Рассказ о поездке
Москва - Киров - Советск - Великий Устюг - Тотьма - Вологда - Ферапонтово -
Ярославль - Москва
Жара, которая обрушилась на Среднюю
Россию летом 2002 г. заставила мечтать не о Юге, а о Севере. В принципе, каждый раз часть летнюю часть отпуска я всегда использовал, отправляясь на Север - на байдарках в
Карелию. Сейчас же по ряду причин пойти в поход я не мог, а поскольку не так давно стал автомобилистом, то мы с женой решили совместить поездку к родственникам в Киров с автопробегом по северным городам России. Маршрут сложился за счет всесторонней проработке информации в Интернете, в энциклопедии "Города России"
Про дорогу на Киров: я знал, что кроме дороги через
Владимир и
Нижний Новгород есть гораздо лучший путь через
Кострому. Я считал маршрут по
www.autotransinfo.ru , но система каждый раз выдавала новое. Сначала она мне посчитала все правильно через Кострому, Шарью - и от Шарьи через Котельнич на Киров. Но после этого как самый короткий путь система стала считать через Нижний Новгород. Когда я задавал в качестве промежуточных пунктов Кострому и Шарью, система после Шарьи заставляла опять сворачивать на нижегородскую трассу. Мой оптимизм по поводу Костромского варианта подорвала покупка атласов. Атлас издательства "Альфа" не показывал стыковки дорог Костромской и Кировской обл. Та же ситуация была на областных картах двухкилометровках. Помогли мне уверенность в том, что люди все-таки так ездят и лично мною виденный в Костроме указатель Киров- Котлас.
Уверенность закрепилась после посещения конференции на
www.auto.ru , где я прочел, что дорога такая есть. просто она еще новая, и на картах пока не отражена. Также пригодилась информация с сайта
www.towns.ru "Малые города России". Мы распечатали информацию оттуда по всем городам, которые мы собирались посетить и по всем , которые посетить не собирались, но могли.
Подготовка машины заключалась в том, что я ее помыл и выкинул из нее все лишнее. С собой брал ящик с ключами, запасные свечи, ремень генератора, дистилл. воду, тормозную жидкость, тосол, масло. С собой брали лодку (надувная байдарка Егерь"), палатку и котелок, спальники и коврики. Ничем вышеперечисленным не воспользовались ни разу, но это вовсе не значит, что ничего этого не надо было брать. В Киров мы выехали рано утром 14 июля (День рыбака. он же день взятия
Бастилии). В 5.40 ВАЗ 21043 с полным баком и следующим составом - я, моя жена Наташа и ее двоюродная сестра Настя, которую мы взяли. чтобы забросить к бабушке в г. Слободской под Кировом., стартовал от МКАДа в месте пересечения с Щелковским шоссе. Через час с небольшим мы остановились около Плещеева озера (г. Переяславль-Залесский), чтобы покупаться. Это чуть ли не единственное пригодное место для купания на всем озере находится у подножья горы, на которой стоит ботик Петра 1 (поворот налево на указатель, если ехать из Москвы). Заходить в воду крайне долго, но стоило того - утро было прекрасное, все озеро в прозрачной дымке и т.д.
Часов в 9 с небольшим доехали до Ярославля, встретились с моим приятелем Губановым, и поехали дальше, на Кострому. Дорога на Кострому стала гораздо лучше по сравнению с маем, но ширина ее осталась все та же. На середине пути между Ярославлем и Костромой первый раз заправились на АЗС "Славнефть". География заправок на всем пути следующая: Ярославская обл. - "Славнефть", Костромская - "Славнефть", Кировская - "Лукойл", Вологодская - "Славнефть" и "Лукойл" с преобладанием "Лукойла". Цены на бензин - от 9.5 до 10 руб./л.
