"Благословен Великий океан!"
В.Высоцкий
...В
Стамбуле самолет из
Москвы приземлился поздно ночью (или рано утром, это кому как). Страшно болели ноги, скрюченные весь полет между креслами ТУ-154, ломило поясницу - место досталось у лючка запасного выхода, из которого весь полет отчаянно сквозило...
Началась эта история еще в августе 2002 года - когда, будучи на
Крите, мы с супругой арендовали яхту. Всего на пару суток, но впечатлений хватило. Было решено - в 2003 году отдыхаем только на яхте и только самостоятельно. Одна проблема - яхту, как и автомобиль, без "прав" не дают. Где их взять - задался вопросом (пусть опыт плаваний в родном Верх-Исетском пруду и достаточно велик, да только вот в море несколько больше места...). Выручил Интернет...
6 ноября 2002 года наш Boing коснулся полосы аэропорта Шереметьево. Сказать, что цены на такси неприятно впечатлили - значит промолчать. На Крите за 60 Евро нас отвезли за 120 км - в Москве до центра едва сторговался за 40. Но это пустяки - билеты и прочие бумаги мне аккуратно вручили, обед оказался вкусным, а экспресс до Домодедово ехал быстро и без остановок...
Аэропорт Домодедово поразил - сначала приятно: просторный, светлый, чистый... Сумку с гелем для бритья и маникюрными ножницами заставили сдать в багаж, на руках остался журнал "За рулем" и CD-player. Что делать - видимо, террорист нынче сильно грозен, однако...
Я думал, что все рассказы о трех-четырехчасовой стоянке на паспортный контроль - примета летнего времени. Ничуть не бывало! Стояли около двух часов - работала одна будка. Потом подключили еще две - самолет взлетать собрался. В паспорте противоречий не нашли, но затем я довольно долго почти бежал между закрытых магазинов международного сектора на истошные призывы работников аэропорта - правильно, "самолет уже вылетает!". Однако, несмотря на то, что я был налегке, меня обогнала пара с двумя тяжеленными сумками - сумки, впрочем, отобрали на входе в самолет. А дальше - тесный гремящий салон, гудение турбин и свист сквозняков, жутко невкусная еда и два часа полета под Шевчука. Задремать так и не удалось...
Прекрасный шанс размять ноги после полета - пробежка в толпе туристов за визой в пустом аэропорту Стамбула. Несмотря на ночное время (1 час 30 минут - не по Москве), у турков работало 4 поста паспортного контроля, так что очереди не было. Багаж получен без проблем, таможенники ко мне интереса на проявили - и вот уже меня встречает улыбчивый турок в аккуратном костюме.
Турок, впрочем, оказался местным аэропортовским гидом, который всего лишь махнул рукой на уже знакомую мне пару из Домодедово - они и здесь умудрились меня опередить. Знакомимся - Рита и Андрей, тут же и "адмирал" - Олег, который, встретив нас, этим же рейсом возвращается в Москву. Узнаю, что в команде есть еще двое граждан
Германии, которые вот-вот подойдут. А вот и они - Роми и Уве (Уве - мужчина:)). Глянув на него, я понял, почему меня везде принимают за немца - одно лицо). Узнаем, что ехать нам часа четыре.
Отпущенные адмиралом на пять минут "в туалет", мы с Андреем резво закупаемся пивом в дорогу. Подумав, берем и бутылку виски, а также пару бутылок минералки (руки помыть). Возвращаемся, хватаем сумки - о, какой я молодец, что не погнался за комфортом - моя сумка примерно втрое легче, чем у спутников. Впрочем, выяснилось, что Роми - актриса, а Андрей собрался нырять с яхты с ластами и трубкой (в ноябре-то!). Кроме того, я не взял резиновые сапоги - зря, как выяснилось...
