежие морепродукты, сасими, фрукты (ананас, канталуп, манго, арбуз, бананы). Обалденное мясо в разных видах и умопомрачительные десерты. После ужина можно сразиться с поваром в настольный теннис. Развлечений вечером немного - пинг-понг, дартс, бильярд, телевизор с видеодисками, литр-бол. В основном все специализируются на последнем. Для спортсменов есть даже соревнование - "7 shots for 7 seconds". За 7 секунд надо выпить 7 коктейлей. Успеваешь - не платишь за коктейли ни песо, получаешь в подарок майку, и твое имя пишется на доске почета. Опьянение, надо сказать, после этого сильное, особенно, если соревноваться до ужина. В баре над стойкой висит колокол и надпись: "Задел колокольчик - платишь за выпивку для всех сидящих в баре". Народ стремается, и стул около колокола обычно пустует..
Темнеет рано - в начале седьмого. Светает, правда, тоже рано, так что режим дня сдвигается ближе к утру.
Нырялка, на первый взгляд, дешевая - 260 долларов за 6 дней нон-лимит. Но с берега и без ночных погружений. Если платишь наличными - то дешевле процентов на 10. Балоны алюминиевые, 12 литровые. Найтрокс - 9 долларов за балон. Нырять с берега можно, но никак не 6 дней. Кораллы пострадали от эффекта Эль-Ниньо и разрушились, зато живности полно. Есть места, где живут черепахи, каракатицы, коньки со странным названием Harlequeen Ghost Pipefish, крылатки в большом количестве, большая барракуда, косяки jackfish. Получается так: хочешь смотреть на каракатиц и коньков с крылатками - иди налево, черепах с барракудами - прямо, голожаберников - направо. Акул - снимай железо, одевай маску с трубкой и - за черные камни у границы коттеджного поселка. Правда, нервы должны быть крепкие. Акулы не страшны под водой и когда ты в подводном снаряжении. А когда ты в плавках на поверхности, а они повсюду кругом, то, млин, страшновато. Больше 15 минут не выдержишь и выскочишь на берег.
Недалеко от острова есть wreck. При всей нашей нелюбви к затонувшему железу, wreck-дайвы там очень неплохие. Американцы потопили кучу японских кораблей, мстя за Перл Харбор. За 60 лет эти корабли здорово обросли кораллами. Много всякой живности. И что самое главное - никого народу. Максимум 5 человек ныряет. И то все они - с одной и той же лодки.
Кстати о лодках. Трансферы на лодках увеличивают стоимость нырялки почти в 2 раза. Ближний трансфер - 12 долларов, средний 35, дальний (на 2 дня) 60 с человека.
Сами лодки узкие, с двумя бамбуковыми поплавками по бокам для устойчивости. На узкой палубе сделан настил, вроде как пошире становится. Удобств нет. Только на лодке для дальних переходов есть подобие туалета. Электричества тоже нет, поэтому аккумуляторы для фотоаппарата приходится возить заряженными. Кают тоже практически нет, поэтому спишь или на палубе, или на сетке между лодкой и поплавком, или на крыше рубки. Романтично конечно, но дороговато для таких базовых удобств. Команда приветливая, готовят вкусно.
На лодке можно съездить на затонувшие суда с другой стороны острова или на Apo-reef.
Apo-reef достоин двух дней. Там кораллы выжили (так как все время сильное течение, и риф находится в открытом море) и красоты такой, что Красное море отдыхает. Акулы, стаи барракуд, огромные тунцы, лобстеры, большие креветки, манты, jack fish и прочие хищники - все это реально увидеть за пару погружений.
Кроме всего прочего мы видели дюгоня (морскую корову). Это - вымирающее животное, и его уже практически нигде не осталось. Увидеть его - большая удача. Но на Филиппинах их сравнительно много - несколько десятков. Вообще он встречается гораздо реже, чем китовая акула. Пытались фотографировать, но получился только контур.
Кроме нырялки развлечений немного - рыбалка, поездки в национальный парк Calauit, и в город Coron на озера и термальные источники.
Рыбалка забавная. Ловишь метров с 80 (восьмидесяти. Это не опечатка). Удилищ и катушек нет. Груз - прут арматуры сантиметров 20. Процесс такой: пять минут разматываешь леску. Потом поклевка и столько же времени вытягиваешь леску, стараясь не запутать. Периодически цепляешь коралл и отрываешь крючок. Крючок крепкий, леска тоже, поэтому бывает, что вдвоем еле справишься. Ловятся мелкие донные рыбешки. Вытаскиваешь такую, а у нее из-за резкого перепада давления раздувается воздушный пузырь. Аж изо рта торчит. Поэтому приходится брать всех, даже самых мелких, а то они все равно не жильцы после таких упражнений. Ну наловили чего-то там, приехали в гостиницу, отдыхаем. Подходит повар: "Вам как рыбу приготовить?" А мы и не в курсе, что они это делать собирались. В общем съели мы все, что поймали. Оказалось очень даже вкусно.