Доехали до Костромы, увидели на мосту через Волгу указатель на Киров, и дальше ехали по нему. В Костроме дорога довольно-таки разбитая, но областная трасса, по которой мы ехали, хорошего качества. Участок после Судиславля и до Шарьи самый трудный, т.к. однообразен до коликов. Иногда более интересно, когда едешь по высокому берегу реки Унжи, и видишь далекие леса. Интересно, но как мы стали удаляться от Костромы, где-то в районе Макарьева, небо стало низким, северным, а от московского пекла не осталось ни следа. Где-то в час дня останавливались на обед на опушке, но удовольствия получили мало, так как нас зажрали слепни или оводы ( до сих пор не умею различать этих тварей). Так мы попилили по однообразной дороге еще часа два, пока не подъехали к реке Ветлуге. У моста стояло несколько машин, и внизу творился какой-то водный праздник, так что у меня возникло непреодолимое желание спуститься к реке. Мы проехали сто метров после моста и повернули направо на песчаную грунтовку, и через 300 метров корявой дороги оказались на отличном пляже. Если посмотреть на карту, то Ветлуга в этом месте напоминает причудливый узор на ковре - кроме основного русла отходят много плавней и стариц. Один такой плавень был рядом с нашим пляжем. Он представлял собой небольшую песчаную воронку диаметром 10 на 10 метров, в которой вода прогрелась до состояния ванной. Сама река в это время и в этом месте неглубокая - ее можно перейди пешком по пояс. Но течение ощутимое. На том берегу тоже шикарный пляж с белым песком. Мы два часа там пробарахтались, и абсолютно не хотели уезжать.
В 17.00 , слабо отряхнув ноги от песка, мы стартовали. Скоро после Шарьи мы увидели огромную строящуюся развязку дорог на Киров и Котлас. Свернув перед ней направо, мы продолжили наше движение. Тут собственно и шел новый участок дороги - от Поназырево (Костромская обл.) до Ленинского (Кировская обл.). Этот участок запомнился смешными автобусными остановками, расписанными местным художником -умельцем. Например, остановка в пос. Супротивный изображает следующую батальную сценку: Буратино убегает от Карабаса-Барабаса с истошным криком: "Супротивный!". В пункте с загадочным названием Метил изображен дорожный рабочий на катке с табличкой: "Разглаживаю морщины" И подобные приколы. Вообще там названия населенных пунктов - отдельная история. Ежиха, Бурундучиха, деревни-фамилии: Поповы, Халтурины, Казаковцевы.
Доехали до Котельнича, осталось 130 км, но они дались с трудом: буквально каждый километр смотрел на спидометр - долго еще. У въезда в Киров на посту остановили, посмотрели документы. Я вышел и поразился - такая стояла холодина! И это после московской жары. Я уже начал жалеть - может и не стоило рвать на север. Обнаружили еще одно несовершенство карт - не был показан новый мост через р. Вятку. Приехали мы к дому 20.15, преодолев 1050 км за 14.35 (чистое ездовое время, без остановки на обед, в Переславле, в Ярославле и купания в Ветлуге - 11 ч). Дороги везде хорошие, кроме начала Кировской обл., Костромы и въезда в Ярославль.
На следующий день мы поехали в г. Слободской проведать Наташиных бабушку и дедушку, и сгрузить Настю на их попечение. Погода в Кировской обл. установилась холодная и мрачная, что несколько опустило нам настроение. Во второй половине дня решили поехать осмотреть дачный участок, или на местном диалекте "сад", на котором теща проводит львиную долю своего времени. Участок поразил меня тем, что на скромной территории (меньше 6 соток) можно разместить такое количество посадок и строений. Там стояли дом, баня, сарай, колодец, большая теплица, и просто огромная теплица. А все что между - посадки. Начало распогоживаться, и мы, затопив баню, решили съездить на рядом расположенный курорт "Нижнеивкино", чтобы заправиться лечебной водой прямо из источников.
Федеральный курорт "Нижнеивкино" находится в 50 км к югу от Кирова, на берегу реки Ивкиной, недалеко от впадения в реку Быстрицу. Вода полезна при всяких гастритах и прочих "заболеваниях живота". Ехать надо от Кирова по Советскому тракту, через тридцать км - поворот налево с указателем на Нижнеивкино.
Остановиться можно на площадке напротив санатория у кафе с названием "Пятачок" с изображением веселой хрюшки. Сквозь заросшую траву мы подошли к источникам. Я начал излагать свою теорию, что минеральная вода приобретает железистый вкус за счет пребывания в ржавых трубах, запах сероводорода из-за близкого контакта с канализацией и т.д. Но она не нашла поддержки в массах. Мы затарили все свои бутылки пахучей жижей, и решили осмотреть санаторий. Этот санаторий любят посещать разные известные люди. Там проводит свой отпуск мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев, Сергей Чеграков (Чиж и Ко), Борис Гребенщиков. Притом музыканты отдыхают по бартеру - дают концерты, и этим компенсируют свое пребывание в славной здравнице. Что влечет сюда рок-идолов и столпов российской государственности, мы так и не поняли.