Автобус, на котором нам ехать до Кучуккую, смысла описывать нет - долмуш, он и есть долмуш. Олег его в порту прихватил, сам на нем приехал, теперь нас отправляет. 80 баксов за 300 километров - с носа. Платим, садимся на жесткие сиденья, Олег машет вслед - с лязгом трогаемся и начинаем знакомиться.
Сначала пьем виски - идет хорошо и без закуски. Уже на "ты", за окном пролетает ночной Стамбул, автострада, плеер поет Water Garden, приемник что-то турецкое - лепота! Кончается бутылка, достается пиво, орешки - знакомимся дальше. Рита не выдерживает первой - забрав куртку у Андрея ложится спать. Уве с Роми на заднем сиденье, похоже, вовсю увлечены друг другом (вырезано цензурой), так что бутылку Джонни Уокера мы с Андреем добиваем вдвоем. Качание машины, рокот двигателя, сон...
...Просыпаемся от тишины, спросоня ничего не понятно - но хочется "на двор". Машина стоит, открываю дверь - и только случайно не попадаю в глубокую лужу под подножкой (Рита оказывается не так счастлива). Паром - через Босфор. Пахнет морем, не теплым курортным морем, а именно той пресловутой "колыбелью человечества", где нам в течении 10 дней придется сдать экзамен на право принадлежать к племени, вышедшему из нее...
Снова просыпаемся уже утром, при солнышке - 8 часов 7 ноября. Аккуратные деревни, почти нет отелей, и, наконец - городок Кучуккую (11 часов). Водитель выгружает нас у ворот марины (яхтенный порт) и сматывается - а мы, разминаясь, оглядываемся, пытаясь понять, куда же нам. Над зданиями высится лес мачт, а на нас уже наскакивает невысокий улыбчивый человек. Представляется - Володя, наш шкипер, кэп, инструктор. Взваливаем на плечо сумки - отплытие через три часа, дается время на обед и на душ. Впереди - море...
Вот она - "Виктория", 13,5 метров, 9,5 тонн, 8 спальных мест. Грот и
генуя. Дизель. Тип - "Bavaria-430", постоянный экипаж - двое: Володя и Таня (обалденно вкусно готовит!). Володя - штурман подплава Северного флота на пенсии, Таня - стажер. Выясняется, что прогноз не очень благоприятный, но у всех обратные билеты с
Кипра, так что времени терять нельзя. Короткое общение с турками обслуживающего персонала (работаю переводчиком), и звучит команда, которую я так явственно представлял последний месяц: "Отдать швартовы!"...
...Моя вахта - первая. Бьем сутки по четыре часа, только для мужчин (дамы не учатся, а просто получают удовольствие, кэп опекает нас и вахту не несет). Первая волна - легкая, мы еще в заливе. С трепетом берусь за штурвал, пробую яхту - она неожиданно легко отзывается на каждое движение. Центр тяжести на корме, судно легко приводится к ветру. Володя дает курс на выход из бухты, иду между рядями вешек. Первый порыв ветра...
И первая потеря - этим порывом с меня сдувает мою роскошную фирменную бейсболку "Пежо"! А-а-а! Поздно хватать - на фарватере не крутятся. Что ж - еще древние греки приносили жертву морю. Нос яхты вздымается на настоящей морской волне, меня обдает пеной, а я счастливо смеюсь, не в силах сдержаться - все так, как представлялось в детских мечтах...
Ветер крепчает, волны круче - 3-4 балла. Володя гонит меня переодеваться, бракует мои "легкие" брюки и ветровку - дает одеть "тяжелый" непромокаемый "бермудский" комплект. Сапоги - на волне кокпит сильно заливает. Справа турецкий берег, слева - греческий (не видно), где-то впереди - Лесбос. До Лесбоса - 20 миль. Ветер в нос и паруса не поставить. Через два часа я сменяюсь, штурвал берет Уве. Ветер крепчает и яхту здорово мотает на волне. Приятное открытие - я не укачиваюсь в шторм. Возбуждение не дает сидеть в каюте - словно мне 16, а не 32. Темнеет, впереди огоньки Митилини - это уже греческая земля. Кэп дает сменившему меня Уве курс на порт - для первого дня прошли достаточно.
