Тур мы покупали в МГП, поэтому название туроператора (будь он неладен!) я узнал лишь после подписания договора. И туда, и обратно летели с двухчасовой задержкой, что по нынешним временам нормально - опаздывали не только чартеры, но и регулярные рейсы. Об авиакомпании Кавминводы могу сказать лишь хорошее: новый ТУ-204, милые непонтовые стюардессы, хорошее питание, отсутствие торговли на борту, молчаливое разрешение курить в туалете (что удобно всем).
Первое, что удивило в Шарме,- жара. Все сайты обещали не больше 11 градусов ночью и 22 днем, но всю неделю было значительно теплее. В чем здесь дело, пока не понял: может быть конкуренты с других направлений сознательно отпугивают народ!?..
В аэропорту нас, естественно, никто не встретил, что в общем-то не удивило: плохие компании, как и плохие люди, всегда тянутся друг к другу. Принимающая сторона по одним документам именовалась EGYPT NATIONAL TOURS, по другим - EGYPT NATIONAL BUREAU, причем телефон был общий и бумажки напечатаны с интервалом в три месяца. Опросив встречающих мальчиков с табличками из других фирм, я узнал, что будто бы встретить нас поручили какому-то постороннему человеку, который опять же по непроверенным данным ждет нас на улице и почему-то у стоянки такси. Ну, на такси мы и сами доберемся, решили мы, и пошли искать человека, который зафиксировал бы точное время нашего прилета (на случай судебных разбирательств с "Мастером").
Если бы я знал, какой чудесный и милый "посторонний" нас ждет у входа, я бы, конечно, не заставлял его ждать. Он дал этим раздолбаям из ENB слово, и он его сдержал: денег за такси с нас не взял, по дороге рассказывал о Египте и уже в отеле не ушел (хотя явно спешил куда-то), пока не убедился, что у нас все в порядке.
Тут я должен сделать небольшое отступление и признаться со стыдом, что всегда недолюбливал арабов. В разное время я много общался с сирийцами, палестинцами, алжирцами и иракцами, но единственным приличным человеком среди них оказался израильский араб, да и тот коммунист. Египтяне меня поразили! То ли они другие арабы, то ли не совсем арабы, то ли чужая древняя цивилизация на них так повлияла...Начитавшись в инете про них всякой гадости, я был готов ко всему, но чем больше я с ними общался, тем стремительнее рушились мои стереотипы. Теперь же я просто влюблен в этот народ - удивительно открытый, доброжелательный, незлобливый, с поразительным чувством юмора, с полным отсутствием раздражительности, хамства, злобы. Конечно, гостиничный персонал по-европейски вышколен, и это не критерий, но я часами гулял по старому городу, общался с самыми разными людьми и ничего кроме положительных эмоций оттуда не вынес. Ну разве что запахи в некоторых местах на большого любителя... Так этого и в Москве хватает.
Отель "Beach Albatros" мы выбирали долго и с пристрастием, и очень рады, что не ошиблись. Там оказалось все, что обещали распечатки с сайтов: огромный песчаный пляж и рядом коралловый, большая, ухоженная и очень зеленая территория, прекрасная (правда, сориентированная на немцев, коих было 90%) кухня - даже восточные сладости не были приторны. При том, что отели в Шарме загружены едва наполовину, а Naama вообще практически пуста,- наш Beach оказался забит под завязку: нам долго не могли найти свободный tvip и сначала предложили king size. Пришлось возразить, мол, в России нормальные мужчины, даже отец с сыном, в одной кровати друг с другом не спят. Перед нами еще раз извинились и предложили номер в шале, который, правда, еще не полностью убран. Мы пошли взглянуть - номер оказался... трехкомнатным. Без доплаты, уточнил портье. Пока он не передумал, мы номер тут же и схватили, хотя на хрена нам на двоих четыре кровати и два дивана? Да хай будэ, как говорят хохлы.
Было уже четыре утра и нам захотелось есть. Точнее, в нас разбудил это желание портье своим звонком. Мы тут же вспомнили про свой all inclusive и не забывали о нем до отъезда. Рассвет мы встречали коньяком из duty free и холодным, но обильным ужином. Потом пошли убедиться, что все на месте - и панорамный лифт на пляж, и море, и обалденный вид на Синай.
Всю неделю вода в море была 25-26, на два градуса теплее, чем в Naama и на три, чем в Nabq - залив, он и в Африке залив, - и прогревается быстрее, и ветра меньше...
К обеду объявился наконец наш гид - избыточно красивый молодой человек по имени Осама. С трудом прервав его монолог, я сообщил, что из всей экскурсионной программы нас интересуют только три вещи - обзорная по Шарму, полный дайвинг-курс с экзаменом на PADI и байксафари.
Обзорная, как выяснилось, только раз в неделю, по воскресеньям, то есть сегодня, и она уже ушла. Дайвинг он организует, а байксафари можно сделать в любой день. В результате дайвинг пришлось в спешке искать самим, потому что Осама пропал на два дня, а полный курс пять дней. Кстати, дайвинг брали в соседнем, на удивление дешевом и с виду приличном отеле Sety Sharm,- сын остался доволен: все по полной программе, с выездами на кораблях, без спешки и халтуры. Хотя это на большого любителя - пять дней с утра до вечера, как на работу...