Прошлись по расположенной по-над прудом питьевой галерее. Построенная в семидесятых, она несет на себе следы благородного упадка. Везде расставлены растения-гиганты в кадках, давно эти кадки переросшие. Развешены разные объявления, из которых можно сделать вывод о досуге отдыхающих. Досуг не очень разнообразный - можно посмотреть эротический триллер "Щепка". Для тех, кого это зрелище заставило вспомнить о застарелых проблемах, приглашают посетить сексологический кабинет, где принимает, однако, врач сексопатолог. И в довершение всего, устав от мирской суеты, можно сходить в соседнюю церковь (недавно отреставрированную и очень красивую) и возродиться для духовной жизни. Корпуса санатория производят впечатление обычных городских пятиэтажек. Что там внутри, не знаю, но не думаю, что шикарно. Все приличные организации г. Кирова имеют рядом с Нижнеивкино свои дачи, где сотрудники проживают, и ходят в санаторий на процедуры. Процедур, судя по стенду, там неисчислимое множество. Меня поразило " внутриполостное грязелечение" - может, я что не так понял или прочитал, но значит ли это, что тебе кишки изнутри будут грязью мазать?
Полные впечатлений, мы поехали обратно в сад. Поскольку погода стала совсем хорошая, я решил искупаться. Мы проехали реку Быстрицу, после моста повернули налево и остановились на высоком берегу, среди сосен. Рядом была площадка неизвестного назначения со сказочными героями и двумя красивыми скамейками. Быстрица - красивая небольшая река, название которой отражает характер течения. На ее берегах проводятся местный бардовский фестиваль "Гринландия" ( Кировская обл. - родина А.С. Грина) и неформальные тусовки. Мы и сами хотели сплавиться по Быстрице до места проведения "Гринландии", но из-за плохой погоды не пошли. А так кроме нас группа товарищей хотела идти на плоту из пластиковых бутылок. Они даже собрали 11 мешков бутылок.
На Быстрице было чрезвычайно мелко, поэтому плавать пришлось, цепляясь пузом за дно.
Когда приехали в сад, баня уже протопилась, и мы с женой пошли париться. Поддавал я водой, настоянной на душице, мяте и мелиссе, ощущения были замечательные. Особенно классно было выйти из бани и смотреть на заходящее солнце, сидя на лавочке возле бани ( может быть, это даже была и завалинка). А потом попить ароматного мятного чая с баранками.
В садоводческом товариществе, в котором состоит теща, существует особая разновидность феодальных повинностей. Например, в период основания участков они рубили лес, а потом должны были его покупать. Сейчас ей надо было эту ночь отдежурить, и несколько раз за ночь ходить в правление отмечаться. Она сходила в правление, но ее отпустили, и мы поехали домой.
По пути возникшее после бани благодушное настроение улетучилось из-за дорожного инцидента. Мы заболтались, обсуждая утреннюю поездку к родственникам, и тут я в каком-то углу сознания зафиксировал, что со скоростью 120 км/ч лечу прямо на "кирпич". Почтенные кировские гиббддешники создали себе кормушку - закрыли движения прямо, сделав объезд справа. А с поста, который расположен на возвышении, наблюдают за тем, как граждане , разогнавшись едут на кирпич, видя его, тормозят, потом разворачиваются через две сплошные и едут в разрешенном направлении. Притом, как заявили мне на посту: " Вы бы поосторожнее, а то знаете сколько там разбилось?" Естественно, вы бы не устроили эту ловушку, никто бы и не бился. Я сначала затормозил резко, но почувствовал, что машину заносит на гравии, который был набросан на обочине, и продолжил торможение более плавно, прерывистыми нажатиями. В кювет, короче, не улетел.
На посту отдал 150 руб. Это был первый мой взнос в карман стражей дорожного порядка после введения нового Административного кодекса. Находится это коварное место на подъездах к Кирову со стороны Советска ( направление с Нижнего Новгорода).
Потом еще на Лукойловской заправке сволочная тетка не захотела отдавать деньги за не вошедший литр. Нагло утверждала, что у нее на компьютере 25 литров, когда у меня на колонке было 24. Аргумент аппелировал к тому, что компьютер - высшая истина, оракул. Денег не жалко, но обидно.
