Кто-то может назвать это экономным расчетом, кто-то оптимизацией расходов по формуле "максимальное удовольствие от путешествия при минимально возможных затратах", но так или иначе все началось с этого. На "майские каникулы 2002" мы решили посетить
Париж, а точнее друзей, там ныне проживающих. Изучение многочисленных предложений туристических агентств привели нас к следующим выводам: или лететь прямым рейсом Ростов-Париж с комфортом, но за 700-800$ чистой цены путевки или ехать на перекладных через все
Россию,
Украину либо Белоруссию (со всеми вытекающими отсюда последствиями), потом "галопом по Европам", жить в пригороде Парижа, причем все это испытать дважды, так есть еще обратное направление за 200-300$. Не тот и не другой вариант не очень то подходил.
И тут... маг и волшебник Интернет помог найти интересный, и при этом, ведущий в Париж, маршрут, причем абсолютно неожиданный для моего друга по путешествию (ну и конечно по жизни :) ).- Все, едем в
Испанию, летим в
Барселону! - друг немного опешил от такого предложения.- А как же друзья, они же ждут?- Оттуда и поедем, как "цивильные" люди, на авто. Въедем в Париж на белом ландо!
Идея родилась из рассказов путешественников - любителей, которые часто делятся своими впечатлениями на популярных русских серверах, типа
www.travel.ru (так что советую посмотреть заметки, если куда соберитесь). Не вдаваясь в подробности скажу лишь, что вне так называемого "высокого" сезона недельный тур в Каталонии (Catalunya), на побережье
Коста-Брава (Costa Brava), включающий в себя авиаперелет
Москва- Барселона -Москва, визу, трансферт до средиземноморского побережья Испании, отель 4* с полупансионом стоил нам по 380$. При этом Шенгенская испанская виза открывается проще и быстрее и позволяет колесить по всей старушке Европе абсолютно спокойно. А тут еще и единые дензнаки Евро везде, вообщем все за... мечательно.
Решение принято, путевки куплены за 10 дней до отъезда. Оставалось лишь малость - понять, каким маршрутом ехать дальше, как взять машину на прокат, как проехать границу, как... Ну да ладно, на авось. Но не все конечно. Во-первых, проведя еще сутки в Интернете мы нашли очень неплохой ресурс по названием
www.maporama.com, который позволил нам на русском языке получить оптимальный с точки зрения его разработчиков маршрут передвижения по трассам из Барселоны до Парижа, причем с подробным указанием номеров дорог и их значимости (местного значения, национальная бесплатная или платный автобан), мест крупных развязок и поворотов, коих оказалось 65, расстояния на каждом отдельном отрезке, причем как в км, так и в милях :), и даже погоду на день запроса в обоих конечных населенных пунктах. В итоге оказалось, что расстояние Барселона-Париж составляет по этому маршруту 1084 км (что очень близко к истине). Во-вторых, мы выяснили, что лучший вариант для оплаты за аренду авто, гарантией получения автомобиля, депозитной страховки, расчетов за бензин по ходу следования - это наличие и использование пластиковой карты. Мы остановились на традиционных и самых распространенных вариантах "Visa classic" или "Master Card". Но как оказалось мы опоздали. В нескольких офисах филиалов уважаемых столичных банков нам сказали, что за столь короткий срок нам карты не открыть. "Ну, значит не судьба... " - подумали мы- "поедем как всегда по-русски, с "наличкой". Да, тут произошел один забавный эпизод, который сильно повлиял на происходящие далее события. В одном из банковских офисов, молодой человек, клерк отдела пластиковых карт, который очень подробно рассказывал нам особенности той или иной карты, поинтересовавшись, а для каких именно целей нам они нужны, заметил, что он недавно как раз путешествовал по Европе, и именно во
Франции. "Вот только автобаны дорогие, я от
Лазурного Берега до Парижа по абвтобанам около 100 баксов отдал" - заметил он. Мы намотали это на ус. Да и французские друзья, которые ждали нас в гости, деликатно намекнули в телефонном разговоре, чтобы мы избегали "платников".
На месте. Начало пути.
