Сорок восемь в автобусе (Часть 1).

Людмила Страна:Франция
Город: Париж
Время отдыха: Дата вылета август 2002

Дата28.01.03 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели15126

ОКНО В ПАРИЖ

Мы решили, что нам необходимо проветриться и отдохнуть. В Ростове второй месяц стояла сорокоградусная жара, и самочувствие было отвратительным. Оно становилось еще хуже, стоило только включить телевизор. Москва задыхалась от дыма горящих торфяников; Черноморское побережье тонуло в селевых потоках; по всей стране падали и взрывались вертолеты, а во Владивостоке снова готовились к зиме без тепла и света. В Европе, если верить СМИ, дела шли не лучше: в Дрездене плавала в потопе знаменитая галерея; в Италии обсуждались причины недавней авиакатастрофы; где-то в срочном порядке ловили расплодившихся в водостоках хищных рыб-мутантов, а где-то - российских мафиози, оказывается, подкупивших прошлой зимой весь Олимпийский комитет. Приближался август - а значит, СМИ вновь радостно заговорили об очередном, предсказанном Нострадамусом конце света. Часть наших граждан разделяла радость СМИ - но только не мы. Нам было досадно: мы еще не были в Европе, которая, если верить достоверным источникам, должна была вот-вот вместе с остальным светом провалиться в тартарары - то ли в результате очередного теракта Усамы, то ли вследствие столкновения Земли с астероидом... Мы отказались от мысли купить новый холодильник, стиральную машину и поплавать пару недель в Черном море, которое в этом году (опять-таки из достоверных источников) было заражено нитратами и трупным ядом из разрытых селями свалок. Мы собрали всю накопленную за год наличность - и отправились в бюро путешествий "Дон-тур," что на Ворошиловском проспекте.
Как оказалось, для выезда "за бугор" нужно очень немного: загранпаспорт, ксерокопия обычного паспорта, две фотографии и справка с места работы о том, что на время поездки за вами сохраняется рабочее место и ваш месячный заработок составляет не менее 200 у.е. (размер пособия по безработице в Европе?). Школьникам, студентам и прочим лицам, чей доход меньше указанной суммы, требуется представить справку о спонсорстве - то есть о том, что некто, обладающий достаточными средствами, берет на себя все расходы по вашей поездке. Зачем это нужно, и как быть тем, кто, скажем, сам три года копил средства на поездку при зарплате в 100 у.е. - история умалчивает. Говорят также, что эти справки налоговая полиция не только не проверяет, но даже и не видит. Так что пишите в этих справках, дорогие граждане, что хотите - лишь бы на работе вам поставили гербовую печать.
Документы передаются менеджеру турбюро, оформляющему ваши путевки. Вам выдается заверенная по всей форме путевка с указанием уплаченной вами суммы, а также - договор с турбюро с перечнем взаимных прав и обязанностей. Путевка автобусного тура "Окно в Париж" вместе с обязательной страховкой и билетом на поезд Москва-Брест стоит всего, минимум, 379 у.е.: 299 у.е. (путевка) + 35 у.е.(виза) + ж/д (плацкарт - 45 у.е., купе - 60 у.е.). За гарантированное двухместное размещение в номере, обязательное для семейных пар и родителей с детьми, необходимо заплатить еще 10 у.е. на человека. Распорядок поездки строго регламентирован по дням. В оплату путевки входят транспортные расходы, пять ночевок в отелях класса 2* вместе с континетнальными завтраками, услуги сопровождающего группу гида, обязательные экскурсии. Факультативные экскурсии отмечены "звездочкой" в прилагаемом к путевке плане. На них, так же как и на питание и сувениры, рекомендуется брать не менее 250 евро (валюта шенгенской зоны). Доллары в шенгенской зоне недействительны; их можно взять - но все равно придется обменивать в банках, естественно - с комиссионными.
После того, как вы оформили путевку и сдали менеджеру документы, вам остается только три дела - ждать оформления визы, добывать билеты до Москвы и собирать вещи.
Первое дело проходит "в автоматическом режиме", если у вас в порядке документы и вы не удосужились сделать у себя дома что-либо, из-за чего вас могут не пожелать увидеть в Европе. Документы отправляются в Москву с курьером за две недели до поездки. Примерно через неделю следует позвонить своему менеджеру и узнать, что все в порядке, виза открыта. Теперь свой загранпаспорт вы получите в Москве, у своего гида; менеджер агентства сообщит вам, как его (то есть гида) зовут и у какого вагона поезда Москва-Брест на Белорусском вокзале вам его найти.