После этого я уже никогда на заправках сдачи не спрашивал, и очень был приятно удивлен, когда на Лукойловской же заправке перед г. Никольском (Вологодская обл.) мне оператор по громкой связи объявила, чтобы я забрал деньги за не вошедшие 0,5 л.
2 дня мы еще пробыли в Кирове, погода была так себе, лил дождь, и мы решили в поход не идти, а ехать дальше по нашему маршруту - в Великий Устюг.
Общее резюме и рекомендации по г. Кирову - я там как минимум в десятый раз, жена прожила там до 21 года, и раньше город мы не воспринимали как объект для туризма. В этот раз, посмотрев несколько отчужденным взглядом, бросилась в глаза полнейшая разруха в исторической части города. Кирову (Вятке) не повезло - изначально это был город такого же плана, как и Великий Устюг. То же расположение вдоль реки на высоком берегу, много церквей, одинаковое название заречной слободы - Дымково, совместная история, не всегда дружественная - известны распри устюжан и вятчан. Но Великий Устюг остался со временем в стороне от новых транспортных магистралей, и сохранил свою самобытность. А Киров за счет железной дороги и эвакуации промышленных предприятий во время войны стал крупным административным и промышленным центром. Плюс нездоровая активность местных большевиков, которые посносили все церкви. И теперь Киров - обычный областной город с ветшающим центром, который подлатывается странными домами богатых граждан, отреставрированным Свято-Трифоновым монастырем, Серафимовским собором. Также стоит пройтись по расположенному над Вяткой Александровскому саду. Есть ботанический сад (ул. К. Маркса), кунсткамера, музей Грина, дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина (ул. Ленина), костел - в Вятке жило много ссыльных поляков, несколько домов архитектора Виттберга, несостоявшегося строителя Храма Христа Спасителя в Москве (его сослали в Вятку - назначили крайним за провал строительства на Воробьевых горах).
Покинули Киров мы 18 августа, в 14 часов. Мы решили заехать в г. Советск, к Наташиной подруге, оттуда повернуть на Котельнич, и затем ехать через Шарью, Пыщуг, Никольск и Кичменский городок на Великий Устюг. Всего около 800 км, с учетом крюка на Советск. Мы не планировали все это пройти за один раз, и собирались заночевать в палатке ближе к ночи.
Мы немного поплутали на выезде из Кирова - вместо Советского тракта выехали на более южный Казанский, но потом исправили направление. Проехали поворот в сад, поворот на Нижне Ивкино, и пошла дорога вверх-вниз. Было хмуро, потом полил сильный дождь, на одном спуске мы заметили огромную фуру, лежащую на боку в кювете. Это видение заставило меня пересмотреть скоростной режим. Однако не настолько, чтобы избежать неприятностей с ГИБДД.
Въезжая в Советск, сначала проезжаешь мост через Вятку. Там очень красивые берега, высокие, поросшие соснами. И река полноводнее, чем в Кирове, за счет того, что лесов по берегам больше. После моста - пост, остановили, узнали куда и зачем еду. Сразу после моста - прямо - въезд в Советск, направо - дорога на Котельнич. Мы отъехали от поста, немного набрали скорость, выехали из леса на открытое пространство, проехали начало населенного пункта - и были остановлены работниками ГИБДД за чудовищное правонарушение - превышение скорости на 13 км/ч. Деньги брать категорически отказались - "Это у вас в Москве все берут", а мне стали долго и нудно выписывать протокол. Притом после меня было остановлено 2 машины - одна с номерами Коми, другая - Ханты-Манси. И их отпустили - не знаю, за деньги или так. Я расцениваю это как чистый пример дискриминации по региональному признаку. А штраф на днях оплатил, сегодня квитанцию надо будет в наше ГИБДД отвезти. Притом такие альтруисты: я говорю - деньги за штраф все равно в Москву уйдут, вам не обидно? Они говорят, нет, все равно станет на свете немножечко лучше. Фарисеи хреновы.
Въезжая в Советск, переехали еще одну реку - Пижму, красиво текущую в живописных зеленых берегах. Советск (Кукарка)- довольно старый город (15-16 вв), расположен на землях марийцев (черемисов), купеческий, известен своими кружевами. Современное состояние, естественно, ужасное. Сохранилось пара церквей, купеческая застройка, выделяется здание краеведческого музея. Красивые патриархальные виды. Понравилась картина - на фоне церкви над частным огородом развевается красное знамя.