Calauit. Это полуостров Бусуанги. Туда привезли жирафов, зебр, оленей и прочую живность, а те взяли да прижились и довольно быстро размножаются. Прям сафари - возят тебя на машине, а кругом зверье. Из прикольного - mouse deer и bearcat. Первый - полу-олень, полу-мышь. Взрослый весит всего 2 кг. Смышленый. Он пожирает плантации сладкого картофеля, а расставленные ловушки аккуратно обходит. Смешной такой зверек. Второй - типа вомбата, только хвост короче. Питается бананами. Похож и на кота, и на медведя одновременно. Жирафы иногда выходят на берег моря. Необычная картина, особенно с воды - жирафы на пляже.
Корон - местный райцентр. Крохотный рыбацкий городок. По улицам ездят крытые мотоциклы. Улица дона Педро - типа центральной улицы. Филиппинцы живут небогато. Хижины на сваях, около хижины привязана лодка. В хижине мал мала меньше. Цены на все смешные. Сувенирных лавок штуки три от силы.
В 10 минутах от Корона есть остров с необычными озерами. В них пресная вода. Температура от поверхности до глубины 14 метров - 27 градусов, а потом сразу 40. Чувствуется вулканическое происхождение. По дороге к озерам открываются красивейшие виды. Некоторые чудаки там даже ныряют, но тащить акваланги по скалам - это для экстремалов.
Искупавшись в озерах и отмокнув в термальных источниках, возвращаемся домой. Отпуск и вместе с ним расслабленный отдых подходят к концу, а впереди нас ждет Гон-Конг.
***
Гон Конг нас встретил неприветливо - плюс пятнадцать, дождь, да еще сообщения об атипичной пневмонии. После двенадцати беззаботных дней в раю это было оч-ч-чень неприятно. Газеты пестрели заголовками о количестве зараженных и умерших. Но мы подумали, что глупо сидеть три дня в гостинице (тем более, что эта зараза как раз из гостиницы и пошла), и двинули в город. Кстати, гостиницы там модерновые - в номере интернет, электронная почта, факс и все бесплатно.
От аэропорта до города добрались на поезде. Билет стоит 80 долларов (здесь и далее цены в местных долларах. Курс на момент написания рассказа 1 к 7.8). В стоимость входит бесплатный автобус от станции до большинства крупных гостиниц. Билеты покупаются так: подходишь к автомату, нажимаешь куда тебе надо, он пишет цену. В автомат запихиваешь деньги, он тебе дает билет. Контролеров нет, но турникет на конечной тебя не выпустит, если ты не оплатил все правильно.
Гон Конг состоит из двух частей - островной и материковой. На острове Сянган - это и есть сам Гон Конг - деловой и финансовый центр. Там расположены многочисленные офисы и дорогие жилые кварталы. Материковая часть - Колун (Kowloon) - попроще. Там находятся гостиницы и жилые кварталы. Все небоскребы - в Гон Конге.
Между Гон Конгом и Колуном курсирует паром. Можно также добраться на автомобиле или на метро.
Завораживающее впечатление оставляют небоскребы. Не менее завораживающее впечатление оставляют орлы, парящие среди небоскребов...
Вечерняя панорама Гон Конга необыкновенно красива.
Морской парк.
В морской парк можно попасть на автобусе. Причем, на остановке можно сразу купить билет, в стоимость которого входит доставка автобусом до парка и обратно и входной билет. Причем в самом парке везде ходишь бесплатно и на аттракционах катаешься до посинения.
Там есть "акуларий" и аквариум с рифовыми рыбами. Акулы разные, вполь до рыбы-пилы. Есть там и туннель с прозрачной крышей, и видно, как над тобой проплывают акулы. В аквариуме рыб очень много. Даже удивляешься, как они там все в такой тесноте живут?
Кухня.
В первый день, поехав в морской парк, мы решили там же и пообедать. Боясь, что в маленьких забегаловках нас накормят жаренными кузнечиками или еще чем-нибудь в этом роде, мы решили зайти в ресторан на территории парка. Оказалось, что там кормят экскурсионные группы. Одноглазый китаец предложил нам сесть. Мы ему объяснили, что неплохо бы принести меню. Затем сидели и долго изучали список блюд, пытаясь выбрать что-то нейтральное. Найдя жареный рис, мы с радостью заказали 2 порции. Китаец нам жестами объяснил, что ребята, порции большие, мол подумайте хорошенько. Ответив ему ок, давай одну, потом мы ему были благодарны, потому что он принес целую бадью этого риса.
Поняв, что китайская кухня - это не так плохо и даже очень похоже на то, что мы ели в
Москве, на следующий день пошли поесть в торговый центр. Там рестораны располагаются на 4-х этажах. Сразу пошли на этаж с китайской кухней.
Было 14:50. Подходим к одному ресторану. Там тетка на входе. - Хотите посмотреть меню? - Да, хотим.