Второе дело тоже может пройти без особых усилий с вашей стороны - если заказать билеты здесь же, в турагенстве. Однако в этом случае билеты берутся по броне и будут стоить рублей на 150 дороже, чем если бы вы брали их сами, в кассе. Если вам жаль денег, можете покупать билеты сами - если получится. Нам после двухдневных бесцельных походов к вокзальным кассам все-таки пришлось заказать билеты в агентстве. Это было в конце августа, то есть в "сезон" всеобщих разъездов; вполне может быть, что в другое время купить билеты на "Атамана Платова" не стоит труда.
И, наконец, сборы. Лучший вариант поклажи, как мы поняли уже в самом конце, - это туристический чемодан на колесиках. Тащить чемоданы в руках с Казанского вокзала на Белорусский - дело вкуса и физических возможностей; надо не забывать также, что их придется тащить в Бресте метров 200 до автобуса; а потом - через таможню на границе с Польшей; затем - загружать-выгружать в каждом из трех отелей и т.п. К чемодану придется взять отдельную сумку с провизией и необходимыми в пути вещами, а также - сумку, с которой предполагаете ходить на экскурсии. Во время длительных автобусных переездов (на обратном пути - 36 часов) чемодан будет находиться в грузовом отсеке, а сумки - с вами в салоне. Из провизии, как мы убедились на личном опыте, лучше всего брать с собой "крепкие" фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, "неплавкие" конфеты, сухое печенье, йогурты. Попытки взять с собой сыр, колбасу и др., скорее всего, закончатся их выбросом в мусорный ящик. Даже самой сухой колбасе не под силу выдержать то, что под силу нашим туристам, она про-ту-ха-ет. Сыр, почувствовав приближение Франции, вообще теряет голову и делает попытку превратиться в "рокфор", знаменитый французский сыр с плесенью. (Кстати, для реабилитации "российского" сыра: его коллега "камамбер", купленный нами в Париже, тоже не выдержал разлуки с родиной и на пути в Ростов превратился в "рокфор".) В автобусе имеется кофеварка, и горячей водой во время переездов вы будете обеспечены. Для нее следует прихватить, по крайней мере, одну эмалированную кружку (и еще, на всякий случай, кипятильник). Если ваш желудок пока что не возражает против таких страшных вещей, как лапша "Доширак", "Анаком" и прочих "горячих кружек" - пожалуйста, берите их в поездку. Только потом не удивляйтесь, что после возвращения домой вам какое-то время придется сидеть на диете.
А вообще говоря, тащить с собой в Европу мешок с провизией на все 13 дней не имеет смысла - только если вы не решили сильно сэкономить на еде. Глупо везти туда также собственные комплекты постельного белья, купальные полотенца, утюги, кастрюли, рулоны туалетной бумаги и т.п. - словом, все, что наши граждане привыкли брать с собой, отправляясь отдыхать куда-либо в Минводы или Геленджик. Европа, в отличии от нашей страны, гораздо лучше приспособлена для жизни. Как говорил Дж. К. Джером сто лет тому назад: "В Германии незачем о себе беспокоиться: все делается для нас и делается хорошо." В настоящее время это можно с полной уверенностью сказать о всей Европе - по крайней мере, той ее части, по которой пролегают туристические маршруты. Там всегда можно найти, где быстро, хорошо и недорого перекусить, сделать покупки и обменять валюту; в гостиничных номерах перед вашим вселением туда включат кондиционер, заправят свежие рулончики туалетной бумаги, а также положат на туалетную полочку мыло, салфетки и пластиковые чашки; за вас там ежедневно прибирают номер, заправляют кровати и меняют полотенца в ванной. В Европе нужно очень постараться, чтобы купить некачественные или просроченые товары (так же как и добиться того, чтобы вас обсчитали при покупке). Если вы в какой-то момент устанете от вежливости европейских продавцов и вам захочется услышать что-либо смачное, в духе наших родных работников сервиса - пожалуйста, найдите частную лавочку какого-либо "эммигранта с юга" и сделайте вид, что очень хотите у него что-либо купить... Впрочем, что он схамит, как требуется, мы тоже не ручаемся.
Отдельный разговор - о деньгах и документах. Воры есть везде, даже в цивилизованной Франции. Поэтому нас предупреждали, что сумку с документами нужно держать "на коротком ремешке", иначе она может убежать. Деньги вообще предпочтительнее держать где-либо во внутреннем кармане (а лучше - в нескольких внутренних карманах) и доставать небольшими порциями.
Вот, в общем, и все, что требуется для подготовки этой замечательной поездки. А как это выглядит "в деталях", мы постараемся отразить дальше, по возможности точно изложив хронологию нашего тура.