Выехали из Советска около 17.00 тем же путем, прокрались около давешних ментов, доехали до развилки у поста и повернули налево на Котельнич. Сто километров абсолютно пустынной дороги, объехали Котельнич, и помчались на Шарью. Мелькали уже знакомые названия - Бурундучиха, Супротивный и т.д. Поскольку около Шарьи была непонятна ситуация с объездной дорогой, мы въехали в Шарью (с дороги направо), и через нее поехали по указателям на Котлас. Уже вечерело, но останавливаться на ночлег как-то не хотелось, и мы решили постараться-таки доехать до Устюга. Общие впечатления - дорога очень хорошая, суперпустынная, встречались только грузовые машины. В Костромской обл. после Шарьи и в начале Вологодской местность низменная, болотистая. Ближе к Никольску более холмистая. Много стоянок с эстакадами и домиками для отдыха. Мы остановились на одной из таких - я решил воспользоваться случаем и посмотреть на машину снизу. То, что я увидел, не сильно прибавило знаний о состоянии ходовой, разве что я все подергал и понял, что ничего не отваливается. Не понравилось мне потеки масла в районе защиты картера. Пришлось удовлетвориться сократовским: "Я знаю, что ничего не знаю", и согнать машину с эстакады.
Из забавного - переезжали несколько речек с одинаковым названием, для различия пронумерованных - Фердос 1, 2 и 3. Такая любовь к Фердосам осталась нам непонятной. Еще приятное впечатление произвел Кичменский городок. Там на берегу Юга стояла красивая церковь, город и река были освещены послезакатными отблесками, и все производило очень благостное, умиротворяющее впечатление.
Дорога всюду идет прямо, надо держаться указателей на Котлас, а после Никольска появляются указатели на Устюг с километражем. Везде упоминания о родине Деда Мороза, упомянутые многими туристами в своих отчетах.
Где-то около 24.00 мы переехали мост через Сухону и въехали в В.Устюг. На посту ДПС нам сказали, что мест в гостинице нет в связи с надвигающимся днем города. Нам сказали, что есть вариант остановиться у ж.д. вокзала или в каком-то Бобровниково (после моста направо , по главной до ул. Виноградова, налево, мимо АЗС Лукойла 8 км). У Деда Мороза (после моста налево, 10 км по главной дороге) мест нет по той же причине. Мы поплутали в поисках мифического ж.д.вокзала ( из литературы мне известно, что от Устюга до ближайшей ж.д. станции около 30 км.) Плюнув на ментовские рекомендации и объяснения, я повернул в город (от моста направо), и прямо по главной доехал до гостиницы "Сухона". Администратор сказала, что может нас запустить на ночь до 8 утра следующего дня, гуманно взяв за проживание только за полсуток 168 руб. (полные сутки за 2-х местный номер - 336 руб.). Большего нам и не было нужно. Холл у гостиницы приличный, отремонтированный. Номера похуже, но чистые. В номере раковина, две койки, белье чистое. Машину я отогнал на замечательную стоянку (150 метров вперед по Красной ул., за зданием Сбербанка) с злющей собакой. Взяли с меня за это удовольствие 10 руб. 52 коп. Судя всего, 52 коп. - на корм собаке. Сторож сообщил, что ко дню города начали съезжаться гости, в том числе приехал один губернатор на невиданной машине - Лехусе. Дело в том, что день города проводился под абсурдным лозунгом - Губернаторы в российской глубинке. Т.е. пафос в том, что губернаторы - это такие полубоги, которые до российской глубинки не снисходят, а витают в неких эмпиреях. И лишь в великие праздники являют лик перед ликующим народом, счастливым от созерцания этих небожителей. Сначала я подумал - если тут такая веселуха, может, остаться. Но, внимательно прочитав список мероприятий, понял, что не стоит. Что хотя бы стоит радиоконцерт "Этой ярмарки краски". Самое интересное, пожалуй, вечерний парад судов по Сухоне. Поэтому мы решили ограничиться созерцанием подготовки к празднику.
Подготовка, надо сказать, была бурной. На следующий день, гуляя по городу, мы наблюдали судорожную деятельность озеленителей, укладчиков асфальта и тротуарного камня, строителей, возводящих новое здание почты Деда Мороза.