Кстати, агенства принимающей стороны все же, видимо, весьма различаются по уровню - это уж как кому повезет. К некоторым вообще не приходили ни разу, у других был свой стенд и фиксированное время для ежедневных рандеву, а представитель Deep tour'а вообще постоянно сидел в холле. Хорошо это или плохо - не знаю. Мы твердо знали, чего хотим и получили бы все в любом случае.
Кстати, уровень туристического бизнеса в Египте существенно ниже, как мне представляется, уровня бизнеса сугубо гостиничного: первый на таком же пещерном уровне, как у нас, второй - почти европейский. Во всяком случае, о такой тактичности, неназойливости, предупредительности можно мечтать что в Москве, что в трехзвездочном Париже. Никто ни разу даже не намекнул, что его услуги и его любезность надо бы оплатить. Каюсь, я не внял советам не развращать персонал и давать бакшиш не каждый день и не по фунту, - уж очень добросовестны и старательны были наши "горничные"... А вот в аэропорту не дал - как-то уж слишком откровенно намекали.
Неделя пролетела как один день, уезжать не хотелось. Так хорошо мне было, пожалуй, лишь в Вене и Дюрнштайне. Прямо хоть учи арабский и переезжай на ПМЖ. Даже мой отравленный Америкой сын был, что называется, в полном отпаде. Но... тут напомнил о себе Осама - байксафари, оказывается, в последний день нельзя, это риск. И вообще он заедет за нами в 17.00. Почему так рано, ведь самолет почти в 23? Так надо. Кому? Он может улететь раньше. Да такого еще в мировой практике не было, чтобы чартер улетал раньше времени. Короче, я его послал. За 24 бакса продлили номер, быстренько смастерили экскурсию и сын уехал в пустыню. Опять звонит представитель, только уже не Осама, а другой. Я и другого послал. Это оказался начальник - то ли звена, то ли всей фирмы,- проглотил, перезвонил. А когда вы хотите? В 20.30., сказал я. В 19.30., - начал он торговлю. Это было второй раз за неделю, первый - когда я покупал шишу (кальян). В Шарме сейчас почти везде фиксированные цены, и египтяне уже, кажется, потеряли интерес к игре под названием торговля. Когда я называл (как учили) сумму в два раза меньшую, некоторые искренне недоумевали: за кого, мол, я их принимаю...
Тем временем, вернулся из пустыни сын - грязный, довольный, усталый. Неспешный душ, ужин, пара рюмашек водки (чтоб родину вспомнить), последняя прогулка к морю. Потом так же неспеша стали собирать вещи. О всех этих осамах я и думать забыл, на такси стоит 5-7 баксов, а время и нервы сбережем. Но начальник приехал и позвонил. Я предупредил, что вещи не собраны, что нужно нам еще минут 15. Я подожду, согласился он... Начальник оказался интеллигентным молодым человеком, учившимся где-то на Украине. При сдаче ключей в ресепшене посмотрел на счет за телефон и увидев, что мы звонили только его сотруднику на мобильный (другого телефона Осама нам не дал), сказал, что он сам оплатит этот счет. В аэропорт вез сам, на своей личной машине. Говорили о политике, о футболе, о национальных особенностях автовождения.
А меня все мучала мысль: ну почему этот приятный, широко образованный молодой человек и те москвички из "Мастера" так себя унижают - недобросовестностью, обманом, халтурой, отсутствием самого элементарного внимания к клиенту?! Это что, особенность туристического бизнеса? Или, как у Жванецкого, - и так схавают... Ну, схавала наша соседка - ей назначили на 16, а прождала тщетно до 19 и поехала на такси, потом еще плакала от обиды за испорченный отпуск в аэропорту. Долго плакала, самолет задержался на 2 часа... Это ваш профессионализм, господа, коим вы так гордитесь?
Я уже предлагал на конфе завести белый список (см. архив), но как-то не поверил народ, что в турбизнесе может быть хоть что-то белое... Ну что ж, пусть остается все как есть: одни глотают и плачут, другие судятся и качают права. Пока МЫ себя не будем уважать, ОНИ нас будут доставать своим сомнительным сервисом.. И еще: господа, тщательней выбирайте отель по вкусу! Подавляющее большинство недовольных своим отдыхом, были из тех, что положились на авось. Одни хотели поплавать среди кораллов, а оказались на песке, в новом, пустом и дорогом New Tiran. Другие, напротив, хотели просто поплавать, а вынужденны были 600 метров тащиться по коралловой отмели до большой воды (Grand Azur). Третьи купили all incluzive в El Faraana, но не знали, что это удовольствие там для итальянцев и вынуждены были довольствоваться НВ, правда, с пивом и вином. Из долгих разговоров в аэропорту выяснилось, что никто не ругает Iberotel (вся цепь - от Palace до Lido), Hilton (вся цепь), нашлись свои поклонники у Gazala, Rozetta и даже, как это не странно, у Crown Plaza. Если у кого остались вопросы - пишите, с удовольствием отвечу: сам испытал, как катострофически не хватает достоверной информации, насколько она ангажированна и пртиворечива.