1-й день. Садимся в поезд "Атаман Платов" в г. Ростове-на-Дону. Поезд относительно чистый. Обслуживание приличное.
2-й день. Просыпаемся в половине седьмого, свешиваемся с полок, разглядывая мелькающие за окном подмосковные леса, а главное - дым среди них... Видимость - замечательная. Среди стволов плавает утренний туманчик, но никак не дым... Ладно, еще увидим. Сами же слыхали: задыхается Москва! Не станут же наши СМИ распространять заведомую ложь!.. В 7.30 почти без опоздания прибываем на Казанский вокзал. Высаживаемся, на метро добираемся до станции "Белорусская." Проходим на Белорусский вокзал, где в 14.30 должна состояться встреча с нашей тургруппой. По дороге старательно принюхиваемся, ожидая учуять запах горящих торфяников, но воздух по-прежнему ничем не пахнет - кроме продаваемых в киосках жареных пирожков.
Заходим в здание вокзала, сдаем багаж в ручную камеру хранения, функционирующую здесь круглые сутки.
На первом этаже вокзала - множество торговых павильонов, телефоны, платный туалет; порядок, относительная чистота, милиционер проверяет документы у показавшихся ему подозрительными личностей. Подымаемся на второй этаж, в просторный зал ожидания, где съедаем заготовленный из дому завтрак. Потом пьем кофе с "пахлавой" в одном из продуктовых павильонов на первом этаже. Выходим из вокзала и на метро отправляемся на Красную площадь, где бродим до 13.30. В Москве тихо, чисто и довольно спокойно. Запаха дыма по-прежнему не ощущается... Да что же это такое?
Возвращаемся, перекусываем в том же павильоне. В 2.30 выходим на перрон, где уже стоит наш поезд до Бреста. Находим нашего гида - Галину. Она раздает туристам нашей группы конверты с загранпаспортами, памятками, а также "координатами" гостиниц, в которых нам предстоит останавливаться.
Садимся в поезд, занимаем места согласно имеющемуся у Гали списку из 45 человек. Группа размещается частично в плацкартном, частично - в купейном вагонах. После отправления Галя обходит нашу группу и проводит первый инструктаж. Ужинаем, ложимся спать. Ночь омрачена кипучей деятельностью соседей по вагону (по-видимому, "челноков"), обсуждающих свои дела и перегружающих вещи с полку на полку.
3-й день. В 5.30 прибываем на Брестский вокзал. Выходим из поезда. Еще темно. Тащим багаж по перрону к нашему автобусу, стоящему на площадке слева от вокзала. Автобус - комфортабельный "Неоплан" с мягкими откидывающимися сиденьями, двумя телевизорами, кофеваркой и микрофоном для гида; все исправно работает.
Водители Руслан и Олег помогают нам загрузить вещи в багажное отделение автобуса. Галя торопит нас, так как впереди - таможенный досмотр, а на стоянке, кроме нас, стоят еще четыре автобуса, также следующие через Брестскую таможню. Один из них все-таки обгоняет нас.
По дороге к Брестской таможне Галя предлагает всем членам группы представиться в микрофон, и большая часть автобуса хоть и без восторга, но все-таки делает это. Обнаруживается удивительный - по крайней мере, для нас - факт: москвичей в нашей группе вообще нет; зато хорошо представлены Сибирь и Зауралье. Из Ростова - мы одни. Соотношение числа женщин к числу мужчин - примерно, 5 к 1. Из 45 туристов - только двое несовершеннолетних, едущих с родителями. Несколько семейных пар; три-четыре семейства "в полном объеме"; мамы со взрослыми дочками; компании из трех-четырех подруг; несколько "одиночных" туристов, в основном - пенсионеров, "съевших собаку" на туризме и не нуждающихся ни в чьей компании. Первое впечатление: на "новых русских" не тянет никто - и это понятно. Если у человека имеются лишние деньги, он предпочтет авиатур. Чтобы больше не возвращаться к этой теме, сообщим: первое впечатление впоследствии подтвердилось. Никто из нашей группы, кроме нескольких молчаливых личностей, не покупал не только бриллианты на "алмазной фабрике", но даже эссенции духов во Фрагонаре. Большинство экономило на продуктах, а кое-кто, уже на обратном пути вздыхал: "Подвели меня - сказали, что в поездку достаточно взять 150 евро. Если б я знал ... (перечисление благ, от которых пришлось отказаться), я бы занял еще 50!" В общем, группа подобралась вполне организованная и приятная, и за все время поездки ни с кем из группы не произошло ни единого заслуживающего внимания инцидента (если не считать обменов любезностями с "чернопопыми" торгашами в Париже и Амстердаме, о которых с возмущением рассказывали наши дамы). Наши туристы премило "вписались" в "забугорную" действительность и делали все, как надо - от начала и до конца. Трудно сказать, за какими такими нашими соотечественниками "за бугром" наблюдают наши юмористы типа Задорнова - а потом смешат аудиторию "достоверными" рассказами о том, как дико, невежественно и "по-быдловски" выглядят русские в культурной Европе. По-видимомому, здесь действует известный принцип: кто что хочет увидеть - тот это найдет.
Подъезжаем к КПП, останавливаемся. В автобус заходит российский пограничник и собирает паспорта, сличая нас с фотографиями; он сердится, когда ему улыбаются: "Вам смешно, а я - на работе."