Небольшой курьез был связан с пробуждением в гостинице. Перед сном я включил на полную громкость радиоточку, чтобы в шесть проснуться. И в шесть просыпаюсь под мощные аккорды Гимна Советского Союза. С недоумением оглядываюсь - гостиничный номер, незнакомая обстановка. Где я, какой год на дворе? Включив мозги, вспоминаю про Путина и катавасию с гимном. Успокоенный, но все еще потрясенный, засыпаю снова. Выспались мы неплохо, хотя несколько мешала дискотека под окном - всю ночь пели караоке.
Вышли гулять по историческому городу. Мне очень понравился город, по плотности исторической застройки, по степени ее сохранности я бы сравнил его с
Суздалем, но в В.Устюге много очень интересных городских домов, плюс впечатляют речные просторы, мощь Сухоны, чего нет в камерном Суздале. Мы погуляли по набережной, походили по Советскому (Успенскому) проспекту, в принципе, обошли все достопримечательности, указанные в карте, приобретенной в местном музее. Кстати, не в одном киоске города мы не могли найти туристической информации по В.Устюгу. Общее впечатление неоригинально, но инфраструктура туристических услуг отсутствует напрочь, и непонятно, когда сложится. Да, место заслуженно раскрутили, народ потянулся, но любые достопримечательности не стоят ночлега в общежитии речников и обеда из засиженных мухами чебуреков. Туристический общепит - еще одна проблема города, точнее, туристов, рискнувших его посетить. Ближе к полудню мы стали искать точку для обеда, но во всем городе ничего достойного не было. Из единственного заведения, носящего гордое имя "ресторан на Успенской", доносилась такая застарелая вонь (о этот многокомпонентный аромат жира, курева, старых ковровых дорожек!), что мы не рискнули переступить его порог.
Решили поехать к Деду Морозу, сочтя, что в новом месте и общепит должен быть не тошный. Поехали к Деду Морозу. Все это хозяйство расположено на берегу Сухоны, в сосновом бору, на территории, оттяпанной у пионерлагеря. Вход в сказку стоил 15 руб. с носа.
Прошли сказочные ворота, шалашики, камни с намалеванными масляной краской мутными надписями. Дом Деда Мороза был закрыт на технический перерыв, без объявления начала и конца оного. Из динамика раздавались грустные голоса детей, уныло тянувших песню :"Российский Дед Мороз, российский Дед Мороз". Там у них был целый альбом такой лабуды, которую они крутили. Обойдя Дворец с тыла, мы увидели в окне проветриваемые одежды Дед Мороза и Снегурочки. Также позабавило символическое обозначение М и Ж на дверях двух избенок, отведенных под эти цели - М в виде Дед Мороза, а Ж - соответственно, Снегурочки. Жена предположила, что ребенок может не допереть, и решит, что это сортир только для вышеозначенных сказочных персонажей.
Наконец -то обнаружили едальню. Новая избушка изначально произвела хорошее впечатление. Но - стали выбирать столик и никак не могли найти чистый. Нашли наименее грязный, к которому если прилипнешь, то не насмерть. Меню я принес сам. Сразу напугал срок приготовления блюд - 50 минут как минимум. Наконец пришла сисястая молодуха и объявила, что у них сейчас обед, и покормить они нас не смогут. Я выразил желание пообедать с ними. Она сказала, что их всего 2, они не справляются, а в обед посуду моют. Какую посуду, если никто не ест. Без комментариев. Голодные и злые, мы уходили из сказки под унылые вопли угрюмых детей о добром волшебнике с белой бородой.
Мы вернулись к мосту, переехали на другой берег Сухоны, и через 3 км. свернули на указатель Дымково, чтобы со стороны заречной слободы полюбоваться на панораму города. Я искупался в Сухоне. Очень сильное течение, достаточно долго не глубоко, я дошел до фарватера, а было все по грудь. Дальше я заходить не стал - все-таки судоходная река. Погода была очень хорошая, жаркая, безоблачная. Перекусив сухим пайком, мы тронулись дальше. По программе у нас был Троице - Гледенский монастырь, у слияния Сухоны и Юга, на месте поселения Гледен, которое и было началом Устюга. Выехать надо на ту же трассу и, удаляясь от Устюга, свернуть на указатель Морозовица. Дорога к монастырю лежит через деревню, где есть пара интересных домов, всех в резьбе. Чтобы не забыть - в Устюге в рамках дня города должен был проходить фестиваль деревянной скульптуры. И в городском парке резчики по дереву резали затейливые фигуры прямо у нас на глазах. Еще нам понравился музей рождественских и новогодних игрушек, расположенной в церкви у прудов. Очень хорошо посетить такой музей в новогоднюю пору. Но и летом ничего. В главном зале стоит огромная елка, играет новогодняя музыка, стоят маленькие елочки, которые украшены игрушками 20-х, 30-х и далее годов 20 в. Некоторые очень смешные. Например - елочная игрушка - ОСОАВИАХИМовец в противогазе. Или модель домика Деда Мороза - с библиотекой, в которой стоит том "Флористики". Очень трогательный музей. Он меня даже примирил немного со всей этой шумихой вокруг "российского Деда Мороза". Из познавательных фактов - оказывается, Санта Клаус появился довольно-таки поздно - в 1827 г.
