Неожиданно выдались 4 дня выходных-праздников-Пасхи. Что делать, как потратить свободное время? И тут кое-кому из нас (не будем называть имен, в данный момент это не имеет существенного значения) пришла идея съездить на эти дни в Хорваию. Не очень далеко, красивая дорога через Альпы, немного народа на море (потому что не сезон), относительно тепло и приятно. Тепла, да чтобы сразу и почти задешево захотелось конкретно, и данная конечная цель была утверждена быстро и без дебатов. Немного раздумия вызвал маршрут: либо ехать по скучноватым и платным автобанам, либо по маленьким и извилистым, но жутко красивым альпийским горным дорогам. Но, в конце концов, согласились на том, что красота чревата более долгим временем в пути.
С некоторого, не очень давнего времени, австрийские автобаны стали заметно дешевле, чем раньше: достаточно при въезде в
Австрию купить специальную наклейку-виньетку на лобовое стекло (наклейка на 10 дней поездок стоит 6,70 евро). Однако, поскольку автобан
Зальцбург-Любляна проходил через несколько больших и множество мелких туннелей, пришлось за отдельные участки доплачивать по старинке: мужикам в будках (как в Шерем-2). В итоге, сумарная стоимось оплаты проезда примерно сравнялась со стоимостью сожженного бензина (около 1 евро за литр, 7 л на 100 км). Беспокоились насчет моего паспорта: как он поведет себя при его предъявлении на границах. А паспорт у меня обычный, советский, старого образца, однако украшеный шенгенской мультивизой. А информация в инете о том, что все-таки необходимо для проезда по
Словении оказалась невнятной. Решили на крайняк, что если туда не пустят, завернуть тусовать в
Италию.
Граница номер 1: Австрия-Словения. Ура! Все обошлось. Словенский полицай спросил только о конечной цели нашей поездки, ему было сказано:
Хорватия, остров Раб - и все, можно ехать дальше. Потеряно на это времени - около 5 мин максимум. Проехали краем Любляну. Надо будет как-нибудь поподробнее исследовать столицу NSK (www.laibach.nsk.si) и родину Лайбахов (см там же). Далее расстилающийся вокруг автобана ландшафт начал удивительно напоминать мне испанский. Вот точно такой же автобан и желтые холмы вокруг, один в один, как по дороге из Барсы в
Салоу. Но потом мы немнго сбились с дороги. Нам была нужна дорога номер 61, указатель был направо, свернули туда, и через 10 мин оказались почему-то на границе с Италией.
Также пересекли ее мин за 5-10. Очередь была, но небольшая. На мой паспорт покосились, но вернули без вопросов. В Триест мы так и не заехали. Потом, возможно на обратной дороге. Видели его сверху, с горы. Впечатляет. Чем-то он напомнил мне как бы симметрично стоящую в 500 км от него, так же, как бы на углу, но уже не Адриатического, а Средиземного моря,
Геную, где я тоже бывал, к сожалению, мельком-проездом. С трудом нашли нужную дорогу. И вот, наконец, еще одна граница. Пассконтроль на сей раз был более продолжителен. Нас попросили отъехать в сторону и подождать. Ничего не спрашивали, а через 5-7 мин принесли паспорта и попрощались. Ура, границы позади, можно расслабиться и убрать ненужные более документы подальше в сумку. Заправились, сунув не глядя на цены кредитную карточку. Поехали дальше. Но! Через 10 км - Опять! Что? Граница! Оказалось, что вот это и была как раз Ховартия. А то, что было раньше, было опять куском Словении. Но тут нас тормознули более конкретно. Мой паспорт долго изучали, сверяли с какими-то таблицами- Наконец вынесли вердикт: мне необходимо прямо сейчас купить у них визу. Эх, все-таки не удалось бесплатно проскочить. Заплатили 50 кун (около 7 евро), дождались, пока шлепнут все печати и поехали дальше. Все. Мы в нужной стране. Выехали на берег моря (г. Риека). Проехали сквозь город, просмотрев на ходу здоровенный морской порт. Время уже начало поджимать. Вместо прикинутых 6 часов всей дороги мы ехали уже около 7-8. А нам надо было еще добраться до острова Раб, где был найден по инету дешевенький но милый пансиончик и заявлено о нашем возможном приезде.