Сидя в автобусе, заполняем таможенную декларацию: откуда едем, куда направляемся, № паспорта, вывозимый багаж, подробно - вывозимая валюта. Галя очень просит не шутить в ответ на вопрос таможеника: "Везете ли вы наркотики, взрывчатые вещества?" Одну из тургрупп недавно задержали на таможне на полдня только потому, что один хохмач ответил так: "А как же, полный автобус пластида!" При прохождении таможни лучше вообще не шутить. Вытаскиваем из багажника кладь, проходим через КПП. В целом, декларации проверяются чисто формально; но одной из наших туристок не везет - таможенник почему-то требует, чтобы она предъявила всю заявленную в декларации валюту, и бедняжка принимается рыться во всех своих сумочках, внутренних карманчиках и кошелечке на шее. Обнаруженное несоответствие в размере 10 рублей вызывает длительное разбирательство. Вся группа ждет у выхода с КПП. Галя показывает нам бесплатный туалет и пункт обмена валют, где мы меняем доллары на евро; курс - один к одному.
После полуторачасового стояния вновь садимся в автобус и проезжаем КПП. Проверка со стороны польской таможни - чисто формальная, занимает минут десять.
Выезжаем с территории КПП на мост через реку Буг (справа - памятник защитникам Брестской крепости). На середине моста - граница между Россией и Польшей. Галя говорит в микрофон: "Не слышу аплодисментов!" Мы дружно аплодируем - и выезжаем "за бугор."
Особой экзотики из окна автобуса пока что не заметно: те же пашни, поля и рощи, что и у нас; только обочины дорог почище и все указатели на польском. Наиболее часто встречается слово "SKLEP"; Галя объясняет нам, что на польском оно означает обыкновенный магазин, а никак не "крипт".
Через полчаса подъезжаем к автомобильной стоянке со стандартным "джентельменским набором" - заправкой, кафе, магазином. Всей группой заходим в кафе. Галя рекомендует нам всем взять "комплексный обед", как наиболее простой вариант; альтернатива - стоять в очереди и самому выбирать блюда, как-то общаться с официантами-поляками, расплачиваться долларами-злотыми и т.п. Человек двадцать из группы (мы в их числе) выбирают "комплексный обед". Нас проводят в боковой зал, где уже накрыт длинный стол. "Хозяйка"-полька общается с нашей "пани" Галей на смеси польского, русского и языка жестов; она говорит, что сегодня комплексный обед включает в себя суп-лапшу, гуляш и компот. Предложенное меню ни у кого возражений не вызывает, и мы сдаем Гале деньги - по два доллара на человека. Официантка - девица в очках, с шаркающей походкой - быстро и аккуратно подает на стол. Обед очень вкусный; однако в середине стола люди оскорблены в лучших чувствах - пока до них дошел супник, из него выловили почти всю лапшу.
Насытившись, выходим из зала. Осматриваемся. Наши товарищи по группе - те, кто не пожелал "комплексный обед" - все еще разбираются у стойки в главном зале с меню и долларами. В холле кафе - бесплатный туалет и телефон; однако позвонить по нему по старой телефонной карте не удается; то ли карта устарела, то ли не тот тип автомата. На автостоянке - очень чисто, цветы на клумбах и в кашпо, подвешенных к крыше. Побродив с четверть часа и дождавшись возвращения из кафе "всех наших," снова садимся в автобус и едем.
По бокам дороги становится заметен "местный колорит" - начинаются типично польские хуторки с цветочными садиками и девами Мариями перед домами. Галя объясняет, что в Польше мало крупных городов; в основном - такие вот хутора из двух-трех огороженных заборчиком усадеб. Хуторов в Польше насчитывается около 45 тысяч. Один хутор плавно переходит в другой; четкой границы между ними не наблюдается. Между хуторами - аккуратные поля, на которых хорошо просматриваются наделы размером, примерно, в три-пять соток. Дома - относительно простые, кирпичные, с асимметричными крышами; в основном - двухэтажные. На вторых этажах, как правило, галерейки, на которых развешаны кашпо с розовыми и фиолетовыми цветами. Перед большинством домов разбиты декоративные садики со сложными конструкциями из клумб, цветочных "березок" и скульптур "под мрамор". Поляки - очень набожный народ (около 80% - верующие); поэтому почти в каждом садике можно увидеть часовенку с божьей матерью, украшенную цветами, лентами и горящими лампадками.
Как выяснилось немного позже, такой вот "колорит" вдоль главной дороги - все таки, немного "потемкинские деревни." Вечером того же дня мы несколько часов кряду ехали окольными дорогами - и не видели ни одного такого "садика"; обыкновенные сельские дома с хозпостройками - почти такие же, как у нас. Однако обочины дорог в Польше почище, чем у нас, и на полях почти что нет сорняков. Кроме того, ландшафт там непривычно плоский: можно ехать полчаса - и не увидишь ни холма, ни долины, как будто местность основательно прогладили утюгом. Смотреть из окна довольно быстро надоедает.
Около часа дня въезжаем в Варшаву. Еще по дороге Галя раздает нам планы Варшавы и знакомит с историей города. Оказывается, во время Второй мировой войны город был почти что полностью взорван фашистами; от него буквально не осталось камня на камне. Поэтому Варшаву после войны восстанавливали по чертежам 17 века и старинным рисункам на средства самих поляков. Тем не менее, реконструированный Старый город (аналог нашего Кремля) внесен в список мировых шедевров архитектуры.
Название Варшава происходит, якобы, от имен его основателей - рыбака Варсы и его жены Савы; по легенде, они начали строить город на месте, указанном им Сиренкой, мифическим существом, выплывшим из реки. Сиренка считается покровительницей Варшавы. Ее изображения украшают герб города и его главную площадь.