Краеведческий музей нам тоже понравился, особенно понравилась экспозиция российских денежных знаков 20 века. Приятно посмотреть на прошлое, которое помнишь сам. В отдел природы созерцать чучело лисы и карту гнездовий выпи мы не пошли.
Мы осмотрели Троице-Гледенский монастырь, с высокого холма обозрели слияние Сухоны и Юга, и рождение Северной Двины.
После этого мы поехали в Тотьму - ехать по той же трассе, по которой мы приехали в Устюг, и через несколько километров повернуть направо - на Вологду. Наташа достаточно быстро уснула, и я тоже боролся со сном. По пути в Тотьму мне понравилось несколько речек, которые достаточно быстро текли в высоких берегах, и русла были богаты камнями, что в большую воду представляет интерес для туриста-водника. Но воды не было, и эти картины можно было воспроизводить чисто умозрительно. Часов в 17 прибыли в Тотьму. Мы решили остановиться в Тотьме, вечером ее посмотреть, а утром двигаться дальше. Остановились мы в гостинице "Рассвет", рядом с круговой развязкой. Гостиница хуже, чем в Устюге, но такого же типа - 2 кровати, в номере умывальник. Стоит 294 руб на двоих за сутки. Расположились в номере и пошли гулять. Тотьма - симпатичный, тихий городок, что приятно, незапущенный. Заправляет там всем Тотьмаэкспортлес и какое-то подразделение "Газпрома". Мы погуляли, я искупался в Сухоне, осмотрели все местные достопримечательности, хотели сходить куда-нибудь поесть, но везде шли свадьбы, а где не шли, там нам не очень- то понравилось. В результате сели в летнем кафе под открытым небом заправиться шашлыком. По городу хорошо гулять вдоль Сухоны, по высокому берегу, изрезанному оврагами, через которые перекинуты изящные мосты.
Около гостиницы стояла очень древняя иномарка с карельскими номерами. Она сломалась около г. Им Бабушкина (полетел коммутатор), потом ее дотащили до Тотьмы, и вот они застряли там, в ожидании непонятно чего - то ли денег, то ли коммутатора. Притом они путешествовали с собакой, и с собакой их в гостиницу не пустили. И мужу пришлось ночевать с собакой в машине, а жене с ребенком - в гостинице. Резюме - страшно ездить на доисторических машинах непонятной идентификации.