В порт входим уже в полной темноте. Пирсов нет - порт курортный, швартуемся к стенке. Оказалось - прямо под окнами портовой полиции. Володя берет документы на судно, я собираю паспорта - идем сдаваться под бдительным оком грека в форме.
Сдаваться, впрочем, пришлось не полицейским - погнали на таможню. Стандартные вопросы, может, чуть более пристрастные (пришли-то из
Турции), досмотр устраивать не стали. Немцам нашим - полная свобода, граждане ЕС, мы - без виз, а значит, как объясняет чиновник, а я перевожу Володе - сидим до утра на яхте, а паспорта заберем утром перед отходом в полиции порта. Идем, немного грустя, на яхту, но в это время нас ловит давешний полицейский - "оплатите стоянку, плиз".
В полиции порта сидит только девушка в форме, а на столе у нее горкой наши паспорта. Заполняем бумаги, платим 70 Евро сбора за вход в территориальные воды Греческой республики и за стоянку в порту. Володя ворчит - траты непредусмотренные. "Вы не хотите купить греческий transit log (бумага, дающая право на вход в греческие порты)?". Ой ты, моя хорошая, конечно хотим - так хоть тормозить нигде не будут в
Греции. Володя чешет затылок, бумагу покупаю я - если не понадобится больше, так на память заберу потом. Продав нам большую жесткую "картонную бумагу", отштамповав в ней порт и свое имя, девушка вдруг отдает нам паспорта, лукаво улыбаясь. "Гуляйте, дескать". От предложения сфотографироваться на память отказывается - жаль... Иду в лавку, покупаю синюю бейсболку - "Лесбос". Бутылка греческого узо на ужин, "Метакса" на десерт - и сон в довольно-таки просторной каюте. Поскрипывают кранцы о стенку, плещет за тонким бортом у самого уха волна - сон, сон, сон...
08.11.2002. Утром завывает ветер, снова в нос, прогноз - не очень-то благоприятный. Но что делать? Завтрак, отплытие, вахта Андрея. Я снимаю кранцы, убираю их в люк на носу - поддает волна, меня бросает к леерам. Падаю на колени, так, на четвереньках и упихиваю резиновые подушки под палубу. Ноги немного дрожат - восторг восторгом, а ветерок и брызги холодные. В море - пусто, только мы ныряем между валами, снова те же 3-4 балла.
В 12.00 принимаю вахту, утомившийся Андрей выкуривает сигарету и идет спать. Риту укачало, Роми тоже не показывается на палубу. Уве отсыпается перед вахтой, Володя дремлет у навигационного компьютера. Рядом со мной сидит Таня, разговор и том, о сем...
При кренах яхту кладет на борт, приходится у штурвала прыгать. Не тяжело, но утомительно. Часто окатывает водой - когда не успеваю поставить скулой к волне. Если ставить прямо носом, то яхта с силой ударяется о воду корпусом, поднимает на палубу центнеры темно-серой воды - и та летит прямо в лицо. Татьяна держит бутылку с пресной водой - приходится промывать глаза от соли. Немного расходятся тучи, ставим стаксель - не скорость прибавить, так хоть солярку сэкономить. На лаге - 6-7 узлов, на лоте - ничего...
В 16.00 сдаю вахту Уве, сажусь под тент в кокпит - ноги уже не держат. Словно те же четыре часа на горных лыжах откатался! Но все существо поет - отстоял полноценную вахту в открытом море. Восторг глуповатой улыбкой отражен на лице - фотоаппарат точен. Теперь смотрю, как у штурвала прыгает Уве, пытается присесть - нет, шалишь, не усидеть. Справа по-прежнему виден турецкий берег, а слева и спереди - только море... Спускаюсь в каюту, говорю что-то Володе, тот смеется - настолько явно видна моя радость, хоть и запеклась коркой на лице морская соль... За тонким бортом шумит вода, каюту качает и я засыпаю...