Времени на экскурсию - два с половиной часа, поэтому она проходит в маршевом темпе. Мы проходим по главной улице Старого города; заглядываем на пять минут в костел Святого креста, где замуровано сердце Шопена; осматриваем снаружи готические соборы Иезуитов и святого Яна; затем выходим на Замковую площадь к колонне Сигизмунда Третьего. Галя показывает нам эстакаду, под которой нас будет ждать наш автобус в половине четвертого. Затем она проводит нас во внутренний двор Королевского замка.
Замок выглядит экзотически - как издали, так и вблизи. Он представляет собой объединение двух-трехэтажных зданий под черепичной крышей, раскрашенных в коричневый, оранжевый, салатный цвета и разрисованных узором по уникальной технологии. Нас удивляет, что королевский замок, по нашим российским меркам, так прост и неказист (ни колонн, ни золоченых статуй); но Галя обясняет, что внутри замок имеет богатое убранство; в настоящее время там находится исторический музей.
Вот мощеная брусчаткой площадь, в центре которой расположен фонтан с легендарной Сиренкой, держащей щит и меч. Вокруг фонтана - навесы кафе со все теми же цветочными кашпо; вежливые молодые официанты с бабочками, в белоснежных фартуках разносят пиво, мороженое и др. Здесь же - извозчик на стилизованном экипаже, запряженном рыжим битюгом, катает желающих вокруг Сиренки.
Галя дает нам сорок минут на самостоятельный осмотр старого города. Мы трусцой пробегаем по нескольким узеньким, похожим на каменные каньоны улочкам, меняем в пункте обмена валют два доллара на злотые (в долларе - 7.4 злотых), забегаем в платный туалет (1.5 злотых), берем за 1.5 злотых мороженое - обыкновенный "Баскин Роббинс", фотографируемся у Замка и колонны. С поляками общаемся с помощью "ключевых слов" и жестов; но никаких проблем не возникает; поляки - весьма вежливые и дружелюбные люди, как правило, немного понимают по-русски. И это понятно: русских туристов в Варшаве, по-видимому, немало.
Больше времени нет, а жаль. Возвращаемся к своему автобусу. Едем почти что до полуночи с краткими остановками у заправок и туалетов. По дороге Галя посвящает нас в планы нашего времяпрепровождения в Париже, пускает по рядам красочные буклеты и список предлагаемых экскурсий, среди которых нам надлежит отметить желаемые. В результате такого "соцопроса" выясняется, что все хотят на Эйфелеву башню, на Монмартр, в Лувр, Версаль и на кораблик по Сене; многим хочется побывать в Дисней-Ленде и Аквапарке. Экскурсия в Фонтенбло и на кладбище Сен-Жермен вызывает интерес только у нескольких человек, а на Мулен Руж вообще не находится желающих (и это понятно - билет стоит 79 Е). Для справки, цены на факультативные (то есть не включенные в стоимость путевки) экскурсии выглядят так: Эйфелева башня - второй этаж 6.9 Е, третий - 9.9 Е; Лувр - от 5 Е; катание на кораблике по Сене - 5 Е; Версаль - 5 Е; замок Фонтенбло - 5.5 Е; Диснейленд - 36 Е; Аквабульвар - 20 Е (цены могут незначительно колебаться в зависимости от сезона, времени дня и пр. факторов). Теоретически, на все эти экскурсии можно и не ходить, а довольствоваться обязательными экскурсиями по городу, Дефансу - кварталу будущего и во Фрагонар - музей парфюмерии. Другое дело - зачем вообще ехать в Париж, если не поднятся на Эйфелеву башню и не посетить, по крайней мере, Лувр с Версалем?
Галя собирает деньги на экскурсии. Попутно мы пьем приготовленный водителями кофе и смотрим по видео "Животное" и "Такси-2".
Заполночь добираемся до гостиницы "Под сосной". Хозяин - пан Сосновский, мрачный седой поляк с вислыми усами - уже ждет нас на пороге заведения. Галя общается с ним; затем сообщает нам номера наших комнат и показывает бар, куда мы должны прийти завтра утром на "континентальный завтрак" к восьми тридцати (по-нашему, к десяти тридцати - европейское время "запаздывает" на два часа по отношению к московскому). Въезжаем в номера. Недурно. Комнаты - трехместные, с удобными кроватями, телевизором, телефоном, совмещенными туалетом и душем.
Приводим себя в порядок после трех суток переездов, пьем приготовленный кипятильником в кружке чай, падаем, спим. Половина второго ночи.
4 день. Подымаемся в восемь по стуку в дверь (гостиничный сервис), выходим в бар-ресторан. "Континентальный завтрак" включает в себя жареные колбаски, ветчину, джем, масло, чай с лимоном, хлеб.
Покончив с едой, выносим из номера наш багаж и загружаем его в "Неоплан". Затем выходим во двор, фотографируемся на фоне нашего мотеля и автобуса, прогуливаемся вдоль обочины к сосновой роще, которая очень напоминает Сосновую горку в Кисловодске. Попутно констатируем, что воздух здесь необыкновенно чистый - так же как и шоссе, и вся растительность вокруг.
По команде садимся в автобус, едем. К 9 часам пересекаем границу Польши с Германией. Дороги становятся ровнее и основательнее; это уже не просто дороги, а настоящие германские "автобаны". По середине дороги идет разделительная полоса с зеленой травой; по обе стороны от нее - двухполосные трассы с разметкой и стандартными дорожными указателями. Туалеты на стоянках сияют чистотой (посещение - 30 центов) и снабжены всеми благами цивилизации: бабинами с белоснежной перфорированной бумагой, автоматами с салфетками, сушилками для рук и т.п. Механика включения крана над раковиной (так же как и слива в бачке) всякий раз вызывает живой интерес у наших туристок: здесь и "плавающие" на подшипнике краны, и краны с автоматическим включением-отключением, и нечто, до чего нужно просто дотронуться пальцем - и оно заработает. Чтобы закрыть "туалетную" тему и больше не возвращаться к ней: во всех европейских городах - в парках, скверах и прочих общественных местах обязательно имеются т.н. "публичные" туалеты, обозначаемые интернациональным символом "WC"; посещение такого туалета, в среднем, обходится в 30-40 центов. В музеях, универмагах, ресторанах и кафе туалеты, в большинстве своем, для посетителей бесплатные. Галя объясняла нам, что можно запросто зайти в какое-либо кафе, или бар, положить на конторку 30 центов - и пройти в туалетную комнату. Однако мы предпочитали более "корректную" схему: зайти в какое-либо маленькое кафе, купить у стойки какую-либо мелочь - и только после этого, на правах посетителей, идти в направлении "WC." В людных клубах и барах, по-видимому, вообще нет жесткого контроля за тем, кто разгуливает по коридорам заведения; главное там - "сориентироваться на местности" (туалет, как правило, в глубине коридора) и не привлекать к себе особого внимания.
