В сентябре 2002 года я совершил первую в своей жизни поездку за рубеж (
Украина не считается). Посетил
Польшу. Туда я ехал на поезде, обратно- на автобусе. Впечатления о переезде через границу одни из самых ярких. Возник ряд вопросов, однозначных ответов на которые я не могу найти до сих пор.
Из
Калининграда в Польшу можно доехать как на автобусе, так и на поезде. Первоначально планировалось ехать на автобусе, хотя дорога в любом случае занимает около 6 часов. Однако билеты на автобус были уже распроданы на два дня вперед (!), и мне пришлось-таки ехать по железной дороге.
Загадка 1: на обратном пути я без проблем купил билет на автобус "Гданьск-Калининград" меньше, чем за сутки до выезда. При этом в автобусе, в котором я ехал, оставались свободные места. Почему в
России проблема с билетами "туда", я так и не понял. Неужели траффик людей на запад превышает обратный траффик на восток? Вот было бы любопытно узнать такое...
Поезд (типа "польская пригородная электричка") состоял всего из двух вагонов, людей в нем ехало человек 20, не больше. Подавляющее большинство были контрабандисты (подавляющее большинство из которых были поляки), которые везли в Польшу водку, сигареты, медицинский спирт и даже слепых котят (пишу то, что видел своими глазами; был и еще какой-то товар, какой - уже сейчас не вспомню).
Экономический расклад, как мне объяснила в дороге одна русская "коммивояжерка", примерно такой: сигареты в Польше стоят в 2 раза дороже, чем в России, а водка- в 5 раз (по причине того, что у поляков выше акцизы на эту продукцию). Сигареты и водка, как я понял, самый популярный у челноков товар, остальное возится от случая к случаю.
Загадка 2: как можно зарабатывать более менее серьезные деньги, перевозя через границу сигареты и водку в небольших количествах (подробнее см. ниже), я так и не понял.
При пересечении границы можно иметь при себе то ли 0,5, то ли 1 литр водки (точно не помню), и 1 блок сигарет. Эти же коммерсанты провозят большое количество товара либо на себе (в карманах, под подкладкой, в рукавах, в штанинах и проч.), либо под двойным дном сумки. Также часть товара на время пути раздается туристам типа меня, которых ехало в тот раз очень мало. При посадке в поезд я получил от польского горе-коммерсанта блок сигарет, который он потом забыл забрать у меня обратно (пока ехали до границы, поляк успел налакаться дешевой русской водки, и по прибытии в Польшу он уже ничего не соображал и не помнил, а я не стал за ним бегать, "чтобы вернуть").
Кроме того, есть и отдельные извращенцы, которые везут товар "по-крупному". У меня на глазах один поляк за два часа рассовал по всему поезду несколько ящиков сигарет. Он откручивал пластиковые панели на стенах вагонов и, запихнув туда сигаретные пачки по одной, прикручивал панели обратно, замазывая головки винтов какой-то коричневой гадостью из специально заготовленной баночки (чтобы выглядело, как будто эти винты не откручивали лет десять).
Прикол заключался в том, что против таких хитрецов польские таможенники давно уже ввели правило менять по дороге поезда. Так, в польском городе Braniewo все пассажиры в сопровождении пограничников проходят на таможенный контроль, после чего дожидаются уже другого поезда, который едет дальше. То, что поезд будут менять, всем было известно заранее, и на что надеялся этот поляк, проработавший всю дорогу с отверткой в руке, было непонятно. Сначала я решил, что он собирается добраться до своего товара позже, где-нибудь в депо, но реальность оказалась куда интереснее. Когда мы ждали второй поезд, у нас на глазах в первый поезд зашло несколько таможенников с отвертками, коробками и фонариками (уже темнело). За полчаса, пока мы стояли на перроне, они вынесли из поезда несколько коробок, наполненные сигаретными пачками.
Загадка 3: фактически произошло вот что: этот поляк купил в России несколько ящиков сигарет, привез товар через границу (извращаясь всю дорогу с отверткой) и подарил все это польским таможенникам (которым тоже пришлось поработать- один держал фонарик, двое крутили винты, третий носил коробку, потом они, видимо, менялись). В чем заключался смысл вышеописанной игры, я так и не понял.
На таможне меня порадовал польский служащий, который меня досматривал (если это можно так назвать). Говорил он на неправильном русском языке, получалось довольно весело.
Таможенник: Куда ты идешь? (на самом деле, конечно, имелось ввиду "Куда Вы едете?") Я: В Гданьск. (сперва было желание ответить "Иду туда, куда меня ведут- то есть к Вам на досмотр") Таможенник: Личные вещи только у тебя? (это было сказано с ударением на последнем слове; я едва не засмеялся; на самом деле вопрос был "Вы везете только личные вещи?") Я: Да. (хотя хотелось ответить "Нет, мои личные вещи не только у меня. Вон тому пану, например, я дал понести свою зубную щетку")
Дальше были вопросы про цель моего визита, но это уже неинтересно. Потом я прошел на перрон, а таможенники еще долго досматривали челноков. В чем смысл этого досмотра, неясно. Дело в том, что на таможне хорошо знают в лицо всех, кто занимается контрабандой. Челноки пересекают границу по нескольку раз в неделю, паспорта, на которых не остается свободного места для штампа, меняют по нескольку раз в год.
Загадка 4: почему им фактически разрешают незаконно провозить товар, я не знаю. То ли это снисхождение таможенников, то ли они имеют с этого свой процент (что навряд ли, ибо этот, с позволения сказать, бизнес приносит слишком маленький доход, чтобы с него еще и делиться).
Ну, и до кучи-Загадка 5: в Калининград я возвращался в польском автобусе. Билет, который пролежал всю дорогу в моем кармане, у меня никто так и не спросил (у поляков этим должен, по идее, заниматься водитель; у них в автобусах нет т.н. стюардесс, как в "икарусах" на маршруте "
Москва-
Тула"). Т.е. теоретически я мог вернуться в Калининград бесплатно. Такого наплевательского отношения к оплате проезда можно встретить разве что в российском внутригородском транспорте, но никак не на междугородних маршрутах.