...Чтоб проснуться от прикосновения шкипера. "Максим, вставай, швартовка". Вскакиваю, стукаюсь головой о подволок (потолок) - низко, еще не привык. Шипя, облачаюсь, натягиваю сапоги, в умывальник - плеснуть водой в лицо. На палубе темно, впереди широкой полосой огоньки - остров Хиос. И город, и порт - тоже Хиос. Вход в порт - ответственная процедура, в восемь глаз ищем красный и зеленый огни входных маяков. Качка уменьшилась, остров закрыл нас от ветра с Эгейского моря. Наконец, видим вход. Готовим кранцы, я иду на нос - носовой швартовый конец на мне. Володя предупреждает, чтоб смотрел внимательнее на воду: в бухте плавучие буи, если верить карте. Уве правит на пирс, к которому приткнулся с десяток яхт, по правой скуле проходит буй. Опс, все места заняты - приходится швартоваться с наружной стороны пирса. Прыгаю на бетон, сразу же упираюсь в борт яхты - девятитонное судно имеет нехилую инерцию. С кормы ту же операцию проделывают Таня и Уве - кэп при подходе к штурвалу встал сам. "Крепи!" - накидываем швартовые на кнехты, аккуратно подтягиваем. Полицейских не видать, а сами мы их не ищем - жрать охота.
Татьяна - великая мастерица по части стряпни. Ели индейку с картошкой, всевозможные салатики и пили пиво, виски и недопитую "Метаксу" с Лесбоса. Потом пошли гулять - ну, не спать же!
Греческий кофе густ, горяч, крепок, ароматен до умопомрачения - не зря к нему дают стакан холодной воды. Пил я его минут сорок, поглядывая на часы - по пути к кафешке заметил магазинчик с морской одеждой. Решил купить комплект, тесноват мне "яхтенный" общий оказался.
Магазин работал до 21.00, так что я успел. Шикарная куртка с фальшфейром на груди - мечта моряка! "Господин - байкер?" - продавец объясняет, что это байкерская курка (на фига байкеру фальшфейр?). Выносит синий финский "средиземноморский" комплект яхтсмена - легкий, удобный. Куча клапанов, карманов, молний, к капюшону прикреплен тросик, чтоб привязывать бейсболку(!). 250 Евро - даром, беру. Сапог моего размера в магазине нет (и всего-то 43). И снова - чашка кофе и рюмка (нет, большая рюмка!) узо...
09.11.2002. Утром за нас взялась полиция: за прошлый день мы здорово подистратили солярку, а заправка - у здания порта. Но претензий не было (еще бы, не заметили, как судно вошло в гавань) - смущенные полицейские подогнали бочку с соляркой и помогли нарастить шланг с от крана с пресной водой. Полчаса заправки - а завтракать будем в море.
Этот денек был, пожалуй, самый тяжелый. Несмотря на то, что утром вовсю светило солнышко, я, приняв штурвал от Андрея, сразу почуял нрав моря - резкий, тяжелый. Штормило сильнее, волна достигала 6 метров - нос яхты то вздымался в небо, то рушился вниз. Паруса не ставили - ветер то в нос, то в скула, дизель натужно пережевывал хиосскую солярку. На ладонах взбухали волдыри от морской воды и жесткоого стального штурвала - перекладывать его приходилось чуть не ежесекндно. Подкатит волна - кладешь к волне, затем, чтоб не раскачало яхту, перекладываешь, чтоб, как на горке, соскользнуть в ложбину - и так снова и снова...