Испания. Морской бриз. Ароматный кофе и подобные прелести. Зачем ехать за 1000 км? Но нет, план есть план! Маленький старинный городок
Тосса де Мар (Tossa de Mar), в который нас привезли на такси, находился в 18 км от более крупного города
Лорет де Мар (Lloret de Mar), расположенного на основной трассе ведущей из Барсы к французской границе. Это немного усложнило задачу проката авто, т.к. в Тоссе нет проката машин.
Первое что мы сделали - собрали все предложения-буклеты на тему rent car в reception отеля и принялись их изучать. Оказалось, что прокатов всего 3-4, и то в Лорете. Что нужно знать русскому туристу, первый раз берущему авто на прокат? Первое: существуют около десятка классов машин, 4 из которых основные: А или "компакт-класс" - маленькие 2-дверные европейские или азиатские авто, без автомагнитолы и кондиционера, типа Seat Arosa, Renault Twingo 1.2, Opel Corsa 1.2, Ford Ka 1.2, на которых можно съездить вдвоем не далее чем в ближайший аквапарк за 50-60 км от отеля или поколесить по городу, в частности по Барселоне, скажем так "без комфорта". Стоимость машин в этом классе соответственно самая низкая - от 19 евро/сутки за 1 день проката до 13 евро/сутки за 5 дней или более. Следующий класс В - это 4-дверные 5-ти местные автомобили с кондиционером и "музыкой" типа Renault Clio 1.2, Peugeot 206 1.2. Стоимость, соответственно, от 21,5 евро/сутки за 1 день до 15,5 евро/сутки за 5 дней или более. Следующий класс - это более мощные Renault Меgane 1.4 и т.п. Стоимость от 26,5 евро/сутки за 1 день до 20,5 евро/сутки за неделю. Ну и последний из этих самых распространенных D - новые современные авто с мощным двигателем типа Opel Astra 1.6 или Ford Focus 1.6. за от 32,5 евро/сутки за 1 день или за 23,5 евро/сутки за 5 дней или более. Конечно, есть еще и открытые кабриолеты, и минибасы, и так называемые luxury cars, типа Audi A4 tdi. Но нас, как следует из целей путешествия, последнее не интересовало, и мы остановились на В-классе.
Еще необходимо учитывать то, что кроме стоимости проката в аренду автомобиля входит стоимость страховки CDW и TР. Для аренды машин обычно существуют два вида страховок: обязательные и дополнительные. Без обязательных страховок Вам просто не сдадут в аренду автомобиль, и отказаться от них (ее) нельзя. В странах Шенгенского соглашения такой обязательной страховкой является - CDW. Все остальные обычно дополнительные.
Условные назначения страховок: CDW - защита от повреждения арендованного автомобиля; TP - защита от угона; PAI - страхование Вашей гражданской ответственности, иногда включает в себя, страхование от похищения Ваших вещей, из арендованного автомобиля.
В нашем случае, CDW и PAI составляли 14,5 евро. Кстати, нужно еще заметить следующие: коробка-"автомат" встречается крайне редко, как правило все машины на прокат оснащены пятискоростной "механической" коробкой передач. Кроме того, в каждом более-менее крупном европейском городе находятся представительства грандов мирового рынка аренды автомобилей, типа AVIS, и при Вы можете забронировать машину не выходя из дома. Но, так как цены были у всех примерно одинаковые, то мы решили воспользоваться услугами местной фирмы со звучным названием Olimpia (можно посмотреть в Интернете ее сайт
www.olimpiaren.com). Кроме того наш отель-гид Джесика тоже рекомендовала нам эту фирму, заверив что в случае каких-либо сложностей или проблем они (т.е. наш туроператор в ее лице) помогут нам их решить (по всей видимости она имеет какой-то % от заключенного при ее посредничестве договора аренды). Мы попросили Джесику заказать нам автомобиль Peugeot 206 на завтра, на 9.00 АМ. Да, нужно еще сказать, что по по-испански мы знали одно слово "Ола", что значит "Привет, добро пожаловать, спасибо, очень рады" и т.п. одновременно, по-французски не больше, а по-английски на уровне средней школы советского времени. Это при том, что в Испании и Франции мало кто говорит по-английски. Комментарии думаю излишни. Отель-гид Джесика позвонила при нас в Olimpia и оказалось, что Peugeot в данный момент нет не одного, но будет Renault Clio, правда не в 9 утра, а в 11. Нам ничего уже не оставалось, как ждать утра.