...Пейзаж за окном автобуса - все те же равнинные смешанные рощи. Строений вдоль дороги почти что не видно; а если они и встречаются, то огорожены монументальными заборами. Вообще создается впечатление, что немцы не строят городов вдоль трасс - по-видимому, из экологических соображений.
Въезжаем в Берлин. Его окраины не производят на нас сильного впечатления - бетон, кирпич, редкая реклама на "роликовых" движущихся щитах - гораздо более неяркая и скромная, чем наша. Надо отметить, что за все время поездки по Европе мы не видели таких грандиозных, бьющих в глаза и аляповатых рекламных щитов, как в нашем родном Ростове; по-видимому, по части рекламы мы уже "впереди Европы всей".
По мере продвижения вглубь Берлина Галя рассказывает нам, что немцы в настоящее время активно модернизируют свою столицу: сносят старые дома, заменяя их новыми, ультрасовременными. Например, подлежит сносу так называемая "женщина в повязке" (на жаргоне берлинцев) - Дом учителя, здание 70-х годов, "пенал" из стекла и бетона с "поясом" из цветной мозаики на уровне второго этажа.
Переезжаем через реку Шпрее, над которой возвышается странная скульптура размером с пятиэтажный дом, как будто вырезанная из грубой металлической терки для овощей. Галя говорит, что это творение создано из металлоотходов и называется "Дружба народов"; когда у нее лично туристы спрашивают, что там делают над рекой эти три колосса, олицетворяющие три расы, она просто отвечает: "Они дружат."
Проезжаем мимо остатков Берлинской стены - "жуткого строения", разделявшего Берлин на две части - соц. Восточный и кап. Западный. "Жуткое строение" в настоящий момент выглядит вполне безобидно - обыкновенная бетонная стена с трубой поверху, украшенная многочисленными цветными рисунками; среди них самый известный - целующиеся Брежнев и Хонекер. Из окна автобуса видим также Трептов парк - памятник советским войнам, погибшим во время Второй мировой войны.
Пересекаем невидимую границу, отделяющую Западный Берлин от Восточного - и попадаем в сплошной массив сверкающих небоскребов, над которыми вздымается шпиль телебашни. Стекло, пластики, в которых отражается яркое солнце, зелень пышных деревьев и ухоженных газонов; суперсовременные здания делового центра Берлина - и тут же шпили готических соборов, "древнегреческие" портики, мраморные колонны и золоченые скульптуры исторических зданий. Множество машин на дороге, но все они движутся непривычно тихо, пунктуально останавливаясь перед светофорами, пропуская пешеходов, которым и в голову не приходит метаться среди машин и перебегать дорогу на красный свет. На велосипедных дорожках вдоль дороги - сплошной поток велосипедистов. Несколько раз из окна мы видим огромные стоянки, "забитые" велосипедами.
Проезжаем Музейный остров (Национальная галерея, "Боде", "Пергамон" и др.), знаменитый мост со скульптурами, изображающих архангелов, возносящих воинов-героев на Олимп. На Унтер-ден-Линден - тенистые деревья, строгие старинные здания с "аквариумами" супермодных бутиков и кафе на нижних этажах, навесы над нарядными столиками и... гипсовые мишки в натуральную величину, украшенные яркими рисунками! В Германии, оказывается, очень любят мишек - почти как у нас. Медведь - это символ добродушия и силы. Только здесь мишек используют исключительно в эстетических целях - ставят на бульваре посреди главной улицы и раскрашивают во все цвета радуги; тема рисунков - произвольная, от национальной символики - до портретов Сальвадора Дали, как мы видели возле музея этого художника.
По Унтер-ден-Линден доезжаем до Браденбургских ворот. Они закрыты на реставрацию; из-за щитов виднеется только часть левой арки да знаменитая Квадрига (колесница, запряженная четырьмя лошадьми) на вершине ворот. В виде слабой компенсации для туристов слева от стройки - хоровод все тех же мишек (штук сто, не меньше). Каждый медведь, стоящий на задних лапках, - в полтора человеческих роста и символизирует какую-либо страну. Галя советует нам прийти сюда и посмотреть на медведей поближе.
Сворачиваем на зеленую улицу. Галя объясняет, что мы проезжаем мимо парка, где имеют обыкновение отдыхать местные нуддисты и прочие лица с нетрадиционной ориентацией. Особенное столпотворение, по ее словам, царит здесь в дни ежегодного Парада любви; наши туристы, которым удается увидеть это мероприятие воочию, бывают в полнейшем недоумении.
Впереди - колонна с золотой Эльзой, или богиней Никой наверху. Это - колонна победы на Площади Звезды. Нику в Эльзу берлинцы переименовали в честь жены скульптора, создавшего памятник.