Финский комплект показал себя с лучшей стороны: не жарко и сухо. А вот у ног уже давно бурлилась лужа. Володя согнал с палубы всех, на меня накинул страховочный пояс - и вовремя, через несколько минут я уже смог удерживаться только на канатах, удущих от пояса к палубе. Как ребята спали под палубой - я не представляю. Укачаться у штурвала не то, что невозможно - просто некогда, как и бояться. А вот в каютах и кубрике! Татьяна, вцепившись в шкот, сжалась под тентом, а я прыгал и прыгал у штурвала, изредка вырывая минутку, чтоб присесть, давая отдых гудящим ногам...
Как будто не хватало воды с носа, заливавшей меня с головы до ног - полил дождь. Нет, соль с лица он смыл, я было обрадовался - как по голове с силой застучал град. А-а-а! Град летел по косой, слева, прямо по уху. Козырек бейсболки, впрочем, оказался достаточно жесток, чтобы, сдвинувшись, прикрыть ухо. Да и град довольно скоро закончился - правда, в первый раз из трех.
Уве, сменяя меня, не сумел натянуть страховочный пояс (во мне 110 кг, но в Уве примерно в полтора раза больше). Пока завязывал вокруг него конец, яхту швырнуло волной. Лечу, но канат держу - это и спасло, Уве стоял, как чугунный кнехт. Креплю конец на утку, отплевываясь от воды, лезу в кубрик.
Кстати, получил ответ на свой вопрос, как спать в качающейся каюте - без задних ног, вот как. Правда, в этот раз проснулся сам, высунул нос на палубу - града нет. Темнота. Впереди - огни. "Это что, уже
Кос?" - "Разбежался! Нет, это Самос - сегодня всего 60 миль прошли. Шторм усиливается, будем ночевать." Уве морским волком глядит в темноту.
Огней на входе в порту Самос нету - перегорели, видно. Но на горе, высоко, красивейше светится церковь - гирлянды, крест. Огни города намного ниже, и создается впечатление, что церковь парит над домами. А порт освещен - но только паромный пирс. К нему и правим - везде в остальных местах глубины для нас мелковаты. Но на пирсе полицейский - "Ноу!" - и взмах руки куда-то в темный угол бухты. Увидев наши робкие попытки сориентироваться, прыгнул в джип, на месте швартовки врубил мигалки - так, под красно-синие огни, и принял наши концы. Прокричав напоследок что-то вроде "Зайдите ко мне", умотал туда, где светло.
Пешком идти оказалось довольно долго. Порт маленький, контора полицейского маленькая, свет яркий. Снимаю капюшон, кладу на стол бейсболку - надо же, белая от соли. Полицейский - молоденький паренек - уважительно смотрит, не мучая вопросами, снимает копии наших бумаг и отмечает transit log. "Калос орисатэ (Добро пожаловать)!" - здесь формальности сведены к минимуму. Ужинаем и - кэп велит спать, оставив осмотр острова на утро.
Впрочем, мы с Андреем решили пройти выпить по чашечке кофе. Но на пути к кафешке внезапно льет жуткий дождь, и в помещение мы вваливаемся совершенно мокрые. Барменша смеется, завидя нас, быстро ставит на столик кофе и глинтвейн. Божественно! Гремит музыка, орут греческие парни (может, и поют:)), но, в общем, пустовато - не сезон. Кофе пьется долго, глинтвейн - быстрее. Ловим момент, когда дождь на несколько минут прекращается, успеваем добежать до яхты.
10.11.2002. Утром - словно и не было вчерашнего. Тепло, солнечно, попутный ветер. Чистая набережная, куча ресторанов и кафе - мы умудрились вечером зайти в рыбацкий порт, а основной несколько дальше к югу. Но - не сезон, магазины закрыты, в кафе столы и стулья собраны в пирамиды, а на гору решается залезть только Татьяна. Володя сердится - не хочет терять погоду. Под парусами, легко кренясь, огибаем Самос и идем курсом к Косу.