На следующий день мы вышли на улицу встречать заветного "железного коня", который должен будет возить нас целых 5 дней. В начале двенадцатого на быстрой скорости к нам "подрулил" Renault Clio (в России можно увидеть этот автомобиль в "русском" исполнении - с большим багажником, уродующим форму машины), из которого выскочил молодой веселый испанец. Разговаривая с кем-то по мобильному телефону, он присел за столик, быстро начал доставать какие-то документы, спросил нас говорим ли мы хоть на каком-нибудь европейском языке и поняв, что с русскими нужно объяснятся только на пальцах, начал заполнять договор. Далее следует наш диалог, на ломаном английском, в переводе на русский:- На сколько дней? - Пять- Когда приехать за машиной?- в 20.00- Куда едете? - В Марид?- О..ого! В
Мадрид? М-да...
(Тут следует пояснить, что сказав в Мадрид, мы избежали лишней страховки на сумму около 15 евро, т.к. за пересечение французской границы взимается дополнительный страховой взнос. А удивление представителя связано с тем, что до Мадрида от Тоссы около 600 км, и турист из России, прилетев в Барселону, на побережье, собирается проехать несколько сотен километров - значительное расстояние для Европы - по крайней мере может вызвать удивление, выражаемое "кручением пальца у виска").- В какой валюте оплата? Наличными?- Доллары.- Ок, с Вас 181,3$ и 100 долларов залог (залог определяется "на глазок" самим представителем фирмы, может составлять от 50 до 150$ и возвращается при сдаче автомобиля). Подпишите здесь. Вот ключи, счастливого пути.
В итоге вся процедура получения машины заняла от силы 10 минут на столике лежал бланк договора и ключ от достаточно свежей Renault Clio. Наш "арендодатель" растворился, при этом продолжая разговаривать по мобильному, не поинтересовавшись даже, а есть ли собственно у кого либо из нас водительские права. В полдень мы выехали из отеля в неизвестность, имея с собой "пинкник" (по нашему "сухой паек") на 3 дня, две подробнейшие карты Испании и Франции, купленные в Тоссе за 11,2 евро обе, набор парадных костюмов, полбака бензина и желание к ночи попасть в Париж. Но не все так просто...
Дорога...
Еще не выехав из города мы поняли, что есть проблема - у нас не работает "задняя скорость". Точнее, передвигаясь в России на русских авто, мы не разобрались как она "втыкается" и сделали вывод, что она несправна. Но разбираться было некогда - только вперед! Проехав 100 км по выбранному маршруту, оставив в стороне Жирону (Gerona), мы решили заправиться и выбрав ближайшую заправку, свернули в ее сторону. Тут возникла еще одна проблема - мы не уточнили, а какой собственно бензин заправлять. Осмотрев авто изнутри и снаружи мы увидели букву D и решили что это дизель. Мы не ошиблись! Залив полный бак мы двинулись дальше.
Да, интересно может быть наблюдение по поводу заправок - заправлять машину нужно везде самому, причем по всему пути следования. Ни в Испании, ни во Франции, мы не встретили не одной, где бы вас обслужили. Одно слово, это не Ростов, где уже давно забыли, как самому вылезать из авто, откручивать бачок и идти платить в кассу за самообслуживание. Дизель (Gasoil) стоил 0,72 евро за литр. Дорога не показалось необычной или отличной, например, от трассы Ростов-
Краснодар - так же местами узкая, 2 полосная, местами 4-полосная - но пейзажи вокруг, качество покрытия и количество указателей говорили от том, что мы в благополучной Европе. Пока мы ехали по бесплатной национальной дороге. Кстати, дороги в Шенгене обозначаются следующим образом. Буквой N - общеевропейские бесплатные трассы. Буквой C - национальные трассы, и хотя в легендах карты они иногда обозначаются как бесплатные, но на самом деле не удивляйтесь, если на подобной трассе с вас попросят оплату. Буквой A - коммерческие платные, но зато самые высокоскоростные трассы. Буква D указывает на то, что эта дорога местного значения.