Миновав большую бухту с здоровенной трубой (нефтеперегонного?) завода увидели справа гигантский полуторакилометровый мост через морской пролив на остров Крк. Заглянули в карту - на Раб от южной оконечности Крк идет паром. То, что доктор прописал! Я еще ни разу не катался по островам на машине. Свернули. Остров оказался на проверку длины километров 30-40, пока доехали до его конца v прошло еще куча времени. Приехали на южную оконечность v городишко Башка. Бросились искать паром. А его нет! Оказывается, он ходит только в сезон, то есть летом. И до нужного нам парома до Раба надо возвращаться обратно на мост и ехать по материку еще километров 100 на юг. Шит Факен! (это я не ругаюсь, это выражение такое местное), точно сам не знаю, что оно означает, но на рекламных плакатах слово Faken мне попадалось на глаза довольно часто. А шит - ну... это когда шьют что-нибудь - не так - Криво, например. Решили заночевать прямо на месте, то есть в Башке. Бросили машину на берегу и потопали вдоль оного с целью аскнуть насчет вписки. Обошли кучу миленьких пансиончиков, на 4-6-8 апартаментов. Но все они оказались, к сожалению, либо занятыми, либо законсервированными до лета. Наконец нашли, чуть вдалеке от первой линии (100 метров от берега, понятие вторая линия - для линий не отелей, а двухэтажных пансиончиков на горном склоне весьма относительно по сравнению с обычными курортами типа
Турции-
Испании-
Египта) славную квартирку с верандой, прихожей, огромным санузлом и кухней с полным набором как утвари, так и агрегатов (плита, раковина, холодильник, стиральная машина). Но дороговато. 35 евро в сутки на двоих. Вообще, сказали что цена обычно 20-25 евро, но им неинтересно пускать нас только на 1 ночь. Вечером потом еще пришлось провозиться с водогрейным бойлером, который заржавел за зиму и не захотел выдавать на-гора горячую воду в должных объемах.
Наутро мы сели на машину и поехали по острову назад. Для начала пошатались немного по островной столице - городку Крк, ничего так, очень мило. Однако цены в магазинах на жрачку, сувениры, одежду, обувь весьма несладкие. То есть, точно такие, как и в той же
Германии-Австрии. На самом деле, северная часть Хорватии конкретно ориентирована на немецко-итальянских туристов. По-немецки там говорят все. Без проблем, даже старые бабки. Но вот откуда там столько итальянцев!?! У них через море находится их историческая родина, в которой то же самое море и те же самые скалы. Зачем им огибать его и ехать в Хорватию с практически теми же ценами - Непонятно.
Далее, на обратном пути мы свернули на восточную часть острова, (ту самую, что отделена проливом от материка) с целью осмотреть пещеру в скале, куда рекомендовали заглянуть путеводители. Пещера оказалась весьма мелковатой, 110 метров длины всего, видали мы гораздо больше и длинее. Потом еще прогулялись по окресностым скалам вниз до моря. Вообще, большая часть поверхности острова Крк представлет собой каменную пустыню, поросшую редкой травкой, кустиками, можжевельниками, сосенками. Естественнорастущие деревья высотой более 5 метров там большая редкость. Но прикольно. Искривленные мелкие сосенки, да и вообще весь пейзаж напоминает гигантскую инсталляцию бонсаи. Мало того, все более менее горизонтальные поверхности размечены на участки небольшими символическиеми оградками из того же самого подножего камня, просто аккуратно сложенными, безо всякого цемента. Местные нам сказали, что вся эта земля (если почти сплошной, покрывающий острова камень можно так назвать) давным-давно зачем-то на всякий случай поделена на участки (по 6 соток?) хозяевами острова. И эти полуметровые заборчики и есть границы участков, на которых, все равно, кроме того же самого светло-серого камня и чахлых сосенок с можжевеловыми кустиками ничего нет. Забавно.
Посмотрев на часы решили двигать дальше. Обратно по острову, обратно на мост, оттуда направо и вперед на юг по прибрежному шоссе. Вообще - красиво. Дорога местами огорожена символически, свалиться на крутом повороте с 100 метрового обрыва на неудачном вираже - нечего делать. Местные гаишники, естественно, занимаются тем, что выставив в населенном пункте знак 40 прячутся в отдалении с радаром. На пути от моста на Крк до Яблонеца - пристани с паромом на Раб (около 80-100 км) нам попалось штуки 3 таких засады. Впрочем, о них заблаговременно предупреждают встречные водители светом фар, это привычно.
Билет на паром обошелся 168 Кунов туда обратно. Идет он до Раба около 15 мин, помещается на него около 20-25 машин. Восточный край острова Раб встретил нас неприветливой стеной сплошного желтого камня. Выглядело это совсем мрачно и безжизненно. Прибывшие на пароме машины (в том числе и мы) шустро выстроились в караванчик и поехали в западную часть острова.