"Мы под парусом белым идем с океаном на равных, лишь в упряжке ветров, не терзая винтами воды" (В.Высоцкий)
12.00. На меня начинают легонько косится - стоило мне взять штурвал, как погода начинает портиться. Не настолько, как вчера, но становится холоднее и тянет тучками. Волн, впрочем, почти нет, да и ветер попутный. Однако Андрей выносит предложение лишить меня вахт, "Чтоб море не сердилось". Ишь, хитрый - сам решил отстоять! Небось, когда вы с Уве стоите, так кэп на палубе, а я стою - спит. Так что, кого лишать вахт - это еще поглядеть нужно.
8 узлов под парусами - идем и идем. Острова, корабли, видны рыболовы со снастями - учимся разглядывать (и разгадывать) их сигналы. Часа в 2 все уходят спать - вахтенный стоит. В сон не тянет совсем - хочется петь. И я пою - все, что приходит в голову. Пою, правда, тихо, чтоб рыб не распугать. Где там заботы, работа - все на другой планете. Штурвалом почти не приходится работать, яхта сама режет форштевнем воду - сегодня стою в кроссовках, сухо.
16.00. Передаю штурвал Уве, но вниз идти не хочется - пью чай с лимоном на палубе. Обедаю мандаринами и яблоками, глазею на острова - их много, и больших, и маленьких, необитаемых и с постройками, с маяками и ретрансляторами - в мобильнике сигнал устойчиво высокий. Пролетел вертолет, самолетик, вдали, на фоне острова замелькал парус - еще кто-то идет за своей порцией ветра и моря, как и мы. Солнце подсвечивает между облаками, ниже, ниже, и ниже...
Ужинаем в море - Володя решил мимо Коса пройти сразу на
Родос. Мудро - по метеосводкам в этой части Эгейского моря бродит кругами циклон, но нас пока не догнал. Может, и успеем уйти.
Просыпаюсь по зуммеру мобильника, за двадцать минут до полуночи. Несильно качает, капает дождик. Наскоро глотаю пару бутербродов с беконом, кружку кофе. Руки уже "тоскуют по штурвалу" - лезу сменять Андрея. Тот штурвал не отдает, выдерживает до полуночи минута в минуту.
11.11.2002., 00.00. Принял первую ночную вахту. Андрей не уходит, усаживается с подветра выкурить сигаретку. Он в команде единственный курящий и курить ему разрешают только на палубе. Чувствуется, что стоялось ему не так легко - глаза у него слипаются. Пожелав спокойной ночи, уходит. Володя, бессменно стоявший наверху с вечера, подождав минут сорок, тоже уходит вниз - прикорнуть на диванчике в кубрике, не раздеваясь.
Ночь – темна, одно слово. Тучи, волны, свет картушки компаса и ходовых огней - и все. Пару раз разминулись с судном, причем в первый раз я испугался - казалось, сухогруз идет прямо на нас. Но, видимо, его штурман прекрасно знал, какая опасность исходит от сумасшедших яхстменов - благоразумно обошел нас стороной.
После трех часов ночи я стал уже щипать себя - тяжело. Темно, одиноко. Будить Володю не позволяла гордость, а спать не позволяли щипки. Звезд не видно, вообще ничего не видно. Когда наверх вылез, зевая, Уве, шея от щипков уже не гнулась.
Подремал чуть больше часа - разбудили на швартовку. Шкипер признал мои морские таланты - да и в самом деле, я начал верить в переселение душ: мой гороскоп выдавал, что в прошлой жизни я был моряком. Все, что происходило на борту, было для меня настолько естественным, что я без напоминаний делал все (почти все) правильно и вовремя. Только вот и будили меня чаще остальных:)))
Как входили в порт Родос - помно словно в полусне. Порт большой, столица острова, три гавани. Большая марина, сервис, пресная вода, электричество. Но, как только закрепили швартовы, я рухнул на подушку и... проснулся только к завтраку.