Утром в субботу мы проснулись, быстро собрались и выехали в сторону Вологды. У нас было 2 плана - один через периферийные дороги выехать к Солигаличу, оттуда ехать на Чухлому, Галич и Кострому, и таким образом вернуться в Москву. Но меня вдруг стало жутко ломать туда ехать, была неясность с дорогами, да еще я на карте увидел, что там в одном месте обозначена паромная переправа, неизвестно как функционирующая. И мы стали реализовывать другой план - доехать до Вологды, а там посмотрим. Доехали до Вологды, около ж/д переезда при въезде увидели Спасо-Прилуцкий монастырь, и решили его осмотреть. Монастырь действующий, строгий "дресс-код" на входе, часть внутренней территории огорожена, и туда заходить нельзя. На территории большой собор, перевезенная деревянная церковь, могила поэта Батюшкова. Монастырь очень живописно выглядит извне, особенно разноцветная башня. Рядом протекает р. Вологда, в которой я не преминул искупаться. Это было первое купание за поездку, когда ноги не доставали дна. И даже донырнуть у меня не получилось - там серьезный омут, вода прохладная, освежающая, и после купания настроение у меня сильно изменилось к лучшему. До этого у меня была мысль рвать побыстрее в Москву, но после купания возникла идея ехать в сторону Кириллова - осмотреть Ферапонтов монастырь и Белозерск ( в
Кирилловом монастыре мы были в прошлом году, во время теплоходного
круиза). Мы въехали в центр Вологды ( меня поразило, что М8 проходит прямо под стенами Кремля), поели в "Печках Лавочках", причем делая заказ, я переоценил свои силы, потом доехали до Кремля, сходили полюбовались на вид с колокольни ( ее открыли после ремонта). Кремль привели в божеский вид, между 850 и 855- летием Вологды. У Кремля стоит толпа местных фотохудожников, которые продают красивые виды. Мы купили фотографию Спасо-Каменного монастыря, который находится на Кубенском озере. Нам захотелось туда съездить. Возникла мысль остановиться на Кубенском озере, машину поставить на стоянку, собрать лодку и сплавать на Спас-Камень. Мы доехали до пос. Новое, свернули на грунтовку в сторону озера, и оказались на огромном пляже. На расстоянии 100 м. от берега все было заполнено маленькими суденышками. Людей было еще больше, чем суденышек, и все неторопливо брели в сторону горизонта по мелководью. Кубенское озеро имеет самый длинный заход из мне известных водоемов. Мы дошли так далеко, что уже не возможно было различить нашу машину, а воды было по пояс. Своеобразно покупавшись, мы выехали на шоссе и стали искать другие съезды к озеру. Но они, похоже, в принципе не существуют. Все берега по карте отмечены как болото, и так оно и есть на самом деле. После нескольких безуспешных вылазок мы решили не зацикливаться, и поехали дальше. Приехали в Ферапонтово. Маленький белый монастырь живописно расположен на берегу озера, которое шумной протокой соединяется с другим. Осмотрели фрески Дионисия - летом музей работает до 20.00. Красиво, но особого впечатления не произвело. Не знай мы, что это Дионисий, вообще бы, боюсь, не произвело. Я это отношу к нашей невежественности в художественных вопросах. Осмотрев музей, мы стали думать - что делать дальше. В Ферапонтово мы уже все посмотрели, в Кириллове были, остается Белозерск, но на него надо тратить день ( из-за парома). Ночевать в Ферапонтово смысла нет. Хорошего ( в моем представлении) места для палатки я не увидел. Берега озера живописные, но не высокие. В гостинице мест не было - наверное, все заняли мухи, которых там неимоверное количество. И мы решили ехать в сторону Вологды, из первого пункта, где начнет брать Северо-Западный GSM, позвонить друзьям в Ярославль, чтобы узнать, можно ли у них заночевать. Телефон стал ловить достаточно быстро, мы созвонились, получили добро, и с удвоенной энергией помчались в сторону Вологды, а потом Ярославля. В Ярославль мы приехали в 23.20, доехав от Ферапонтова за 3.ч 20 мин, проехав 300 с чем-то километров. Я немного устал, и въехав в Ярославль, начал немного чудить. Несколько раз проезжал нужный поворот, притом что прекрасно знал, куда нужно поворачивать. Наташа же устала так, что когда мы приехали, она сразу уснула, не став ни есть, не умываться. Мы посидели, попили пива, я рассказал о наших путешествиях.
Около 12 часов, отоспавшись, мы выехали из Ярославля, и в 15.40 были дома. Стояла жуткая жара, и мы не пожалели о том, что заканчиваем наше путешествие, потому что ехать по такой жаре было просто немыслимо.
Для итога подведу некоторые статистические данные.
ДатаРасстояние, кмМаршрутВремя14.071050Москва - Киров11 ч. 35 мин.18.07800Киров - Советск - В. Устюг8 ч. 30 мин.19.07250В.Устюг - Тотьма2 ч.20.07600Тотьма - Вологда - Ферапонтово - Вологда - Ярославль7 ч.21.07280Ярославль - Москва3ч. 40 мин.Итого:2980
Бензин мы считать перестали, но думаю, что ушло около 3000 руб.
Еще я сделал вывод, что не всегда хорошо смешивать жанры - во время нашего пробега у меня не разу не возникло желание собрать лодку, поставить палатку, разводить костер. Машина приближает к цивилизации, и думаешь - зачем мучиться, когда сел - и доехал, куда надо. В ближайшее время хочу добавить к отчету фотографии.
Всем удачи и хорошей дороги!