Перевалив через центральный горный хребет выяснилось, что западная часть острова вполне обитаема, зелена и красива. Проехали еще немного, и тут оказалось, что присмотренный нами милый пансиончик находится прямо на главной дороге, связывающей все деревеньки западной части острова с паромом. Нафиг-нафиг к терапевту! Да и до моря оттуда было метров 500. Хотя обещали комнату с видом на оное. Сомневаюсь, что оттуда можно было его разглядеть сквозь другие дома и деревья. У меня в этот момент даже появилась идея: при последующих бронированиях курортных гостиниц отталкиваться не от их звездочности и от вида из окон, а от рассторяния от номера до морского пляжа. Это, ИМХО и есть главная характеристика, и надо требовать включения ее в договор.
Тогда решили поступить также, как и день накануне. Бросили тачку, пошли по берегу искать пристанище. Прикол: в здоровенной местной гостинице Падова (3***) мест не было, зато в рядом стоящем пансионе - пожалуйста, отличный двухкомнатный номер с кухоным уголком и 8 метровой лоджией с видом на море - 20 евро за сутки. За весь номер. Хорошо. Мы его быстро хапнули и пошли, пока не поздно, затариваться кормом на завтра, в местный супермаркет. По договоренности, ввиду ограниченности финансов решили кушать в ресторанах не чаще 1 раза в день, то есть ужинать, а все остальные приемы пищи предварять самостоятельным приготовлением на прилагаемых к жилищу мощностях, то есть на встроенной кухоньке. Вообще, цены в ресторанах тоже ничего особенного-привлекательного. Удивили довольно дорогие блюда из морепродуктов по сравнению с мясными. Наверное, для них был еще не сезон.
Потом была вечерняя прогулка по городу, осмотр магазинчиков, изумление их нереально высоким ценам и короткий визит в инет-кафе. Следующий день был выходной. В основном исследовали остров и гуляли. Очень понравился компактный старый город, стоящий на скалистой островной стрелке. О тыльную часть домов, стоящих, впрочем, высоко, разбивались морские волны, а с лицевой части города, обращенной к бухте, обильно заставленной яхтами и лодочками, как и полагается, была организована набережная-променад. Также меня приятно поразило полное отстутствие русскоговорящего народа и надписей на русском языке. Немного найдется таких мест на земле, особенно на курортах. Все здесь ориетировано прежде всего на немцев, и отчасти на итальянцев.
Вернувшись после обхода каменных лабиринтов домов в очередной раз на пристань, обнаружили стоящий кораблик, обвешанный приглашениями на морские экскурсии. По 10 евро с носа. Решили прокатиться. Иначе бы отдых, (хотя такой короткий и пристрелочный) оказался бы каким-то незавершенным. За эти деньги корабль вез нас до острова Паг кривой дорогой, огибая островки Вели Лагань, Мали Лагань и Долфин (примерно час). Народ на корабле был свой, многие дружно долбили косяки и все без исключения взрослые всю дорогу мощно квасили. 2-х часовую прогулку по острову Паг мы совершали сами. Остров, наверное, еще длиннее, чем Крк, но его северная часть тянется на 15 км узкой кишкой. Вся территория нарезана на квадраты знакомыми по острову Крк каменными заборчиками, но на сей раз менее заброшенными, за которыми пасутся овечки. Возвращение обратно в Раб было осуществлено за полчаса, причаливание было осуществлено четко, несмотря на нетрезвость капитана и помощников.
На следующий день были сборы и отъезд. На паром погрузились чудом: хотя мы и подъехали туда за 15 мин до отправления, впереди стояла приличная очередь. Могло бы и не хватить места. Обратно доехали без особых приключений и дорожных запутываний, ехали строго по указателям, карту даже не доставали. Попытались погулять по Риеке - ничего особенного. Смотреть особо нечего. Тогда решили поехать дальше и погулять по Любляне. Вот это действительно классный город - советую туда заглянуть, благо русских туда пускают вроде бы без визы. Похож на нормальный добротный немецкий город, чисто, аккуратно, все очень красиво. Впрочем, рассказ о Словении не входит в содержание данного повествования. Обратные две границы промахнули с ветерком, задержавшись на каждой не более 3 мин. Вот, собственно и все.
В случае возникновения дополнительных вопросов со мной можно и нужно связаться по мылу
[email protected]