Благополучно подъехав к горной местности мы начали ожидать пограничных столбов, строгих таможенников и пограничников, проверку паспортов и визового контроля, хотя бы на уровне проезда через шлагбаум или что вроде него. Проехав небольшой перевал и въехав в какой-то горный городок мы обнаружили, что все надписи в вывески в нем уже на французском языке. При этом, как оказалось мы пересекли Перенеи (Pyrenees). Границы, господа, просто не было! Граница России и Украины в районе Мариуполя - это непроходимый редут, который перефразируя известную цитату Н.В. Гоголя "Не любой европеец перелетит до ее до середины... "
Через полчаса мы оказались в первом крупном городе Франции - Перпеньяне (Perpignan). То что у нас оказалась дизельная машина было больше плюсов, чем минусов: дизель оказался достаточно экономичным, т.к. его стоимость существенно ниже, чем бензина, особенно при учете цены на топливо в Европе, что в рублях составляет около 30 рублей за литр. Кроме того, скорость движения нас вполне устраивала - 100-120 км/час машина "тянула" хорошо (немного забегая вперед скажу, что и 150 автомобиль шел отлично), а при этом можно было еще и что-то разглядеть по сторонам. А там есть что посмотреть. Таких зеленый и подстриженных лесных лужаек-газонов в Ростове не встретишь даже у здания Администрации. Еще одно замечание: на платных автострадах существуют следующие ограничения скорости: в сухую погоду - до 130 км/час, во время выпадения осадков - до 110 км/час. Но нас это пока не касалось, так как мы упорно пробирались по дороге с зеленным знаком "N".
Указанных ограничений, нам обычно хватало, что нельзя сказать о местных водителях.
В том, что в Шенгенской Европе "не быстро ездят, а низко летают", приходилось убеждаться постоянно. При этом, к "летчикам" относятся как дорогие автомобили, так и середнячки. Скорость "полета" обычно 160 - 200 км/ч!
К 6-ти часам вечера мы доехали до Тулузы (Toulouse), которая нас долго-долго не выпускал, и мы битый час кружили по развязкам, при этом стараясь не выскочить на "платник". Не забывайте при этом, что ехали мы без "задней скорости". К чему в итоге это привело Вы скоро поймете... Ну вот, вроде миновали. Через пару часов начало смеркаться, а мы проделали от силы половину пути. Надо было думать о ночлеге, но хотелось проехать как можно больше. Впереди появились горная часть Франции. Решили пересечь очередной отрезок до города Лемож (Limoges) и там остановится на ночлег. Кстати, в этом участке горной дороги платные и бесплатные трассы сходятся, и можно почувствовать всю прелесть езды по настоящему европейскому автобану без единого резкого поворота, с освещенными туннелями, отбойниками, разделительными полосами по меньшей мере в 4 ряда в одном направлении и т.д.
В общем, к 23.00 мы добрались до Леможа, красивейшего города в окружении горных пейзажей. Подъезжая к городу, мы решили остановится в любом недорогом придорожном отеле и рано-рано утром продолжить путь. Но если днем они, точнее вывески Hotel, попадались очень часто, то ночью он куда-то пропали. В самом Леможе нам показалось дорого и мы решил поехать дальше. В общем, мы двинулись дальше и так, в поисках ночлега доехали до города Брив (Brive), при этом залив очередную порцию дизеля за 0,86 евро/литр. Уже очень уставшие мы поняли, что в это время в Европе уже никто не работает и даже придорожные отели давно закрыты, а их хозяева где-то спят на последних этажах своего же заведения. Немного подремав на обочине, было принято решение ехать пока хватит сил. И тут нас и подвела усталость... С разгону мы въехали на пропускной пункт платной автострады! Взяв самую крайнюю правую линию из возможных 20 мы медленно подкатились к пропускной стойке. Тут необходимо напомнить, что, во-первых, у нас не было задней скорости и развернуться мы уже не могли, и во-вторых, нас "пугали" бешеными ценами на "А"-трассах, и в-третьих, мы понятия не имели, как всем этим пользоваться. Оказалось, что вокруг нет не одной "живой души". Лишь изредка проезжали редкие машины. В тот момент нам никто ничего не мог объяснить, и постояв 10 минут, мой попутчик принял верное и быстрое решение - отодвинув пластиковые буи, мы просто объехали все эти заграждения по обочине и рванули вперед. "Ну ладно, не обеднеют", подумали мы, но не тут то было. Когда через пару часов, уже в Орлеане (Orleans), мы решил свернуть на одном из поворотов в Центр города мы попали в аналогичный многорядовый пропускной пункт. Но здесь, в кабинках, уже сидели живые люди. "Главное не волнуйся. Если надо будет, заплатим штраф" - только и оставалось сказать мне другу-водителю. Далее следует диалог с женщиной, собирающей оплату:
- Ваш тикет, месье?...- Ноу тикет...- Как "но тикет"??? О-ля-ля!!!!- Мани.