Сутки мы гуляли по Родосу. Красиво, тепло, Уве с Роми отважились купаться. Сезон прошел, туристов нету. Красивые постройки времен крестоносцев, крепость, морской рынок. Колосса работы Церетели нет, и слава Богу - без него порт смотрится куда лучше. (Хоть бы греки не приняли его предложение). Но смотрел я вокруг мельком - стремление одно: в море, на волну, на качающуюся палубу!
12.11.2002. Вышли из порта часов в 11, погода радует. Пусть прохладно, зато ветер попутный и прогноз неплохой. Впереди - 300 миль без земли до самого Кипра. Двое суток ходу при 6 узлах. Если ветер спадет, то солярки точно не хватит...
Зеленый луч!!! Я его увидел - когда солнце садится в воду, то его последний луч вырывается уже из-под воды зеленым. Говорят, он приносит счастье. Море признало меня...
13.11.2002. 00.00. Принял вахту - все еще идем под парусами. И пообедали, и поужинали в море. На удивление пустынно - ни одного корабля. Слева - берег Турции, где-то в 50 милях -
Анталия. На землю не тянет. На небе - звезды.
Звезды - чудо! Луна уходит за горизонт - становится светлее. Только здесь я увидел Млечный путь, здесь в полный рост увидел все созвездия! Команда спит, я один в этом дивном море - "...и взрезанных пучин сварливое шипенье, смирясь, сливается с ночною тишиной..."(Д.Лухманов). Я не хочу на землю!!!
К 3 часам ночи ветер стал стихать. Я ловил его, поворачивая яхту вслед за последними дуновениями бриза, но паруса все чаще хлопали, опадая. У штурвала испортился стопор, поэтому, чтобы подтянуть паруса, пришлось проявить несвойственные мне обычно чудеса ловкости. Ругаясь, я продолжал вертеть штурвал, пытаясь уловить хоть малейшее движение воздуха, но толку моя ругань не оказала никакого - ветер стих. Пришлось пускать дизель - на его звуки вылез Володя, затем явился принимать вахту Уве.
Утро. Солнце пригревает все сильнее, облачаемся в шорты. Турецкого берега уже не видно - залив Анталья отвел береговую черту к северу (нет, к Норду!). Вокруг - одна вода, и теперь уже не серо-стальная, а голубая, ласковая - именно таким море бывает на курортах. Только здесь оттенки глубже, чище, здесь воздух не загажен выхлопом машин и чадом харчевен, здесь нет шума городов и грохота дискотек на набережных, здесь небо выше и светлее, здесь - открытое море...
К концу моей вахты показывается Кипр - еще бы, все время шли не меньше 8 узлов, доходило и до 10. Но подходим уже в вахту Уве - в ясную погоду остров виден миль за 12-15, хоть он и плоский в этой своей части. Порт Пафос маленький, нам едва-едва повернуться. По словам Уве, здесь можно посмотреть "гробы королей", а прямо у гавани стоит маленький форт. Но фунтов ни у кого нет - отход назначен на 21.00 и все направляются по набережной в городок.
Пафос - не впечатляет. Жарко, растительности почти нет, курортники - одни старики. Пальмы и прочие зеленые насаждения только на территории отелей, редко - у кафе. Цены очень неприятно поражают после Греции, да еще и фунт почти 2 Евро стоит. Покупок не делаю, лишь подарок жене - очень изящный браслет из белого золота: дельфин. 250 фунтов... Выпиваю в тенистом кафе 2 дайкири, благодарственно машу бармену, прощаюсь.
В порту встречаю Андрея и Риту. Сидим в харчевне, потягиваем белое вино - Рита ждет рыбное ассорти, а я - щупальца осьминога. Приносят - в маринаде, жареные, горячие, ароматные, маленькие кусочки тают на языке. И холодное белое вино, местное, целый запотевший кувшин - сказка.
Ясно, что на вахту я заступил не выспавшись. Правда, идти вдоль берегов довольно интересно, рассматриваешь огни, на ночной лов выходят рыбацкие лодки, да и морское движение у острова пооживленнее. Только в сон тянет. Яхта идет слишком ровно - то и дело клюю носом в компас. Храп из носовой каюты (там Уве) достигает кормы - счастливые!