Сворачиваем в сторону Тиргартена и останавливаемся на площади Зоо, "под жирафом" - в традиционном месте высадки туристских групп. Здесь у нас отстой автобуса - в течение девяти часов наши водители должны добросовестно отдыхать; в случае невыполнения их ожидает солидный штраф со стороны полиции, которая будет проверять электронный "бортовой журнал" нашего "Неоплана".
Выходим. Галя указывает нам павильон, из которого можно позвонить домой. Очень удобно: подходишь к конторке, безмолвно берешь у администратора карточку, заходишь в указанную кабину и набираешь номер; разговариваешь, сколько необходимо; выходишь; администратор указывает тебе в окошке счетчика сумму в евро, которую ты должен заплатить за переговоры. Мы проговорили минуты три и заплатили за это около 4 евро.
Решаем не тратить время на Зоопарк, а сразу же отправиться в центр города, к Александрплац. Наша группа уже разбрелась - кто куда. Решаем не искать "наших" и самим попробовать попутешествовать по Берлину. Сворачиваем на одну из дорожек, идущих вдоль ограды Зоопарка. Пытаемся ориентироваться по карте, но дорожек много, и нам приходится спрашивать дорогу у "аборигенов". Это довольно легко - с помощью карты, в которую показываешь пальцем, и обрывков английских фраз. Берлинцы отвечают вежливо и охотно; многие из них понимают по-английски, а молодежь на нем прямо-таки "строчит."
Проходим сквозь ухоженный тенистый парк, по мостикам, переброшенным через две-три аккуратные речки. Солнечно, тихо, отдыхающие сидят на скамейках или гуляют по посыпанным песком дорожкам. Над парком витает дух спокойствия и ничем не омраченной, благоустроенной жизни. Чинные берлинцы разгуливают только по дорожкам; им и в голову не приходит мять траву. Полиции не видно, но почему-то никто не ходит наискосок газонов, и не бросает мусор себе под ноги. Все это действует успокаивающе: похоже, что если здесь все делать по правилам, все будет хорошо! Сворачиваем на улицу 17-го июня. Слева и справа от дороги - сплошная сочная зелень; по дороге почти бесшумно мчатся сверкающие авто, а по велосипедным дорожкам между тротуаром и проезжей частью катят по своим делам велосипедисты.
Такое впечатление, что берлинцы вообще предпочитают велосипед машине. Педали здесь крутят все: от подростков - до седовласых солидных дядечек и представительных фройляйн с хозяйственными сумками на багажниках; от поджарых студентов с рюкзачками на спине - до ухоженных деловых людей, чуть ли не при галстуках. Отдельные экземпляры ростом под два метра еле-еле умещаются на велосипедах - но все равно спокойно едут, ни на кого не обращая внимания. Вообще, среди берлинцев очень много спортивных, высоких людей; немало плотных. - но жирных, расхлябанных, обрюзгших совершенно не видно. По-видимому, у берлинцев культивируется здоровый образ жизни. Равенство - по крайней мере, внешнее - тоже. Все одеты примерно одинаково - в качественный неяркий трикотаж и джинсы. Среди женщин совершенно не видно дам с ярким макияжем и на каблуках; более того, похоже, что у немок даже не принято ярко красить губы.
Становится заметна пресловутая немецкая "упорядоченность". На улицах - удивительно спокойно, хотя видно, что все направляются (именно направляются - а не спешат) по своим делам; никакой сутолоки, суеты и истерики - как в наших крупных городах. Все пешеходы идут, как правило, по правой полосе тротуара; все велосипедисты едут по специально отведенным дорожкам, не заезжая за разметку; все машины снабжены глушителями; все вместе пунктуально останавливаются перед светофорами и ждут, когда им загорится зеленый свет. Никаких праздношатающихся, или пьяных, или подозрительных личностей; никакой громкой музыки, подранных скамеек или мусора, брошенного прямо на тротуар... И снова вокруг не видно ни одного полицейского! По-видимому, все-таки исполнилась старая шутка Джерома К.Джерома: "Немец или повинуется, или командует. Остается одно: обучать их всех командовать - и затем отдавать каждого под его собственное начальство: тогда он будет отдавать сам себе разумные, смелые приказания и следить, чтобы они были исполнены."
Доходим до Браденбургских ворот и все-таки ныряем под их арку. Галя сказала нам, что у туристов считается "хорошей приметой" пройти под Браденбургскими воротами. Затем мы сворачиваем от стройки вправо и отправляемся к "хороводу мишек". Своего, российского зверя находим быстро: он третий справа в хороводе, весь разрисован бело-сине-красными ленточками. Рядом с ним - всевозможные медведи-Зимбабве с девушками в пальмовых юбках и медведи-Мадагаскары с разноцветным орнаментом; медведь - США, как и полагается, раскрашен под статую Свободы с факелом в лапе и звездно-полосатым флагом на пузе.
Идем по Унтер-ден-Линден до моста через Шпрее, а оттуда, по Карл-Либкнехт-Штрассе - к Александрплац. По дороге останавливаемся и фотографируемся у Университета Александра Гумбольдта (внешне больше похожего на музей, чем на действующее учебное заведение), на Маркс-Энгельс плац у памятника авторам "Капитала", у мирно соседствующей с ним готической церкви Атос, у Национальной галереи. Дойти до Берлинской стены нам не удается. Все немцы, к которых мы спрашиваем дорогу, почему-то упоминают метро, и мы списываем свое непонимание на недостаточное знание языка. Слушать, как немец отвечает на ваш вопрос - одно удовольствие; он подходит к этому делу со всей ответственностью, и видимо огорчается, если не знает ответа (странно, но факт: человек пять не знали, что такое Трептов-парк и где он находится). Наконец, нам попадается соотечественница, от которой мы н