...С нас взяли 20 евро, как потом стало ясно за отрезок, по всей видимости намного больший, чем мы проехали. Здесь следует прояснить суть вопроса: оказывается нам нужно было подъехать к тому, предыдущему шлагбауму и по принципу фотоэлементов из аппарата вылез бы билет, тот самый "тикет", который требовала от нас французская дорожная служащая. Далее, вытащив из аппарата "тикет" шлагбаум бы отрылся сам и мы благополучно попали на автобан, заплатив при выезде с него именно и только за тот отрезок, по которому проехали. Эту процедуру мы неоднократно проделали на обратном пути следования. По другому на эту трассу попасть невозможно, поэтому ясно, какого было удивление француженки, которая наверное до сих пор не может понять как можно было попасть на дорогу без билета!
Но как бы то не было, мы были уже недалеко от заветной цели - до Парижа оставалось меньше 200 км.
Может быть незначительная, но все же удивительная для нас деталь. Рано утром, около 8.00, мы подъехали уже к самым пригородам Парижа, нам захотелось горячего кофе и бутербродов. Соответственно, увидев очередной МакДональдс, которых по дороге мы встретили не один десяток, мы не задумываясь свернули к его гостеприимным дверям и... оказалось, что он работает с 10 утра. Вот тебе и мировой бренд, всегда открытый для жаждущих туристов. Короче, кофе нам удалось выпить только в столице Франции, после того, как минут 40 мы искали, где же припарковаться. А это главная и ежедневная проблема каждого парижанина, как оказалось.
Да, именно проблемам парковки не один час рабочего времени посвящает любой житель Парижа, который пользуется автомобилем для городских поездок. Это подвердил и наш друг, Жан Пьер, который встретив нас долго смеялся, показав нам, что задняя скорость включается простым приподнятием кольца на рычаге передач. Чтобы найти место для парковки необходимо объехать 5-6 кварталов от нужного места, причем не один раз, чтобы "уловить" момент, когда кто-нибудь отъезжает и тут же "втулится" на его место. При этом припарковывая машину на улице нужно учитывать, что местные жители могут запарковать свою машину имея, в распоряжении, парковочное место длиной с их машину плюс 30-40 см, при этом во Франции (а особенно в Париже) не является, чем то экстраординарным, чуть стукнуть бампером стоящую впереди или сзади машину, или обе машины вместе. Но нам то надо было помнить, что после этого еще придется сдавать машину арендодателю! К счастью, побитых крыльев и бамперов нам удалось избежать, хотя по дороге "помятые" машины снуют буквально через одну.
Еще о парковке - места парковок обозначаются цветными линиями. Желтая (оранжевая) линия на бордюре запрещает парковку в этом месте. Синяя линия или разметка, обычно говорит о платной парковке. Оставляя машину, нужно оплатить стоимость парковки в автомате, который обычно расположен где-то рядом. Стоимость рассчитывать нужно самому, в зависимости от времени "постоя". Технология же в подземных или наземных паркингах другая, идентичная с проездом по платным автодорогам. При въезде из автомата выскакивает билет, а при выезде из паркинга он вставляется в аналогичный автомат, высвечивается время пребывания и стоимость оплаты. Есть места, типа Де Фонс (La Defense), где кроме паркинга машину больше нигде не поставишь. Для ориентира по цене можно привести следующий пример: 40 минут стоянки в Де Фансе нам стоили около 2 евро.
Если говорить о движение по городу, по оно, наверное похоже на московский стиль, местами, типа кольцевых и окружных, очень быстро (причем не нарушая. т.к. знаки позволяют ехать 100 км/ч), местами часовые пробки. Из ярких и разительных отличий от виденного в России ранее было то, что, во-перых, разрешено ездить практически везде, например, даже по площади перед
Лувром или по всем пешеходным улочкам Мон-Мартра и огромное количество мотоциклистов обоего пола, проносящихся мимо на быстрых "японцах", на скорости 100-120 км в час, с постоянным риском быть подрезанным или сбитым, во-вторых.