Уве проспал вахту на полчаса!!!!! Оно понятно, немец не сильно стоек к выпивке, но проснулся он все-таки, по его словам, от сильной икоты (это тоже понятно - но здесь в дело вступает цензура). Каясь, он принял от меня штурвал и курс, а я, безмерно счастливый, пошел спать - но успел позлорадствовать: утренние часы тяжелы с похмелья!
14.11.2002. Завтрак - круассаны с кофе.
Лимассол. Здесь мы расстались с Андреем и Ритой - их ждал какой-то отель с грязелечебницей. Без слез, но на душе щемило. Много яхт в марине - причем, принадлежащих русским. Говорят, там и лужковская стоит. Может быть - верится легко: ни одной дешевле 100000 Евро я там не видел. Правда, сами хозяева на яхтах почти не бывают - вроде бы яхты нужны им только для престижа. Бедные...
Последний отрезок пути - 50 миль. Вода теплая, купались на ходу. Ощущения - блеск: за кормой канат, прыгаешь, цепляешься, яхта тебя тянет. Вода струится вокруг тела, настоящий массаж. Только выбираться тяжеловато, скорость-то не меньше 3 узлов, а вода - не воздух, сопротивление много больше...
Пообедали с виски. Немцы ушли спать - и спали до Ларнаки. Мне спать не хотелось - щемило, ведь завтра на берег и в самолет. Да и Татьяна приятное разнообразие вносила в пейзаж, загорая в бикини на крыше рубки:)). Так и простоял (сорри, просидел) за штурвалом до Ларнаки. Порт большой, очень, яхт еще больше, чем в Лимассоле. Но видно, что не сезон - едва нашли место для стоянки. Володя отправился в полицию, я - за спиртным. Поздно, магазин закрыт, но я умудрился вытащить хозяина чуть не из постели. Капитализм, однако - он только благодарил за покупки. Впрочем, было за что: я едва дотащил три больших пакета с вином, пивом и узо (питаю слабость к этой греческой водке). Ужин - жареная свинина - просто и очень-очень вкусно. Ну и всяких других закусочек хватало. И было грустно - ведь это последний (для нас) порт...
15.11.2002. 06.00 У меня в 10 самолет. Татьяна поит кофе и кормит булочками, провожает к воротам марины. Вызываем от вахтера такси - длинный "мерс"-пульман (они там все такие, даже странно). Обнимаемся на прощанье, щемит сердце - с "Викой" я попрощался - а расставаться жалко-жалко. Таксист забрал сумку, положил в багажник, держит открытую дверь - значит, пора!
Аэропорт Ларнаки небольшой, но организован четко. Лечу я в Москву самолетом "Cipros airlines", поэтому регистрация хоть за сутки до посадки - на все рейсы этой компании. Узо в "дьюти-фри", возврат Tax free - и на посадку. Посадили быстро, с двух строн - а не гоняли по одному трапу в три приема, как в
России. Мягко, просторно - А-310/320. Персонал вежливый, только нажал на кнопку - уже возле тебя стюард. Прекрасное вино в бутылочках - Кларет. Приносят, как попросишь. (интересно, долго ли нам до такого сервиса жить?). И не заметил, как полет прошел.
В Москве жуткий туман - говорят, только наш рейс посадили. Жена, вылетев утром из Екатеринбурга меня встретить, прилетела только 16-го - через Нижний и Питер. А дальше - сдал я экзамен в Москве, получил документы, заказал яхту на июнь - и сижу, разглядываю альбом с фотографиями: на них я все еще за штурвалом, в море, обдаваемый волнами и ветром - и счастливый, безмерно счастливый...
А если у кого вопросы, как все это, где, с кем и сколько все это удовольствие стоит - пишите на E-mail, с удовольствием отвечу.