После нескольких минут изучения меню, мы решаем, что этот ресторан дорогой, и мы пойдем в соседний. - Хотите посмотреть меню? - Да. (через несколько минут) -Мы, пожалуй, у вас поедим. -Ой извините, у нас свадьба сейчас.
Идем в следующий ресторан. - Хотите посмотреть меню? - ДА!!!
Посмотрели. Дорого. Фиг с ним, соглашаемся. - Дайте нам поесть! - Ой, извините, мы не работаем...
В результате мы возвращаемся в первый ресторан, говорим, что мы там хотим поесть, а нам хихикая, отвечают, что ОНИ ТОЖЕ УЖЕ ЗАКРЫЛИСЬ!!!
Оказывается, что у этих ресторанов перерыв с 15 до 18 часов. Но никто нам об этом сначала не сказал. Хочет белый человек меню посмотреть - пожалуйста, пусть смотрит...
Спускаемся на этаж ниже, где рестораны с кантонской кухней. Сразу спрашиваем на входе "Вы нас накормите???!!" На нас с удивлением смотрят и ведут за стол. Мы с облегчением вздыхаем и начинаем выбирать что-нибудь поесть. Названия идут сплошным списком, поэтому непонятно, где закуски, где горячее и т.д. Слава Богу, что наряду с китайскими иероглифами в меню присутствовали и английские названия блюд :).
Помня о посещении ресторана в морском парке, мы решили заказать одно блюдо. Нам опять же жестами объяснили, что оно небольшое. Я ткнула пальцем в название чего-то там свиного. Официантка спросила, что мы будем на гарнир. Мы пожелали рис. Выяснилось, что в кантонской кухне не дают риса (может и так. Наверное, мы такие темные). Была предложена лапша. Оставалась только одна проблема - выснить, в каком виде мы хотим ее есть. Мы захотели жаренную. Официантка начала приставать с расспросами, а с чем мы ее хотим: свинина, курица, овощи. Типа без ничего она не подается (!). Ладно, говорим, давай с овощами и быстрее.
В общем, то блюдо из свинины, что я выбрала было не чем иным как тушеной свиной кожей с баклажанами!!! А в названии ни намека на это не было!!!
Чай наливали совсем как в школьных столовках. Быстро, мимоходом, половина проливается на скатерть.
Потаскав из тарелки баклажаны, заев это все лапшой, мы сбежали из этого ресторана, решив, что китайской кухни с нас хватит. В результате на следующий день мы пошли в заведение типа Макдональдс, где с удовольствием оттянулись :)
***
Три дня в Гон Конге - это более чем достаточно. Город сумасшедший, народу полно, по-английски все говорят с таким акцентом, что приходится все равно объясняться жестами. Все дорого. На двоих за три дня потратили около 400 американских долларов. В это вошло: дорога из аэропорта и обратно, еда, морской парк, общественный транспорт, сувениры. ВСЁ! Дешевле всего ездить пароме - меньше двух долларов, но на пароме далеко не уедешь. На трамваях - 2 доллара за любую поездку. Потом - двухэтажный автобус. Цена на всех маршрутах разная, от чего зависит непонятно, наверное от жадности. Поездка от 3.5 до 12 долларов с человека. Сдачи не дают, так что запасайтесь мелочью. Потом метро - сколько стоит не помню, но еще дороже, чем на автобусе. Потом такси.
Дешевая фотоаппаратура (правда, говорят, что подделок много) и аудиовидеотехника. Полно одноразовых часов по 35 долларов. Майки поддельные и прочее тряпье в районе Монкук. Там же находятся специализированные улицы, где продают птиц, аквариумных рыбок в полиэтиленовых пакетах, цветы, овощи-фрукты и так далее.
Гон Конг - город контрастов. Шикарные кварталы с небоскребами соседствуют с трущобами, по которым ползают огромные мерзкие тараканы. Есть бомжи, но их меньше, чем в Москве.
Еще из развлечений есть фуникулер. Едешь под углом 30 градусов. Назад и вниз лучше не смотреть. Зато с горы хороший вид на город и на порт.
На острове есть бесплатный эскалатор. Утром с 6 до 10 он едет вниз, потом до полуночи - вверх. Очень удобно для жителей Гон Конга добираться на работу. Но главное, надо помнить про часы работы эскалатора. Потому что может получиться так, как рассказывали нам наши друзья. В то время, когда эскалатор работает вниз, вы будете подниматься вверх по лестнице, идущей рядом с эскалатором, а дойдя до верха в 10 часов, вы увидите, как эскалатор переключится и будет работать вверх, а вам придется идти вниз по той же самой лестнице :)
Обратная дорога легка и приятна. Зарегистироваться на рейс и сдать багаж можно в городе прямо на станции Аэропорт Экспресса. Далее едешь налегке. Магазин Duty Free в аэропорту дорогой и бестолковый - все магазины закрываются в 23 часа. Все кафешки и забегаловки тоже. Так что если поесть/попить не успел, то после 23 даже бутылку воды не купишь.
Ну вот и кончился отпуск. На память осталось штук 800 фотографий, полтора часа видео, да вот этот рассказ