Да, нужно рассказать забавный эпизод, характеризующий предпочтения марок и моделей авто парижанами. После 2 дней, в течении которых мы колесили с нашими друзьями по городу, на одной из дорогих улиц в районе
Елисейских полей мы в первый раз встретили гордость российских дорог - Мercedes 600. "Наконец-то!"- воскликнул мой друг. Наверное не правда будет, сказать французы не любят больших и дорогих машин, мы этого не знаем. Но то, что 90% снующих туда-сюда автомобилей - это небольшие малолитражки или автомобиля класса "В", типа Renault, Peugeot, Opel или VW, это факт. А забавное в этом эпизоде то, что после объяснения Жан-Пьеру нашей иронии по поводу 600-го он так, между прочим, заметил "А! Но дело в том, что это тоже не местная, парижская машина. У нее номера - Монако... ".
Ну вот, безумный город, где чтобы быть автомобилистом, надо иметь железные нервы и выдержку, остался позади, и получив инструктаж от настоящего "местного" жителя, поменявшего уже не одну машину на своем веку, мы смело отправились домой. Выехали мы в час по полудню. Точно не зная, сколько придется потратить на проезд по "платнику", мы решили что будем ехать отрезками до тех пор, пока не поймем, что уже много заплатили и нас, говоря по-народному "начнет душить жаба". Конечно, скорость передвижения заметно возросла - почти весь путь мы проехали на скорости 150 км/ч и добрались до отеля на 6-7 часов быстрее. При этом, как оказалось, плата за автобан не такая уж "заоблачная" (хотя по российским меркам, где мы за "это" никогда не платим, конечно это дорого): например, за участок Воulon (Франция) - Gerons (Испания) мы заплатили 4,9 евро, а это около 2 часов езды. При этом, есть участки, где дороги национальная (бесплатная) и коммерческая дорога сходятся, и поэтому, платить надо только на определенных отрезках. Так, за весь обратный путь мы потратили на оплату дороги около 25 евро. А это как напомню чуть больше 1000 км.. В час по полуночи мы были в отеле.
На следующий мы не позволили себе расслабится и рванули в Барселлону, до которой было около 80 км, покатались по городу, а точнее больше погуляли (кстати, проблема с парковками в Барсе тоже есть, но не такая "безумная" как в Париже), и не рассчитав время, а точнее то, что могут быть такие пробки на выезде из города, помчались домой, сдавать машину, при этом заправив те же полбака, которые были при ее получении. ... В общем, мы опоздали на час. На вопрос "Где бой из рент кар?", в reception нам сказали, что "да, бой был. Покрутился минут 15 и уехал". Документов мы никаких не оставляли, и поэтому было лишь жаль, что депозит в размере 100 баксов мы, увы, по всей видимости не увидим. Но, как оказалось, и тут европейский менталитет и благоприятное расположение фортуны нас не оставили. Позвонив Джесике (нашему отель-гиду, если кто не помнит) и разъяснив проблему, через 10 минут мы получили инструкцию: "Припаркуйте автомобиль где-нибудь недалеко от отеля, оставьте ключи в reception, а когда Вас будут забирать, Вам отдадут ваш залог. Мы сами все решим с прокатной фирмой. Счастливого пути на родину!". Следуя инструкции, мы убедились, что то доверие, по которому живет вся цивилизованная Европа, заставляет себя уважать. Все произошло именно так, как и сказала Джесика. При этом, мы до сих пор удивляемся, как все просто - ведь никто не проверил, в каком состоянии осталась наша машина (кстати, которая ни разу нас не подвела и капот которой не пришлось даже открывать), ни сколько там бензина и т.п. "Все застраховано и перестраховано" - скажете Вы. Да, но все же...
В итоге, на спидометре нашего авто прибавилось 2 349 км пробега, а у нас масса отличных воспоминаний и впечатлений. Так, что перефразируя еще один классический лозунг можно сказать "Летайте дорогами Европы!". Надеемся, в этом немного вам поможет наш рассказ и рекомендации. Счастливого пути.