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе во Франции

Как сэкономить, когда отправляешься в город влюбленных
Дарья  Дарья   Франция , Тур   Дата вылета  сентябрь 2019
Ни для кого не секрет, что путешествовать по Европе - недешевое удовольствие. Вот несколько советов, которых я вынесла лично для себя, и которые могу посоветовать вам:1. Берите горящие туры. Их нужно отслеживать, но оно того стоит 2. Сувениры ищите н...
Читать далее

Дата 05.03.20 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели551

Первое свидание с Парижем
Первое свидание с Парижем Многие путешественники избегают перелетов с пересадками, считая, что это слишком утомительно и хлопотно. И совершенно напрасно! Транзитные авиаперелеты дарят возможность знакомства с новыми городами и странами и при этом хо...
Читать далее

Дата 08.04.20 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели259

Ницца - город для всех
МИК  МИК   Франция , Ницца   Дата вылета  август 2019
Ницца - город для всех    Город Ницца на Лазурном побережье Франции, или Виль де Нис ( Ville de Nice), как говорят французы, был основан греками в четвертом веке до н.э. и назван в честь богини победы Ники. В прошлую эпоху наша аристократия...
Читать далее

Дата 29.04.20 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели272

Душа Лувра.
Душа Лувра. Одно из самых известных изображений Богородицы. В зале, где висит «Джоконда» всегда много народа. Хотя фотографировать со вспышкой и запрещено, и в других залах смотрители жестко просят соблюдать эти правила, здесь эти ограничения по...
Читать далее

Дата 07.03.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели492

Отзывы туристов